Малышкин падение даира краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Главная особенность повести – в ней нет развернутых психологических характеристик персонажей, но есть авторский голос, постепенно включающийся в повествование. Этой некий безликий рассказчик, который и сообщает о происходящем в торжественном лиро-эпическом ключе.

Важно! От Малышкина еще скрыт подлинный характер революции как революции пролетариата, у него лишь абстрактный образ революции-освободительницы.

- в основе сюжета – судьба масс, а не судьбы отдельных героев.

- напряженность действия достигается сценами трудностей, преодолеваемых Таманской армией.

- повторением этих сцен Серафимович подчеркивается главная идея - рост сознания масс (например, сцена митинга в начале и конце похода, сцена похорон убитых бойцов).

Когда Морозке удается на переправе успокоить людей, он чувствует себя ответственным человеком. Кроме того, он пытается бороться с желанием запить, понимает, что есть красота внешняя, а есть подлинная, душевная. Понимает, что он обманут в прежней жизни. Гульба и работа, кровь и пот, а впереди ничего хорошего, и ему показалось, что всю жизнь он старался выйти на прямую, ясную и правильную дорогу, но врага, который сидит в нем самом, не замечал.

Только перед героической гибелью Морозка понял, что Мечик – трусливый гад, предатель, думающий только о себе, и воспоминание о близких, дорогих людях, которые ехали позади него, заставило его пойти на самопожертвование. Фадееву важна мысль, что в революциях и войнах побеждает часто не тот, кто совестливее, мягче, отзывчивей, а тот, кто фанатичнее и бесчувственней к страданиям.

Кроме того, Фадеев в романе поднимает тему гуманизма, которая связана с темой гражданского долга. Командир Левинсон забрал единственную свинью у бедняка-корейца, применяя оружие, заставил рыжего парня лезть в воду за рыбой, дал добро на вынужденную смерть Фролова. Все это ради спасения общего дела. Писатель показывает, как ради интересов партии люди черствели и переходили грань дозволенного.

Мария Мак

“ПАДЕНИЕ ДАИРА” (1921). После Семнадцатого года следующий шаг — в Гражданскую войну. Так и есть: повесть о взятии Крыма красными. Но этот шаг Малышкин делает на десять лет раньше “Севастополя”: с “Даира” он начинает писательство. Отчего так переставилось? Живее были в груди, ещё не остыли крымские бои (Малышкин был их штабным участником)? Или на этой теме он свободен был сказать всё, как чувствовал, а о большевицком раннем Севастополе — не смел?

В этой повести главные усилия Малышкина, кажется, и были: как описать армейскую массу, и особенно в движении. Для этого он принимает былинный стиль, где сливаются все реальные детали — в общее впечатление и символы. (Тогда не обязательна для него и последовательность боёв: вот уже почти атакуют входы в Крым — и снова отброс к прежним походным подтягиваниям.) Очень изредка вырывает из массы кого-то, с кем или краткий диалог, или вдруг лицо (“каменная черта на лбу таяла в жёсткую улыбку”; “в австрийской шинели с крупными прозрачными глазами”;), и потом эти названные ещё выныривают (Микешин с его кроваво-красными обмотками, смастерёнными из плаката; добрые глаза у “тернационала” в австрийской шинели — а с чего бы недавнему военнопленному, воюя на чужой земле, быть таким уж добрым?). Или называет отдельных людей без существительных: лохматый, чернобородый, яростный, подтолкнутый ужасом тучным. Один раз — голова командарма: “профиль каменного, думающего о суровом”.

Это катящее, льющееся движение красноармейской массы — идёт черезо всю повесть, постоянно ощущается — а отдельные случаи выделены редко (как насильственный выгон деревни на плотины). Удача — несомненная. Для описателя крупных людских движений — такое труднее всего. (Замятин о “Падении Даира”: “удалось то, что не удалось Пильняку”, “тысячеголовый безымянный герой”, “образ недифференцированной массы”.)

Словесные выражения поддержаны и часто возникающей ритмичностью:

— в огненной слепоте рождается мир из смрадных кочевий;

— это было становье орд, идущих завоёвывать прекрасные века;

— провлекались ряды в беззвестье, в забвенные волны;

— гул становой двинутых по дикой земле;

— стыли раскрытые рты, развёрстые зрачки;

— рухнуло гиком, заревело тысячами горл;

— облако грив, пик, развевающихся в ветер отрепий;

— зыбилось нескончаемое поле масс;

— земля гудела от гнёта обозов, роптал невидимый скот;

— мчалась ножовщина, сшибалась осями, сворачивая плетни;

— дьяволы мчались, скалясь на штаб;

— скрипя и гудя тысячеголосьем, армия повалила;

— приливала глазеющая зыбь; близились идущие шумы;

— шли, горбясь от сумок, там и сям попыхивая огоньками цигарок;

— тьмы шли и шли; токи толп; серое кишащее живьё;

— падающий молот множеств;

— множества пили пресную воду и упали на берегу.

(Тут мы сблизили некоторые сходные определения, но в тексте повести они не сгущены и не производят впечатления повторов.)

И массы ждут себе и жаждут обильной добычи при победе:

— прорвать дорогу в кочевья, где молоко, мясо и мёд;

— чудились брошенные богатства городов;

— брызжущий в потёмках рай — в этом было мировое.

Тут Малышкин разрешает себе сильные перекосы: там — “богачество, стекшееся со всей России”, там — роскошь, кутёж, разврат и короли нефти, “светящиеся небоскрёбы” — это во врангелевском-то подтянутом Крыму; там— “мир умирает в предсмертной сумасшедшей агонии”; там одни “отборные дворяне в эскадроне”, а простого народа в том войске будто и вовсе нет; там — “английские шинели”, “укрепления, сделанные союзными инженерами”, “мощь усовершенствованной техники”.

Как жаль: сам ли поддавшись красной пропаганде или нарочито включась в неё, Малышкин разрешает запечатлеться в истории — неправдоподобию и легендам.

Александр Малышкин - Падение Даира

Александр Малышкин - Падение Даира краткое содержание

Падение Даира - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

ПОСЛЕДНЯЯ СТРАНИЧКА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

(О повестях Вс. Иванова, А. Малышкина и романе В. Кина)

Непросто и по-разному создавались эти книги…

Третья книга была создана много позже, в Москве. Столицу, едва оправившуюся от бедствий и лишений военных лет, со всех сторон обступал уродливый быт нэпа с его самодовольной сытостью и вызывающей роскошью, кощунственной на фоне общей все еще тяжелой, неустоявшейся, аскетической жизни.

Гуманизм революции заключается в том, что всей своей мощью она вошла в самые сокровенные глубины человека, принявшего ее и слившегося с ней.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Александр Малышкин Падение Даира

Падение Даира: краткое содержание, описание и аннотация

Александр Малышкин: другие книги автора

Кто написал Падение Даира? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Александр Малышкин: Падение Даира

Падение Даира

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Александр Малышкин: Люди из захолустья

Люди из захолустья

Александр Малышкин: Круг. Альманах артели писателей

Круг. Альманах артели писателей

Александр Малышкин: Сочинения в двух томах. Том 2

Сочинения в двух томах. Том 2

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Александр Абрамов: Белые начинают…

Белые начинают…

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Падение Даира — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

ПОСЛЕДНЯЯ СТРАНИЧКА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

(О повестях Вс. Иванова, А. Малышкина и романе В. Кина)

Непросто и по-разному создавались эти книги…

Третья книга была создана много позже, в Москве. Столицу, едва оправившуюся от бедствий и лишений военных лет, со всех сторон обступал уродливый быт нэпа с его самодовольной сытостью и вызывающей роскошью, кощунственной на фоне общей все еще тяжелой, неустоявшейся, аскетической жизни.

Гуманизм революции заключается в том, что всей своей мощью она вошла в самые сокровенные глубины человека, принявшего ее и слившегося с ней.

Читайте также: