Любовь не красит жизнь мою краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Лермонтова можно назвать новатором любовной лирики по нескольким причинам. Во-первых, герой пребывает не только в любовных переживаниях, терзая душу вопросами о взаимности его чувств, но и в философских рассуждениях, задумываясь над чувствами вообще.

Во-вторых, героини стихотворений характеризуются по-разному. Это значит, что они перестают быть абстрактными образами, наделяясь индивидуальными чертами. В-третьих, поэты-предшественники (исключением был лишь А. С. Пушкин) сосредотачивались внутри одной темы — любовной. Лермонтов же обогащает её, расширяет повествование внешними обстоятельствами, а роль лирического героя больше не сводится к роли носителя любовных чувств. Отражение темы любви в творчестве Лермонтова во многом обусловлено автобиографизмом и стремлением к циклизации.

Тема любви сопряжена с темой разлуки. Возлюбленная понимается поэтом как центр жизни, а если любви нет, либо же она не взаимна, то и смысла жизни нет. Мотив одиночества, разочарованности и непонимания повторяется практически в каждом стихотворении:

Свобода по-прежнему является для лирического героя высшей ценностью. Истинные чувства не ограничивают лирического героя, не сковывают его, но ложь в любовных отношениях понимаются как синоним несвободы.

Тут же прослеживается максималистское восприятие ситуации:

Лирический герой, не желая более быть отвергнутым, ограждает себя от возможных неудач. Он полностью закрывается в себе, поступает с точностью до наоборот, в душе всё ещё переживая боль разлуки:

Ценнее мимолётных увлечений и стремительно развивающихся, но несерьёзных интриг, оказывается творчество, поиски вдохновения. Мгновения с той, которую когда-то любил лирический герой, оборачивается бесполезной тратой времени, времени, которое можно было потратить на писательство.

В этом же произведении звучит ещё одна важная тема – тема покоя. Покуда лирического героя терзают душевные переживания, связанные с разлукой или неверностью любимой им дамы, покой невозможно обрести. Более того, лирический герой сознательно отказывается от этого.

Даже переступив черту жизни, существуя в другом мире, лирический герой не может обрести душевное спокойствие – он обречён на вечные страдания, муки и невозможность исполнения надежд.
Неоднократно звучат мотивы памяти о счастье минувших дней. Лирический герой не рвётся в бой, как рыцарь, желая вновь завоевать расположение дамы сердца. Он смирился с тем, что даже в любви не может найти некую стабильность.

Измена мыслится как непростительное, как надругательство над настоящими чувствами. Но сквозь эту призму лирический герой осознаёт что, возможно, только его чувства были искренними:

Достаточно интересно стихотворение, написанное в 1831, когда поэту было 17 лет. Любовь показана как совершенно ненужное, даже негативное чувство, не стоящее вложенных усилий.

Лирический герой возвышается не только над реальным миром, но и над ирреальным миром эмоций. Он отгораживается, сознательно выбирая одиночество. Но ведь сознательно выбирая зло, зло перестаёт быть таковым для выбирающего, и это отчётливо видно в тексте стихотворения:

У Лермонтова тема любви звучит и в произведениях ученического периода, и в стихотворениях зрелого этапа творчества. С 1838 года любовные переживания всё чаще дополняются философскими размышлениями. Любовь остаётся трагичной, а влюблённый герой – отчуждённым. Несоответствие мечты и действительности проникает и в сферу отношений, а бытовые и житейские неурядицы (измена или неверность возлюбленной) разрушают чувство Любви. Ценность настоящей, вечной любви утверждается благодаря контрасту между низменностью жизни, обречённостью отношений и Божественным, Космическим пониманием чувства.

Любовь из легенды

Ольга Ларионова собиралась на первое в своей жизни свидание.

Вчера на дискотеке Саша Добровольский три раза приглашал ее танцевать, а потом предложил следующим вечером прогуляться по городу. Разумеется, Ольга тут же согласилась. Да разве она могла отказаться, если мечтала об этом почти целый год. Правда, она не могла с уверенностью сказать точно, о ком мечтала, о Паше или о Саше. Братья Добровольские были близнецами, похожими друг на друга, как размноженная на принтере фотография одного и того же человека. Ольге уже несколько раз в своей жизни приходилось иметь дело с близнецами, но никогда она еще не встречала до такой степени похожих.

А все дело в том, что Добровольским очень нравилось сходство, которое им подарила природа, оно было им очень выгодно, и они его всячески подчеркивали. Первое, что Саша с Пашей сделали, когда поняли, что отличить их друг от друга очень трудно, это – поделили между собой школьные предметы пополам, и каждый из них дома готовил только свою часть, затрачивая таким образом на приготовление уроков в два раза меньше времени, чем одноклассники. В школе братья сидели за одной партой и менялись местами в зависимости от предмета. Каждый новый учитель поначалу говорил, что за свою многотрудную учительскую жизнь навидался близнецов и в конце концов всегда находил способ их различать. Дни проходили за днями, новый учитель делался старым, но различий между Пашей и Сашей так и не находил. Да и как их было найти, если Добровольские одевались совершенно одинаково, стриглись у одной парикмахерши, которая была не кем иным, как их родной мамой, оба писали одинаковыми почерками, и даже родинки над верхней губой у них у обоих находились справа, под строго определенным от кончика носа углом.

Ольга бросила на себя в зеркало последний критический взгляд, не нашла, к чему можно было бы придраться, и с довольной улыбкой вышла из дома.

Надо сказать, что при встрече Саша ей не понравился сразу. Ей показалось, что тот, кто приглашал ее танцевать на дискотеке, говорил с несколько другими интонациями. Она уверяла себя, что это всего лишь предубеждение, что все это ей только кажется, но ничего не могла с собой поделать. Она смотрела на красивое светлоглазое лицо с родинкой над верхней губой, как у одной известной фотомодели, и молодой человек казался ей ненастоящим, искусственным, поддельным. В конце концов Ольга устала бороться с собой и сказала:

– Знаешь, Саша, я, пожалуй, пойду домой.

– Почему? – удивился Добровольский, привыкший к тому, что от девушек обычно очень трудно отвязаться.

– Потому что мне кажется, что ты не Саша, – решилась она высказать все на чистоту.

Добровольский расхохотался и возразил:

– Вот уж я-то как раз именно Саша!

– Возможно. А на дискотеке кто со мной танцевал?

– Ну… я, положим, тоже тебя приглашал…

Добровольский смутился. Никто из девчонок никогда еще не проявлял подобную строптивость и не позволял себе их с братом допрашивать.

– Это наше дело, – от неловкости довольно зло сказал он. – Между прочим, тебя никто не держит, хотя я не очень понимаю, отчего ты так рассердилась. Знала ведь, на что шла.

– Знала, – согласилась Ольга, – только поверить не могла.

– И что здесь такого? – продолжал искренне удивляться Саша. – Я не имею ничего против, если ты завтра пойдешь гулять не со мной или Пашкой, а, к примеру, с Гусаковым или Андроновым.

– Зато я имею, – резко бросила ему Ольга и, не оглядываясь, пошла к дому.

Добровольский останавливать ее не стал.

Миледи нам поможет

На следующий день в школе оба брата Добровольских посматривали на Ольгу с нескрываемым интересом.

– Почти, – усмехнулась Ольга. – Ты, Галка, как всегда, оказалась права. Эти двое настолько не способны к искренним чувствам, что даже не могут осознать весь ужас своей ущербности.

– Какие слова! – восхитилась подругой Галка. – Неужели твоя любовь прошла, свеча загасла? Что-то больно быстро!

– Загаснет тут, когда тобой играют, как куклой…

– Ольга, я серьезно. Ты что, отказываешься от Добровольцев?

– Видишь, даже ты говоришь о них во множественном числе. Разве можно влюбиться сразу в двоих?

– В этих можно, – печально отозвалась Галка.

– Неужели? – усмехнулась Ольга. – И в какой же книге это написано?

Галя Калинкина очень много читала. Она не просто любила читать – она была фанаткой чтения как процесса. Она с одинаковым интересом могла читать не только романы или повести, но и любой попавшийся на глаза печатный текст. Если Галке вдруг делалось скучно у кого-нибудь в гостях, она уединялась в углу и углублялась в чтение того, что попадалось под руку. Это мог быть учебник по природоведению для третьего класса, справочник рыболова-любителя, инструкция по установке оконных стеклопакетов или листовка-вкладыш к медицинскому препарату против пародонтоза.

Автор - Светлана Лубенец

Петербургская писательница Светлана Лубенец долгое время работала в школе учителем. Эта книга написана по следам настоящих событий, участниками которых были её ученики. Конечно, что-то придумано и переиначено, но за каждым персонажем стоит реальный человек. Девочка - прототип главной героини, Лики Николаевой - уже выросла и сама стала учительницей. В повести Лика подвергается бесконечным испытаниям. Она вынуждена выбирать между порядочностью и положением в классе, между чувством собственного дос.

Любовь не красит жизнь мою. Светлана Лубенец

Петербургская писательница Светлана Лубенец долгое время работала в школе учителем. Эта книга написана по следам настоящих событий, участниками которых были её ученики. Конечно, что-то придумано и переиначено, но за каждым персонажем стоит реальный человек. Девочка - прототип главной героини, Лики Николаевой - уже выросла и сама стала учительницей. В повести Лика подвергается бесконечным испытаниям. Она вынуждена выбирать между порядочностью и положением в классе, между чувством собственного достоинства и мнением окружающих. Ей предстоит понять, что такое настоящая дружба и чем можно поступиться ради неё. Лика мучается неразделённостью своих чувств, мечется, переоценивает ценности и людей, но награда за эти душевные переживания - щемяще прекрасная первая любовь. Для среднего и старшего школьного возраста. Обо всём этом и не только в книге Любовь не красит жизнь мою. (Светлана Лубенец)

Средний балл:
Самая популярная рецензия на книги писателя:

«— … А что нам стоит попробовать не врать хотя бы один день? Даже интересно, что из этого выйдет! Давайте… сыграем в день без вранья. Предлагаю днём без вранья назначить следующий понедельник, чтобы все успели морально подготовиться и домашние. Читать далее

Читайте также: