М р гинзбург рассказы о школе

Обновлено: 04.07.2024

№1. “Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил”.

На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком
№1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

№2. Второй мальчик (девочка) сказал: “Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился”.
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

№3. Третий мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть”.
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)

№4. Четвёртый мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким”
. Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: “Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – и можешь стать, кем захочешь”.
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

№6. Шестой мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки”.
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)

После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:

  • А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)
  • С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)
  • С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: “А что этот мальчик сказал?”, чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Оцениваемые качества личности Да Нет Иногда, не знаю
1 Хороший
2 Добрый
3 Умный
4 Аккуратный
5 Послушный
6 Внимательный
7 Вежливый
8 Умелый (способный)
9 Трудолюбивый
10 Честный

Выводы об уровне развития самооценки:

(1,2 – скорее завышенная; 3 – вероятнее адекватная; 4.5 - заниженная)

Цель: Исследование самооценки ребенка.

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, бумажную фигурку мальчика или девочки (в зависимости от пола тестируемого), которую можно ставить на лесенку и объясняют задание.

Оценка результатов:

Неадекватно завышенная самооценка

3.Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.




Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Анализ результатов

Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.

Предсказать трудности в общении с одноклассниками в школе у таких детей можно с большой вероятностью.

Диагностика мотивационной готовности

Для шестилетних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:

· собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности;

· широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения

· игровой мотив, неадекватно перенесённый в новую учебную сферу;

· мотив получения высокой оценки (отметки).

Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Методика проводится индивидуально.

Материал:6 картинок

1. Женская фигура, склонившаяся вперед с указующим жестом, перед ней фигура ребенка с портфелем в руках.

2. Схематичная фигура ребенка, сидящего за партой.

3. Схематичные фигуры детей, играющих в мяч.

4. Две схематичные фигуры детей, изображенные спиной друг к другу: у той, которая повыше портфель, у другой – игрушки.

5. Схематичная фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы.

6. Схематичная фигурка ребенка с тетрадкой с оценками

Инструкция:

«Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (девочки) разговаривали про школу.

После прочтения рассказа педагог задаёт ребёнку следующие вопросы:

Кто, по-твоему, из них прав? Почему?

С кем из них ты бы хотел играть? Почему?

С кем из них ты бы хотел учиться? Почему?

Основная цель работы - выявление уровня готовности дошкольника к обучению в школе и проведение коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
1. Изучение и анализ психологической литературы по теме.
2. Подбор методик и разработка комплексной психолого-педагогической программы диагностики детей дошкольного возраста к обучению в школе.
3. Изучение базисных характеристик детей для определения уровня готовности к школьному обучению.

Файлы: 1 файл

ПРОГРАММА.docx

Оценка результатов
Тренировочный узор не оценивается. В каждом последующем узоре рассматривается точность воспроизведения задания и умение ребенка самостоятельно продолжить узор. Задание считается выполненным хорошо, если есть точное воспроизведение (неровность линий, “дрожащая” линия, “грязь” не снижают оценку). Если при воспроизведении допущены 1-2 ошибки – средний уровень. Низкая оценка, если при воспроизведении имеется лишь сходство отдельных элементов либо сходство вообще отсутствует. Если ребенок смог самостоятельно продолжить узор, без дополнительных вопросов – задание выполнено хорошо. Неуверенность ребенка, допущенные им ошибки при продолжении узора – средний уровень. Если ребенок отказался продолжать узор либо не смог нарисовать ни одной правильной линии – низкий уровень выполнения.

Подобные диктанты можно превратить в развивающую игру, с их помощью у ребенка развивается мышление, внимание, умение слушать указания, логика.

Общая инструкция к проведению индивидуального обследования

1. Первое задание, которое вы собираетесь предложить ребенку, должно быть заведомо интересно и доступно ему для выполнения.

2. Ребенка необходимо поддерживать и хвалить, даже если тест выполнен неудовлетворительно,

3. Если оценивается ребенок с трудностями поведения или с трудностями вступления в контакт, необходима беседа с родителями и выработка стратегии исследования при повторной встрече. Если повторная встреча не приносит желаемого результата, необходимо решать вопрос о проведении психотерапевтической работы, в результате которой можно будет выяснить причину поведения ребенка на диагностическом испытании.

4. Психологическое исследование детей 6 лет не должно длится более 30 мин.

5. Если первая встреча не дала достаточной диагностической информации, следует назначить повторное испытание,

Для 6-летних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:

1) собственно учебно- познавательный мотив, восходя­щий к познавательной потребности (учебный);

2) широкие социальные мотивы, основанные на пони­мании общественной необходимости учения (социальный);

5) игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую — учебную сферу (игровой);

6) мотив учения высокой отметки (отметка),

Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали про школу.

После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы:

— Кто, по-твоему, из них прав? Почему?

— С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

— С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа проступает ребенку недостаточно явственно, ему напоминают содержание рассказа, соответствующее картинке.

Методика 2. Отношение ребенка к школе (А.Л.Венгер, Е.А. Бугрименко)

1) Хочешь ли ты идти в школу?

2) Как ты думашь, что хорошего, интересного будет в школе?

3) Как по-твоему, лучше учиться: дома с мамаой или в школе с учительницей?

Знак + ставят при следующих ответах:

1-й вопрос – утвердительный ответ.

3-й вопрос – предпочтение школьного обучения домашнему.

Итоговый уровень сформированности положительного отношения к школе:

В (высокий уровень) – 3+

С (средний уровень) – 2+

Н (низкий уровень) – 1 или 0+

Исследование восприятия

В 6-7 лет познавательная деятельность ребенка приобретает все более сложные формы. Восприятие становится целенаправленным, развивается наблюдательность. При специальной работе над развитием восприятия к концу дошкольного детства могут быть сформированы важные сенсорные способности: точный глазомер, развитый фонематический слух и музыкальный слух. Ребенок начинает различать и воспроизводить движение мелодии, понижение и повышение звуков, различные по высоте и длительности звуки, менять темп в пении и чтении стихов.

Методика направлена на выявление способности ребенка к целостному восприятию формы предметов.

Предложите ребенку дорисовать бабочку, куклу, жука.

- принцип работы не понял, при дорисовывании допустил многочисленные ошибки:

выраженная асимметрия и несоответствие заданному изображению, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, искажение формы предмета и его площади;

- принцип работы понял, задания выполнил полностью, самостоятельно, с небольшими ошибками (небольшая ассимметрия при дорисовывании предметов);

- принцип работы понял, задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок.

Методика направлена на выявление способности ребенка к дифференцированному восприятию формы.

Предложите ребенку перечислить все предметы, имеющие форму треугольника, круга, квадрата, прямоугольника, овала.

— задание не выполнил — восприятие формы нарушено;

— задание выполнил с 1-2 ошибками - восприятие формы слегка нарушено;

— задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - восприятие формы не нарушено.

Ошибкой считается неправильное называние геометрических фигур.

Методика направлена на выявление способности ребенка к оценке и восприятию ритмов.

Предложите ребенку выполнить задание по речевой инструкции:

— стучи по 2 раза, теперь по 3 раза;

— 2 раза слабо и 3 раза сильно, еще раз повтори;

— 2 сильных удара и 3 слабых, а теперь 2 слабых и 3 сильных и т. д.

— задание не выполнил, несмотря на многочисленные пробы - оценка и восприятие ритмов нарушены;

— задание выполнил после нескольких проб или с одной ошибкой - оценка и восприятие ритмов слегка нарушены;

— задания выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок — оценка и восприятие ритмов не нарушены.

Ошибкой считаются лишние удары, недостаточные удары, замедленность, моторные трудности!

Исследование внимания

В результате целенаправленного обучения в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:

— расширяется объем внимания;

— возрастает устойчивость внимания;

— развивается произвольное запоминание и воспроизведение.

Время произвольного сосредоточения достигает в некоторых видах деятельности 30 минут.

Развитие произвольного внимания идет в направлении от выполнения целей, поставленных взрослым, к целям, которые ребенок сам ставит и контролирует их достижение.

В то же время дети не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами.

Поэтому так важно делать трудное доступным и понятным, одновременно развивая волевые усилия, а вместе с ними и произвольное внимание.

Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, надо научить его этому. Развитие произвольного внимания предполагает формирование трех умений:

— принятие постепенно усложняющихся инструкций;

— удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;

— развитие навыков самоконтроля (способность контролировать свои действия и поступки, действовать в соответствии с планом, проверять результаты своей деятельности, постоянно производить операцию сличения с имеющимся образцом).

Постепенно ребенок начинает использовать разные приемы запоминания:

группирует материал по смыслу, многократно повторяет то, что нужно запомнить и т. д.

Методика направлена на определение объема внимания.

Ребенок работает по инструкции с восемью малыми квадратами, на которых изображены крестики и нолики.

Предложите ребенку посмотреть на первый квадрат с крестиками и ноликами (остальные семь квадратов закрыты). Через 1-2 минуты его закройте и попросите расставить точно так же крестики и нолики в пустом квадрате.

На воспроизведение рисунка в каждом квадрате давайте не более 15 секунд.

— задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого и многократные повторы - низкий уровень развития внимания;

— задание выполнил не полностью, с одной или несколькими ошибками и незначительной помощью взрослого - средний уровень развития внимания;

— задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок — высокий уровень развития внимания.

Ошибками считаются пропущенные или поставленные не в тех местах крестики и нолики.

Методика направлена на определение эффективности внимания.

— заметил менее 10 отличий, затратил более 2,5 минуты, допустил более 4 ошибок - низкая эффективность внимания;

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Кто из них, по-твоему, прав? Почему?

2. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

3. С кем из них ты хотел бы дружить? Почему?

Мотивы: внешний (а), учебный (б), игровой (в), позиционный (г), социальный (д), мотив — оценка (е).

Анализ

Количественный: если ответы ребенка оцениваются в 3 балла, то уровень учебной мотивации нормальный. Если 2 балла — уровень учебной мотивации средний. Если 0—1 балл, уровень низкий.

Качественный: внешний — собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению.

Учебный — ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.

Игровой — в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.

Позиционный — ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.

Социальный — ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, — так говорят родители.

Отметка — ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Определение мотивов учения у первоклассников (по методике М. Р. Гинзбург)

Выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей младшего школьного возраста.

Для семилетних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:

Собственно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности, - учебный.

Широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения, - социальный.

Игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую - учебную сферу, -

игровой.

Мотив получения высокой отметки - отметка.

Однако, далеко не все эти мотивы считаются адекватными для школьного обучения. Методика позволяет выявить те, которые являются ведущими в определении желания ходить в школу.

Исследование проводится фронтально. Перед каждым первоклассником лежат листы с рисунками. У детей 4 цветных карандаша: красный, синий, зелёный, коричневый. Дети берут в руки красный карандаш. Учитель прочитывает каждый абзац и обращает внимание на схематический рисунок, который служит внешней опорой для запоминания. Затем учитель предлагает первоклассникам красным карандашом отметить рисунок, соответствующий его личной позиции ( С кем из персонажей он согласен).

Выкладывается карточка с рисунком 4 - позиционный мотив:

После рассказа о девочках (мальчиках) экспериментатор задает ребенку следующие вопросы:

Кто, по-твоему, из них прав? Почему? (синий)

С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (зелёный)

С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (коричневый)

Дети последовательно осуществляют три выбора, отмечая соответствующим карандашом. Если содержание ответа проступает ребенку недостаточно явственно, ему напоминают содержание рассказа, соответствующее картинке.

Оценка результатов методики качественная. Каждый из трех выборов ребенка оценивается с точки зрения его адекватности школьному обучению. В качестве адекватных называют учебный, социальный, позиционный.

Остальные три мотива признаются адекватными и имеют низкую побудительную силу в отношении выполнения школьных заданий. Интерпретация результатов

Поскольку выборов нечетное число (3), появляется возможность говорить о том, какие мотивы (адекватные или неадекватные) определяют желание ребенка ходить в школу. Преобладание адекватных мотивов в выборах первоклассника, свидетельствует о его мотивационной готовности к школе.

Дата проведения

Собственно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности, - учебный.

Широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения, - социальный.

Игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую - учебную сферу, -

игровой.

Мотив получения высокой отметки - отметка.

Оценка результатов методики качественная. Каждый из трех выборов ребенка оценивается с точки зрения его адекватности школьному обучению. В качестве адекватных называют учебный, социальный и позиционный.

Остальные три мотива признаются менее адекватными и имеют низкую побудительную силу в отношении выполнения школьных заданий.

Интерпретация результатов

Поскольку выборов нечетное число (3), появляется возможность говорить о том, какие мотивы (адекватные или неадекватные) определяют желание ребенка ходить в школу. Преобладание адекватных мотивов в выборах первоклассника, свидетельствует о его мотивационной готовности к школе.

Читайте также: