Мальчика не пустили в школу из за прически

Обновлено: 05.07.2024

В Иркутске шестиклассника не пустили на уроки того, что у него на голове был заплетен небольшой хвостик. Мальчик несколько часов просидел в кабинете психолога.

Как рассказала мама ребенка, ей позвонили из школы и заявили, что в таком виде ее сын не может посещать занятия. После этого школьника отвели в кабинет психолога, где завучи, директор и социальный педагог прочитали ему лекцию. В итоге ребенок провел в кабинете психиолога несколько часов.

Кроме того, как рассказал женщина, по дороге домой сын задал ей странный вопрос.

Между тем директор школы, где произошел инцидент, отметила, что мальчику предлагали распустить хвостик и причесаться, однако ребенок отказался. Кроме того, в уставе школы говорится, что мальчики должны быть коротко острижены, а экстравагантные стрижки и окрашивание волос запрещены.

Иркутского школьника не пустили на занятия за прическу — безобидный хвостик на макушке, который также называют хвостиком самурая. Мальчика, по словам мамы, отвели в кабинет психолога — там он просидел все шесть уроков. В это время педагогический состав якобы читал ему лекции о том, как в школу ходить можно, а как нельзя. Маму же попросили срочно забрать ребенка.

Но на этом сюрпризы для мамы шестиклассника не закончились. По ее словам, уже по дороге домой сын спросил ее, кто такой транссексуал.

В школе отрицают, что завуч говорил нечто подобное. По словам директора Центра образования № 47 Надежды Тютриной, где и произошел конфликт, он бы никогда себе не позволил так оскорбить ученика.

Никаких проблем

При этом раньше проблем с ребенком у педагогического состава не было — ни к поведению, ни к учебе вопросов не возникало. Конфликтов с учителями или учениками тоже не было, но директор отметила, что мальчик часто пропускал занятия.

Мама мальчика объяснила, что вся семья два месяца сидела на карантине из-за коронавируса. А вместо предложения перейти на домашнее обучение заявила, что в школе им сказали подумать о смене учебного заведения, если они не согласны с дресс-кодом и другими правилами.

Директор также с подозрением отметила то, что мальчик сменил четыре класса в начальной школе — якобы по просьбе бабушки его переводили от одного педагога к другому. Здесь мама тоже объясняет ситуацию иначе.

Сейчас ребенок продолжает ходить в школу — без хвостика. Новых конфликтов не возникает, но мама реакцией школьной администрации недовольна. Она уже направила жалобы в Министерство образования Приангарья и Федеральную службу по надзору в сфере образования, а также министру просвещения.

Кто прав?

Дети уже устали от того, что тут нельзя, там нельзя. А после этого они выходят разочарованные во всем — в образовании, в школе. Они вспоминают не самые лучшие моменты в своей школе, а вот именно этот момент, когда кто-то кого-то задел, кто-то кому-то сказал про этот хвостик

В ситуации же с хвостиком такие строгие ограничения, по мнению Дугенцовой, излишни. К тому же, уверена психолог, такая прическа никак не повлияет на дисциплину.

По мнению психолога, в ситуации есть ошибка школы: со всеми родителями и детьми предварительно должны были провести собрание, на котором бы оговорили все правила школы, в том числе и положение о школьной форме, где прописаны требования к прическе. Если бы такое собрание с родителями и учениками проводилось, конфликтной ситуации бы просто не возникло.

Главной причиной конфликта, по мнению Бориса Чернышова, является профессиональное выгорание сотрудников школы. И ответственность лежит на вышестоящих органах — там, считает эксперт, должны работать с региональными министрами и директорами школ, объясняя, что к детям нужно относиться с уважением и пониманием.

В начале сентября в иркутской школе случился скандал: шестиклассника Матвея не пустили на уроки из-за неподобающего внешнего вида, а именно длинных прядей, завязанных в хвост. Ученика закрыли одного в кабинете психолога. Маму мальчика Асю возмутили действия администрации школы: она рассказала о ситуации в СМИ. Мы попытались воссоздать полную картину случившегося.

Что случилось?


После этого маме было рекомендовано перевести ребенка в ту школу, которая гораздо свободнее в требованиях. Потом еще пришла завуч и добавила, что завтра на уроки Матвей сможет пройти только через кабинет директора. Ася ответила, что приедет вместе с сыном.

Когда Ася и Матвей вышли из школы и сели в такси, ребенок нагнулся к маме и тихо спросил:

— Кто такие транссексуалы?

— А почему ты спрашиваешь, мой хороший?

Позиция мамы

На следующий день Ася с Матвеем вновь пришли в школу. Хвостик был снят, челка убрана за уши. Но директора это не устроило, она сказала, что ребенку нужна новая стрижка.

Также Ася уточнила, что во всей этой ситуации ее задевает и другой момент

Во время разговора Матвея с завучем работник школы обвинил шестиклассника в том, что он якобы стал записывать их разговор на телефон. Хотя, по словам Аси, ее сын этого не делал:

Позиция школы

Как дела обстоят сейчас

По словам Аси, школа сейчас с ней вообще никак не общается. Но ей известно, что там еще больше ужесточили требования к внешнему виду. Провели родительское собрание и попросили всех подписать новые бумаги.

Сейчас ситуацию под контроль взяла прокуратура. В МАОУ N47 проходит проверка.

Что об этой ситуации думают эксперты

Психолог Марина Быкова:

Ребёнок, безусловно, напуган, так как не видит в этой ситуации логики. Школьники принимают все слова учителей близко к сердцу, и мальчик может подумать, что совершил что-то неправильное, но непонятно что. Важно обсудить с ребёнком ситуацию без оскорблений в сторону школы в целом. В жизни встречаются разные люди с разным мнением, и не все из этого нам нравится.

Подростковый возраст — время, когда мы принимаем на себя разные оценки и учимся отстаивать границы. В каждой организации, будь то школа, больница, банк или офис, есть свои правила. Нам приходится подчиняться им, но они никак не определяют нашу личность. Для защиты от повышенного внимания нужна уверенность в себе. Даже если было нарушение устава школы, переход на личности неприемлем со стороны человека любого возраста.

Важно объяснить значение этого слова, рассказать, что это, вообще-то, не обзывательство и не ругательство. В современном обществе существует множество видов самоидентификации, но ни один из них не может являться ярлыком. К тому же вопросы половой идентификации не определяются внешним видом и являются личным делом каждого.

Юрист Анна Пойлова:

В школе может быть принят устав или иные документы, регулирующие нормы поведения учащихся. В данном случае в школе в Иркутске приняты Правила внутреннего распорядка муниципального автономного общеобразовательного учреждения Центра образования № 47 города Иркутска.

Ребенок не нарушил закон и правила школы. Более того, были нарушены его конституционные права на право выбора. Нестандартная прическа — это личное дело учеников.

Однако то, что школа разговаривала с учеником без присутствия законного представителя, законно. Ребенок должен обсуждать конфликтные ситуации в присутствии родителей или законного представителя. Но если родители не смогли присутствовать, ребенок имеет право самостоятельно рассказать о случившемся ответственным в школе лицам.

Из-за такой косички мальчика не пустили на урок в класс. Фото: предоставлено мамой мальчика

12-летний Костя Романов (имя и фамилия изменены, - прим. Ред.) из иркутского Центра образования №47 решил начать новый учебный год с новым имиджем. Шестиклассник следит за последними тенденциями в моде и ходит на курсы актерского мастерства. Вот летом на каникулах и решил немного отрастить волосы, сменить прическу. В барбершопе парень попросил мастера выбрить виски и оставить удлиненную челку. А чтобы она не падала на глаза во время уроков, дома попросил маму аккуратно завязать на макушке 3-сантиметровый хвостик. Получилось что-то вроде прически самурая. Но в школе новую стрижку модника не оценили…

По словам Аси, по дороге домой в такси сын неожиданно задал ей странный вопрос.

- Мальчика действительно не пустили на занятия из-за прически, - комментирует директор Центра образования №47 Надежда Тютрина. – Выгонять с позором его никто не собирался и уж тем более состригать волосы не просили. Ребенку предложили просто распустить косичку и причесаться, но он отказался. Тогда ученика отвели в кабинет психолога. Там к нему приходили педагоги и давали задания. Все шесть уроков он занимался, но только отдельно от одноклассников. То есть от учебного процесса он отстранен не был. Никакой закон мы не нарушили.

Так почему Костю нельзя было пустить в кабинет, сделав ему замечание и не попросив завтра прийти уже без хвостика? Директор вместе с завучами отвечают, что не могли нарушить устав. По их словам, это был бы плохой пример для других учеников. А что с оскорблением, называл ли учитель ОБЖ мальчика транссексуалом?

В то же время директор, завучи и педагоги в голос твердят: никаких проблем с Костей у них никогда не было и нет. Поведение не хромает, учится прилежно, с ребятами и педагогами отношения хорошие, конфликтов не случается.

С такой прической мальчик ходит в школу теперь. Фото: предоставлено мамой мальчика

Хотя один вопрос руководство школы все-таки волнует.

- Мальчик пропускает очень много занятий, - говорит Надежда Тютрина. – За прошлый учебный год пропустил более 300 уроков, то есть почти два полных месяца. Причины? Мама с бабушкой объясняют, что часто болеет ОРВИ, приносят справки от врачей. Мы даже предлагали семье перевести ребенка на домашнее обучение, но они отказались. Кроме того, в начальной школе Костя сменил уже четыре класса. По просьбе бабушки его каждый раз переводили от одного педагога к другому.

- Нам предложили, если не согласны с дресс-кодом и правилами школы, подумать о смене учебного заведения, - заключает мама мальчика. – Что касается пропусков, то ребенок не ходил на занятия из-за того, что он и мы болели коронавирусом. К этой ситуации, пропуски вообще не имеют отношения. Класс мы поменяли из-за того, что Департамент отстранял одного из преподавателей в середине года и класс расформировали. Жалобы я отправляла в министерство образования Приангарья, министру Просвещения и в Федеральную службу по надзору в сфере образования. 2 сентября я также звонила в депертамент образования Иркутска.

ЗВОНОК ПСИХОЛОГУ

Оксана САВЧУК:

Подростки выделяются внешностью

- Особенностью сегодняшнего времени является то, что дети максимально стараются показать свою уникальность и отдельность от группы как раз прическами, одеждой, поведением, вкусами, блогами в Интернете. Сейчас время, когда молодые люди выделяются внешностью и эпатажем, а не своими достижениями, результатами. Это эмоциональный прецедент для родителей. А подросток, наоборот пережил минуту славы, которая для него сложится в положительном плане. Для сверстников он может даже предстанет как герой. Что касается учителей, то жаль, что они среагировали на внешнюю форму. Лучше бы реакция была на качество. Но если в школе есть правила, то они вправе потребовать именно от родителей контроля как выглядит их сын. А то, что мальчик в этот день учился индивидуально, психологически на нем никак не скажется.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Олег ИВКИН, начальник департамента образования Иркутска:

Устав – документ, имеющий правовую основу

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Прокуратура начала проверку в школе Иркутска, где ученика не пустили на уроки из-за косички (Подробности)

Возрастная категория сайта 18 +

Следственный комитет начал проверку в школе N 4 Сосновоборска (Красноярский край), где вспыхнул конфликт между руководством заведения и ребенком, пришедшим на занятия с неподобающей, по мнению администрации, прической.

Мальчик хочет походить на своего футбольного кумира Златана Ибрагимовича. Фото: Vesti.ru

История началась 5 сентября, когда учитель сделала замечание ученику четвертого класса Прохору. Мальчик явился в школу с необычной стрижкой: виски выбриты, а на затылке волосы обесцвечены и забраны в пучок. Педагог посчитала внешний вид ученика вызывающим, о чем и сообщила родителям. Те возразили, что прическу сын сделал с их согласия и одобрения. Вскоре разгорелся скандал уже на уровне директора учебного заведения, которая предложила папе и маме Прохора, если они не готовы выполнять требования педагогов, перевести ребенка на домашнее обучение.

Объяснения взрослых, что мальчик, всерьез занимающийся футболом, постригся так, чтобы походить на своего кумира - шведского нападающего Златана Ибрагимовича, руководство учебного заведения не приняло. Директор Людмила Пестова заявила, что с нового учебного года в школе вступили в силу разработанные там правила о "единой форме и внешнем виде учащихся", и Прохор со своей прической в них не вписывается. После этого родители четвероклассника написали заявление в прокуратуру.

Скандал с "неправильной" прической школьника вызвал огромный общественный резонанс, выплеснувшийся далеко за пределы 40-тысячного Сосновоборска. В защиту "свободы самовыражения ребенка" выступили блогеры и общественные деятели. Впрочем, значительная часть участников дискуссии Прохора и его родителей не поддержала. В частности, они обратили внимание на то, что требования к внешнему виду учеников были обнародованы еще весной, и у семейства юного модника было время найти с педагогами компромисс. Но они пошли на конфликт. "Правила в школах пишут, чтобы их соблюдали все", - подчеркивают участники дискуссии.

Фото: СУ СКР по Новосибирской области

Министр же образования Красноярского края Светлана Маковская отнеслась к этому, скажем так, по-философски:

- У нас в Красноярском крае более 346 тысяч учеников, и все абсолютно разные. Надо понимать, что в период переходного возраста ребята выражают собственную индивидуальность. Нестандартная прическа - это личное дело учеников. Школа имеет право установить единые рекомендации к одежде обучающихся, чтобы она соответствовала общепринятым нормам делового стиля, но не более того, - отметила министр. По ее словам, она уже встретилась с директором учебного заведения и родителями мальчика, попросив обе стороны пойти на компромисс и возникший конфликт погасить.

Точку же в деле поставят следователи: они установят, имело ли место превышение должностных полномочий руководством школы и примут решение.

- Министерство просвещения исходит из позиций, что внешний вид и одежда учащихся должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер, - прокомментировали резонансный случай в федеральном ведомстве. - Это закреплено действующими нормативными актами о соответствующих требованиях для всех регионов. Однако отметим недопустимость каких-либо препятствий со стороны школ в доступе учащимся к образовательному процессу.

Читайте также: