Майерлинг википедия краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Запретная любовная связь между австрийским наследным принцем Рудольфом и прекрасной баронессой Марией фон Вечера трагически оборвалась холодным январским утром 1889 года в Венском лесу. Был ли это двойной суицид или хорошо спланированное политическое убийство? Печальные обстоятельства гибели двух влюбленных и по сей день окутаны завесой тайны.

Рудольф и Мария были найдены мертвыми утром 30 января 1889 года в императорском охотничьем домике на окраине Венского леса. Это ужасное происшествие стало страшнейшей драмой в истории австрийской королевской семьи, которая широко освещалось в прессе. На первый взгляд, это было классическое двойное самоубийство, однако улики оказались настолько противоречивыми, что многие историки и сегодня считают, что мы никогда не узнаем истинных обстоятельств Майерлингской трагедии.

Рудольф Австрийский: послушный, но несчастный наследник престола

Рудольф был единственным сыном австрийского императора Франца Иосифа I и его супруги Елизаветы. Он появился на свет 21 августа 1858 года в летней резиденции семьи в городе Лаксенбург. С самого детства мальчик питал неподдельный интерес к естественным наукам, был прилежным и сообразительным учеником. Мама Рудольфа радовалась успехам сына и всячески поощряла его любознательность. А вот с отцом у наследника престола сложились прохладные отношения. Франц Иосиф был сторонником жестких методов воспитания. Он хотел, чтобы его преемник стал храбрым солдатом и бескомпромиссным лидером, поэтому нанял ему в воспитатели генерал-майора Гонрекура, который муштровал ребенка в дождь и холод, будил его выстрелами из пистолета и намеренно оставлял мальчика в лесу, чтобы тот самостоятельно искал дорогу домой. Узнав об этом, Елизавета Австрийская пришла в ужас и попросила своего супруга смягчить методы воспитания сына. Франц Иосиф пошел ей навстречу, но его отношения с кронпринцем не стали теплее. Будучи подростком, Рудольф часто конфликтовал с папой из-за разницы характеров и противоположных политических взглядов.

Когда наследник престола достиг совершеннолетия, родители начали активно искать ему достойную спутницу жизни. В 1881 году Рудольф послушно обвенчался с принцессой Стефанией – дочерью бельгийского короля Леопольда II, которая приходилась ему двоюродной теткой. Это был династический брак, в котором полностью отсутствовало взаимопонимание между супругами. В 1883 году у Рудольфа и Стефании родилась дочь, после чего пропасть между ними начала разрастаться еще сильнее. В скором времени кронпринц начал искать утешение в алкоголе и других женщинах.

В середине 1880-х Рудольф купил здание в небольшой деревне, которая находилась на реке Швехат в пятнадцати милях к юго-западу от Вены. Принц облагородил жилище и превратил его в королевский охотничий домик, куда нередко сбегал от гнета семейной жизни. Он любил бродить по лесу и наслаждаться собственным уединением в глуши.

Мария фон Вечера: девушка, ради которой кронпринц пожертвовал всем

Баронесса Мария фон Вечера происходила из знатного рода, а ее отец был богатым дипломатом, состоявшем на службе при австрийском императорском дворе. Через месяц после своего 17-летия она познакомилась с наследником престола на скачках на ипподроме Фройденау – и эта встреча навсегда изменила жизнь юной девушки. Кронпринц был привлекательным мужчиной, к которому неровно дышали многие женщины, однако именно Мария запала ему в душу. Они начали обмениваться письмами, а спустя несколько месяцев состоялась их первая встреча наедине. В подготовке этого тайного свидания участвовали личный извозчик и кузина кронпринца, а также камеристка баронессы. Разумеется, все причастные поклялись молчать о происходящем, чтобы не случилось скандала. Но чем стремительнее развивался этот бурный роман, тем сложнее было сохранять все в секрете.

Одним из первых обо всем узнал император Франц Иосиф, и в конце января 1888 года он пригласил сына на личный разговор. Спокойно обсудить щекотливый вопрос мужчинам так и не удалось. Рудольф горячо доказывал отцу, что жить не может без своей возлюбленной, но император и слышать об этом не желал – он угрожать выслать сына из страны, оставив его без средств к существованию, но это не принесло результата. В итоге каждый остался при своем мнении: Рудольф продолжил тайно встречаться с Марией, а разочарованный в нем отец практически перестал общаться с сыном.

Майерлингская трагедия: хронология событий

На следующее утро камердинер наследника престола постучал в его дверь, чтобы разбудить, но кронпринц попросил не беспокоить их еще в течение получаса. Через 30 минут камердинер вернулся, но в комнате Рудольфа стояла гробовая тишина. Он позвал на помощь одного из компаньонов наследника престола – графа Хойоса. Взломав дверь, они стали свидетелями страшной картины: Рудольф полулежал без движения, а из его рта шла кровь; рядом с ним было бездыханное тело Марии. Любовники были мертвы.

Оправившись от шока, камердинер и граф сообщили об ужасной находке в местную полицию. Тем же утром Хойос отправился в Вену, где находились император с императрицей. Весть о гибели единственного сына стала для них страшным ударом: мать рыдала, обезумев от горя, а потрясенный отец пытался выяснить подробности, которые еще не были известны. Тем временем слухи о двойном суициде проникли в газеты, что стало настоящей сенсацией, которая породила множество теорий заговора. Некоторые полагали, что на самом деле это было хорошо спланированное политическое убийство, целью которого было свержение Габсбургской монархии. Другие утверждали, что сумасшедшая любовница отравила своего возлюбленного, после чего покончила с собой. Но правды никто не знал.

Двойной суицид?

На полу был найден револьвер. Тщательно исследовав тела погибших, медицинская комиссия заключила, что кронпринц с любовницей умерли от огнестрельных ранений в голову. Вот только пуля была обнаружена всего одна. Затем поступили еще более противоречивые сведения. Комиссия выяснила, что всего было произведено шесть выстрелов из оружия, которое не принадлежало Рудольфу. Но кто же тогда стрелял? И куда подевались пули? Ответы на эти вопросы найти не удалось.

Неоклассический балет Кеннета Макмиллана под музыкальное сопровождение композитора Ференца Листа. Это роскошная трехактная трагедия, которая требует от артистов максимальной творческой отдачи. Сюжет спектакля построен по мотивам романа Джорджа Марека Орлы умирают, повествующий о периоде правления династии Габсбургов во время раскола Австро-Венгерской Империи. В центре событий рассказ о двойном самоубийстве кронпринца Рудольфа и его молодой любовницы, которое произошло в загородном поместье Майерлинг. Своеобразная история о Ромео и Джульетте, произошедшая немногим более 100 лет назад. Проследить все нити сюжета балета непосредственно на премьере смогут не все. Постановка достаточно сложная, поэтому перед посещением спектакля рекомендуется прочитать оригинальный роман. На сцене Музыкального театра играют Игорь Зеленский, Ксения Шевцова, Ольга Сизык, Оксана Кардаш, Татьяна Мельник, Георги Смилевски, Сергей Полунин, Анна Оль и др. артисты. Каждый персонаж трагедии – индивидуальный характер, требующий продолжительной работы над его воспроизведением на сцене, поэтому неслучайно в данной постановке участвуют лучшие артисты театра. Масштабность балета мало чем уступит произведениям Льва Толстого, но, при этом, каждый из персонажей показан максимально детально.

Над мрачным, скандальным сюжетом двойного самоубийства австрийского Крон-Принца Рудольфа и его любовницы Марии Вечеры, произошедшем в замке Майерлинг, увлекшись закатом истории династии Габсбургов, знаменитый хореограф работал почти четыре года, поставив перед собой сложнейшую для балета задачу выражения не только психологической составляющей трагедии, но и ее социально-политических причин, а, в какой-то степени, даже и последствий. Стоит ли сомневаться, что в итоге у МакМиллана получился сложнейший для исполнения, как технически, так и актерски, балет, с огромным количеством персонажей, запутанными перипетиями сюжетной линии, массовыми и пантомимными сценами, роскошными костюмами и декорациями. В России такие спектакли традиционно называют драмбалетами, в Великобритании – ballet-story, то есть сюжетными.

Crown Prince Rudolf in Kenneth MacMillans production of Mayerling for The Royal Ballet (c) ROH 2017. Photograph by Alice Pennefather

Crown Prince Rudolf in Kenneth MacMillans production of Mayerling for The Royal Ballet (c) ROH 2017. Photograph by Alice Pennefather

Крон-Принц Рудольф, параноидальный нарциссист, одержимый сексом и смертью, является магнетическим центром всего балета. МакМиллан рисует характер героя, как пунктиром прочерчивая постепенную деградацию его рассудка, посредством семи головокружительных по сложности pas-de-deux, излагающих отношения Принца с ключевыми женщинами в его жизни: дуэт с матерью, Императрицей Елизаветой, которая его не любит, но которую безумно любит он; с его женой, Принцессой Стефанией, к которой он испытывает отвращение; с ее сестрой, Принцессой Софией, с которой он готов флиртовать даже на собственной свадьбе, чтобы разозлить жену; дуэт с его бывшей любовницей и сводницей Марией Лариш, а также с его постоянной любовницей Мици Каспар и, наконец, два невообразимо красивых экспрессивных дуэта с неврастеничной, влюбленной в него Марией Вечера, готовой следовать за ним даже в его стремлении к смерти, - первый, в конце второго акта, в спальне, во время их первой встречи, в котором Мария заигрывает и дразнит Рудольфа играя с черепом и пистолетом, чем шокирует и влюбляет в себя безразличного Принца, и финальное, предсмертное па-де-де в охотничьем замке в Майерлинге.

Кого же увидим среди исполнителей в прямой трансляциии из Лондона в кинотеатрах, 15 октября (кстати, это будет понедельник)?

В роли Крон-Принц Рудольфа увидим виртуознейшего премьера Королевского балета Стивена МакРея, стремительно восстанавливающегося после травмы, помешавшей ему танцевать во второй половине прошлого сезона .
Марию Вечеру исполнит изящная, идеально выученная и очень техничная Сара Лэмб . А в ее уникальном актерском мастерстве можно было убедиться в прошлом сезоне, набдюдая за ней и в вечере одноактных балетов “К столетию Бернстайна”, где она была главной исполнительницей в балете Лиама Скарлетта “Век Тревог”, и в грандиозном балете “Манон” Кеннета МакМиллна.

В остальных ролях увидим хорошо знакомых уже Кристен МакНелли, Меган Грейс Хинкис, Маяру Магри, Джеймса Хейя, Гэри Эвиса и других

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Трагедия в Майерлинге

Наследник престола Австро-Венгерской империи покинул Вену, чтобы уединиться в императорском охотничьем замке Майерлинг. Необъявленной гостьей была 17-летняя баронесса Мария Вечера. Была ли их смерть в эту ночь результатом соглашения о самоубийстве?

"Никого не допускай в мою комнату, даже самого императора", - приказал эрцгерцог Рудольф своему лакею Иоганну Лошеку перед тем, как удалиться в спальню около двух часов ночи в среду, 30 января 1889 года. Лакей предположил, что наследник австро-венгерского престола просто желает провести ночь со своей страстной новой возлюбленной баронессой Марией Вечерой.

Пара прибыла в Майерлинг, императорский охотничий замок в 30 километрах к югу от Вены, днем в понедельник. Наследный принц без охраны и, как считалось, один приехал якобы поохотиться со своим приятелем графом Хойосом и родственником принцем Кобургским. Мария, которая была тайно похищена из столицы и чье присутствие в замке держалось в секрете от остальных гостей, была привезена для интерлюдии в романтическом стиле.

Кронпринц Рудольф

В 6.30 утра Лошека разбудил хозяин. Приказав позвать его к завтраку через час, эрцгерцог снова удалился в спальню. После многократных безуспешных попыток достучаться в дверь между 7.30 и 8 часами лакей встревожился и позвал графа Хойоса и принца Кобургского. Когда они приказали ему взломать дверь, Лошек выдал тайну: эрцгерцог Рудольф не один в комнате, с ним - Мария Вечера.

Топором лакей прорубил в двери отверстие, через которое им предстало жуткое зрелище. На кровати лежали полностью одетые эрцгерцог и Мария, оба мертвые. Молодая женщина держала в руках розу; ее любовник привалился к ночному столику, где стояло зеркало. Прострелив Марии голову, Рудольф использовал зеркало, чтобы прицелиться в себя.

Роковое ложе

Граф Хойос помчался в коляске к ближайшей железнодорожной станции, остановил поезд-экспресс и прибыл во дворец в Вену около 10.15 утра. У него недостало решимости рассказать императору Францу-Иосифу о том, что произошло на самом деле, и он сказал императрице Елизавете, что Мария отравила себя и наследника престола.

Баронесса Мария Вечера

Эта история стала первой ложной версией в безуспешных попытках сохранить страшную правду в тайне от общества. В четверг 31 января огромные заголовки на первых страницах газет в траурных рамках известили, что 30-летний наследник престола скончался. Сначала объявили, что причиной смерти был удар, потом - сердечный приступ и наконец - случайное огнестрельное ранение. И только на следующий день открылось, что это самоубийство; о Марии Вечере ничего не сообщалось.

Наследный принц — революционер
Единственный сын императора Франца-Иосифа, Рудольф с детских лет воспитывался как наследник огромной, многоязыкой империи, занимавшей всю Центральную Европу. Будучи императором Австро-Венгрии, Франц-Иосиф управлял, кроме того, большей частью территорий нынешних Чехии и Словакии и республик бывшей Югославии; опытный старый император хорошо знал, что только сильная армия может поддерживать то, что называлось дуалистической монархией. И Рудольф, умный и сообразительный молодой человек, испытал в раннем возрасте всю суровость армейской жизни; он должен был быть готов к тому дню, когда ему придется командовать армией империи.

Вмешалась императрица Елизавета, пылкая женщина, сбегавшая от дворцовой скуки и путешествовавшая инкогнито по всей Европе в сопровождении одной придворной дамы. Она наняла для своего сына учителя по имени Йозеф Латур фонТурнбург. Этот человек либеральных, гуманистических взглядов решил, что Рудольфу нужно знать не только казарменную рутину и военные маневры, и познакомил своего ученика с другими учеными-мечтателями.

Кронпринц Рудольф в форме морского офицера с орденом Золотого Руна. Художник Генрих Ангели. 1885.

Когда Франц-Иосиф прослышал о революционных взглядах сына, он принял меры, чтобы устранить Рудольфа от государственных дел.

Новый взгляд на Европу
Недовольство отца не испугало Рудольфа. Он заваливал императора памятными записками, в которых противопоставлял авторитарное правление Габсбургов стремлению к демократии, захлестывавшему Европу. Франц-Иосиф просто отказывался читать эти меморандумы, но гораздо труднее было игнорировать анонимные статьи, которые писал его сын в Neues Wiener Tagblatt, радикальную ежедневную газету, основанную другом эрцгерцога Морицем Сепшем.

Личность автора вскоре стала известна не только в Вене, но и в Берлине, где германский канцлер Бисмарк приказал секретным агентам следить за потенциально опасным наследником австро-венгерского престола.

Отто фон Бисмарк

Рудольф, как и многие австрийцы и венгры, с тревогой следил за все более тесными связями его страны с Германией, недавно объединенной под властью прусской династии Гогенцоллернов.
Он считал, что Австро-Венгрии, напротив, следует завоевать расположение своих славянских подданных, идя на сближение с Россией, противостоявшей Германии.

Некоторое время он утешался идеей Европы, объединенной терпимостью и сотрудничеством. Это должно было случиться, когда он и еще два либерально мыслящих наследника европейских монархий взойдут на престол: принц Фридрих в Германии и Эдуард, принц Уэльский, в Британии.

Фридрих III

Но этому не суждено было осуществиться. Фридрих умер от рака через год после коронации, а его напыщенный сын Вильгельм II вряд ли разделял надежды Рудольфа на мир и единение в Европе. Эдуарду же пришлось ждать до 1901 года, когда умерла его мать, королева Виктория. Будучи в течение многих лет любимцем народа, к 1888 году Рудольф почувствовал себя в нарастающей изоляции из-за поднявшейся шумной кампании за объединение Австро-Венгрии с германским рейхом.

Нездоровое желание
Внешне симпатичный наследный принц Рудольф никогда не был обделен вниманием женщин - и до, и после своей женитьбы в 1881 году в возрасте 23 лет на принцессе Стефании, дочери короля Бельгии. Рассудительная, довольно непривлекательная, выбранная его отцом 16-летняя невеста была далека от того идеала женщины, что нравился Рудольфу. Их единственный ребенок, дочь, родилась двумя годами позже.

Кронпринц Рудольф и его невеста Стефания Бельгийская

Стефания, по всей видимости заразившаяся от своего мужа гонореей, больше не могла иметь детей, и вскоре супруги стали жить в отдельных покоях дворца, поддерживая лишь видимость брака, как того требовал этикет. Эрцгерцога, погрузившегося в пьянство, наркотики и разврат, вскоре охватило навязчивое желание смерти.

Было широко известно, что у нее уже было несколько любовников. Баронесса была представлена Рудольфу на скачках 7 октября английским принцем Уэльским, у которого было множество приятельниц среди хорошеньких молодых женщин. Через неделю, руководимая графиней Лариш-Валлерзее, она появилась на театральной премьере, в ложе рядом с ложей Рудольфа. К концу месяца состоялось их первое свидание. Когда кучер Рудольфа ловко открыл дверцы одновременно императорского экипажа и стоявшего рядом экипажа графини, Мария незаметно проскользнула из одного в другой.

Пока тактичный кучер Рудольфа, заткнув уши, отвернулся в сторону, счастливая пара наслаждалась первыми минутами близости. Вскоре графиня сопровождала Марию в личные апартаменты эрцгерцога; лица обеих дам были спрятаны в боа из перьев.
Однажды в кабинете Рудольфа Мария обнаружила револьвер, лежавший рядом с черепом на его столе. Она взяла череп, чтобы получше его рассмотреть, когда в комнату вошел эрцгерцог. Заметив вопрос в его глазах, она сказала, что не боится смерти.

Император и король Франц-Иосиф I

Когда-то ходили разговоры о том, что Рудольф мог бы стать королем независимой Венгрии, и император пристально следил за политической активностью сына, возможно содержавшей зерна политической измены. 26 января состоялась бурная встреча императора с сыном. Спор мог начаться с выговора Франца-Иосифа сыну за разгульную жизнь.

А может быть, император просто спросил о развалившемся браке со Стефанией; он узнал, что сын пытался получить разрешение Ватикана на аннулирование брака. Неужели он думал о второй женитьбе на этой авантюристке Марии Вечере?

Императорская чета Австрии, кронпринц Рудольф и его невеста
Стефания, её родители Леопольд Бельгийский и Генриетта Габсбург.

Роковое свидание в Майерлише
Так или иначе, Рудольф пережил конец недели с субботним обедом во дворце в честь дня рождения германского императора и воскресным приемом по этому же поводу в германском посольстве. В напряженный момент на приеме в посольстве Мария Вечера была представлена эрцгерцогине Стефании и умудрилась так затянуть паузу перед реверансом, что смолкли все перешептывания наблюдателей. После приема Рудольф отправился к Митци Каспар и оставался у нее до трех часов утра понедельника.
Именно в этот день он сказал ей, что собирается еще раз на охоту, на этот раз последнюю. Когда они расставались, он перекрестил ей лоб.

Фото императорского охотничьего замка в Майерлинге, 1889.

Поздно утром в понедельник, 28 января, два экипажа выехали из Вены по одной дороге, но с интервалом в полчаса. В первом была Мария Вечера; во втором - Рудольф, за которым осторожно следовали сотрудники тайной полиции. Когда экипаж эрцгерцога замедлил ход, въехав в чащу леса, Рудольф быстро выпрыгнул и скрылся среди деревьев. Кучер повернул обратно к Вене, и полиция последовала за экипажем. Рудольф дошел лесом до гостиницы, закрытой на зиму, где его ожидал экипаж Марии Вечеры.

Вскоре после этого появилась Мария Вечера, немного растрепанная, в том же платье, в котором она уехала из Вены днем раньше, и с нетерпением спросила ужин для себя. Слуге приказали петь и насвистывать популярные мелодии, и казавшаяся счастливой пара засиделась до раннего утра среды, когда Рудольф приказал не беспокоить его и отправился с юной баронессой в спальню.

Странный уход со сцены
Только 31 января утром император узнал истинную причину смерти сына. Проявив признаки лишь кратковременного шока, он принял два быстрых непреложных решения. Невзирая на возражения духовных лиц, Рудольф должен быть похоронен по полному церковному обряду. От трупа Марии Вечеры необходимо избавиться как можно скорее; ее имя должно исчезнуть, как и она сама.

Баронесса Мария Вечера в костюме пастушки

Гробница Марии Вечера на Heiligenkreuz, Австрия.

Посмертные почести
Что касается Рудольфа, придворные врачи после вскрытия пришли к выводу, что в момент наступления смерти он находился в состоянии сильного умственного расстройства. Поскольку его сознание было затуманено, его нельзя было признать ответственным за совершенное самоубийство. Церковь не могла возражать против его захоронения в фамильной усыпальнице Габсбургов в церкви Отцов-капуцинов. Одетое в белый генеральский мундир, с прикрытой головой, чтобы скрыть страшную рану, тело эрцгерцога было выставлено для прощания с народом.

Император и императрица у смертного одра сына

Тысячи людей прошли через дворцовую часовню, чтобы поклониться останкам. Елизавета и Стефания слегли от горя, но Франц-Иосиф оставался в своей канцелярии, лично поправляя ответы на соболезнования, составляемые его секретарями, и вникая во все детали похоронной церемонии, которая должна была состояться 5 февраля.

Запрет на присутствие иностранных визитеров, однако, не помешал толпам подданных выстроиться вдоль улиц Вены во вторник 5 февраля, когда тело Рудольфа на катафалке перевозили из дворца в церковь Отцов-капуцинов. Тишину города нарушали траурный звон церковных колоколов, цокот копыт гвардейского почетного караула и скрип колес фамильных карет Габсбургов.

Траурный кортеж Рудольфа

Траурная процессия у входа в фамильную усыпальницу Габсбургов.

Читайте также: