Логопедическая неделя в коррекционной школе 8 вида

Обновлено: 05.07.2024

Из опыта работы учителя-логопеда специальной (коррекционной) школы-интерната Осиповой А. Г.

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения. Необходимо уже с раннего и дошкольного возраста, помогать ребенку преодолевать нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей с нарушениями речи имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. Логопеды в дополнении к традиционным методам представлять новые нетрадиционные формы работы с детьми –логопатами. По мнению В. М. Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Работая с детьми, имеющие самые разные речевые нарушения, я столкнулась с проблемами:

- длительный период автоматизации и дифференциации поставленных звуков;

- улучшить преемственность в работе учителя-логопеда и педагогического коллектива;

- привлекание активности и заинтересованности родителей к речевому развитию своих детей;

- из-за снижения внимания, интереса к поисковой деятельности детей, низкая работоспособность.

- закрепление знаний у учащихся с ОВЗ, полученные на логопедических занятиях;

- развитие познавательных и психических процессов;

- создание условий для эмоционально-личностного благополучия детей;

- осуществление взаимосвязи в работе педагогов и родителей.

Результаты работы учителя- логопеда не всегда проявляются быстро, как нам бы этого хотелось. Однако, неоднократно проводимые мною подобные мероприятия, показывает, что у детей появляется желание заниматься, проявляется динамика в звукопроизношении, возможность выполнения разных видов упражнений, которые раньше им были недоступны. Дети, на таких мероприятиях становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им глубже познать окружающий мир. Это помогает у детей выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Когда работаешь с детьми, имеющие нарушения речи и интеллектуальную недостаточность, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Дни недели Направление работы

Каждый год план недели меняется и совершенствуется, что способствует повышению интереса у детей и педагогов. По ходу мероприятий оформляются разнообразные выставки литературы и конкурсных материалов (рисунков, творческих работ и т. д.). Здесь прослеживается тесная связь работы логопеда с работником библиотеки, воспитателями. В подготовке, оформлении и проведении логопедической недели обязательно участвуют сами дети. Здесь им предоставляется возможность для самореализации, проявления своих способностей и самостоятельности.

Проведение логопедической недели активизирует детей, дает эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей и педагогов. Она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, развитию любознательности, сплочению коллектива, и помогает в дальнейшей их социализации в общество.

В различных мероприятиях участвуют все дети. Как правило, учащиеся, имеющие положительную динамику в развитии, имеют лучшие результаты. Это является высоким показателем логопедической коррекции.

Протокол заседания методического совета Хотелось бы увидеть подобные протоколы или советы по их написанию Протокол №2 18.09.2013 г. Присутствовало 10 человек. Повестка дня: I.

2 ОТВЕТСТВЕННЫЕ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: Н.С.МАКСИМОВА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: Е.Г.СИНКИНА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: Е.В.САЗОНОВА

7 Бой скороговорок Разрешите нам начать!

9 Ставьте ушки на макушке, Слушайте внимательно. Логопедические частушки Споём вам обязательно! Мы расселись по порядку, Дружно делаем зарядку, Не ногами, не руками, А своими языками! Мы играем в пулемёт, Мы рычим, как рация. Не ругайте нас, идёт Автоматизация!

11 Логопедическая ширма с заданиями

12 Каждый год план Логопедической недели меняется и совершенствуется, что способствует повышению интереса у детей и педагогов. В подготовке, оформлении и проведении Недели огромную поддержку и помощь оказывают педагоги школы, обязательно участвуют сами дети. Здесь им предоставляется возможность для самореализации, проявления своих творческих способностей и самостоятельности. Проведение Логопедической недели активизирует всю школу, сближает ребят и взрослых, даёт эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей и педагогов. Она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, развитию любознательности, сплочению коллектива, и вызывает интерес к обучению.

Наряду с традиционными формами проведения занятий, логопедическая работа проходит и во внеурочной деятельности. Одной из новых форм работы является проведение "Логопедической недели”, которая проводится во втором полугодии учебного года. При её проведении решаются следующие задачи:

  • закрепление знаний;
  • развитие познавательных и психических процессов;
  • создание условий для эмоционально-личностного благополучия детей;
  • осуществление взаимосвязи в работе педагогов.

Для проведения "Недели” составляется план мероприятий на каждый день, который утверждается директором школы, согласуется с завучами и вывешивается для детей, родителей и педагогов на информационном стенде. В течение недели проводятся различные мероприятия для учащихся и педагогов: олимпиады, конкурсы, викторины, выставки, развлекательные и познавательные логопедические праздники.

Победители награждаются подарками и призами. Все сценарии разрабатывает логопед, используя новинки методической литературы, специализированные периодические издания, мультимедиа-ресурсы и иные источники информации.

Каждый год план "Недели” меняется и совершенствуется, что способствует повышению интереса у детей и педагогов.

По ходу проведения мероприятий оформляются разнообразные выставки литературы и конкурсных материалов (рисунков, письменных и творческих работ). Здесь прослеживается тесная связь работы логопеда с педагогами, воспитателями и детьми. Огромную поддержку и помощь оказывает администрация школы. В подготовке, оформлении и проведении "Недели” обязательно участвуют сами дети. Здесь им предоставляется возможность для самореализации, проявления своих творческих способностей и самостоятельности.

Проведение "Логопедической недели” активизирует всю школу, сближает ребят и взрослых, даёт эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей и педагогов. Она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, развитию любознательности, сплочению коллектива, и вызывает интерес к обучению.

В различных мероприятиях участвуют все желающие. Некоторые конкурсы являются обязательными. Пропустить их нельзя. Все результаты активного участия детей являются высоким показателем работы в течение учебного года.

План мероприятий логопедической недели

День недели

Название дня

Мероприятия

Контроль за правильным произношением звуков в речи

Показ мультфильмов на переменах

Таблица 2. Описание компонентов системы работы

Мероприятия

Цель

Участники

Результат

Формирование самоконтроля над собственной речью.
Развитие
поисковой
деятельности.

Награждение участников грамотами (приложение 8). Обогащение словарного запаса.

Развитие творческих способностей и фантазии детей

Развитие воображения и письменной речи

Развитие
познавательных
способностей
(память,
внимание,
мышление, речь)

Получение опыта работы в команде в процессе
достижения общей цели.
Развитие
познавательных
способностей

Индивидуальная работа с заданиями

Диагностика актуального уровня развития познавательных способностей и речи

Выявление детей с высоким уровнем развития познавательных процессов

Логопедическая работа в условиях школы-интерната для детей с ТНР строится с учётом особенностей их развития. Наряду с традиционными формами проведения занятий, коррекция проходит и во внеурочной деятельности.

Одной из новых форм работы является проведение “Логопедической недели”.

Цель: повышение интереса к логопедическим занятиям.

Задачи:

- развитие коммуникативных способностей обучающихся;

- развитие познавательных и психических процессов;

-создание условий для эмоционально- личностного благополучия обучающихся;

- осуществление взаимосвязи в работе педагогов.

Читайте также: