Ломоносов о школе высказывания

Обновлено: 05.07.2024

На данной странице вы найдете цитаты Ломоносова об образовании, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.

Науки юношей питают, Отраду старцам подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут.

Разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина. Наука и опыт — только средства, только способы собирания материалов для разума.

Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии.

Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии — украшение, везде верный и безотлучный спутник.

Цитаты Михаила Ломоносова

Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат ученого и поэта Михаила Ломоносова (1711—1765).

Удивительная для своего времени история научной и придворной карьеры этого выходца из народа широко известна.

Цитаты сгруппированы по темам: наука, жизненная этика, Россия, русский язык, отдельные науки, религия и наука, о себе, люди, природа, брак, астрономия, невежды, журналисты, любовь, жизнь.

О науке

Науки юношей питают, Отраду старцам подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут.

Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно.

Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии — украшение, везде верный и безотлучный спутник.

Испытание натуры трудно, однако приятно, полезно, свято. Чем больше таинства ее разум постигает, чем долее рачение наше в оной простирается, тем обильнее собирает плоды для потребностей житейских.

Разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина. Наука и опыт — только средства, только способы собирания материалов для разума.

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.

О, если бы все труды, заботы, издержки и бесконечное множество людей, истребляемые и уничтожаемые свирепством войны, были обращены на пользу мирного научного мореплавания!

О жизненной этике

Дерзайте отчизну мужеством прославить.

Неусыпный труд все препятствия преодолевает.

Кто малого не может, тому и большее невозможно.

Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется.

Иногда промедление смерти подобно.

Ошибки замечать не много стоит: дать нечто лучшее — вот что приличествует достойному человеку.

Ничто не происходит без достаточного основания.

Кто достигнет старости, тот почувствует болезни от роскошей, бывших в юности, следовательно, в молодых летах должно от роскошей удаляться.

О России

Народ российский от времен, глубокою древностию сокровенных, до нынешнего веку толь многие видел в счастии своем перемены, что ежели кто междоусобные и отвне нанесенные войны рассудит, в великое удивление придет, что по толь многих разделениях, утеснениях и нестроениях не токмо не расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и славы достигнул.

Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится победа. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность.

Могущество и обширность морей, Российскую империю окружающих, требуют рачения и знания. Между прочим Северный океан есть пространное поле, где усугубиться может российская слава, соединенная с беспримерною пользою, чрез изобретение восточно-северного мореплавания в Индию и Америку.

О русском языке

Повелитель многих языков, язык российский не только обширностью мест, где он господствует, но купно собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе.

Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся.

Красота, величие, сила и богатство российского языка явствуют довольно из книг, в прошлые века писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.

Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, ита-лианским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях кратость греческого и латинского языков.

Об отдельных науках

Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит.

Истинный химик должен быть не только практиком и теоретиком – он должен быть еще и философом.

Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие о всенародных прибытках, удобно рассудить может. Едино представление положения государств, а особливо своего отечества производит в сердце великое удовольствие…

Полезнейшая роду человеческому есть медицина.

Без грамматики оратория – глупа, поэзия – косноязычна, философия – безосновательна, история – непонятна, юриспруденция – сомнительна.

О религии и науке

Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии.

Духовенству к учениям, правду физическую для пользы и просвещения показующим, не привязываться, а особливо не ругать наук в проповедях.

У многих глубоко укоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождения вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога, как Творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя.

Правда и вера суть две сестры родные, дочери одного всевышнего родителя, никогда в распрю между собой прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания собственного мудрствования восклеплет.

О себе

Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, ниже у самого Господа Бога, который дал мне смысл, пока разве отнимет.

За то терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали своё достоинство pro aris etc.

За общую пользу, а особливо за утверждение наук в отечестве, и против отца своего родного восстать за грех не ставлю. Я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться, как уже борюсь двадцать лет, стоял за них смолоду, на старости не покину.

Люблю правду всем сердцем, как всегда любил и любить буду до смерти.

Одно спасенье мне – не ожидать спасенья.

О людях

Кто в свете сем родился волком, тому лисицой не бывать.

Малый человек и на горе мал, а исполин велик и в яме.

Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая, кроме смраду и презренных гадин, ничего не производит.

Льстивый человек мед на языке, яд в сердце имеет.

О природе

Природа весьма проста; что этому противоречит, должно быть отвергнуто.

Природа держится своих законов самым крепким образом даже в малейшем, чем мы пренебрегаем.

Все, что есть в природе, математически точно и определенно; хотя мы иногда сомневаемся в этой точности, но наше незнание нисколько не умаляет ее: если бы даже весь мир сомневался в том, что дважды два четыре, все-таки дважды два у всех сомневающихся дадут четыре.

О браке

Жениться хорошо, да много и досады. Я слова не скажу про женские наряды: Кто мил, на том всегда приятен и убор; Хоть правда, что при том и кошелек неспор.

Но он ответствовал: "Я, братец, признаваюсь, Что век она жила со мною вопреки; То истинно теперь о том не сомневаюсь, Что, потонув, она плыла против реки".

Есть дети, следовательно, должны быть у них отцы и матери.

Об астрономии

Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна.

Идолопоклонническое суеверие держало астрономическую землю в своих челюстях, не давая ей двигаться.

Что в том Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав. Кто видел простака из поваров такова, Который бы вертел очаг кругом жаркова?

О невеждах

Те, кто пишут темно, либо невольно выдают свое невежество, либо намеренно скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.

Легко быть философом, выучась наизусть три слова: бог так сотворил; и сие дая в ответ вместо всех причин.

Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек.

О журналистах

Журналист не должен торопиться порицать гипотезы. Оные единственный путь, которым величайшие люди успели открыть истины самые важные.

Журналист никогда не должен создавать себе слишком высокого представления о своем превосходстве, о своей авторитетности, о ценности своих суждений. Ввиду того, что деятельность, которой он занимается, уже сама по себе неприятна для самолюбия тех, на кого она распространяется, он оказался бы совершенно неправ, если бы сознательно причинял им неудовольствие и вынуждал их выставлять на свет его несостоятельность.

О любви

Любовь сильна, как молния, но без грому проницает, и самые сильные ее удары приятны.

Любовь есть склонность духа к другому кому, чтобы из его благополучия иметь услаждение.

О жизни

Худые примеры не закон.

То, что нашим предкам казалось странным, неясным и пугающим, для нас вполне доступно, понятно и приятно.

О разном

Тому, кто хочет говорить красиво, необходимо уметь говорить правильно и иметь достаточный запас слов, которыми можно высказать мысли.

Все великие люди честь и похвальбу любили… Без сей страсти не чинились бы на свете знатные предприятия и великие дела к концу бы не приходили.

В приведенных цитатах Михаила Ломоносова чувствуется энергия и воля целеустремленного человека. Как известно, отнюдь не все его планы и идеи удалось осуществить, но и то, что получилось дало мощный толчок развитию российской науки.

Цитаты про Ломоносова

  • Л. Эйлер: При сем случае я должен отдать справедливость Ломоносову, что он одарован самым счастливым остроумием для объяснения явлений физических и химических. Желать надобно, чтобы все прочие Академии были в состоянии показать такие изобретения, которые показал г. Ломоносов.
  • Я. Штелин: Физические качества: выдающейся крепости и силы почти атлетической. Например, борьба с тремя напавшими матросами, которых одолел и снял с них одежду. Образ жизни: простонародный. Умственные качества: жадный к знанию; исследователь, стремящийся к открытию нового. Моральные качества: не­отесанный, с подчиненными и домашними строг. Стремление к превосходству, пренебрежение к равным.
  • А. Пушкин: Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. (кстати, цитаты Александра Сергеевича Пушкина)
  • И. Аксаков: В лице Ломоносова русский народ свободно, гордо предъявлял миру свои права на самостоятельное участие в деле общечеловеческого просвещения; свободно, гордо выражает он законное внутреннее требование своего духа: возвести на степень всемирно-исторического значения свою народность, разработать для высшей сферы знания и искусства свои богатые таланты, деятельность которых ограничивалась до сих пор тесною сферою бытовой, односторонне национальной жизни.
  • В. Вернадский: Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Задача состоит в восстановлении подлинного, живого образа первого гениального русского ученого.
  • П. Капица: Даже современниками Ломоносов был признан большим ученым. Но характерно, что никто из окружающих не могли описать, что же действительно сделал в науке Ломоносов, за что его надо считать великим ученым. . Все это еще больше заставляет нас недоумевать: как могло случиться, что вся эта научная деятельность Ломоносова прошла так бесследно не только за границей, но и у нас?

Далее вы можете прочитать подборку фразеологизмов Ломоносова и другие подборки цитат:

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .

Михаил Ломоносов – это русский ученый с мировым именем, который обогатил практически все сферы науки своими гениальными исследованиями.

Это не просто уникум, вошедший в историю, как всесторонне одаренная личность, но и подлинно универсальный гений. Наверное, поэтому его высказывания и цитаты пользуются большой популярностью среди тех, кто ценит мудрость веков.

Povelitel-mnogih-yazyikov-yazyik-Rossiyskiy-1

Предлагаем вашему вниманию лучшие цитаты и афоризмы Ломоносова, в которых собраны меткие наблюдения и глубокий анализ действительности.

Но для начала приведем одно из самых знаменитых его высказываний.

Высказывание Ломоносова о языках

Карл V, римский император, говаривал, что гишпанским (испанским) языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашёл бы в нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.

Афоризмы и цитаты Ломоносова

Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется.

Кто не может осилить малого, тому и великое не под силу.

Любовь подобна молнии. Она пронзает тихо, без грома. И даже самые сильные ее удары нам могут доставить удовольствие.

Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая, кроме смраду и презренных гадин ничего не производит.

Иногда промедление смерти подобно.

Глуп тот математик, который хочет Божью волю измерить циркулем. Точно так же глуп учитель богословия, который полагает, что по Псалтири он может познать астрономию или химию.

Идолопоклонническое суеверие держало астрономическую землю в своих челюстях, не давая ей двигаться.

Малый человек и на горе мал; исполин велик и в яме.

Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек.

Russkim-lyudyam.-Osobenno-yunosham-sleduet-znat-istoriyu

А это четверостишие из одного стихотворения наверняка знают многие:

Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.

Красоту, богатство и силу русского языка можно познать из книг, которые написаны много веков назад. Их писали люди, которые не знали правил, и даже не догадывались о том, что они когда-либо появятся.

Только в старости мы можем почувствовать все болезни, которые появились в результате беспечности в юности. Поэтому, самое правильное решение – постараться оградить юность от беспечности.

Только упорный труд способен преодолеть все препятствия.

Математику стоит любить хотя бы за то, что она помогает привести мысли и ум в порядок.

Один произведенный опыт намного дороже тысячи теорий, которые так и остались мыслями.

При помощи науки разум человека способен проникать в самые глубины вещества, познать его суть и назначение. Наука и опыт – это всего лишь инструменты, которые просто помогают собирать необходимые для развития разума материалы.

Те, кто пишет смутно, либо невольно выдают свою глупость, либо намеренно ее скрывают. Чаще всего смутно пишут о том, о чем не имеют ясного представления.

Ничего в этом мире не может произойти без необходимого основания.

У льстеца на устах – всегда мед. Но в сердце – лишь яд.

Velichie-mogushhestvo-i-bogatstvo-gosudarstva

Не стоит замечать ошибки других. Постараться дать нечто большее, лучшее – вот достойное дело для каждого человека.

Никто не должен спешить высмеивать гипотезы. Ведь именно они – единственное, при помощи чего величайшие умы мира смогли совершить открытия.

Кто родился на свет волком, никогда не сможет превратиться в лису.

Без грамматики оратория – глупа, поэзия – косноязычна, философия – безосновательна, история – непонятна, юриспруденция – сомнительна.

Я не считаю грехом пойти против (воли) отца ради науки и отечества. Я посвятил этому всю свою жизнь, чтоб до конца дней своих бороться с невежами и противниками науки. И занимаюсь этим более 20 лет – я стоял на это в молодости, и в старости буду делать так же.

Вдохновение подобно распутной девице – она всегда доступна, ее в любой момент можно использовать.

Природа довольно проста. И все, что этому противоречит, следует отвергать.

Истинный химик должен быть не только практиком и теоретиком – он должен быть еще и философом.

Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал своё величество, в другой свою волю. Первая — видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по мере дарованного ему понятия. Вторая книга — Священное Писание. В ней показано благоволение Создателя к нашему спасению.

У многих глубоко укоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождения вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога, как Творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя.

То, что нашим предкам казалось странным, неясным и пугающим, для нас вполне доступно, понятно и приятно.

Тому, кто хочет говорить красиво, необходимо уметь говорить правильно и иметь достаточный запас слов, которыми можно высказать мысли.

Достоверно известно, что Михаил Васильевич был глубоко верующим человеком. Он написал много стихов и рассуждений на тему отношения человека с Богом. Ниже приведена интересная цитата Ломоносова о науке и религии:

Наука и религия — суть родные сестры, дщери Всевышнего Родителя, они никогда между собою в распрю прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показного своего мудрования на них вражду возведет. Напротив, наука и вера взаимно дополняют и подкрепляют друг друга.

Lomonosov-o-russkom-yazyike

В конце приведем замечательный, небольшой стих Ломоносова. Прочитать его может показаться немного сложным занятием по причине того, что в те времена русский язык и обороты речи были несколько другими. Однако от этого красота, прелесть и богатство последнего не уменьшаются.

С помощью таких простых и ироничных стихов ученый доказывал глупость в то время еще существовавшей идеи о том, что в центре Вселенной находится земля, а Солнце и прочие планеты вертятся вокруг нее.

Ломоносов

Михайло Васильевич Ломоносов - родился 8 ноября 1711 года, в деревня Денисовка (ныне Ломоносово), Архангелогородская губерния. Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, химик и физик, основоположник физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики, основоположник молекулярно-кинетической теории. Разработал проект Московского государственного университета, впоследствии названного в его честь. Открыл атмосферу у Венеры. Умер 15 апреля 1765 года, в городе Санкт-Петербург.

Красота, величие, сила и богатство российского языка явствуют довольно из книг, в прошлые века писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.

Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии — украшение, везде верный и безотлучный спутник.

Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии.

Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется.

Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, ниже у самого Господа Бога, который дал мне смысл, пока разве отнимет.

Разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина. Наука и опыт — только средства, только способы собирания материалов для разума.

Кто достигнет старости, тот почувствует болезни от роскошей, бывших в юности, следовательно, в молодых летах должно от роскошей удаляться.

Те, кто пишут темно, либо невольно выдают свое невежество, либо намеренно скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.

Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая, кроме смраду и презренных гадин, ничего не производит.

Журналист не должен торопиться порицать гипотезы. Оные единственный путь, которым величайшие люди успели открыть истины самые важные.

Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики.

Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек.




Беспредельная преданность Ломоносова делу, которому он служил, – науке – общеизвестна, отражена в его афоризмах и воспета в стихах. Самое известное из них стало хрестоматийным:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Часто простое кажется вздорным,

Чёрное – белым, белое – чёрным.

Обратимся же к педагогическому и образовательно-политическому наследию Ломоносова.

Урок первый: русский язык – база науки, образования и культуры

Гордясь русским языком, Ломоносов его не только пропагандировал, но и развивал. Именно он:

во-первых, положил начало традиции чтения лекций на русском языке. До него в России они читались по латыни;

во-вторых, создал первые русские учебники по различным предметам;

в-третьих, обогатил родной язык научной терминологией в различных областях знания.

Рекомендации Ломоносова в этой области остаются актуальными и в настоящее время: оставлять непереведёнными слова лишь тогда, когда невозможно подыскать равнозначный русский аналог; а когда иностранное слово уже получило распространение, придавать ему форму, наиболее близкую русскому языку. Именно Ломоносов ввёл в науку ряд русских слов, которые до того имели бытовое значение: опыт, движение, явление, частица и др. В результате ломоносовская научно-техническая терминология постепенно заменила прежние термины.

Принято считать, что в области собственно педагогики именно Ломоносов ввёл в научное употребление такие понятия и термины как воспитание (воспитатель, воспитанник), гимназия (гимназисты), занятия, знания, классы, лекции, обучение (учение, познание), урок и другие. При этом часть терминов была заимствована из уставов европейских учебных заведений: академия, куратор и др.

Нельзя не обратить внимания на то, что ломоносовская традиция отношения к русскому языку была продолжена другими выдающимися отечественными мыслителями и деятелями культуры. Вспомним, как возмущался засильем французского в дворянской среде Александр Грибоедов и требовал:

«Чтоб умный, бодрый наш народ

В общем плане ещё более жёстко по поводу бездумного поклонения иной культуре высказывался выдающийся русский европеец Фёдор Тютчев:

Напрасный труд – нет, их не вразумишь,–

Чем либеральней, тем они пошлее,

Цивилизация – для них фетиш,

Но недоступна им ее идея.

Как перед ней ни гнитесь, господа,

Вам не снискать признанья от Европы:

В ее глазах вы будете всегда

Не слуги просвещенья, а холопы.

Похоже, современной отечественной культуре урок Ломоносова и его последователей не пошёл впрок, причём сразу по двум направлениям:

Урок второй: по своим основным целям образование имеет гражданско-патриотический, как сказали бы теперь, некоммерческий характер

Конкретизируя смысл образования, Ломоносов ставил перед созданным им университетом три задачи:

1) развитие наук (в особенности философии, естествознания, истории, русской грамматики, права и медицины);

2) популяризация научных знаний – собственно просветительская деятельность, целям которой должны были служить библиотеки, лекции и выпуск книг;

3) подготовка кадров, в т.ч. в области науки, экономики и государственного строительства.

Ломоносову чужда была идея образования как усвоения простой суммы знаний или даже выработки умений (компетенций). При всей важности того и другого, он отдавал приоритет формированию духовно-нравственных качеств, которыми должен обладать образованный человек. Вот неполный их набор, особо выделяемый Ломоносовым: мудрость, благочестие, воздержание, чистота, милость, благодарность, великодушие, терпение, незлобие, простосердечие, постоянство, трудолюбие, дружелюбие, послушание, скромность. Разумеется, этот список несёт на себе печать времени. И всё же он представляется гораздо более глубоким, чем примитивная пропаганда жизненного успеха любой ценой, фактически поставленная во главу воспитания в современной России.

Общее представление о целях образования сказывается и на предложениях Ломоносова в области управления. По его мнению, во главе учебного заведения должен стоять педагог, преследующий, прежде всего, собственно образовательные цели. Так и хочется добавить: вовсе не менеджер, которому всё равно, чем управлять, лишь бы достигался хороший финансовый результат! К сожалению, именно такой подход утвердился в последнее время в представлениях российской политической элиты. Последствия известны. Среди них – данные социологического опроса, согласно которому 55% опрошенной российской молодёжи признались, что во имя жизненного успеха готовы преступить элементарные нормы нравственности и справедливости, что называется, все 10 заповедей.

Урок третий: фундаментальность образования как основа его прикладного назначения

Заслуга Ломоносова состоит в том, что он стремился поднять в школьном и последующем образовании роль естествознания, естественных наук, хотя, в соответствии с современной ему традицией, естественные науки изучались в рамках философии. Вот лишь некоторые известные высказывания Ломоносова о научном познании:

Ломоносов предложил поделить все школьные предметы на обязательные и дополнительные. К последним он относил, в частности, иностранные языки: греческий, французский, немецкий. Изучение же естественных наук считал обязательным.

Однако в настоящее время тенденция изменилась. Ситуация дошла уже до того, что, согласно опросу ВЦИОМ 2011 г., 32% опрошенных считают Солнце спутником Земли. В 2007 г. таких было 28%. Число людей, для которых Коперника не существовало, в России продолжает расти.

Вот что пришлось говорить автору этих строк, выступая на политической пятиминутке в Госдуме 26 января 2011 г. после появления первой версии проекта образовательных стандартов для старшей школы, подготовленной группой А.М. Кондакова: «Берусь утверждать без всякого преувеличения, стандарт содержит прямую угрозу праву человека на качественное образование и, более того, национальной безопасности страны. Вот некоторые доказательства.

Авторы стандарта предлагают задавать на федеральном уровне только 40 процентов содержания образования. Все серьёзные эксперты говорят одно и то же: если этот показатель меньше 70 процентов, единое образовательное пространство разваливается.

Старшеклассник, переходя из одной школы в другую, переезжая в другой город, переезжая в другой регион, фактически оказывается в другом образовательном пространстве.

Кроме того, стандарт предлагает нам сохранить только три обязательных предмета: Россия в мире, физкультура и ОБЖ, да ещё некий индивидуальный проект. Что касается других предметов, то они будут по выбору. Например, русский язык, русская литература, родной язык, родная литература – выбирайте одно, максимум два. История, обществознание, география, экономика, право – выбирайте одно, максимум два. Естествознание, физика, химия, биология, экология – выбирайте одно, максимум два.

Кстати, если хотите получить полноценное образование, за другие предметы придётся платить.

Урок четвёртый: отделение естественнонаучного образования от религиозного

Согласно Ломоносову, задача образования – научить школьников или студентов основам наук, оставив область веры богословам и служителям церкви. Поэтому он предлагал модернизировать классическое западноевропейское представление об университетах, отказавшись от богословского факультета и сохранив философский, юридический и медицинский.

Парадоксально, но факт: в России XXI века, где образовательная система испытывает сильное давление со стороны церкви в пользу религиозного образования и введения креационизма, идея двойственной истины вновь оказывается способом сохранить светский характер образования и его фундаментальные научные основы. Говоря попросту, дело школы – изучение наук; религия же – частное дело каждого гражданина, которое не имеет отношения к компетенции системы образования. Разумеется, это никак не препятствует изучению религии как части культуры человечества.

Урок пятый: как по практическим, так и по ценностным основаниям России необходимо образование для народа – говоря языком современных документов ООН и ЮНЕСКО, образование для всех.

В итоге Ломоносову удалось добиться двукратного роста числа гимназистов, в т.ч. за счёт расширения их, как мы сказали бы теперь, бюджетного финансирования.

Именно в интересах разночинцев Ломоносов постоянно требовал увеличения материального обеспечения гимназистов и студентов, а также строительства общежитий.

Только на базе массового образования и дополнительных мер поддержки в целях обеспечения равных возможностей есть шанс осуществить научно-образовательный прорыв, в котором Россия XXI в. нуждается столь же, как и в веке XVIII-м. Напротив, не выучив уроков, завещанных нам Ломоносовым, страна рискует вернуться к тому состоянию, которое когда-то потребовало петровских реформ. Однако в XXI в. повторить модернизацию по Петру или по Сталину уже невозможно – она может базироваться только на развитии человеческого потенциала, а значит, на новом курсе образовательной политики, соединяющем лучшие отечественные традиции с достижениями самых передовых образовательных технологий.

Читайте также: