Лоскутное конструирование в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Художественные проекты ознакомления дошкольников с региональными художественными ремёслами.

Проблема: Показать разнообразие художественных ремесел Симбирского края и их отличительные черты.

Цели:

1. Показать особенности лоскутной техники шитья и возможности ее использования для убранства дома, украшения интерьера.
- путем погружения в быт русского народа;
- знакомство с современной мастерицей г. Димитровграда О. Вукаловой.

2. Формирование потребности создавать изделия по мотивам работ симбирских мастериц.

Задачи:

1. Знакомство с орнаментом симбирских тканых изделий, его особенностями и функциями: эстетической, этнической, обереговой.

2. Знакомство с видами орнамента: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.

3. Дать представление о региональных особенностях народного костюма .

Предварительная работа:

- подготовка книжек-раскрасок “Ткачество и вышивка симбирских мастериц”, “Симбирский народный костюм”, “ Симбирские головные уборы”.
- выполнение детьми под руководством взрослого отдельных элементов костюма своей местности для сюжетно-ролевых игр.
- внесение вариативных моделей.
- подготовка необходимого инструментария.
- рассматривание тканых изделий.
- экскурсия в музей народного творчества.
- чтение симбирских сказок.

1. Плетение пояса – ручной труд.

Цель: заинтересовать детей техникой плетения на примере плетения с помощью бумажных полос. Формирование потребности создавать изделие по мотивам работ симбирских мастериц.

Обыгрывание – куклы любуются поясами.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- обсуждение с детьми значения пояса в народном костюме.
- дидактическая игра “Плетение ковра”.
- рассматривание репродукции картины Р.А.Тропинина “Пряха”, обмен впечатлениями.

2. Беседа с детьми о лоскутной мозаике.

Цель: познакомить детей с лоскутной мозаикой как старинным видом декоративно- прикладного народного искусства.

Методика: Воспитатель показывает различные образцы лоскутной мозаики: игрушки, одеяльца и другие изделия из лоскутков. Рассматривание, любование изделиями, выполненными в лоскутной технике. Рассказ воспитателя о лоскутной технике.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- конструирование из бросового материала - Рукотворное чудо.
- экскурсия в музей народного творчества.

3. Аппликация “Узоры симбирских мастериц”.

Цель: удивить детей красотой орнамента тканых полотенец. Познакомить с особенностями геометрического орнамента, с элементом симбирского орнамента – “перунов цветок”, его значением и способом вырезывания. Воспитывать интерес к орнаменту, желание использовать его для украшения изделий.

Методика: рассматривание тканых изделий, обсуждение понравившихся. Беседа и рассуждение с детьми об орнаменте и его функциях (украшает, защищает, выражает пожелание). Дидактическая игра “Чтение орнамента”. Рассказ воспитателя об основном элементе орнамента “перунов цветок”, предложение создать свой орнамент из этого элемента.

Показ способа вырезывания элемента - “ перунов цветок ”. Анализ вариативных моделей орнамента из этого элемента. Повторение особенности построения линейного орнамента. Самостоятельная деятельность детей над орнаментацией полотенца. Рассматривание детских работ, определение их индивидуальной выразительности.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- дидактическая игра “Симбирская мозаика”. Составление композиций из элемента “ перунов цветок ” на полосе, квадрате.
- книжка-раскраска “Симбирские полотенца”,
- творческое задание “Придумай свой орнамент”.

4. Изготовление дидактической игры “Симбирская мозаика”.

Цель: составление композиций из элемента “перунов цветок” на полосе, квадрате.

Методика: Рассматривание тканых изделий, вышитых геометрическим орнаментом. Предложение изготовить дидактическую игру, вырезать элементы для составления геометрического орнамента. Анализ вариативных моделей орнамента из этих элементов. Выбор понравившегося орнамента. Самостоятельная деятельность детей. Обмен конвертами с элементами орнамента. Составление орнамента на изделии. Обмен впечатлениями и чтение орнамента.

5. Рассказ детям о разнообразии русского народного костюма.

Цель: познакомить с русским народным костюмом, выделить защитную функцию орнамента в одежде – для оберега от неблагоприятных воздействий.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- беседа по прослушанному рассказу.
- разгадывание кроссворда о русских головных уборах.

6. Выступает будто пава.

Цель: познакомить с русским народным костюмом Симбирской губернии, выделить защитную функцию орнамента в одежде – для оберега от неблагоприятных воздействий. Побудить детей использовать полученные знания в собственной изобразительной деятельности.

Методика: рассматривание элементов костюма симбирских крестьянок. Определение вместе с детьми понятий “сарафан”, “кокошник”, “рубаха”. Рассказ воспитателя о русском народном костюме Симбирской губернии. Нахождение детьми в украшении костюма знакомых элементов орнамента. Предложение создать свой орнамент из знакомых элементов.

Проблемная ситуация: как можно изобразить перунов цветок с помощью карандаша. Рассматривание динамической таблицы – последовательность рисования элемента “ перунов цветок ”. Определение местонахождения и способа построения орнамента на силуэте. Самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- сравнение симбирского народного костюма с костюмами персонажей русских народных сказок. Изготовление бумажных кукол, придумывание им старинных имен, украшение костюма орнаментом.

7. Посещение музея народного творчества.

Цель: обобщить и закрепить у детей знания о русском народном костюме.

Методика: В музее встречает работник музея в народном костюме.

Экскурсовод: Здравствуйте, дети. Пришли вы в музей посидеть, на красоту посмотреть, про старину послушать. Ведь недаром в народе говорят: обед узнают по кушанью, а ум по слушанию. Сегодня я проведу конкурс, и мы узнаем, кто же из вас лучше знает старину. (Делит ребят на две команды).

1. Придумайте названия своим командам.

2. Закончите пословицы и поговорки:

1) Какова пряха,…… такова на ней рубаха.
2) По платью встречают, ……по уму провожают.
3) Береги платье снову,…… а честь смолоду.
4) Не поносишь старого –…….. не носить и нового.
5) Всяк портной на свой …….раскрой.
6) Умеют не от хохота, а от…….жизненного опыта.

Экскурсовод: Молодцы, дети, много знаете пословиц и поговорок. Посмотрите, сколько здесь разных костюмов. Но как мы определим, где здесь костюм Симбирской губернии?

3. Воспитатель: Давайте поиграем в игру. Дети, я буду показывать на рисунках части костюма, а вы говорите, что это за деталь. (Показывает рисунки с разными костюмами – северорусский, южнорусский, симбирский).
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и нашли симбирский костюм.

4. А теперь попробуйте превратиться в ткачей. Каждая команда должна одеть куклу в симбирский народный костюм. Будьте внимательны. А мы посмотрим, какая команда сделает это дружно, быстро и аккуратно.

5. Вопросы 1 команде:
- что в старину на Руси носили женщины? (сарафан)
- от какого корня происходило слово рубаха? (рубить)
- какой длины обычно были рубахи у мужчин?
- круг – символ……солнца.
- чем обычно украшали сарафан? (пуговицами)

Подведение итогов. Предложение поиграть в симбирскую игру.

Играющие становятся в пары одна после другой: поднимают руки вверх, чтобы свободно можно было пройти между ними; последняя пара бежит между всех пар и кричит:

- Челнок бежит, земля дрожит!
Пройдя все пары, становится впереди первой и тоже поднимает вверх руки. Таким же образом бежит вторая пара, третья и т.д. до последней пары, затем опять начинает бежать первая, и таким образом игра продолжается по желанию без конца.

8. “Украсим дом для куклы”.

Цель: побудить детей украсить интерьер комнаты для кукол, выбрав понравившуюся технику создания изделия по мотивам симбирских мастериц. Развивать желание создавать неповторимую работу, стремление выразить в ней свое творческое начало.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- игры с обустроенным домом,
- выставка детских работ для сотрудников ДОУ и родителей.

Педагога дополнительного образования Безлепкиной С. А.

Цель: Способствовать привитию интереса у детей к жизни и обычаям казаков.

Задачи: продолжить знакомить с видами промыслов и ремесел на Кубани. Развивать любознательность, расширять кругозор, знания старины, творчество, трудовые навыки и умения. Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, уважение к людям различных профессий.

Закрепление знаний о преобразовании одних геометрических фигур в другие: о том, как получить из прямоугольника квадрат, треугольник - из квадрата. Закрепить умения: резать ножницами по прямой и диагонали, создавать аппликационный образ путем составления изображения из частей с последовательным их наклеиванием. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к ручному труду. Воспитывать аккуратность.

Ход занятия.

Педагог: ребята, мы сегодня с вами будем заниматься очень интересным делом. А вот что мы будем делать, вы узнаете, если отгадаете загадку

Под пуховым и под ватным

Чтоб нигде не поддувало,

Вас укроет (одеяло).

Конечно одеяло. А зачем нам нужны одеяла, как вы думаете? Ответы детей. Какое одеяло у вас дома, в группе? Ответы детей (на ощупь - мягкое, пушистое, по размеру - большое, маленькое, по цвету - разноцветное или однотонное и т. д.) Какие красивые у вас одеяла, укрывшись под ними вам, наверное, красивые сны сняться? Я вам сейчас покажу одеяло, которого ни у кого из вас нет. (педагог показывает лоскутное одеяло) посмотрите какое оно необычное, а чем оно отличается от ваших? Ответы детей. Это одеяло сшито из кусочков, из ткани словно мозаика собрана. Такие одеяла наши бабушки шили. (показ презентации, в которой представлены слайды с фотографиями разных лоскутных одеял и технокарта изготовления такого одеяла). Наши бабушки были очень хорошие хозяюшки, они не выбрасывали лоскутки, которые у них оставались, а собирали и делали такую красоту.

Мы сегодня с вами тоже сделаем одеяльце, но только бумажное.

Посмотрите на заготовки, которые я вам раздала. Какие геометрические фигуры лежат перед вами? (прямоугольники). Посмотрите внимательно, какие фигуры получатся, если вы разрежете их по линии? Квадраты. А как из квадрата получить треугольник? (согнуть по диагонали и разрезать). Вам нужно приготовить для аппликации треугольники.

Перед тем как начать работу с ножницами необходимо с ребятами повторить правила обращения с режущими предметами.

Дети работают с ножницами. При необходимости педагог помогает.

Т. к. работа очень трудоемкая и требует от ребенка много усилий и терпения, то необходимо делать перерывы на физкультминутку.

Вы все хорошо потрудились, давайте немного отдохнем. Педагог предлагает детям встать из-за столов и размяться.

У нас славная осанка- встать в струнку, руки вдоль туловища;

Мы свели лопатки. свести лопатки (руки на поясе);

Мы шагаем на носках шагаем на носках;

И пойдём на пятках. шагаем на пятках

Пойдём мягко, как лисята пройти плавно;

Ну а если надоест, то пойдём

Вы вырезали много треугольников. Теперь мы с вами из них выложим нашу мозаику. Кто знает, что такое мозаика? Ответы детей : выкладывание узора из мелких деталей. Я вам раздала лист бумаги - основу для вашей аппликации. Посчитайте. Сколько квадратов на нем изображено (большой квадрат разделен на 9 квадратиков=10). Ваша задача закрыть маленькие квадратики треугольниками, так как вам хочется. А что у вас получится, мы скоро увидим. Дети создают аппликацию из заготовленных треугольников: один квадрат = двум треугольникам. Каждый ребенок сам определят, какие цвета группировать.

Во время работы, педагог следит, чтобы дети не устали. В индивидуальном порядке может предложить ребенку встать, или сделать какие- то физические упражнения. Если большинство детей устало от работы и длительного сидения, то можно предложить мини физминутку:

Сначала буду маленьким, присесть на корточки;

К коленочкам прижмусь. обхватить руками колени, наклонить голову;

Потом я вырасту большим постепенно выпрямиться;

До лампы дотянусь. встать на носочки, потянуться вверх за ручками.

Педагог: Давайте ваши работы все соберем вместе. Педагог выкладывает большой ковер из маленьких. Посмотрите, какое красивое, разноцветное одеяло у нас получился.

Все молодцы. Мне очень приятно было сегодня с вами работать. Большое спасибо.

Ознакомление детей с традиционными русскими промыслами:лоскутные виды деятельности,русские народные тряпичные куклы, тряпичные мячики , игрушки (без применения иглы и ножниц). Дети занимаются с удовольствием.

Оценить 3207 0

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

город Лебедянь, Липецкая область

Педагогический проект

«Лоскутная техника в ДОУ.

воспитатель Ястребова Г.В.

«Истоки способностей и дарований детей –

Введение в тему проекта

Ведь ни для кого не секрет, что в современном образовании утрачены истоки домостроевского рукоделия, в школах сократили до минимума уроки технологии, там перестали учить кулинарии, шитью, вязанию, поэтому мы получаем поколение молодых, одетых в дешёвый китайский ширпотреб. А если с детства девочки, да и мальчики будут постигать азы этого чудесного ремесла, они просто обязаны будут хорошо и со вкусом одеваться , уметь рукодельничать и приучат к этому своих детей и внуков. Поэтому вижу в этом свою задачу, как педагога.

Актуальность проекта и инновации:

- проектная деятельность как средство развития художественно – творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста;

Вид проекта: ручной труд и познавательное развитие

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети 5-7 лет и их родители

Педагогическая ценность проекта: «Праздность – отец всех пороков,

Новизна и отличительные особенности проекта:

- планирование работы по лоскутному шитью с дошкольниками;

- использование нетрадиционных для детского сада материалов (ткань, трикотаж, мех, нитки, пенопласт, нетканые, утепляющие, декоративные материалы и др.)

Предполагаемый результат:

- становление самостоятельности детей;

- развитие мелкой моторики рук;

- приучение руки к письму;

- совершенствование профессионального мастерства педагога по теме проекта (как в педагогической, так и в технологической части);

- расширение взаимодействия с общественными организациями, музеями, Домом Ремёсел и др.;

- привлечение к работе по проекту мастериц города и Лебедянского района;

- участие родителей в организации работы по проекту;

- совершенствование учебно – исследовательской деятельности дошкольников.

Оценка результатов проекта:

- создание центра по работе с нетрадиционными (для детского сада) материалами: ткань, текстиль, мех, кожа, нитки, картон, пенопласт, поролон и др.;

- формирование знаний и умений, а также интереса к ручному труду;

- установление партнёрских взаимоотношений между родителями и детьми в процессе совместного труда;

- воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности, прилежания;

- воспитание культуры цвета;

Продукт проектной деятельности:

- лоскутные поделки, панно, игрушки, тряпичные куклы, мячики, погремушки, шкатулки, сувениры, кухонные принадлежности и др.

Презентация:

- непосредственно образовательная деятельность;

- выставки в ДОУ поделок детей;

- выставки в ДОУ поделок совместного творчества родителей и детей;

- участие в конкурсах города и района.

Схема осуществления проекта по основным видам деятельности

(в связи с долгосрочностью проекта темы могут изменяться и добавляться):

ЦЕНТР познавательного развития:

- тематические занятия, конструирование

- создание театра кукол, созданных по русским канонам и традициям

- создание новогодних игрушек

ЦЕНТР игровой деятельности:

ЦЕНТР художественной деятельности:

- поделки с применением других материалов: лоскутные панно на пенопласте лоскутные яйца из пенопласта, тряпичные куклы, мячики, игрушки, пасхальные зайцы, ангелы, лоскутные новогодние игрушки.

ЦЕНТР музыкального развития:

- совместная музыкальная деятельность

Инновационная деятельность в проекте

Средняя группа (поделки совместно с родителями с применением любой техники):

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила ст. воспитатель Индрикова Н.И.

Москва 2021 год

Цель: знакомство с декоративно-прикладным ремеслом- лоскутное шитье.

Задачи:

расширять кругозор дошкольников о декоративно-прикладном ремесле - лоскутное шитье;

Формировать у дошкольников чувство ритма посредством техники лоскутное шитье;

Воспитывать у дошкольников бережливость, уважение к труду.

Оборудование: предметы, изготовленные в технике лоскутное шитье, цветовой круг, лоскутки ткани квадратной, треугольной и прямоугольной формы, ткань размером 10*10 см, полоски необработанной ткани, игольница, нитки, ножницы, аудиозаписи русских народных песен

Интеграция образовательных областей : социально - коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное развитие.

Ход занятия.

Воспитатель: Дорогие ребята, посмотрите, какие необычные вещи есть у меня. Что вы можете сказать о них? (Ответы детей)

Воспитатель: Лоскутное шитьё – изделия собранные из цветных лоскутиков. Они отличаются тем, что в данных изделиях есть композиция, т.е лоскутки составляют узор, художественно-эстетический вид, декоративность. Лоскутные мозаики – покрывала, одеяла, занавески, панно, салфетки, коврики, дорожки украшают и сейчас многие интерьеры жилого дома, выставки декоративно-прикладного творчества.

Самое древнее изделие лоскутной мозаики было найдено в Египте. В Англии и Франции бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для создания других изделий. Таким образом, первоначально лоскутное шитье возникло в результате нехватки материалов и их дорогой цены. А в России шить из лоскутков стали во II половине 19 века. В это время появился в продаже дорогой заморский ситец.

Идеей для создания лоскутной техники послужили обыкновенные заплаты. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это помогло мастерицам прийти к мысли о возможности создания изделий из лоскутов – лоскутные одеяла, дорожки, вышивка.

Из разнообразных лоскутков можно создать удивительные вещи, настоящие произведения декоративно-прикладного творчества, которые будут нас окружать в повседневной жизни. Лоскутное шитье простое и поэтому доступно каждому. Для этого вида рукоделия нужны всего лишь оставшиеся после раскроя кусочки ткани. Чтобы правильно подобрать лоскутики для будущего изделия, необходимо учитывать сочетания цветов, знать, как они взаимодействуют друг с другом. Для этого надо вспомнить, что такое согласованность в сочетании цветов.

Для того, чтобы разобраться в цветовых сочетаниях, применяют цветовой круг.

Какие основные цвета в нем? -(желтый, красный и синий).

Смешение красного и желтого в равных количествах дает какой цвет? (оранжевый цвет),

Красного и синего?(фиолетовый),

Синего и желтого? (зеленый).

И прежде чем, мы с вами возьмемся за лоскутки. Предлагаю физкультминутку.

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик,

Раз – сюда, два –туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два- привстали,

Руки кверху все подняли.

Ванькой- встанькой словно стали.

Воспитатель. Предлагаю Вам составить узор из лоскутков. Представьте себе, что вы готовите коврик для царицы Осени, какого цвета лоскутки, вы возьмете? Почему? Какого цвета вы возьмете лоскутки для коврика Царицы Лета? Почему?

А теперь попробуйте составить узор из лоскутков.

Продуктивная деятельность дошкольников. Дети выкладывают узор из лоскутков квадратной, треугольной и прямоугольной формы.

(Воспитатель оказывает посильную помощь детям.)

Но вначале вспомним правила безопасной работы с иголкой:

· Для работы с иголкой садимся по одному за стол.

· Вдев нитку в иголку, сразу делаем узелок.

· Иголку храним только в игольнице.

· Пользуемся ножницами, чтобы обрезать нитку.

· Ножницы держим сомкнутыми.

· Передаем ножницы сомкнутыми, кольцами вперед.

Воспитатель: Для хорошего настроения в старину мастерицы за работой пели русские народные песни. Мы тоже будем работать под песню.

Включается аудиозапись русских народных песен.

На ткань размером 10*10 см пришиваются необработанные полоски ткани
Рефлексия:

О чем мы с вами сегодня говорили? Что вам понравилось? Что оказалось трудным для вас? Чему учит это ремесло - лоскутное шитье?

Читайте также: