Локальная история в школе

Обновлено: 08.07.2024

Для кого Конкурс?
✓для тех, кто интересуется семейной историей,
✓для тех, кто хочет восстановить свою родословную,
✓для тех, кто исследует историю города или села, организовал собственный музей
✓для тех, кто хочет научиться расшифровывать архивные документы.

Принять участие в Конкурсе могут школьники и студенты, молодёжь в возрасте от 12 до 35 лет, их семьи и наставники. Все вместе смогут пройти образовательную программу, получить консультации экспертов, а для педагогов пройдет курс повышения квалификации!

Добровольцы локальной истории

Добровольцы локальной истории запись закреплена

Дорогие друзья! Рады представить Вам методическое пособие для новичков, изучающих свою родословную и историю малой Родины - книгу "Локальная история: организация исследовательской и проектной деятельности". Это - первое методическое пособие для школьников, написанное доступным языков и содержащее пошаговые алгоритмы для самостоятельного проведения исследований по истории.
Показать полностью.

Методическое пособие призвано помочь специалистам по патриотическому воспитанию, преподавателям истории и обществознания, педагогам дополнительного образования, библиотекарям, сотрудникам музеев в организации программ и проектов патриотического воспитания на основе исследования истории семьи и малой Родины с обучающимися образовательных организаций в возрасте от 12 до 18 лет. Пособие содержит методические указания для постановки и достижения исследовательских задач по локальной истории, освещает основы медиаволонтерской деятельности для широкой популяризации исследовательских достижений обучающихся, кейсы по подготовке и реализации патриотических акций (проектов) на основе исследованных сюжетов локальной истории. В пособии приводятся практические задания для обучающихся с примерами их выполнения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

в этом докладе говорится об использовании региональных исторических фактов на уроках истории России.

Министерство образования Республики Башкортостан.

Отдел муниципального района Бижбулякский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Кистенли-Богданово

муниципального района Бижбулякский район

Подготовила: учитель истории

МОБУ СОШ с. Кистенли- Богданово

Архипова Лилия Альбертовна

Роль школьных курсов истории в подготовке молодого поколе­ния к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько они помогают учащимся ответить на сущностные вопросы миропознания и миропонимания: кто я? кто мы? кто они? что значит жить вместе в одном мире? как связаны прошлое и настоящее? Ответы предполагают восприятие основополагающих ценностей исторического опыта своей страны, своей этнической, культурной общности, а также знание исторического пути многих цивилизаций и народов.

формированию у молодого поколения ориентиров для граж­данской, этнонациональной, социальной, культурной самоиден­тификации в окружающем мире;

— овладению учащимися знаниями об основных этапах раз­вития человеческого общества с древности до наших дней в соци­альной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитанию учащихся в духе патриотизма, уважения к свое­му Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей со­временного общества;

При изучении истории России предполагается обращение к ма­териалу региональной истории, представляющему собой богатый наглядной и яркой информацией и потому особенно интересный для учащихся пласт исторического знания. Предусматривается, что в рамках курса отечественной истории часть учебного времени посвящается изучению региональной и локальной истории (коли­чество таких часов в конкретных темах является вариативным, поскольку определяется в связи с наиболее значимыми этапами истории региона). Следует подчеркнуть, что в целом речь идет не о разрозненном, а о многоуровневом рассмотрении истории госу­дарства и населяющих его народов, региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и вос­питательных задач; — развитию интереса к прошлому и настояще­му родной страны, осознанию своей социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные религиозные и иные составляющие, воспитанию гражданственности и т. п.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал, что мы можем сильно любить человека, с которым постоянно живем, и не ощущать этой любви, пока какое-нибудь несчастье не покажет нам всю глубину нашей привязанности. Человек может прожить всю жизнь и не знать, как сильно он любил свое отечество, если случай, например долговременное отсутствие, не обнаружит для него самого силу этой любви.

Через призму культуры как несущей конструкции национальной истории школьник получает возможность узнать многообразие и общность культур и истории народов Башкортостана, поэтому предлагается серьезная исследовательская работа на уроке с понятийным аппаратом истории и культуры. Овладение культурным наследием дает мощный импульс становлению духовной и нравственной позиции личности, способствует воспитанию патриотизма

Непременным основанием современной школы является утверждение в сознании учащихся коренного значения исторических связей с предшествующей жизнью России, своего народа, организации воспитания и обучения на духовно-национальных началах, на принципах органического восприятия ими гражданских и высоких патриотических идей, а также-гуманистического сознания и долга по отношению к другим народам и человечеству.

Образование в школе опирается на глубинные духовные основы национального самосознания. Это идея единения и согласия; идея великой России; ощущение исторического долга и преемственности поколений; служение отеческой вере, государству (державе), народу; идея семьи как частицы рода, в которой сливаются мысли и чувства о народе, долге, верности, духовной крепости и чистоте человеческих помыслов; идея духовного служения и природного стремления к истине.

Подход к школьному образованию меняется: любой школьный предмет становится не целью обучения, а средством воспитания сколько возможно гармонической личности; при этом должны осознаваться его место, роль и значение среди других предметов, в целостной картине мира, а также для жизнедеятельности человека.

Важная составляющая системы исторического краеведения в школе — содержание краеведческих знаний по истории. Можно условно говорить о концентрах (кругах) этих знаний.

Мой дом. Родословная семьи.

Родная школа. Ее история и традиции.

Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития.

История области (края).

Вместе с тем необходимо реализовывать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным историческим вопросам, событиям, фактам, шли бы из класса в класс, из года в год в процессе учебной и внеурочной работы по восходящей: углубляя свои историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

Рассмотрим содержание исторического краеведения в школе и под несколько иным ракурсом. Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае — жизнь людей в ее развитии, во всех многообразных ее проявлениях и результатах, в границах определенной территории (деревня, город, район и т. д.). Изучаются различные сферы общественной жизни, учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их социально-экономические, общественно-политические, культурные связи и отношения. Большое значение имеет изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Справедливо утверждение: знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы -значит понять саму эпоху, саму историю. Изучение родного края включает познание этнонационалъных процессов. На конкретных примерах учащиеся знакомятся с историей и традициями своего народа, прошлым других этносов, историей их расселения в данной местности, особенностями их быта, культуры, обычаев, национальных духовных черт, экономической жизни, труда. Ученики выясняют, как в горниле исторических событий, порой трагических, формировалось у людей сознание духовного единства, принадлежности к российскому народу. Учащиеся имеют возможность увидеть, как взаимно обогащались культурные, духовные традиции их народов, что особенно важно в нашей полиэтнической, поликультурной стране. Вместе с тем они стремятся выяснить причины межнациональных конфликтов, проявлений враждебности и противостояния, если они были раньше или существуют сегодня, продумать меры по преодолению этих причин. Предметом историко-краеведческих изысканий и поисков могут быть и материалы о своих земляках и соплеменниках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнем и дальнем зарубежье.

Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в крае, изучают прошлое храмов и монастырей, жизнь и деяния местных подвижников, причисленных к лику святых, представителей духовенства; обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры. При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная. Поэтому недопустимо невнимание к тем или иным конфессиям. История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое — настоящее — будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется только в годину испытаний. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план Дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа позволит понять подросткам, кто является истинным патриотом. Восстановление и сохранение национальных начал и основ жизни, традиций патриотизма, верности идеалам Отечества поможет душевно и духовно очиститься. Знание родной истории необходимо каждому человеку, чтобы он не потерял связи со своим народом, с национальной культурой, обычаями. И национально-региональный компонент направлен на развитие и духовно-нравственное становление личности обучающегося, приобщение его к историческому и культурному наследию.

Целью конференции является объединение семей, изучающих родословную и историю малой Родины, педагогов, советников по патриотическому воспитанию, руководителей образовательных организаций России, презентация современных содержательных региональных практик патриотического воспитания (проектов, патриотических акций, основанных на изучении локальной истории регионов России), методическая поддержка специалистов по патриотическому воспитанию, учителей истории и обществознания, руководителей образовательных организаций, педагогов дополнительного образования.


✓ сконструируем понятие локальной истории
✓ обсудим практики её применения
✓ рассмотрим роль локальной истории в развитии межпоколенческого диалога в семье
✓ изучим кейсы исследовательской и проектной деятельности, направленной на патриотическое воспитание
✓ создадим Общероссийское объединение семейных клубов локальной истории!

Приглашаем к участию специалистов по патриотическому воспитанию, учителей истории и обществознания, руководителей образовательных организаций, педагогов дополнительного образования и всех заинтересованных в теме участников!

Мы очень рады, что в этом году к Добровольцам локальной истории присоединилось огромное количество участников. 1 декабря мы отметим день Добровольца локальной истории.

В программе мероприятия: :
✓Лекционная часть;
✓Кейсовая часть. Презентации реализованных участниками Конкурса патриотических акций на основе исследуемого сюжета малой родины или семьи;
✓Творческая часть.

К участию приглашаются все участники Конкурса, специалисты по патриотическому воспитанию, учителя истории и обществознания, руководители образовательных организаций, педагоги дополнительного образования и все заинтересованные в теме участники.

Для участия необходимо пройти предварительную регистрацию.
Мероприятие пройдет в онлайн режиме на платформе ZOOM.


Методическое пособие для новичков, изучающих свою родословную и историю малой Родины. Это первое методическое пособие для школьников, написанное доступным языков и содержащее пошаговые алгоритмы для самостоятельного проведения исследований по истории.

Методическое пособие призвано помочь специалистам по патриотическому воспитанию, преподавателям истории и обществознания, педагогам дополнительного образования, библиотекарям, сотрудникам музеев в организации программ и проектов патриотического воспитания на основе исследования истории семьи и малой Родины с обучающимися образовательных организаций в возрасте от 12 до 18 лет. Пособие содержит методические указания для постановки и достижения исследовательских задач по локальной истории, освещает основы медиаволонтерской деятельности для широкой популяризации исследовательских достижений обучающихся, кейсы по подготовке и реализации патриотических акций (проектов) на основе исследованных сюжетов локальной истории. В пособии приводятся практические задания для обучающихся с примерами их выполнения.


В течение учебного года (2021-2022) волонтерские краеведческие отряды школьников будут заниматься поисковой исследовательской работой на основе локальной краеведческой информации, используя фонды общедоступной библиотеки, школьных библиотек и музеев (при наличии), а также используя другие форматы (интервью со старожилами, сбор воспоминаний и т.д.).

В задачи работы отрядов будут входить:

  • поиск интересной краеведческой информации и фактов, связанных с территорией проживания (под руководством специалистов муниципальной библиотеки и преподавателя истории);
  • изучение правил работы с краеведческой информацией (включая вопросы соблюдения авторских прав и т.д.);
  • изучение, отбор и верификация краеведческой информации (под руководством специалистов муниципальной библиотеки и преподавателя истории);
  • работа с историей своего рода (составление генеалогического древа), оцифровка домашних фото- и документальных архивов;
  • самостоятельная оцифровка периодической печати и иной литературы, представляющей краеведческий интерес (в соответствии с инструкцией);
  • создание (под руководством преподавателя информатики) IT-продуктов (приложений, сайтов, страниц в социальных сетях и мессенджерах, онлайн квестов, викторин и т.д.), популяризирующих исторические сведения, связанные с малой родиной;
  • создание собственных краеведческих проектов и работа над созданием бренда своей территории;
  • организация и проведение мероприятий, посвященных истории родного края.
Паспорт_проекта_школа_локальных_историй

Краеведческие информационные продукты в рамках проекта Школа локальных историй (инструкции)

24.09. 2021. Старт основного этапа проекта. Общий сбор участников в режиме онлайн и И.С. Попов рассказал о методических инструкциях проекта

Читайте также: