Мания жизели краткое содержание
Обновлено: 06.07.2024
Содержание
Сюжет
В ролях
Съёмочная группа
Награды
Ссылки
Рок • Мания Жизели • Дневник его жены • Прогулка • Космос как предчувствие • Пленный • Край
- Фильмы по алфавиту
- Фильмы 1996 года
- Фильмы Алексея Учителя
- Фильмы-драмы России
- Фильмы-биографии России
- Художественные фильмы о балете
- Фильмы России 1996 года
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Мания Жизели" в других словарях:
Мания Жизели (фильм) — Мания Жизели Режиссёр Алексей Учитель Автор сценария Авдотья Смирнова, Алексей Учитель В главных ролях Галина Тюнина, Михаил Козаков, Евгений Сидихин, Сергей Виноградов Оператор Сергей Ландо … Википедия
Учитель, Алексей Ефимович — У этого термина существуют и другие значения, см. Учитель (значения). Алексей Учитель … Википедия
Учитель, Алексей — Алексей Учитель Дата рождения: 31 августа 1951 (57 лет) Место рождения: Ленинград, СССР Гражданство … Википедия
Учитель Алексей Ефимович — Алексей Учитель Дата рождения: 31 августа 1951 (57 лет) Место рождения: Ленинград, СССР Гражданство … Википедия
Учитель Алексей — Алексей Учитель Дата рождения: 31 августа 1951 (57 лет) Место рождения: Ленинград, СССР Гражданство … Википедия
Учитель А. Е. — Алексей Учитель Дата рождения: 31 августа 1951 (57 лет) Место рождения: Ленинград, СССР Гражданство … Википедия
Фильм-балет — Фильм балет это особый жанр кинематографического искусства, комбинирующий художественные средства этого искусства с художественными средствами собственно балета. В отличие от экранизации балета, представляющей собой фиксацию сценической… … Википедия
Жизель — Giselle, ou les Wilis Сцена из II акта, 1841 … Википедия
Помутнение рассудка у двух великих танцовщиц начала ХХ века, Софьи Федоровой и Ольги Спесивцевой, случилось в результате их рокового погружения в бездны творчества. Балерин сгубила болезненная отзывчивость на пограничье бытия и небытия, которая постепенно поглотила их разум и привела в дом скорби. Душевную болезнь обеих спровоцировала роль Жизели.
И всё же у Спесивцевой и Федоровой Жизели оказались разными, потому что несхожим было их отношение к классическому танцу.
В повседневности замкнутая и застенчивая Федорова всех близких поражала душевной смутой. Она оказалась захваченной модным в начале: ХХ столетия течением мистицизма с культом Сатаны. В ее до болезненности впечатлительной натуре расцветала та злая энергия, которая выплескивалась в темпераментных, предельно выразительных танцах. Путь к совершенству через Бога балерина отринула как невозможную, по ее мнению, затею: она не верила в возможность достичь звезд через тернии. Зато Федорову необыкновенно влекло стремление кдьявольскому произволу с быстрым и ошеломляющим результатом. Она не страшилась тяжел ой расплаты, даже приближала этот час. Современники сравнивали ее с неистовой менадой, "от дикого вдохновения которой в балетную труппу словно вселялся бес".
Поэт Вячеслав Иванов писал: «У Федоровой два лика. Один внешний, часто повторяющийся в ее выступлениях, почти тот, за кого ее многие привыкли считать. Это Федорова скачущая, необычайно экспрессивная - в танцах египетских, индийских, цыганских, испанских. Но нужно сказать прямо - это не настоящая Федорова . Это ее официальная дань современному балету. Дневная Федорова, скрывающая свою тайну. Есть другая Федорова. Почти неподвижная, как бы дремлющая. Но там, в глубине, вспыхивают какие-то зарницы, молнии пробегают во мраке. Чуть заметные движения. Всем своим обликом она будит смутное, тайное воспоминание. И вдруг, догадываясь, испуганный, я восклицаю:
Теперь она висела на наших руках на десятиметровой высоте над площадью Шарля Гарнье. Ценой неимоверных усилий мы все-таки втащили ее обратно. Она отбивалась, кусалась, царапалась, стараясь вырваться, но это не было чистой истерикой. На секунду наши взгляды встретились, и в ее глазах я прочитал столько злобы и ужаса, что невольно вспомнил гоголевского "Вия".
Обе балерины видели в Жизели чистую деву, которую зло выбрало объектом своих нечистых помыслов и дел.
Он приводил слова великого маэстро танца Энрико Чекетти: "К нам упало яблоко и распалось на две половинки, из одной вышла Павлова, из другой Спесивцева", - и от себя добавлял: "Спесивцева вышла из той, что грелась на солнце".Зато потом, после выступления Спесивцевой, восторгам не было конца: "Необычайное зрелище. Видеть, как танцует эта женщина . подарок судьбы. Она превосходила всех. Она заслоняла декорацию, сцену. Каждый ее жест был настоятельно необходим".
С конца 1918 года Софья Федорова стала страдать тяжелыми неврастеническими припадками, первые признаки которых появились пятью годами ранее, во время создания образа Жизели. В 1922 году, после смерти мужа, оперного певца и режиссера Петра Сергеевича Оленина, она эмигрировала в Париж. Там, почувствовав себя лучше, Федорова занялась педагогической работой, выступала в труппе Анны Павловой, принимала участие в концертных программах.
Первые симптомы безумия у Ольги Спесивцевой появились в 1934 году в Сиднее, где балерина гастролировала в качестве звезды труппы Анны Павловой, возглавляемой после смерти великой танцовщицы ее мужем Виктором Дандре. Она постоянно твердила, что окружена врагами, намеревающимися украсть и уничтожить цветы, которые дарит ей публика. Ни слова не говоря, Спесивцева прерывала репетиции и уходила бродить по городу.
После того как в страшном возбуждении ночью она прибежала в номер Дандре и умоляла спасти ее от убийц, все поняли, что за "неврозами" артистки кроется что-то более серьезное и страшное. Несколько дней спустя Ольгу подобрали на дороге довольно далеко от Сиднея: взор ее был затуманен, говорила она что-то невнятное. Стало очевидно, что выступать балерина не сможет.
После нескольких недель отдыха в санатории она уехала из Австралии. Однако еще весной 1931 года во время успешного турне в Монте-Карло и Швейцарии окружающие замечали ужасное душевное состояние Спесивцевой. Ее депрессию невозможно было ничем объяснить, поскольку в труппе она занимала первое место и пользовалась привилегиями примы. И всё же она постоянно находилась в раздраженном, озлобленном и подавленном настроении.
Прогрессирующая болезнь изнуряла Спесивцеву, которая не понимала причин происходящего с ней несчастья. Серж Лифарь считал, что Ольга стала жертвой собственной гениальности, намного превосходившей ее интеллектуальные способности. Попытки балерины рассуждать об искусстве оборачивались детским лепетом, и собственное бессилие приводило ее в ярость. Она нервничала и капризничала, как ребенок, Зачастую Спесивцева затрагивала возвышенные предметы, хотя мало в них смыслила. Она искренне верила, что тема сама по себе свидетельствует и о ее уме, и о хорошем воспитании.
Однажды после длительной репетиции партнеры предложили Ольге зайти в кафе, чтобы снять напряжение и просто по-дружески поболтать. К их изумлению, она озабоченным тоном ответила:
Это сложная балетная партия, потому что балерина танцует, по сути, череду преображений: из наивной девушки в обманутую женщину, из влюбленной - в ревнующую, из живой - в мертвую, из гневного духа возмездия - в духа прощения и спасения.
Мне показалось, что допущенные авторами фильма "вольные интерпретации" направлены на то, чтобы провести параллель между преображениями Жизели и преображениями балерины, исполнявшей эту партию так, что она вошла в историю балета. Хотя "мания" в заголовке придает дополнительную плоскость смыслам, заложенным в фильм. А смыслов там хватает. Хороший фильм, трогает за душу и сердце, и, вдобавок, невольно задумываешься. А еще мне впервые захотелось сходить на "Жизель", при том, что из балета я люблю только "Щелкунчика" и "Лебединое озеро".
Над фильмом работали:
Евгений Сидихин, узнаваемый актер, лицо которого постоянно мелькает на экранах. Бандитские муры и прочие петербурги не обходятся без его участия. Как актер он не хуже и не лучше других. Наверно я не совсем прав и актер он талантливый.
Фильм рассказывает историю Ольги Спесивцевой легендарной балерины, которую называли красной Жизелью. Ее любовные похождения и сумасшествие, творческие порывы и мании преследования, истории сцены и истории сумасшествия. Фильм построен довольно интересно и учитывая, что он снят почти 20 лет назад. Картина смотрится свежо и в общем кажется очень актуальной, это меня очень удивило. Я ждал от российского кино сильно меньше.
Портит фильм глуповатый Ванька Охлобыстин в роли великого Сержа Липаря. Его попытки изображать балетную грацию, выглядят так же нелепо, как все что делает это создание. Наверно, тогда он не был настолько больным, как сейчас, но в общем включение его в фильм в качестве одного из главных героев большая неудача режиссера. Как и отсутствие в картине Нежинского, который мог бы много сказать о безумии Спесивцевой и его истоках, которые, конечно лежат в основе того, что принято считать русской балетной школы.
Читайте также: