Логотерапия виктора франкла краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Виктор Эмиль Франкл — австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Франкл является создателем логотерапии — метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии.

Биографический очерк
Франкл родился в Вене, в еврейской семье гражданских служащих (Beamtenfamilie). В юном возрасте проявил интерес к психологии. Свою дипломную работу в гимназии посвятил психологии философского мышления. После окончания гимназии в 1923 г. изучал медицину в Венском университете, где позднее выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии. Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств. Ранний опыт Франкла формировался под влиянием Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, однако впоследствии Франкл отойдет от их воззрений.

В 1924 г. Франкл становится президентом школы Sozialistische Mittelsch?ler ?sterreich. Работая на этой должности, Франкл создал специализированную программу поддержки для студентов в период получения аттестатов. За время работы Франкла в этой роли не было отмечено ни одного случая самоубийств среди венских студентов. Успех программы привлек внимание Вильгельма Райха, который пригласил Франкла в Берлин.

В 1933—1937 гг. Франкл возглавлял так называемый Selbstm?rderpavillon, отделение по предотвращению самоубийств одной из Венских клиник. Пациентами Франкла стало свыше 30 тыс. женщин, подверженных риску самоубийства. Однако с приходом к власти нацистов в 1938 г. Франклу запретили лечить арийских пациентов по причине его еврейского происхождения. Франкл занялся частной практикой, а в 1940 г. возглавил неврологическое отделение Ротшильдской больницы, где также работал нейрохирургом. В тот период это была единственная больница, куда допускали евреев. Благодаря усилиям Франкла нескольких пациентов удалось спасти от уничтожения в рамках нацистской программы эвтаназии.

В 1941 г. Франкл женился на Тилли Гроссер.

Заключённый, психотерапевт
25 сентября 1942 г. Франкл, его жена и родители были депортированы в концентрационный лагерь Терезиенштадт. В лагере Франкл встретил доктора Карла Флейшмана, который на тот момент вынашивал план по созданию организации психологической помощи вновь прибывающим заключённым. Организовать выполнение этой задачи он поручил Виктору Франклу, как бывшему психиатру.

Всё своё время пребывания в концлагере Франкл посвятил врачебной деятельности, которую он, конечно же, держал втайне от СС. Вместе с другими психиатрами и социальными работниками со всей Центральной Европы он оказывал заключённым специализированную помощь. Задача службы состояла в преодолении первоначального шока и оказании поддержки на начальном этапе пребывания.

И наконец, что самое важное, их группа психологической помощи предотвращала самоубийства. Франкл организовал службу информации, и, когда кто-нибудь выражал суицидальные мысли или проявлял действительное намерение покончить с собой, ему тут же сообщали об этом.

Франкл верил, что объективный взгляд на испытываемые страдания помогает выжить. Он и его соратники, среди которых были Лео Бек и Регина Йонас, прилагали все усилия, чтобы помочь заключённым преодолеть отчаяние и предотвратить самоубийство. Франкл трудился в психиатрическом отделении, возглавлял неврологическую клинику и создал службу психогигиены для больных и тех, кто утратил волю к жизни. Он читал лекции о нарушениях сна, душе и теле, о медицинской поддержке для души, о психологии альпинизма и горных массивах северных Альп, о здоровье нервной системы, экзистенциальных проблемах в психотерапии и о социальной психотерапии. 29 июля 1943 г. Франкл организовал закрытое заседание научного общества.

19 октября 1944 г. Франкл был переведён в концентрационный лагерь Аушвиц, где провёл несколько дней и был далее направлен в Тюркхайм, один из лагерей системы Дахау, куда прибыл 25 октября 1944 г. Здесь он провёл следующие 6 месяцев в качестве чернорабочего. Его жена была переведена в концентрационный лагерь Берген-Бельзен, где была убита. Отец Франкла скончался в Терезинштадте от отёка легких, мать была убита в Аушвице.

27 апреля 1945 г. Франкл был освобождён американскими войсками. Из членов семьи Франкла выжила только сестра, эмигрировавшая в Австралию.

Вскоре после окончания войны Франкл высказал идею о примирении. В 1946 г. он возглавил Венскую неврологическую клинику и находился на этом посту до 1971 г. В 1947 г. он женился на Элеоноре Катарине Швиндт. Вторая жена Франкла была католичкой. Супруги с уважением относились к религиозным традициям друг друга, посещали церковь и синагогу, праздновали Рождество и Хануку. У них родилась дочь Габриэль, которая впоследствии стала детским психологом. В 1955 году Франкл стал профессором неврологии и психиатрии Венского Университета, а также посещал с лекциями Гарвардский Университет.

В послевоенные годы Франкл опубликовал более 32 книг, многие из которых были переведены на 10-20 языков. Франкл также посетил с лекциями и семинарами множество стран и стал обладателем 29 почетных докторских степеней.

Франкл умер 2 сентября 1997 г. от сердечной недостаточности.

В настоящее время живы члены семьи Франкла: жена Элеонора, дочь Габриэль Франкл-Весели, внуки Катарина и Александр, правнучка Анна Виктория.

Логотерапия
Теория личности Франкла включает три основные составляющие: учение о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли. Основной тезис учения о стремлении к смыслу гласит: человек стремится обрести смысл и ощущает экзистенциальную фрустрацию или вакуум, если его попытки остаются нереализованными. Стремление к смыслу Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основной движущей силой поведения и развития личности. Отсутствие смысла порождает у человека состояние экзистенциального вакуума, являющегося причиной ноогенных неврозов. Последние коренятся не в психической, а в духовной сфере существования человека.

Главный тезис учения о смысле жизни – жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. С точки зрения Франкла, смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в окружающей действительности. Франкл предлагает пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: 1) с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); 2) с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); 3) посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в состоянии изменить. Соответственно выделяются три группы ценностей, творчества, переживания и отношения. Ценности, в свою очередь, представляют собой смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми человечеству пришлось сталкиваться в истории. В нахождении смыслов человеку помогает совесть, являющаяся интуитивной способностью отыскать единственный смысл ситуации.

Основной тезис учения о свободе воли гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятельствами. Речь идет о свободе человека по отношению к своим влечениям, наследственности, факторам и обстоятельствам внешней среды. По Франклу, человек свободен потому, что обладает двумя фундаментальными психологическими характеристиками: способностью к самотрансценденции и к самоотстранению, т.е. возможности выйти за пределы самого себя, подняться над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Свобода, с точки зрения Франкла, тесно связана с ответственностью, прежде всего за правильное нахождение и реализацию смысла своей жизни.

Психотерапевтический аспект логотерапии состоит в помощи клиенту найти утраченный смысл жизни и тем самым избавиться от ноогенных неврозов.

Огромное количество людей покончили с собой в середине XX вв., пережив две страшных мировых войны. И именно в эти годы зародилось новое направление в психотерапии, основная цель которого — вернуть человечеству смысл жизни. Это логотерапия Виктора Франкла, которая спасла тысячи жизней и продолжает это делать до сих пор.

Что это такое

Согласно данной концепции, все проблемы начинаются в тот момент, когда человек заостряет внимание на собственных переживаниях. Акцентируясь на них, он раздувает любую мелочь до вселенских масштабов и делает самого себя несчастным, занимаясь самокопанием. Выход — абстрагироваться от них, посмотреть на себя со стороны и увидеть, что всё далеко не так плохо, а рядом есть люди, которым в несколько раз хуже и которые нуждаются в помощи и поддержке.

Такой подход в решении личностных проблем помогает отчаявшимся, которые потеряли смысл жизни и склонны к суициду. Считается, что из всех направлений в психиатрии логотерапия — одна из самых эффективных практик, позволяющих предотвратить самоубийства. А также она действенна в лечении фобий и обсессивно-компульсивного расстройства.

Логотерапия в психологии — это помощь людям, которым собственное существование кажется тоскливым, бесцельным прозябанием. Апатия, депрессия, синдром хронической усталости, безучастность — лишь те немногие проблемы, которые она способна решить.

История создания

Основатель логотерапии, Виктор Франкл (1905-1997) — удивительной судьбы человек. Австрийский психиатр, невролог, психолог. Трудно сосчитать, скольких людей на своём веку он спас от суицида и сколько продолжают избавляться от этих мыслей сейчас, благодаря его учению.

Изначально он увлекался идеями Зигмунда Фрейда, но вскоре не только отошёл от них, но и противопоставлял психоанализ своему направлению. До войны в течение 10 лет реализовывал собственную программу по поддержке студентов. За это время не был отмечен ни один случай суицида среди тех, с кем он работал, хотя раньше это была не редкость.

Всё изменилось с приходом к власти нацистов. Виктору запретили заниматься лечебной практикой из-за его еврейского происхождения. В 1942 году его вместе с женой и родителями депортировали в концентрационный лагерь Терезиенштад. Именно там логотерапия Франкла и оформилась в самостоятельное направление.

Виктор заметил, что все узники лагеря делились на две группы. Одни были подавлены, глубоко несчастны, постоянно страдали и нередко сводили счёт с жизнью, то бросаясь на колючую проволоку заграждений, то отказываясь есть. Другие, несмотря на точно такие же условия, старались терпеливо выносить все тяготы, молча ели, так же молча работали и никогда не жаловались.

Франкл стал тайно работать с заключёнными, проводить беседы. Он вывел, что у первой группы узников не было смысла существования, тогда как вторые старались выжить ради какой-то цели. Одни это делали потому, что их ждали родные на воле. Вторые — так как хотели закончить недописанный роман. Третьим этого не позволяла религия. У каждого была своя мотивация.

На основе сделанных наблюдений и выводов Виктор Франкл начал спасать тех, кто больше не мог выносить тяготы концентрационного лагеря. Он беседовал с ними, убеждал, помогал находить смысл жизни.

В 1944 его перевели в лагерь Дахау, где ему не давали заниматься практикой и общаться с другими заключёнными. В этом же году он потерял всех своих близких — жену и мать убили, отец скончался от болезни.

Около 25 лет Франкл возглавлял Венскую неврологическую клинику, потом преподавал в Венском Университете и читал лекции в Гарварде. Повторно женился. Его дочь стала известным детским психологом. Объездил с семинарами множество стран, в том числе был в России. Его книги переведены более чем на 20 языков. Ему были благодарны тысячи пациентов, которых он спас от депрессии и суицидальных мыслей.

Концепции

За концептуальные основы своего направления Франкл взял идеи экзистенциализма, а именно:

  • учения Сократа, Аристотеля и Эпикура, которые помогали людям постичь себя через осознание сущности окружающего мира;
  • философия Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера, Сартра, Камю: жизнь — череда конфликтов и страданий, которые ведут к переосмыслению ценностей и развитию личности;
  • феноменология Гуссерля: страдания очищают человека;
  • непосредственно экзистенциализм Ясперса и Бинсвангера: цель — осмысление и изменение жизни, с полным принятием ответственности за выбор ценностей;
  • дазайн-анализ Медарда Босса: жизнь — настоящий момент без оглядки на прошлое.

Данные идеи в совокупности с огромным опытом, полученным в лагере, послужили основой логотерапии. В отечественной психологии идеи этого направления представлены скудно, несмотря на то что Франкл бывал с лекциями и семинарами в России.


Виктор Франкл

Смысловая сфера развития личности частично раскрыта в трудах Выготского, Рубинштейна, Леонтьева, Петренко, Артемьевой. Исследования в плане смыслообразований проводили Знаков, Асмолов, Агафонов, Чудновский, Карпова. На сегодняшний день направление активно развивается. В частности, в Санкт-Петербурге работает Центр Виктора Франкла, сотрудники которого осуществляют его идеи на практике.

Гораздо более развито данное направление в Европе. Франкл оставил после себя учеников, которые сейчас официально представляют зарубежные концепции логотерапии. Это Александр Баттиани — профессор Венского Университета, Австрийской академии наук, курирующий работу Центра Франкла в Петербурге. А также психотерапевты Альфрид Лэнгле и Джеймс Крамбо, доктор философии Элизабет Лукас и доктор Элеонора Франкл (вторая супруга Виктора).

Показания

  • Жизненный кризис;
  • семейные проблемы;
  • депрессивное или стрессовое состояние;
  • беспричинная тревога, панические атаки;
  • зависимости различного рода: алкогольная, наркотическая, игровая;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • фобии;
  • проблемы со сном;
  • сексуальная дисфункция;
  • жизненные ситуации, связанные с неизлечимыми болезнями, смертью близкого человека;
  • неудовлетворенность собой, скука, апатия, безучастность, разочарование.

Основные принципы

Согласно логотерапии, человеческая жизнь приобретает смысл лишь в трёх случаях.

1. Деятельность, творчество, созидание

Когда человек реализует свой потенциал, желая оставить после себя след или просто безвозмездно помочь другим. Он становится деятельным. У него появляется мотивация: закончить картину, добиться карьерного роста, спасти как можно большее количество бездомных животных и т. д.

Добившись цели, он ставит перед собой новую и начинает всё заново. Такая направленность во внешний мир не оставляет места для утрирования собственных проблем. Они решаются сами по себе, с течением времени, когда приходит необходимость.

2. Новый опыт, новые ощущения, новые знакомства

То же самое происходит с людьми, которые постоянно обогащаются чем-то новым. Они хотят прочитать как можно больше книг, посетить как можно больше мест, попробовать экстремальные виды спорта. Сюда же относятся любовь, дружба, семья, когда чья-то жизнь становится важнее собственной.

С одной стороны, это делается для удовлетворения личных потребностей, но способы реализации всё равно лежат вне человека и направлены в окружающий мир. Это не даёт зацикливаться на своих внутренних конфликтах и противоречиях.

3. Страдания — путь к переосмыслению

Если два первых пути к обретению смысла жизни не даются человеку, лишь в этом случае логотерапия разрешает обратиться внутрь себя. На личные проблемы необходимо взглянуть как бы со стороны и подвергнуть их логическому анализу. А есть ли смысл в собственных страданиях? К чему они приведут? Ответы на эти вопросы становятся началом переосмысления жизненных ценностей.

Основные понятия

Суть логотерапии

Свобода воли — возможность делать выбор, не ограниченный обстоятельствами.

Воля к смыслу — первичная мотивация человека. А вовсе не физическое удовольствие, согласно идеям Фрейда.

Смысл жизни — конечная цель существования человека как биологического вида и индивидуума, ключевое понятие в логотерапии для становления духовно-нравственного облика личности.

Трудные случаи

Фрустрация — когда человек сомневается в выборе и расстановке приоритетов (согласно логотерапии, не является психическим заболеванием).

Экзистенциальный вакуум — потеря смысла жизни, апатия, безучастность, часто наступает после фрустрации.

Ноогенный невроз — следствие экзистенциального вакуума. Клинический диагноз. Становится причиной депрессий, наркомании, алкоголизма, неуправляемой агрессии, суицидальных навязчивых мыслей.

Методики

Логоанализ (инвентаризация) — объективный взгляд со стороны на все аспекты собственной личности.

Парадоксальная интенция — противоречивая попытка сделать то, чего больше всего боишься.

Дерефлексия — переключение внимания с самого себя на окружающей мир.

Достоинства и недостатки

  • эффективность в лечении депрессий, обсессивно-компульсивного расстройства, фобий, зависимостей и склонности к суициду;
  • гуманистическая направленность (во внешний мир, а не в себя);
  • моральный аспект (нивелирована сексуальная составляющая психоанализа Фрейда);
  • тщательная проработка концепции, начиная с древних философов;
  • не просто философия и эмпирические размышления, а способ реального спасения жизней;
  • длительный результат: часто избавляет от фобии на всю жизнь.
  • не помогает в тяжёлых клинических случаях расстройств личности;
  • мало профессиональных центров и логотерапевтов;
  • предполагает тщательную работу пациента над собой;
  • некоторые случаи требуют длительного лечения (до 1,5 лет).

Методы и техники

В логотерапии используется 3 основные техники работы с пациентами.

Логоанализ

Автор техники — один из учеников Франкла, американский психотерапевт Джеймс Крамбо. Сам он называл её инвентаризацией.

Методика логического анализа жизни человека, детальный разбор по полочкам его ценностей, обучение взгляду на себя внутреннего со стороны. Используемые приёмы:

  • расширение поля сознательного знания;
  • стимулирование творчества.

Логотерапевт пошагово расписывает пациенту, как надо действовать. Полученные результаты совместно обсуждаются. Полный курс лечения — 1,5 года.

Парадоксальная интенция

Автор техники — сам Виктор Франкл. Используется для лечения фобий и обсессивно-компульсивного расстройства.

Методика предполагает намеренное стремление захотеть то, чего человек боится (в случае с фобиями). Примеры:

С помощью парадоксальной интенции можно вылечить практически любую фобию. Известны реальные случаи выздоровления уже через неделю активного применения методики.

Дерефлексия

Автор техники — Виктор Франкл.

Заключается в том, чтобы полностью отключиться от собственных переживаний, забыть про них, направив всю энергию во внешний мир. Применяется при лечении нарциссизма, депрессии, невроза и даже сексуальных дисфункций. Человек учится постепенно отводить на второй план то, что его беспокоит, заменяя мыслями о других.

Например, при завышенной самооценке пациенту предлагается устроиться волонтёром, заняться благотворительностью.

При депрессии устраивают групповую терапию, при этом логотерапевт выступает лишь в роли направляющего, а не ведущего: пациенты должны заниматься проблемами друг друга, но не своими.

При половой дисфункции предлагается акцентировать внимание на партнёре, а не на собственном дискомфорте и фиаско.

Какие именно методы логотерапии применять в том или ином случае, специалист решает индивидуально.

Применение на практике


При работе с детьми

Логотерапия вполне применима в раннем возрасте, начиная с детского сада. Специалисты работают с детьми замкнутыми, апатичными, ничем не интересующимися, а также теми, кто пережил смерть одного из родителей. В зависимости от ситуации, применяются разные методы.

Маленькие детки не способны глубоко рефлексировать и смотреть на себя со стороны. Поэтому логоанализ выстраивается иным путём — через игрушки или вымышленного сказочного персонажа. Специалист рассказывает ребёнку историю, максимально похожую на его, которая якобы произошла со слонёнком (к примеру). Затем выстраивается диалог о том, что чувствует слонёнок, как он себя должен вести и как ему можно помочь.

Диагностическая методика, используемая в логотерапии и позволяющая понять, как выстраиваются отношения ребёнка с родителями, воспитателями и другими детьми.

При работе с проблемными детьми логотерапевты также активно используют различные арт-методики: рисование, лепку, сказкотерапию.

При работе с подростками

Многие психотерапевты считают, что логотерапия — одно из самых эффективных направлений для лечения подростковой склонности к суицидам. Девиантное поведение — результат разложения в обществе нравственных идеалов. Поэтому здесь активно применяется дерефлексия, направленная на формирование смысложизненных ориентаций, собственных ценностей.

Помощь в осознании смысла жизни благотворно сказывается на психическом здоровье. Подростки после курса лечения начинают понимать, насколько вредны и разрушающи алкоголь и наркотики. Они пробуют осознанно выбирать свои нравственные идеалы, не оглядываясь на существующих идолов.

Упражнения для взрослых

Если у человека просто тяжёлая жизненная ситуация и опустились руки, можно самостоятельно воспользоваться отдельными упражнениями логотерапии.

Поставьте перед собой цель — делать по одному доброму делу в день. Пусть они будут незначительными и незаметными — главное, чтобы вы получали от этого удовольствие. Через неделю увеличьте нагрузку до 2 дел. И так по нарастающей.

Поиграйте в ролевую игру. Представьте себя дипломированным психологом. Выберите из своего окружения человека, который попал в трудную жизненную ситуацию и которому плохо. Ваша задача — помочь ему восстановиться так, чтобы он даже не заметил, что вы это делаете целенаправленно.

После выполнения таких упражнений меняются жизненные ценности и собственные проблемы начинают казаться мелкими.

Логотерапия — направление необычное, но реально помогающее людям в тяжёлых жизненных ситуациях.


Виктор Франкл слева

Что такое логотерапия?

Однако верно и обратное: через восстановление внутренней осмысленности возможно психическое выздоровление в широком смысле. И это именно та исцеляющая цель, к которой стремится привести логотерапия.

Конечно, логотерапия не занимается, так сказать, предписанием смысла, а скорее исследует вопрос о том, как человеку на самом деле удаётся найти смысл. На основе эмпирических исследований логотерапевтов всего мира выясняется, что вопреки ощущению бессмысленности на самом деле нет ситуации, которая в результате не предлагает возможность смысла.

Истоки логотерапии

Основателем логотерапии является Виктор Франкл. Учёный родился в Вене в 1905 году. Учился на психиатра и невролога, работая в рамках экзистенциальной терапии. Во время Второй мировой войны Франкл провёл около 3-х лет в различных нацистских концлагерях, это сильно повлияло на его работу и развитие логотерапии.

Логотерапия Виктора Франкла: основные принципы

Есть три основных компонента, которые лежат в основе франклианской философии:

1. У каждого человека есть внутренний стержень.

2. Основное внимание уделяется тому, чтобы просветить человека о его собственных внутренних ресурсах и предоставить ему инструменты для их использования.

3. Жизнь предлагает вам цель и смысл; оно не приносит вам чувства удовлетворения или счастья.

На чём основана логотерапия?

Логотерапия основана на предпосылках, что люди стремятся найти смысл и цель в своей жизни.

Согласно Франклу, смысл жизни можно раскрыть тремя разными способами:

1. Создавая работу или выполняя какую-то задачу.

2. Полностью переживая что-то или любя кого-то.

3. По отношению к неизбежным страданиям.

Франкл считал, что страдание — это часть жизни, и что высшая свобода человека — это его способность выбирать, как реагировать на любой набор данных обстоятельств, пусть даже самых болезненных. Кроме того, люди могут найти смысл в своей жизни, определив уникальные роли, которые могут выполнять только они.

Например, когда мужчина консультировался с Франклом из-за тяжёлой депрессии после смерти жены, Франкл попросил его подумать, чтобы произошло, если бы он умер первым, а его жена была вынуждена оплакивать его смерть. Мужчина смог осознать, что его собственные страдания избавили его жену от этого переживания, которое послужило лечебным фактором и помогло облегчить его депрессию.

3 основные техники логотерапии

1. Дерефлексия в логотерапии.

Дерефлексия используется, когда человек чрезмерно поглощён проблемой или достижением цели. Перенаправляя внимание или отвлекая интерес от себя, человек может стать целостным, думая о других, а не о себе.

2. Парадоксальное намерение.

Парадоксальное намерение включает в себя просьбу о том, чего мы боимся больше всего. Страх может парализовать людей, которые испытывают тревогу или фобии. Но с помощью юмора, они могут желать того, чего они больше всего боятся, тем самым устраняя страх из своих намерений и облегчая тревожные симптомы, связанные с ним.

3. Сократический диалог.

Сократический диалог — это техника, в которой логотерапевт использует слова человека, как метод самопознания.

Внимательно прислушиваясь к тому, что говорит человек, терапевт может указать клиенту на определённые шаблоны слов или словесные решения и позволить пациенту увидеть в них новое значение.

Этот процесс позволяет осознать, что ответ кроется внутри и просто ждёт, чтобы его обнаружили. Сократов диалог – это метод разговора.

Целенаправленные и встречные вопросы должны помочь пациенту осознать его собственное понимание своей свободы и творческих возможностей.

В том смысле, как задумал Сократ, это своего рода духовная акушерская работа — опять же, процесс нахождения и содержание инсайта исходит не от терапевта, а от самого пациента:

Логотерапия и экзистенциальный анализ

Экзистенциальный анализ — это, с одной стороны, исследовательское направление, на котором основана логотерапия, а с другой — часть самого терапевтического процесса.

Экзистенциальный анализ

По сути, экзистенциальный анализ означает: анализ существования, то есть независимой, самопроизвольной и гуманной жизни.

Следовательно, терапевтический аспект экзистенциального анализа заключается в освещении конкретной экзистенциальной ситуации и подготовке поддержки — для независимого обретения смысла.

Логотерапия основана на убеждении, что многие болезни или проблемы с психическим здоровьем на самом деле вызваны экзистенциальным страхом. В своей работе Франкл обнаружил, что люди борются с чувством бессмысленности, с ситуацией, которую он назвал экзистенциальным вакуумом.

Логотерапию можно использовать для лечения широкого круга проблем, имеющих экзистенциальный характер. В частности, логотерапия оказалась эффективной при лечении токсикомании, посттравматического синдрома, депрессии и тревоги.

За что критикуют логотерапию?

Основная критика по поводу логотерапии исходила от Ролло Мэя, который считается основателем экзистенциального движения в Соединённых Штатах.

Мэй утверждал, что логотерапия авторитарна в том смысле, что она предполагает наличие чётких решений для всех проблем и что Франкл даёт людям, которые используют эту терапию решения, если они не могут найти своё собственное. Франкл знал о критике Мэя и опровергал идею о том, что логотерапия снимает ответственность с человека. Он утверждал, что логотерапия фактически воспитывает человека и формирует его ответственность.


Врач - терапевт это первый врач, к которому обращается человек со своим недугом. В задачи этого многопрофильного специалиста входит целый комплекс действий, за счет которого определяется всесторонний подход к лечению больного, при этом, определение вектора медицинского лечения может играть решающую роль.

Когда человек заходит в кабинет врача, то врач не редко видит перед собой диагноз, который нужно вылечить. Однако, перед врачом не диагноз, перед врачом человек с диагнозом, а это совсем не то же самое. Человек больше чем его физиология, и даже больше чем его психика. Если бы это было не так, то человека можно было бы сравнить с представителями животного мира. Неужели врач ничем не отличается от ветеринара?

Отличие состоит в том, что врач имеет дело с Человеком, с существом духовным. Духовности человека свойственны свобода воли, способность принимать решения, способность занять позицию по отношению к обстоятельствам и условиям, способность дистанцироваться от болезни, пошутить над ней, а также несгибаемая сила человеческого духа, чудеса которой нам знакомы из книг и жизненных историй - сила, способная поднять с постели, казалось бы, неизлечимого больного.

К этим духовным ресурсам человека, врач может обращаться за помощью в лечении или поддержки качества жизни человека, если отсутствует перспектива полного излечения. Каким образом это возможно?

Что такое логотерапия

Две другие фундаментальные уникальные и особенные способности человека как духовного существа, лежат в основе логотерапевтической помощи: это способность человека к самодистанцированию и способность к самотрансценденции.

Логотерапия как психотерапия имеет широкий спектр применения: ситуации потерь или болезней, депрессия, зависимости, ОКР, фобии, панические атаки, бессонница, сексуальные дисфункции, паллиативная помощь, поддержка при психотических расстройствах, жизненные кризисы, ситуации когда человек испытывает неудовлетворенность жизнью, ощущение пустоты, бессмысленности.

Вместе с тем, значение логотерапии не исчерпывается психотерапевтическими интервенциями. Логотерапия является и теорией личности, и психотерапией, и мировоззрением. В практике врача-терапевта именно логотерапевтическое мировоззрение может находить самое широкое применение. Опираясь на логотерапевтическую платформу, врач-терапевт может добиться выдающихся результатов в работе с Человеком. Данная статья предлагает рассмотреть возможные направления применения принципов логотерапии в медицинской практике врача-терапевта.

Логотерапия как психологическая помощь физически больному человеку

Логотерапия как врачебное душепопечительство

Логотерапия как помощь в достижении комплаенса

Таким образом, если пациент знает, для чего ему лечение, к каким смыслам и возможностям оно открывает двери, если он знает, для чего он хочет быть здоровым, то он способен это лечение принять даже в самом неудобном и труднопереносимом формате. Этот принцип отлично иллюстрирует тезис Ницше: человек, знающий “зачем”, может выполнить любое “как”.

Логотерапия как способ укрепления воли к здоровью

Кто из докторов не встречал отчаявшихся пациентов с потухшим взглядом, словно придавленных болезнью, без видения перспективы, разуверившихся в обретении здоровья и уменьшении своих ежедневных физических страданий?
Таких пациентов может видеть врач любой специализации: терапевт, пульмонолог, кардиолог, эндокринолог. Порой страдание таких пациентов столь велико, что возникает соблазн перенять их мировосприятие, вера в перспективы помощи таким пациентам может угаснуть, «ну что же - ничего не поделаешь” – может в душе развести руками врач. Пациент в свои очередь заражается настроем врача и процесс может превратиться в Circulus vitiosus - порочный круг.

Если пациент временно потерял часть своего здоровья, или вследствие потери здоровья вынужден изменить образ жизни и катастрофизирует данную необходимость (например, смена режима питания у пациента с диабетом воспринимается как связывающее ограничение), то возможно самое время для врача опереться на логотерапевтическую платформу и стать больше, чем медицинский врач - стать врачом, который увидит человека не в его болезни, но в его целостности. Эта область помощи простирается много дальше действия любых анальгетиков и планов лечения. Она простирается в то человеческое, что есть в каждом из нас – к области духовного: к воле к смыслу и к богатству жизненных ценностей.

Жизнь каждого без исключения человека является богатством сама по себе и наполнена ценностями. Если одна ценность, такая как здоровье, теряет возможность реализации, то мы можем напомнить пациенту о многочисленных ценностях, которые по-прежнему актуальны в его жизни: его семья, его увлечения, способность и возможность воспринимать красоту мира и т.д, и о том, что богатство и ценность жизни не сможет перечеркнуть никакая болезнь.

Этот текст создан коллективом авторов – членов Международной Ассоциации Логотерапии и Экзистенциального Анализа:
Ольга Попова, к. психол. наук, врач-психотерапевт, логотерапевт
Галина Лившиц - к.фил.наук, логотерапевт, писатель
Евгений Пономарев - врач-терапевт, логотерапевт
Наталья Дмитриева – психолог-консультант, логотерапевт
Светлана Яблонская - кризисный психолог, логотерапевт
Вульфсон Екатерина – психолог-консультант, логотерапевт, клинический психолог

Логотерапия Франкла и тезисы экзистенциального анализа

Думали ли вы о том, для чего вам подарена жизнь? Какой смысл спрятан в ней? Далеко не всегда ответы на эти вопросы лежат на поверхности, иногда их поиски настолько мучительны, что человек теряется. Он плутает в собственных мыслях, злится, отчаивается. Невозможность найти смысл бытия всегда трагична – в сознании человека может поселиться пустота, мысль о собственной никчемности и беспомощности. О высоком качестве жизни в этом случае говорить не приходится, чувство неудовлетворенности порождает серьезный невроз. Вытащить человека из болота бессмысленности и безнадежности способно одно из направлений психологии – логотерапия.

Немного истории

Однако, наибольшее развитие экзистенциальный анализ получил благодаря австрийскому ученому В. Франклу. Именно ему мир обязан появлением логотерапии и ее популяризации в обществе.

В. Франкл родился в Вене в 1905 году. Ранние годы жизни тесно связаны с психоанализом: Франкл был учеником Фрейда. Однако уже в 30-х годах ученый увлекается работами экзистенциальных философов Ясперса и Шелера. Так, Виктор Франкл начал разработку собственного учения, в основе которого прослеживались положения психоанализа и экзистенциальной школы.

В 1938 году ученый впервые употребил в своих работах 2 ставших знаменитыми термина: логотерапия и экзистенциальный анализ.

Виктор Франкл – человек с непростой судьбой, как, впрочем, многие его современники, в жизнь которых стремительно и безжалостно ворвалась Вторая Мировая война. В 1943 – 1945 гг. ученый попадает в концентрационный лагерь. Здесь он на собственном опыте опробовал теоретические положения экзистенциализма и нашел подтверждение гипотез, выдвигаемых в рамках логотерапии.

Экзистенциальный вакуум

По мнению ученого, поколение 2 половины ХХ века – это люди, у которых все есть. Они сыты, им не приходится думать о выживании. Физически жизнь стала проще, однако, эта упрощенность подарила возможность задавать вопросы, ответы на которые порой приходится искать всю жизнь.

Поиск смысла не есть отклонение от нормы, скорее наоборот, он является естественной человеческой потребностью. По наблюдениям Франкла, 80% алкоголиков и 100% наркоманов проваливаются в пучину зависимости от страданий, которые порождает невозможность найти смысл жизни. В сознании зависимых людей царит хаос. Пустота, которая является его следствием, заполняется иллюзией самодостаточности и удовлетворенности. Если человек не получает удовлетворения от реальной жизни, то зависимость от химических средств неизбежна. Проблемы не решаются, они нарастают, как снежный ком, но иллюзорное, искаженное под действием химических препаратов понимание действительности заставляет человека не замечать их и делать вид, что все в порядке.

Самотрансценденция

Необходимо уходить от пассивной позиции жертвы обстоятельств, разрешить себе совершать поступки, жить активно. Созидательная деятельность – в основе этой активности. Чем больше полезных действий, которые направлены на позитивное изменение окружающей действительности, человек совершает, тем быстрее он придет к осознанности. В один прекрасный момент ответ на вопрос о собственном предназначении окажется очевидным.

Смысл в помощи. В желании сделать жестокий мир немного лучше, пусть и в рамках собственного окружения. Смысл в творчестве, в создании прекрасного, в продолжении рода и самосовершенствовании. Смысл жизни у каждого свой, он неповторим и порой может быть непонятным окружающим.

3 уровня осмысленности

По мнению Франкла, смысл – величина непостоянная, он меняется с течением жизни и переходит на новую ступень в рамках индивидуального духовного развития человека.

Ученый выделяет 3 уровня смысла:

  1. Ежедневный смысл, который достигается 3 путями: совершением поступка, переживанием ценности (например, когда человек восторгается красотой природы), путем страдания (связан с поиском собственного отношения к неизбежной конечности существования всего в этом мире).
  2. Смысл момента. Возможность чувствовать необходимость каждого мгновения жизни, быть благодарным, даже если он приносит страдания.
  3. Наивысший смысл, который проявляется на уровне мироздания.

Смысл жизни возможно потерять, но не утратить. Он не уходит даже в безнадежных ситуациях. Чтобы его найти, требуется колоссальная работа над собой, которая происходит ежеминутно.

Ученый также называет нам явления, которые не могут стать смыслом жизни. К ним относятся:

  1. радость (она всегда направлена на объект);
  2. удовольствие (оно является удачным следствием удовлетворения наших потребностей, стремлений);
  3. счастье (оно не может быть конечной целью, это путь и состояние человека).

Жизнь как череда уникальных возможностей для каждого

Ценности могут быть ситуативные и вечные. Возможность совершить ситуативную ценность единственна для каждого момента. Жизнь каждый день дает возможность дарить окружающему миру ситуативные ценности, наполнять собственное бытие смыслом. Упускать эти возможности – значит, упускать смысл.

Вечные ценности невозможны без ситуативных. Они осознаются тогда, когда приходит понимание собственной миссии. Часто это происходит через страдания.

Логотерапия: задачи и методы

Цель логотерапии – помочь человеку сосредоточиться на задаче, которую ставит жизнь, и успешно решить ее. Болезнь, потери и страдания не случайны, в них есть смысл.

Франкл разработал множество методов взаимодействия терапевта и клиента, однако, наиболее популярны в современной науке два: дерефлексия и парадоксальная интенция.

Дерефлексия – противодействие рефлексии. Метод полезен в том случае, если пациент склонен к патологическому бесполезному самокопанию и самобичеванию.

Эта практика помогает избавиться от невроза навязчивых состояний, сексуальных расстройств.

Дерефлексия предполагает самозабвение, полную отдачу без анализа ситуации. Цель логотерапевта – научить пациента этому процессу.

Логотерапия уникальна. Ее миссия – научить пациента принимать решения и брать на себя ответственность. Без этих составляющих невозможно обрести осмысленность жизни, ее значимость будет нивелироваться и обесцениваться.

Список использованных источников:

Автор: Генберг Екатерина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Читайте также: