Ломброзо преступный человек краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Недолго думая, Толстой пригласил автора диагноза в гости в Ясную Поляну – они долго беседовали, но во взглядах так и не сошлись. Толстой не мог взять в толк, с какой стати теории Ломброзо дают право кому-то судить невиновного человека. Но Чезаре все же остался под большим впечатлением.

В самый день моего приезда он в продолжение двух часов играл с своею дочерью в лаун-теннис, после чего, сев на им же самим взнузданную и оседланную лошадь, пригласил меня ехать вместе с ним купаться. Ему доставило особенное удовольствие видеть, что я через четверть часа не мог уже плыть за ним, и когда я выразил удивление его силе и выносливости, жалуясь на свою немощность, он протянул руку и приподнял меня довольно высоко от земли, легко, как маленькую собачку

Чего не скажешь о Толстом – тот мимоходом упомянул об этой встрече в дневнике, не очень лестно охарактеризовав психиатра.

15 августа 1897. Ясная Поляна. Продолжаю работать. Подвигаюсь. Был Ломброзо, ограниченный, наивный старичок!

столько итальянских солдат имели анатомические особенности, которые автоматически делали их преступниками по теории Ломброзо

В конце концов идеи Ломброзо общество полностью забраковало. Против его теорий высказывался Кони, Франц фон Лист, Юдин и Воробьев.

Его последние труды с радикальными взглядами вызывают массовое отторжение. Под критику попадают и первые труды врача – смешно ставить диагнозы людям, основываясь на незадокументированных выводах современников. Да и сам Ломброзо был участником митингов и демонстраций – согласно его же работам, один шаг отделяет самого Чезаре от преступления. Внешность психиатра тоже можно легко разобрать и найти криминальные признаки.

Идея и ее влияние

Ломброзо выделил ряд внешних признаков, по которым можно было определить патологическую предрасположенность индивида к свершению преступлений. Среди этих признаков были большие челюсти, густые брови, определенная форма черепа, неправильное строение ушной раковины, слишком длинные конечности и так далее.

Атавизм — появление у конкретной особи признаков, свойственных дальним предкам, но отсутствующих у ближайших.

В этом труде Ломброзо рассматривает отношение женщин к любви, проституции и преступности. Он приходит к выводу, что для женщин главным инстинктом является размножение, которое определяет их поведение в течение жизни.

Переведенные версии книг распространили идеи Чезаре по всей Европе и США, поскольку социальный дарвинизм — искаженная версия теории эволюции Дарвина — набирает популярность в конце XIX – начале XX веков.

Труды Ломброзо собрали огромное количество последователей. В Америке самым ярым последователем Чезаре был социолог Чарльз А. Эллвуд, ставший президентом Американского социологического общества в 1924 году.

Ломброзо и Толстой

В 1897 году в Москве состоялась XII Международная медицинская конференция, на которую прибыл Чезаре Ломброзо. Решив проверить свою теорию о патологии гениальности, он направился в гости к Льву Николаевичу Толстому, к тому моменту уже известному на весь мир своим гением литературной мысли. Чезаре прибывает в Ясную Поляну, чтобы своими глазами увидеть дегенеративные аспекты Толстого.


Чезаре Ломброзо (Цезарь Ломброзо, итал. Cesare Lombroso) — знаменитый итальянский судебный психиатр, антрополог и криминалист, основоположник антропологической школы в криминологии, открыл врождённый характер тяги к преступлениям, обусловленный, по его мнению происхождением недочеловека-преступника (современного дикаря) от дегенеративных преступных предков или принадлежностью к женскому полу, более подверженному атавистическому и антисоциальному поведению; тем самым Ломброзо опровергал социальные факторы, и объяснял поведение человека наследственностью. Изучал феномен этнической гениальности евреев.

Для многих людей портрет потенциального маньяка и жестокого убийцы весьма стереотипен. И сформирован он, как правило, не без влияния кинематографа.


Криминальные ленты, триллеры, во многом, благодаря гениальной игре актеров, уже в детстве закладывают в наше подсознание этот самый внешний стереотип.
А может, возникновение этих стереотипов более научно объясняет известная многим т.н. теория Чезаре Ломброзо?

В девятнадцатом веке это психиатр поднял на уши все европейское общество. Он настаивал на том, что маньяками уже рождаются. Вот родился ребенок, а он уже будущий бандит, потому как у него присутствуют гены бандита.

По мнению Ломброзо даже очень качественное воспитание не исправит то, что заложила в ребенка природа. Он обязательно будет бандитом, коли в нем имеются эти самые гены. Психиатр считал таких людей недоразвитыми и предлагал их выявлять еще в детстве и сразу изолировать от общества нормальных людей. Как?!

Или всех не отдельный необитаемый остров, или даже лишать таких людей жизни. Абсурдно?! Ломброзо так не считал. Он уверял, что по внешности, а она у человека с генами злодея особая, особая легко можно вычислить бандита. Как же должен выглядеть бандит по мнению психиатра Ломброзо?! Узкий лоб, взгляд из-под насупленных бровей — все это выдает преступника.


Почему же тема внешности преступника так увлекала Лоброзо?! Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к юности будущего психиатра. Ломброзо закончил несколько престижных европейских университетов.

И в девятнадцать лет он начал публиковать свои первые статьи. Чуть позже Ломброзо перешел от написания научных статей к практике: стал работать военным хирургом, был участником кампании по борьбе с преступностью.

Тогда же он и заинтересовался, как выглядит преступник. Он изобрел прибор краниограф и с помощью его замерял формы черепа, части лица. При этом он выделил четыре типа преступника: жулики, душегубы, насильники и воры. И для каждого типа он сделал описание внешности.
Далее Ломрозо работал главой психиатрической больницы, заведующим кафедры психиатрии известного университета. Именно Ломброзо изобрел известный сейчас во всем мире детектор лжи. Это он предложил по скачкам давления судить о том, насколько правдиво отвечает человек.

Ломброзе вызвал дикий ажиотаж вокруг своей теории о внешности преступника, о его генах. Было много критики, с ним не соглашались. Критики говорили, что психиатр слишком много уделяет внимания внешности человека и совсем не учитывает социальную составляющую. Правда, к старости он сделал кое какие поправки в свою теорию и сказал, что все-таки только сорок процентов преступников совсем неисправимы, а шестьдесят процентов поддаются перевоспитанию.

Портреты преступников по Ломброзо.

Ломброзо выделял следующие основные признаки, присущие прирождённым преступникам:



Чезаре Ломброзо

Чезаре (настоящее имя Эзекия) Ломброзо оставил след в науке как психиатр и криминалист. Родился в Вероне, умер в Турине. Находился под влиянием френологии, которая была очень распространена в 60-х годах XIX в. Несмотря на острую критику своих основных идей, он стал основателем антропологической школы уголовного права.

Начало научной деятельности Ломброзо было связано с проблемами кретинизма. Он защищает диплом в Австрии по этой теме и в 27 лет получает место преподавателя в Павийском Университете, что дает ему возможность стажироваться в лучших клиниках Вены, Турина и Парижа. Впоследствии его заинтересовали актуальные в то время проблемы психиатрии. Он одновременно возглавляет кафедру психиатрии в Павийском университете и занимает должность директора дома умалишенных в Пейзаро.

Исследуя антропологические свойства преступников как такие, что передаются по наследству, Ломброзо сравнивает преступника с дикарем, отмечая в них общие черты, такие, как недостаток нравственности, развитых мыслительных действий. Это своеобразный атавизм преступника. Развивая теорию атавизма, Ломброзо утверждал, что преступник, как человек примитивный, отличается от обычных людей, врожденными физическими дефектами черепа. Типичный преступник становится таковым в следствии кретинизма и дегенеративного происхождения. К этому он еще добавил признаки эпилепсии и нравственного помешательства.

Рядом с врожденными преступниками он выделяет преступников случайных, совершивших преступления в силу несчастного стечения обстоятельств (криминалоиды), полупомешанных, обладающих всеми задатками преступности (матоиды), и псевдопреступников (караемых законом, но не опасных для общества). В отдельном ряду стоят политические преступления.

Типы преступников по Ломброзо

Жулик (мошенник):

Добродушная внешность, бледное лицо, маленькие глаза, кривой нос, лысая голова.

Вор:

Маленький череп неправильной формы, удлиненная голова, прямой нос (часто вздернут), бегающий или, наоборот, цепкий взгляд, черные волосы, редкая борода.

Насильник:

Глаза навыкате, пухлые губы, длинные ресницы, приплюснутый или кривой нос. Сухопарые и рахитичные. Чаще блондины, чем брюнеты, иногда горбатые.

Убийца (душегуб):

Большой череп, короткая голова (высота меньше ширины), резко выраженная лобная пазуха, объемные скулы, длинный нос (иногда загнут вниз), квадратные челюсти, большие глазные орбиты, выпяченный квадратный подбородок, неподвижный стеклянный взгляд, тонкие губы, хорошо развитые клыки. Самые жестокие душегубы имеют черные, курчавые волосы, редкую бороду, короткие кисти рук, чрезмерно большие или, напротив, слишком маленькие мочки ушей.

Хотя теория врожденной склонности к преступлениям сегодня признана ошибочной и ненаучной, классификация из четырех типов преступников, выделенных Ломброзо, используется и поныне.

В XIX в. особое внимание обращено на личность, ее психологические проблемы. Но это было исследование, условно говоря, акцентуированных личностей. Черты нормальной, обычной личности тогда еще не интересовали психологов. Научный интерес был направлен к необычному в человеке. Но это способствовало распознаванию личностных черт и видению личности как таковой.

Ломброзо преступный человек


Типажи преступников из коллекции Ломброзо

Когда акцентуация достигает особого уровня, далеко переступая границы нормального, личность входит в патологические отношения, проявляя определенную зависимость суженного характера. Когда при этом она видит в себе значительные преимущества над обыденными проявлениями личности, создает своеобразную оправдательную идеологию своих поступков, возникает сверхчеловек, который противопоставляет себя другому с определенным пренебрежением, сосредоточивает в себе, по своему мнению, весь мировой титанизм, или титанизм Возрождения, осознает себя как титанизм, а именно ощущая в себе сверхчеловеческое. Сверхчеловек, который освобождает себя от противопоставления другому и, наоборот, включает в себя не просто другого, а общечеловеческое, чувствует в себе присутствие высшего начала, которое является святостью. Последняя уже ограничивает себя по активности отдельных поступков, является субстанциональной значимостю, переживает абсолютную самодостаточность и завершенность и вместе с тем имеет предельную индивидуализацию.

Личность, которая включает в себя общечеловеческое, активно и проблемно соотносит его со своей индивидуализированной сутью, вообще бесконечно одарена, она раскрывается в определенных творческих актах и является создателем вообще. Она концентрирует в себе все указанные черты акцентуированных личностей и их самих вообще.

Таков круг личностных акцентуаций, черты которых тесно связаны между собой.

Как научный материал Ломброзо использует в своих исследованиях автобиографии психически больных людей, их литературные произведения.

Цезарь Ломброзо


Чезаре Ломброзо

Если психические заболевания передаются по наследству, то гениальность умирает вместе с ее носителем — индивидом. Выдающиеся умственные способности у больных слишком односторонни. Больные не имеют настойчивости в решении задач, твердости характера, внимания, аккуратности, памяти — черт, наиболее присущих гению. Они не проявляют сочувствия к другим людям. Гении спокойно, с осознанием собственных сил неуклонно шли избранным путем к высокой цели, проявляя твердость духа в несчастьях, не становясь рабами своих страстей. Такими были Спиноза, Бэкон, Галилей, Данте, Вольтер, Колумб, Макиавелли, Микеланджело и Кавур. Ломброзо дает им такую характеристику: всем им был присущ сильный, гармонично развитый череп, что свидетельствует о силе мыслительных способностей, подкрепленных мощной волей. Они никогда не предавали своих убеждений, не становились ренегатами, они не уклонялись от своей цели, не отрекались начатого дела. Всем им была присуща цельность характера.

К патологическим признакам деятельности Ломброзо относит чрезмерную тщательность проработки материала, злоупотребление символами, эпиграфами и аксессуарами, преобладание одного цвета в рисунке и чрезмерное влечение к новациям, что является выражением псевдооригинальности. В литературных произведениях и научных статьях имеющиеся претензии на остроумие, чрезмерная систематизация, намерение выставлять на первый план свою личность, логика изложения замещается эпиграммой и везде непреодолимое влечение к оригинальности, которое, однако, не реализуется.

Ломброзо выражает опасения относительно судьбы народов, управляемых такими патологическими личностями. Они пытаются вещать в стиле библейского лаконизма. Среди них немало шарлатанов, хотя они сами этого не осознают. Этих психопатов он называет матоидами. Это мнимые реформаторы, которых следует остерегаться, ведь они имеют большое влияние на окружающих. Эти психопаты все время настойчиво вмешиваются в социальные проблемы, и могут также пойти и на политические убийства.

Сумасшедшие и психопаты с определенными признаками гениальности, или без них, оказывали большое влияние на толпу, провоцировали политические движения. Другие — настоящие гении и сумасшедшие (среди них Ломброзо называет Магомета, Лютера, Савонаролу, Шопенгауэра) — имели в себе силы задержать развитие народов и даже оказались учредителями религии или секты.

Роменець В.А. История психологии XIX-XX века. — Киев, Лыбидь, 2002

Читайте также: