Лотман пушкин краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Однако вся эта разносторонняя работа гения была бы бес­сильной, если бы ей не предшествовала другая работа мысли и искусства — начатый В.К. Тредиаковским, М.В. Ломоносовым и А.П. Сумароко­вым и продолжавшийся до А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского грандиозный труд по построению новой русской литературы как части и наследницы литературы мировой.

Творческое развитие Пушкина было стремительным. Не менее существенно, что оно было осознанным: поэт ясно ощущал рубежи своего творчества. Эти моменты, как правило, отмечены итоговыми пересмотрами написанного и созданием суммирующих сборников. Человек глубоко исторического мышления, Пушкин распространял этот взгляд и на собственное творчество. И в то же время творчество Пушкина отличается единством. Это как бы реализация некото­рого органического пути. Творчество Пушкина многожанрово. И хотя в сознании читателей он был прежде всего поэт, но и проза, драматургия органически входили в его художественный мир от первых опытов до последних страниц. А к этому следует до­бавить литературную критику, публицистику, эпистолярий, исто­рическую прозу, вспомнить, сколь разнообразной была его поэзия, вмещающая и все жанры лирики, и поэмы, и роман в стихах, и сказки. Наконец, отмечалось уже, что сама биография Пушкина была в определённой мере художественным созданием, упорной реализацией творческого плана.

На разных этапах разные жанры занимали доминирующее положение, выражая ведущее направление художественной мысли Пушкина в те или иные годы. Но важно отметить, что рядом с этой доминирующей жанровой струёй, с тем, что поэт предлагал читателю, у него, как правило, была скрытая лабораторная доминанта. Жанры развивались в тесном взаимодействии. Так, иногда лирика становилась лабораторией поэмы, дружеские письма — школой прозы. В определённые моменты лирика подго­тавливала прозу, в другие — проза становилась лабораторией лирики, драма вырабатывала взгляд на историю. В известном смысле всё творчество Пушкина — единое многожанровое произведение, сюжетом которого является его творческая и челове­ческая судьба.

Среди одобривших поэму и даже выражавших восхищение ею были Жуковский, Крылов, Кюхельбекер, Вяземский, А. Турге­нев, но ни один из них не принял участия в журнальной полемике. Выступивший в защиту Пушкина А. Перовский ещё не имел литературного авторитета.

Общественная обстановка 1830-х гг. характеризовалась расту­щим напряжением. Победа общеевропейской реакции, начавшаяся разгромом испанской революции 1820 г. и завершившаяся пу­шечными залпами на Сенатской площади, оказалась недолго­вечной. В 1830 г. Европа вступила в новую фазу революций, под ударами которых порядок, установленный Венским конгрес­сом, разлетелся в прах. Одновременно по России прокатилась волна народных беспорядков, напомнивших о том, какой непроч­ной и зыбкой была почва крепостничества. В этих условиях исторические размышления Пушкина приобретали особенно на­пряжённый характер. Стремясь разглядеть в прошлом те исторические силы, которым предстоит сыграть решающую роль в буду­щем, Пушкин видел три таинственных образа, загадочное прошлое которых могло определить грядущую судьбу России: самодержавная власть, высшие возможности которой казались воплощёнными в Петре, просвещённое дворянство, размышляя о котором надо было решить, исчерпало ли оно свои истори­ческие возможности на Сенатской площади или способно запол­нить ещё одну страницу в истории России, и народ, образ которого всё больше принимал черты Пугачёва. Так завязался узел основных тем творчества 1830-х гг.

отождествление любви и свободы приводит к включению свободы — неволи и всего подчинённого этому образу семантического поля в смысловое пространство жизни — смерти.

Здесь выразился основной пафос поэзии Пушкина — устремленность к жизни.

В этом разгадка всё увеличивающегося числа переводов Пушкина на языки мира, растущего интереса к его творчеству.

[1] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Л., 1983. Т. 25. С. 199.

[2] Цит. по: Томашевский Б.В. Пушкин. М.-Л., 1956. Кн. I. С. 355.

[3] Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978. С. 368.

[4] Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. Л., 1965. С. 328.

[5] Лунин М.С. Письма из Сибири. Л., 1988. С. 175.

[6] Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1955. Т. 6. С. 523.

[7] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 145-146.

[8] Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957. С. 301.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Юрий Лотман Пушкин

Пушкин: краткое содержание, описание и аннотация

Юрий Лотман: другие книги автора

Кто написал Пушкин? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Юрий Лотман: Пушкин

Пушкин

Юрий Лотман: Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века)

Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века)

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Юрий Лотман: Сотворение Карамзина

Сотворение Карамзина

Юрий Лотман: В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь

В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь

Юрий Лотман: Статьи по семиотике культуры и искусства

Статьи по семиотике культуры и искусства

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Иннокентий Анненский: Пушкин и Царское Село

Пушкин и Царское Село

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Владимир Набоков: Комментарий к роману

Комментарий к роману

Нина Меднис: Поэтика и семиотика русской литературы

Поэтика и семиотика русской литературы

Виктор Есипов: Божественный глагол (Пушкин, Блок, Ахматова)

Божественный глагол (Пушкин, Блок, Ахматова)

Пушкин — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Так-то, темный лес,
Богатырь Бова!
Ты всю жизнь свою
Маял битвами.

Не осилили
Тебя сильные,
Так дорезала
Осень черная.

Но Пушкину это было уже все равно для него началась новая жизнь — жизнь в бессмертии русской культуры.

Пушкин, Ю. М. Лотман - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Биографии и мемуары

О книге

Краткое содержание

В книге впервые собраны все работы Ю.М.Лотмана, посвященные жизни и творчеству великого русского поэта. Том состоит из четырех разделов: первый - биография А.С.Пушкина; второй - статьи и исследования; третий - заметки, рецензии и выступления, посвященные творчеству поэта; четвертый раздел полностью посвящен роману "Евгений Онегин", сюда вошел и знаменитый лотмановский "Комментарий" к бессмертному творению поэта. Вступительная статья известного филолога Б.Ф.Егорова, которого долгие годы связывала с Ю.М.Лотманом личная дружба, рассказывает о судьбе ученого, о его пушкинских исследованиях. Книга адресована специалистам-филологам, педагогам и учащимся вузов и школ, а также всем интересующимся творчеством А.С.Пушкина.

Другие художественные книги






Впечатляющее видео

В 2 года родители купили малышу баскетбольное кольцо и мяч, посмотрите, что умеет этот малыш в 5 лет!


liudmila_leto все записи автора
О Пушкине написано столько, что попытка сказать что-то новое непременно соприкоснется с уже существующей точкой зрения. Однако исследователи снова и снова продолжают обращаться к его биографии.


Цикл "Пушкин и его окружение" посвящен людям, которые окружали Александра Пушкина. Литературовед, культуролог и семиотик Юрий Лотман рассказывает о великом поэте через отношение к нему его современников.

Герои первых выпусков – император Александр I, сыгравший в жизни Пушкина очень большую роль; незаурядные лицеисты, окружавшие поэта в юные годы; семья Тургеневых и дальние родственники знаменитого писателя, талантливые и образованные люди, верой и правдой служившие своему отечеству.

Император Александр I



Далее рассказ Юрия Лотмана будет посвящен Александре Россет-Смирновой, одной из самых интересных женщин пушкинской эпохи, дружбой с которой были связаны практически все замечательные люди того времени, и которая играла совершенно особую роль в жизни самого поэта; графу Федору Толстому, прозванному "Американцем", сначала он был злейшим врагом поэта, но впоследствии стал одним из его ближайших друзей.





Цикл завершится рассказом о первом и лучшем друге поэте Иване Пущине. Этот благородный и гордый человек занимает совершенно особое место в жизни и судьбе Пушкина. Они сблизились в первый же день учебы в Лицее, и дружба их продолжалась всю жизнь.

Лучший друг Пущин



Рубрики: Литература/О ПУШКИНЕ
Метки: цикл лекций окружение Пушкина

Процитировано 24 раз
Понравилось: 23 пользователям









Помню эти передачи на "Культуре". Не удалось их записать. А теперь они сами пришли в дом.
Людмила спасибо.
Как-то непривычно видеть ваш блог без музыки. Поэтому разрешит мне предложить послушать, еще раз, мое любимое стихотворение. В нашем возрасте оно звучит особенно проникновенно.


Буфер обмена-4(41) (700x436, 361Kb)

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня.
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу. 1830 год
А. С. ПУШКИН

***.
Достаточно взглянуть на фотографию знаменитого императора Эфиопии Хайле Селассие I, чтобы убедиться в его несомненном сходстве с нашим великим поэтом.

А ведь Хайле Селассие - прямой потомок Царя Соломона от Царицы Савской, пра-пра-правнук иудеев, принесших в Абиссинию скрижали Закона!
Известно, что до самой смерти Пушкин носил кольцо-талисман, подаренное ему в Одессе Елизаветой Воронцовой.
Это был золотой перстень с восьмиугольной сердоликовой печаткой, на которой были вырезаны таинственные письмена и виноградные гроздья. В известном стихотворении 1824 года поэт писал:

"Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан."

После смерти поэта перстень принадлежал
В.А. Жуковскому, затем его сыну, Павлу Васильевичу, который передал его Ивану Сергеевичу Тургеневу, желавшему в свою очередь передать его графу Льву Толстому.

Но этого не случилось, и после смерти Тургенева Полина Виардо передала перстень музею Александровского лицея, из которого он был похищен в марте 1917 года.

Выяснилось, что пушкинский талисман представляет собою еврейскую именную печать с надписью на иврите: "Симха, сын почтенного Йосифа умудрённого, да будет память его благословенна".
Александр Сергеевич очень трепетно относился к "талисману".

"Каббалистические знаки, вырезанные на перстне, будят во мне нечто. будто бы давно забытое" - писал он своему другу В.А.Жуковскому.

Может быть, это была память о далеких еврейских предках? Говорят, что некоторые вещи сами ищут себе хозяина.
Ясно, что перстень с надписью на иврите "нашел" поэта не случайно.

Выходит, что создателем современного русского языка и литературы является - африканский еврей?

Мария Алексеевна Ганнибал – бабушка А.Пушкина по материнской линии (по которой издавна ведется родство у евреев) была дочкой абиссинского еврея Иосифа Абрамовича Ганнибала и русской еврейки Сары Юрьевны Ржевской.

В те времена, когда я учился в институте в Москве, мне довелось прочитать в библиотеке им. Ленина - биографию А. С. Пушкина.
Не брошюрку - на пять листов, а… книгу!
В этой книге, все его "ХУДОЖЕСТВА" подробно были расписаны.
Откровенно сказать, я - БАЛДЕЛ!

Так я Вам скажу, ЛОВЕЛАСЫ ХХ века (со всеми вытекающими, из такой жизни, следствиями) Александру Сергеевичу, и… в подмётки не годяться.

А. С. Пушкин был убит в 1837 году, а первый памятник ему был поставлен в 1884 году.

Не догадываетесь почему?

"ДОСТАЛ" ОН СВОИХ СОВРЕМЕННИКОВ, АЖ… НА ДВА ПОКОЛЕНИЯ ВПЕРЁД.

ПУШКИН - ЭТО НАШЕ ВСЁ?
А ПУБЛИКУЕТСЯ НЕ ВСЁ!
***.
Пушкин эту поэму написал в 15 лет и она была опубликована в первом томе (в 1939 году) действительно - ПОЛНОГО СОБРАНИЯ СОЧИНЕНИЙ А.С. Пушкина.
Эта поэма достаточно объёмна.
Сомнений в том, что она написана Пушкиным быть не может.
Описательный слог присущ (его особенности) только Пушкину.
Кому пришло бы в голову перевоплощаться в пятнадцатилетнего Пушкина? В чём смысл?
Вы же не подвергаете сомнению авторство Евгения Онегина.
А ведь это не законченное произведение.
Что же никто не удосужился его дописать?
Кишка тонка?
***.

Поэма "САШКА" не включает в себя матерных слов, хотя несёт в своём содержании эротическое наполнение (но опоэтизированное на достойном уровне - Пушкин, всё же).
Вы эту поэму читали?
***.

Пушкин эту поэму написал в 15 лет (в частности, она была опубликована в первом томе полного собрания сочинений А.С. Пушкина - в 1939 году).
Действительно - ПОЛНОГО СОБРАНИЯ СОЧИНЕНИЙ А.С. Пушкина.

Ни до перестройки, ни после. поэмы "САШКА", в так называемых - "полных собраниях" нет, хотя (в первом томе) матерные стихи опубликованы.

Пятнадцатилетний Пушкин, прогуливаясь, обнаружил спящую обнажённую девушку.
В поэме "Сашка", Пушкин описывает все прелести этой девушки, начиная…

Написано очень тонко, без тени похабщины, в захватывающем азарте от увиденного, свойственном пылкому темпераменту Пушкина.
***.

Пушкин был некрасив.

Он был скорее уродом.

Маленького роста, смуглый, со светлыми глазами,
негритянскими чертами лица —
с обезьяньей живостью
(так его и называли студенты, которые его обожали) —

так вот, Андре Жид, я хотела,

чтобы в последний раз, моими устами,

aleksandr_pirogov_ballada_o_kapitane_gastello (700x513, 60Kb)

Через сто лет, - в последний раз: - ангел мой родной!

Читайте также: