Лжедмитрий мордовцев краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
Имя Даниила Лукича Мордовцева (1830-1905), одного из самых читаемых исторических писателей прошлого века, пришло к современному читателю недавно. Романы "Лжедимитрий", вовлекающий нас в пучину Смутного времени - безвременья земли Русской, и "Державный плотник", повествующий о деяниях Петра Великого, поднявшего Россию до страны-исполина,- как нельзя полнее отражают особенности творчества Мордовцева, называемого певцом народной стихии. Звучание времени в его романах передается полифонизмом речи, мнений, преданий разноплеменных и разносословных героев.
Издательство: "Современник" (1994)
Формат: 84x108/32, 400 стр.
Другие книги автора:
Даниил Мордовцев
Обл. Войска Донского
Дании́л Луки́ч Мордо́вцев (7 (19) декабря 1830, слобода Даниловка Усть-Медведицкого округа Ростовской губернии — 10 (23) июня 1905, Кисловодск, похоронен в Ростове-на-Дону) — русский и украинский писатель, историк.
Содержание
Биография
Творчество
Литературную деятельность начал малорусскими стихами в изданном им же "Малорусском литературном сборнике" (Саратов, 1859) и рядом исторических монографий в "Русск. слове", "Русск. вестнике", "Вестн. Европы", "Всем. труде", посвященных по преимуществу самозванцам и разбойничеству. Исторические работы его, изданные отдельно, "Гайдамачина" (СПб., 1870 и 1884), "Самозванцы и понизовая вольница" (СПб., 1867 и 1884), "Политические движения русского народа" (СПб., 1871). В начале 70-х гг. М. пользовался также большою популярностью, как автор романа из жизни прогрессивной интеллигенции "Знамения времени" и ряда публицистических статей в "Отечественных записках", написанных в полуюмористической форме от имени мистера Плумпудинга и за подписью Д. С. о-М. ць. В "Отечественных записках" напечатан им также ряд обзоров, составивших книгу "Десятилетие русского земства" (СПб., 1877). Кроме того, М. много писал в "Голосе", "Деле", "Всемирн. труде", "Неделе" и др.
Романы
С конца 1870-х гг. он посвятил себя почти исключительно историческому роману и проявил на этом поприще чрезвычайную плодовитость. Более известны "Великий раскол", "Идеалисты и реалисты", "Царь и Гетман", "Наносная беда", "Лжедимитрий", и "Похороны", "Соловецкое сидение", "Двенадцатый год", "Замурованная царица", "За чьи грехи".
Описание путешествий и культурно-исторические очерки
Перу М. принадлежат описания его путешествий: "Поездка в Иерусалим", "Поездка к пирамидам", "По Италии", "По Испании", "На Арарат", "В гостях у Тамерлана" и др. . М. написал также много популярных культурно-историч. очерков в полубеллетристической форме — "Ванька Каин", "Русские историч. женщины", "Русские женщины нового времени", "Истор. Пропилеи" и др. Малороссийские произведения М. собраны в книжке "Оповидання" (СПб., 1885). Ему же принадлежит малорусская полемическая брошюра против Кулиша "За крашанку писанка".
Сочинения
- Собр. соч., т. 1-50, СПБ, 1901-02;
- Знамения времени. Предисл. Г. Аржаной, М., 1957;
- Твори, т. 1-2. Літ.-критич. нарис В. Г. Беляева, К., 1958.
Библиография
- Салтыков-Щедрин М. Е., Новые русские люди, Полн. собр. соч., т. 8, М., 1937.
Ссылки
Источники
См. также в других словарях:
Лжедмитрий I — Лжедмитрий I. ЛЖЕДМИТРИЙ I (? 1606), русский царь с 1605. Самозванец (предположительно Григорий Отрепьев). В 1601 объявился в Польше под именем сына Ивана IV Грозного Дмитрия (Димитрия). В 1604 с польско литовскими отрядами перешел русскую… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЛЖЕДМИТРИЙ II — ( Тушинский вор ) (? 1610), самозванец, выдававший себя за сына Ивана IV Грозного Дмитрия (Димитрия). В 1607 собрал войско и выступил на Брянск и Тулу. В 1608 основал под Москвой Тушинский лагерь (откуда безуспешно пытался захватить столицу);… … Современная энциклопедия
ЛЖЕДМИТРИЙ — I (? 1606) русский царь с 1605. Самозванец (предположительно Г. Б. Отрепьев). В 1601 объявился в Польше под именем сына Ивана IV Грозного Дмитрия. В 1604 с польско литовскими отрядами перешел русскую границу, был поддержан частью горожан, казаков … Большой Энциклопедический словарь
ЛЖЕДМИТРИЙ II — ( Тушинский вор ) (? 1610) самозванец неизвестного происхождения. С 1607 выдавал себя за якобы спасшегося царя Дмитрия (Лжедмитрия I). В 1608 09 создал Тушинский лагерь под Москвой, откуда безуспешно пытался захватить столицу. С началом открытой… … Большой Энциклопедический словарь
ЛЖЕДМИТРИЙ — I (? 1606), русский царь с 1605. Самозванец (предположительно Г. Б. Отрепьев). В 1601 объявился в Речи Посполитой под именем сына Ивана IV Грозного Дмитрия. Обещал королю Сигиз муиду III отдать Речи Посполитой Ссвсрскую и Смоленскую земли, ввести … Русская история
ЛЖЕДМИТРИЙ II — (7 1610), самозванец неизвестного происхождения. С 1607 выдавал себя за якобы спасшегося царя Дмитрия . В 1608 с польскими отрядами подошёл к Москве, расположился лагерем в с. Тушино (отсюда прозвище Тушинский вор ); создал правительство (князья… … Русская история
Лжедмитрий — II, прозванный Тушинским вором ? самозванец, выступившийна сцену в 1607 г., прежде всего в Стародубе Северском; происхождениятемного; родом, вероятно, из Белоруссии; хорошо знал русскую грамоту ивесь церковный круг, говорил и по польски; по одним … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Лжедмитрий I — (? 1606) русский царь с 1605. Самозванец (предположительно Г. Б. Отрепьев). В 1601 объявился в Польше под именем сына Ивана IV Грозного Дмитрия. В 1604 с польско литовскими отрядами перешел русскую границу, был поддержан частью горожан, казаков и … Политология. Словарь.
лжедмитрий — лжедмитрий, лже дмитрий … Орфографический словарь-справочник
Лжедмитрий II — (“Тушинский вор”) (? 1610), самозванец, выдававший себя за сына Ивана IV Грозного Дмитрия (Димитрия). В 1607 собрал войско и выступил на Брянск и Тулу. В 1608 основал под Москвой Тушинский лагерь (откуда безуспешно пытался захватить столицу);… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Даниил Мордовцев - Лжедимитрий краткое содержание
Идёт на Москву лжецаревич Димитрий с большим войском. Царь Борис Годунов ждёт его и тревожится, ведь вещунья напророчила, что скоро не будет у Годунова венца и что такова Божья воля. На воре шапка горит, даже если это шапка Мономаха. Горят и без времени седеют волосы под такой шапкой. А если вор у другого вора шапку крадёт, то сам вором считается? Назовут его вором? Или назовут новым царём? А если сперва — царём, а затем — вором? На всё Божья воля… Роман Даниила Мордовцева, ставший классикой русской исторической прозы, ярко и образно показывает известные события Смутного времени.
Лжедимитрий - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок
Об авторе
Избранная библиография Д. Л. Мордовцева
I. Гришка Отрепьев на Дону
Тихая, тёплая весенняя ночь окутывает обрывистый берег Дона и далёкое, ровное Задонье. Словно бессонные очи, смотрят с тёмного неба группы созвездий Кассиопея, Возница — с яркоглазою Капеллою, с трепетно блестящим Альдебараном и Плеядами, отражаясь в тёмном зеркале спящего, тихого Дона Ивановича. Спит и жёлто-песчаная отмель-коса, недавно вынырнувшая из-под вешнего разлива вод и просохшая под жаркими лучами неугомонного южного солнца.
Тихо, беззвучно кругом. Лишь иногда, как бы сквозь сон, жалобно пропищит береговой куличок, оберегая как зеницу ока своё песчаное гнёздышко с пёстрыми крохотными яичками — будущими детками своими, куличатками.
— Славен город Черкасской! Слушай! — раздаётся в сонной тиши.
— Славен Асавул-город! — отвечает возглас в стороне.
— Славен город Раздоры! — вторит третий.
— Славен Рай-Айдар-город! — этот уже еле доносится откуда-то издалека.
И снова тихо, сонно… Что это за голоса, в ночной тиши славящие Черкасск, Асавул-город, Раздоры, Рай-Айдар-город? И кто оспаривает славу этих городов?
Ночь не отвечает… А бессонные очи-звёзды мерцают по-прежнему. По-прежнему куличок от времени до времени пропискивает спросонья свою маленькую жалобу — он и во сне, бедненький, видит своих ворогов лютых, ворон да коршунов, что ищут похитить и расклевать его сокровище, крохотные яичушки.
Медленно двигаются бессонные очи-звёзды по тёмному небу. Медленно идёт ночь задумчивая. Медленно катится тихий, сонный Дон Иванович…
— Ночь-то какая благодатная, Господи Боже! Очи твои всевидящи, сый Вседержителю, с умилением и любовию взирают на сие дело рук Твоих, Боже Всесильный… Да, давно я таких ночей не видывал, когда, внимая дыханию Бога в сём тихом плескании воды, в сём благом веянии духа Божия над землёю, плакать хочется слезою молитвенною.
— Так-так, чоловиче Божий: се така ничь, що зараз дивчина чернобрива згадуеться, як ото вона выходить до тебе у вишнёвый садочек, ниженьки свои тоби у шапку ховае, а само, мале, до тебе, козака, тулиться пригортаеться, мов та хмелиночка до явора, так-так… А хиба у вас у Москви не таки ночи?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
В 1604 году самозванец Лжедмитрий, воспользовавшись нестабильностью и разладом на Руси, перешел с незначительным войском границу Русского царства. Сумел убедить русский народ в том, что он Дмитрий — младший сын Ивана Грозного. Огромная масса населения потянулась за ним. Города открывали свои ворота, посадские люди и крестьяне вступали в его отряды. В 1605 году, после кончины Годунова, на его сторону встали воеводы, через некоторое время и вся Москва. А 16-летний Фёдор Борисович, сын Годунова, был свергнут и убит вместе с матерью.
К. Ф. Лебедев. Вступление войск Лжедмитрия I в Москву
Был ли самозванец настоящим царевичем - неизвестно. Некоторые историки утверждают, что его имя - Григорий Отрепьев. Он был монахом Чудова монастыря, заявившем о своем царственном происхождении. Но сесть на престол оказалось намного легче, чем удержаться на нём. Против самозванца возник заговор, и в мае 1606 года в Москве вспыхнуло восстание, в результате чего Лжедмитрий I был убит.
Цель работы:
-раскрыть роль исторических произведений в развитии русской литературы,
-показать новаторский характер двух писателей в изображении сложных исторических процессов,
-выделить особенности восприятия реальных исторических персонажей двух писателей, творческой манеры,
-формировать навык анализа художественного произведения.
Приобретаемые умения и навыки:
-умение самостоятельно работать с учебным
материалом,
-вычленять главное в прочитанном тексте,
-проводить сопоставительный анализ,
-использовать полученные знания в речевой практике.
На другой день в Усть-Медведицу пришли вести, что Корела, возвращаясь с войском из ногайских лесов, . находился уже на небольшом расстоянии от Усть-Медведицы. Слышно было, что Корела идёт с большой добычей.
- Атаманы - молодцы, помолчите! Григорий Отрепьев от московского царевича Димитрия речь держит! .
- И буде сподобит его Господь Бог на прародительском царстве сесть…, и он, царевич, нас, донских казаков, не оставит – великим жалованием пожалует… - нараспев … взывает Отрепьев.
- Любо ль, атаманы-молодцы? – гудит молодо баритон Ивашки Заруцкого.
- Любо! Любо! - дрожит майдан.
Тысячи глоток рычали разом:
- Подождёмте, братцы атамана Корелу – да с ним и в поход! .
Когда коляска с Димитрием и Мнишеком выехала из дворцовых ворот, изумлявшие своим видом краковян всадники наклонили и скрестили копья в знак того, что отдают честь сидящему в коляске. Дмитрий глянул на всадников, на монаха, на толпу бородатых людей… Монах низко поклонился ему, - они, видимо, узнали друг друга.
- Здравствуй, Григорий, - сказал Димитрий ласково. – А вы что за люди?
- Мы атаманы славного Войска Донского, государь царевич, - отвечали всадники. – Я атаман Корела. .Я атаман Нежак…
- За каким делом вы пришли с Дону?
- Челом бьём тебе, государю царевич, и кланяемся всем Тихим Доном, - отвечал Корела.
- Спасибо вам, атаман Корела и атаман Нежак. Спасибо вам, атаманы-молодцы. Спасибо всему Тихому Дону…Я не забуду вашей службы, когда стану царём на Москве. Ступайте за мною.
А2. Каким предстаёт Дмитрий Самозванец в данных фрагментах?
1) овеянным особым лиризмом повествования
2) растерявшимся человеком
3) уверенным в своей правоте человеком
4) трусом, неспособным к активным действиям
А3. Каким настроением пронизана заключительная часть обоих произведений?
1) раскрывает умиротворённое состояние героев
2) пронизана зловещим ожиданием войны
3) настроением скорби, ведь действия Дмитрия Самозванца привели к смуте и польской интервенции
4) настроением, определяющим причины основного конфликта
А4. Что указывает на разные исторические источники трактовки образа Лжедмитрия Пушкиным и Мордовцевым?
1) Характер Лжедмитрия.
2) Образы донских атаманов.
3) Изображение простого народа.
4) Пушкин считал, что Дмитрий Самозванец – беглый монах Гришка Отрепьев, у Мордовцева – это чудом спасшийся царевич.
А5. Каким предстаёт донское казачество в данных фрагментах? Свой ответ аргументируйте.
1) Незначительная часть войска Лжедмитрия.
2) Часть русского общества.
3) Реальная грозная сила, оппозиционная Борису Годунову.
4) Всадники Апокалипсиса.
Похожие книги:
Правообладателям и читателям!
Данное произведение защищается авторским правом, поэтому, вы можете ознакомиться с фрагментом. Если начало вам понравилось, то можно приобрести легальную полную версию произведения по ссылке ниже у нашего проверенного и надежного партнера.
Книгу Лжедимитрий - Даниил Мордовцев читаем онлайн бесплатно полную версию! Чтобы начать читать не надо регистрации. Напомним, что читать онлайн вы можете не только на компьютере, но и на андроид (Android), iPhone и iPad. Приятного чтения!
Лжедимитрий - Даниил Мордовцев краткое содержание
Лжедимитрий - Даниил Мордовцев читать онлайн бесплатно
Об авторе
Избранная библиография Д. Л. Мордовцева
Тихая, тёплая весенняя ночь окутывает обрывистый берег Дона и далёкое, ровное Задонье. Словно бессонные очи, смотрят с тёмного неба группы созвездий Кассиопея, Возница — с яркоглазою Капеллою, с трепетно блестящим Альдебараном и Плеядами, отражаясь в тёмном зеркале спящего, тихого Дона Ивановича. Спит и жёлто-песчаная отмель-коса, недавно вынырнувшая из-под вешнего разлива вод и просохшая под жаркими лучами неугомонного южного солнца.
Тихо, беззвучно кругом. Лишь иногда, как бы сквозь сон, жалобно пропищит береговой куличок, оберегая как зеницу ока своё песчаное гнёздышко с пёстрыми крохотными яичками — будущими детками своими, куличатками.
— Славен город Черкасской! Слушай! — раздаётся в сонной тиши.
— Славен Асавул-город! — отвечает возглас в стороне.
— Славен город Раздоры! — вторит третий.
— Славен Рай-Айдар-город! — этот уже еле доносится откуда-то издалека.
И снова тихо, сонно… Что это за голоса, в ночной тиши славящие Черкасск, Асавул-город, Раздоры, Рай-Айдар-город? И кто оспаривает славу этих городов?
Ночь не отвечает… А бессонные очи-звёзды мерцают по-прежнему. По-прежнему куличок от времени до времени пропискивает спросонья свою маленькую жалобу — он и во сне, бедненький, видит своих ворогов лютых, ворон да коршунов, что ищут похитить и расклевать его сокровище, крохотные яичушки.
Медленно двигаются бессонные очи-звёзды по тёмному небу. Медленно идёт ночь задумчивая. Медленно катится тихий, сонный Дон Иванович…
— Ночь-то какая благодатная, Господи Боже! Очи твои всевидящи, сый Вседержителю, с умилением и любовию взирают на сие дело рук Твоих, Боже Всесильный… Да, давно я таких ночей не видывал, когда, внимая дыханию Бога в сём тихом плескании воды, в сём благом веянии духа Божия над землёю, плакать хочется слезою молитвенною.
— Так-так, чоловиче Божий: се така ничь, що зараз дивчина чернобрива згадуеться, як ото вона выходить до тебе у вишнёвый садочек, ниженьки свои тоби у шапку ховае, а само, мале, до тебе, козака, тулиться пригортаеться, мов та хмелиночка до явора, так-так… А хиба у вас у Москви не таки ночи?
Читайте также: