Лотман внутри мыслящих миров краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

О метаязыке типологических описаний культуры О семиотическом механизме культуры Миф — имя — культура Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума Феномен культуры Технический прогресс как культурологическая проблема Культура как субъект и сама-себе объект О семиотике понятий стыди страх в механизме культуры Память в культурологическом освещении

Содержание . Люди и знаки . Культура и взрыв . Постановка проблемы . Система с одним языком . Постепенный прогресс . Прерывное и непрерывное . Семантическое пересечение как смысловой взрыв. Вдохновение . Мыслящий тростник . Мир собственных имен . Дураки сумасшедший . Текст в тексте (Вставная глава) . Перевернутый образ . Логика взрыва . Момент непредсказуемости . Внутренние структуры и внешние влияния . Две формы динамики . Сон — семиотическое окно . Я и Я . Феномен искусства. Конец как звучно это слово . Перспективы . Вместо выводов . Внутри мыслящих миров . Содержание Ю. М. Лотман. Люди и знаки Вместо предисловия. КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ
Постановка проблемы . Система с одним языком . Постепенный прогресс. Прерывное и непрерывное . Семантическое пересечение как смысловой взрыв. Вдохновение. Мыслящий тростник. Мир собственных имен . Дураки сумасшедший . Текст в тексте (Вставная глава) . Перевернутый образ. Логика взрыва. Момент непредсказуемости. Внутренние структуры и внешние влияния. Две формы динамики. Сон — семиотическое окно . Я и Я. Феномен искусства . Конец как звучно это слово. Перспективы. Вместо выводов. ВНУТРИ МЫСЛЯЩИХ МИРОВ
Введение . Вводные замечания. После Сосюра . Часть первая
Текст как смыслопорождающее устройство
Три функции текста. 155
Автокоммуникация: Я и Другой как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры. 163

Риторика — механизм смыслопорождения. 177
Иконическая риторика. Текст в процессе движения автор — аудитория, замысел — текст. Символ — ген сюжета. .. Символ в системе культуры. Часть вторая
Семиосфера
Семиотическое пространство . Понятие границы . 257


702 Механизмы диалога . 268
Семиосфера и проблема сюжета . Символические пространства . 297
1. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах 297 2. Путешествие Улисса в Божественной комедии Данте. 303
3. Дом в Мастере и Маргарите. 313
4. Символика Петербурга . Некоторые итоги. Часть третья

Память культуры. История и семиотика
Проблема исторического факта. Исторические закономерности и структура текста . Альтернативный вариант бесписьменная культура или культура до культуры. О роли типологических символов в истории культуры. Возможна ли историческая наука ив чем ее функция в системе культуры
. Заключение . СТАТЬИ ПО ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ
Введение.. Культура и информация . Культура и язык . Проблема знака и знаковой системы и типология русской культуры XI—XIX веков
. 400
I. Семантический (символический) тип 402
II. Синтаксический тип .
407
III. Асемантический и асинтаксический тип . 410
IV. Семантика-синтаксический тип Проблема обучения культуре как типологическая характеристика . О двух типах ориентированности культуры . О моделирующем значении понятий конца и начала в художественных текстах
. Семантика числа и тип культуры . Текст и функция совместно с А. М. Пятигорским. К проблеме типологии текстов . О типологическом изучении культуры . Некоторые выводы . СТАТЬИ И ИССЛЕДОВАНИЯ
О метаязыке типологических описаний культуры . О семиотическом механизме культуры совместно с Б. А. Успенским Тезисы к семиотическому изучению культур (в применении к славянским текстам) совместно с Вяч. Вс. Ивановым, А. М. Пятигорским, В. Н. Топоровым, Б. А. Успенским
. 504


703 Миф — имя — культура совместно с Б. А. Успенским) . Динамическая модель семиотической системы. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума . 557 Феномен культуры . Мозг — текст — культура — искусственный интеллект. Асимметрия и диалог. К построению теории взаимодействия культур (семиотический аспект. 603 Память культуры. 614 Технический прогресс как культурологическая проблема. 622 Культура как субъект и сама-себе объект. 639 О динамике культуры . 647 МЕЛКИЕ ЗАМЕТКИ, ТЕЗИСЫ
О семиотике понятий стыди страх в механизме культуры . О двух моделях коммуникации и их соотношении в общей системе культуры .. 666 Индивидуальный творческий путь и типология культурных кодов . О мифологическом коде сюжетных текстов . Память в культурологическом освещении. Архитектура в контексте культуры. Из письма Ю. М. Лотмана Б. А. Успенскому (от 19 марта 1982 г) . От издательства. Указатель имен . 688

друга Коллизии непонимания, как правило, оканчиваются трагически. Чтобы не ссылаться на обильные примеры, которые мы находим в истории человечества, укажу на взаимоотношения, которые сложились на Земле между человеком и животным миром. Здесь сразу же возникла коллизия непонимания. Она привела к тому процессу полного истребления животных, который в настоящее время вступает в завершающую стадию.
Было ли оно необходимо Всегда ли оно диктовалось борьбой за существование Но ведь там, где мы имеем дело с подлинной борьбой за существование, например с конфликтом между хищниками и травоядными, птицами и насекомыми, почти никогда не происходит истребление одних и полное торжество других — устанавливается некоторое равновесие. Случай тигры без остатка съели всех травоядных в природе невозможен — он прежде всего не соответствует интересам тигров как биологического вида.
Истребление животных человеком далеко не всегда диктуется борьбой за существование — очень часто оно есть следствие непонимания намерений и действий животных. Рассуждения о том, что животные не умеют думать и, следовательно, их невозможно понять, они и сами друг друга не понимают и живут в вечной войне, самое простое — избавиться от них, не только элементарно невежественны, но и подозрительно напоминают аргументы, на которые ссылались колонизаторы, ведя в прошлом веке истребительные войны против туземцев в Африке, Австралии и Америке. Тот, кто не понимает другого, всегда склонен считать, что тут и понимать нечего, надо истреблять. Нов конфликте человека с животным миром сила оказалась на его стороне. Так ли это будет в случае космических контактов Не слишком ли здесь велик риск, чтобы к нему относиться легкомысленно А если это так, то очевидно, что научное исследование сущности понимания может получить некогда совсем не абстрактно-академическое значение.
Но если мы посмотрим внимательно вокруг себя, то убедимся, что не следует ждать космических гостей, чтобы задуматься над этим вопросом. Нас не удивляет тот факт, что мы не понимаем книгу, написанную на языке, которым мы не владеем. Зато мы очень изумляемся (и даже сердимся, когда не понимаем произведение искусства — слишком новое или слишком старое. Л. Толстой не понимал Шекспира и имел смелость в этом признаться. Мы не признаемся, но означает ли это, что мы его понимаем Понимаем ли мы детей А что означает понимать себя Очевидно, что на все эти вопросы (а в решении их заинтересованы и эстетика, и педагогика, и психология, и просто жизненная практика) мы не сможем ответить, пока неопределим содержания слова понимать, пока не превратим его в научный термин.
Во всех случаях, о которых шла речь, мы имели дело с некоторыми системами коммуникаций и передачей сих помощью определенной информации. Так выделяется некоторый общий предмет исследования. Говорим ли мы или пишем на каком-либо языке эстонском, английском, русском, чешском или любом другом, наблюдаем ли сигнализацию уличных светофоров, читаем роман или смотрим кинофильм, улавливаем сигналы из космоса или дешифруем язык дельфинов, — мы стремимся включиться в некоторую систему коммуникаций и получить передаваемую с ее помощью информацию. Без получения, хранения и передачи информации невозможна жизнь человека —

Лотман, Юрий Михайлович.
Внутри мыслящих миров : Человек-текст-семиосфера-история / Ю. М. Лотман; [Предисл. В. В. Иванова]; Тартус. ун-т. - М. : Языки рус. культуры : Кошелев, 1996. - XIV,447 с., [1] л. портр.; 24 см. - (Язык. Семиотика. Культура).; ISBN 5-7859-0006-8 (В пер.) : Б. ц.

(Язык. Семиотика. Культура)
Рез.: эст.
Семиотика
Культура - Философские проблемы
Шифр хранения:
FB 1 97-5/94
FB 1 97-5/95
CZ3 Ю81/Л80
OR 8Р/Л-80
CZ3 Ю81/Л80
MFK 801-99/646-9
Электронный заказ

Читайте также: