Логопедическая диагностика фотековой школьного логопеда

Обновлено: 07.07.2024

Такая форма для данной диагностики наглядно показывает динамику каждого ребенка. А также позволяет диагностировать состояние ОНР у детей младшего школьного возраста, отграничить ОНР от состояния ЗПР у детей с речевой патологией

Содержимое публикации

Актуальность и использование в условиях школьного логопункта диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой.

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психолого-педагогического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Необходимо отметить, что в последние годы значительно увеличилось число детей, имеющих нарушения речевого характера. И одним из наиболее распространенных речевых дефектов является ОНР.

Речевая патология, затрагивающая все стороны речи, как правило, наблюдается у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), у детей с задержкой психического развития, а также у детей с умственной отсталостью с системным речевым дефектом. Учитель-логопед массовой школы проводит коррекционно-развивающую работу с детьми с ОНР. Часто бывает сложно отграничить состояние ОНР от ЗПР у детей с речевой патологией. И тогда процесс коррекции в лучшем случае затягивается, а в худшем мы не имеем положительной динамики – страдает ребенок.

Чем удобна данная методика в условиях школьного логопункта: СЛАЙД2

не требует использования наглядных средств;

представлен сокращенный вариант методики – экспресс-диагностика, которая требует меньше времени на ее проведение;

протоколы обследования представлены на каждого ребенка, что позволяет при консультировании родителей данного ребенка оперировать не голыми фактами, а конкретными примерами достижений ребенка;

речевой профиль ребенка позволяет видеть мониторинг развития всех сторон речевой системы и строить с учетом этого коррекционную работу;

методика выявляет уровни успешности ребенка, а также позволяет точно выявить группу риска и успешно определить будущий образовательный маршрут для ребенка;

позволяет грамотно написать логопедическое представление, используя речевые ответы ребенка из проб методики.

Рассмотрим для понимания применения структуру методики экспресс-диагностики устной речи младших школьников. Предлагаемая методика существует в двух вариантах: экспресс-диагностика и углубленное исследование. Для работы в условиях школьного логопедического пункта я использую сокращенный вариант. Для удобства использования мной был разработан тестовый лист экспресс-диагностики.СЛАЙД3

Тестовый лист экспресс-диагностики устной речи

Ф.И. уч-ся _________________________________________________

Школа, класс, возраст___________________________________________

Дата обследования ребенка__________________________________________

Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи

1. Проверка состояния фонематического восприятия

2. Исследование артикуляционной моторики

3. Исследование звукопроизношения

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова СЛАЙД4

Серия 2. Исследование грамматического строя речи

1. Повторение предложений

3.Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме

4. Добавление предлогов в предложение

5. Образование существительных Мн.ч., Им. п., Род. П. СЛАЙД5

Серия 3. Исследование словаря и навыков словообразования

Назови детенышей и птенцов

Образование прилагательных от существительных:

в) притяжательных СЛАЙД6

Серия 4. Исследование связной речи.

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок _______________

2.Пересказ прослушанного текста: _________________

За каждую серию можно получить максимальное количество баллов 30. Наибольшее количество баллов за всю диагностику 120 баллов. Приняв эту цифру за 100% можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб: умножить суммарный балл за весь тест на 100% и разделив полученный результат на 120. СЛАЙД7

Для наглядной картины речевого нарушения у конкретного ребенка можно получить индивидуальный речевой профиль в виде графика, отложив по оси ординат успешность выполнения задания в %, а по оси абсцисс – названия заданий.

Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносим с одним из четырех выделенных уровней успешности СЛАЙД8

4 уровень -100-80% -норма

3 уровень 79,9-65% -ОНР 3, 4 уровней речевого развития

2 уровень64,9 -45% -ОНР 2 уровня речевого развития, ЗПР

1 уровень44, 95% и ниже у.о. дети с речевой патологией

Получив такой речевой профиль, становится видно как несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы учащегося.

Такие речевые профили необязательно делать на учащихся всего класса, а только на тех детей, чьи речевые пробы по уровню успешности не соответствуют речевой норме. СЛАЙД9

И, наконец, итоговые результаты обследования всего класса я представляю в общем протоколе.

С 10.09.19г по 01.10.19 г. мною было проведено самостоятельное логопедическое обследование.

Анализ результатов обследования устной речи по методике Т.А. Фотековой

1 уровень успешности речевого развития 44,95% и ниже

2 уровень успешности речевого развития 45% - 64,9%

3 уровень успешности речевого развития 65%- 79,9%

4 уровень успешности речевого развития 80% -100% норма

Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи

1 . Проверка состояния фонематического восприятия

2. Исследование артикуляционной моторики

3 . Исследование звукопроизношения

4 . Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Успешность выполнения серии 1

Серия 2. Исследование грамматического строя речи

Серия 3. Исследование словаря и навыков словообразования

Серия 4. Исследование связной речи.

Результат обследования устной речи

Не достигшие 7летнего возраста

1 уровень успешности речевого развития 44,95% и ниже (у.о. речевая патология)

2 уровень успешности речевого развития 45% - 64,9% (ЗПР, ОНР)

3 уровень успешности речевого развития 65%- 79,9% (ОНР)

4 уровень успешности речевого развития 80% -100%

1 уровень успешности речевого развития 44,95% и ниже

2 уровень успешности речевого развития 45% - 64,9%

3 уровень успешности речевого развития 65%- 79,9%

4 уровень успешности речевого развития 80% -100%

Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи

1 . Проверка состояния фонематического восприятия

2. Исследование артикуляционной моторики

3 . Исследование звукопроизношения

4 . Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Успешность выполнения серии 1

Серия 2. Исследование грамматического строя речи

Серия 3. Исследование словаря и навыков словообразования

Серия 4. Исследование связной речи.

Результат обследования устной речи

Не достигшие 7летнего возраста

1 уровень успешности речевого развития 44,95% и ниже (у.о. речевая патология)

2 уровень успешности речевого развития 45% - 64,9% %(ЗПР, ОНР)

3 уровень успешности речевого развития 65%- 79,9%(ОНР)

4 уровень успешности речевого развития 80% -100% (норма)

1 уровень успешности речевого развития 44,95% и ниже

2 уровень успешности речевого развития 45% - 64,9%

3 уровень успешности речевого развития 65%- 79,9%

4 уровень успешности речевого развития 80% -100%

Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи

1 . Проверка состояния фонематического восприятия

2. Исследование артикуляционной моторики

3 . Исследование звукопроизношения

4 . Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Успешность выполнения серии 1

Серия 2. Исследование грамматического строя речи

Серия 3. Исследование словаря и навыков словообразования

Серия 4. Исследование связной речи.

17 ч. + 1 ч. (отказ выполнить)

Результат обследования устной речи

Не достигшие 7летнего возраста

1 уровень успешности речевого развития 44,95% и ниже (у.о. речевая патология)

2 уровень успешности речевого развития 45% - 64,9%(ЗПР,ОНР)

3 уровень успешности речевого развития 65%- 79,9%(ОНР)

4 уровень успешности речевого развития 80% -100% норма

Не достигшие 7летнего возраста

1 уровень успешности речевого развития 44,95% и ниже (у.о. речевая патология)

2 уровень успешности речевого развития 45% - 64,9% (ЗПР,ОНР)

3 уровень успешности речевого развития 65%- 79,9% ОНР

4 уровень успешности речевого развития 80% -100% норма

На логопедические занятия зачислены 12 человек.

Этот протокол я использую на педагогических консилиумах школы, где педагогам, психологу школы всегда интересны и актуальны уровни речевого развития как всего класса в целом, так и конкретного учащегося, что позволяет говорить о преемственности и динамики работы с детьми, нуждающимися в коррекционно-развивающей помощи. СЛАЙД10

Такая форма для данной диагностики наглядно показывает динамику каждого ребенка. А также позволяет диагностировать состояние ОНР у детей младшего школьного возраста, отграничить ОНР от состояния ЗПР у детей с речевой патологией.

1.Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: Вопросы дифференциальной диагностики//Вопросы психологии.-1989, №1

2.Переслени Л.И., Фотекова Т.А.Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития// Дефектология. -1993, №4

3.Фотекова Т.А.Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.- М.:АРКТМ, 2000.-55с.

4.Ястребова А.В.Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 1999.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи.

Проверка состояния фонематического восприятия.

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.

Предъявление- воспроизведение- предъявление- воспроизведение.

са- за за- са

жа- ща ща- жа

са- ша ша- са

ла- ра ра- ла

ма-на-ма на- ма- на

да-та-да та- да- та

га- ка- га ка- га- ка

за- са- за са- за- са

жа-ша-жа ша- жа- ша

са- ша- са ша- са- ша

ца- са- ца са- ца- са

ча- тя- ча тя- ча-тя

ра- ла- ра ла-ра-ла

Исследование артикуляционной моторики.

Инструкция: смотри, как я выполняю и повторяй за мной движения.

Исследование звукопроизношения.

Инструкция: повторяй за мной слова:

Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.

Инструкция: повторяй за мной слова:

Серия II. Исследование навыков языкового анализа.

Сколько слов в предложении?

День был теплый.

Около дома росла высокая береза.

Сколько слогов в слове?

Определи место звука в слове:

Первый звук в слове крыша;

Третий звук в слове школа;

Последний звук в слове стакан.

Сколько звуков в слове?

Серия III. Исследование грамматического строя речи.

Повторение предложения.

Инструкция: послушай и повтори.

Птичка свела гнездо.

Над водой летали белые чайки.

В саду было много красных яблок.

Земля освещается солнцем.

Ранней весной затопило весь наш луг.

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.

Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Верификация предложений.

Девочка гладит утюгом.

Дом нарисован мальчик.

Мальчик умывается лицо.

Собака вышла в будку.

Березки склонились от ветра.

Солнце освещается землей.

По морю плывут корабль.

У Нины большая яблоко.

Хорошо спится медведь под снегом.

Над большим деревом была глубокая яма.

Составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция: постарайся составить из слов предложение.

Мальчик, открывать, дверь;

Девочка, читать, книжка;

Доктор, лечить, дети;

Рисовать, карандаш, девочка;

В, сад, расти, вишня;

Сидеть, синичка, на ветка;

Груша, бабушка, внучка, давать;

Витя, косить, трава, кролики, для;

Миша, дать, собака, большая кость;

Петя, купить, шар, красный, мама;

Добавление предлогов в предложение.

Инструкция: вставить пропущенное слово.

Лена наливает чай… чашки.

Последние листья падают…березы.

Большая толпа собралась…театра.

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Один стол, а много- это …

Инструкция: один- дом, много чего?- домов.

Серия IV. Исследование словаря и словообразования.

1. Инструкция: у кошки- котята, а у …..

2. Образование прилагательных от существительных.

Инструкция: кукла из бумаги- бумажная.

Шляпка из соломы-

Кисель из клюквы-

Салат из моркови-

Варенье из вишни-

Варенье из яблок-

Варенье из сливы-

Варенье из малины-

Варенье из клубники-

Варенье из черники-

Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а …

Волка за жадность-

Зайца за трусость-

Медведя за силу-

Льва за смелость-

Инструкция: если днем жара, то день- жаркий, а если…

Инструкция: у собаки лапа собачья, а у…

Серия V. Исследование понимания логико-грамматических отношений.

А) покажи ключ, карандаш.

Б) покажи карандашом ключ

В) карандаш- ключом

А) нарисуй круг под крестом

Б) крест- под кругом

3. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето перед весной?

4. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?

5. Сашу ударил Коля. Кто драчун?

6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?

7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?

Серия VI. Исследование связной речи.

Инструкция: посмотри на картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Пересказ прослушанного текста.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины попали на крышу. Там их склевали голуби. А одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.


Методика обследования устной речи является стандартизированной, направлена на выявление актуального уровня речевого развития ребенка. Методика включает 156 речевых проб нарастающей трудности, проверка звукопроизношения делается как на основе специальных проб, так и по ходу обследования в целом. Для оценки успешности выполнения заданий применена балльная система. Для каждой группы проб разработаны свои критерии оценки.

Методика применяется для решения задач:

  • диагностики;
  • уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных компонентов речи (получения индивидуального речевого профиля);
  • построения системы индивидуальной коррекционной работы;
  • комплектования групп на основе общности структуры нарушения речи;
  • отслеживания динамики речевого развития и оценки эффективности коррекционного воздействия.

Для получения индивидуального речевого профиля оценивается успешность выполнения каждой серии проб в процентном выражении. Оцениваемые компоненты речевой системы:

  • фонематическое восприятие;
  • артикуляционная моторика;
  • звукопроизношение;
  • слоговая структура слова;
  • навыки языкового анализа;
  • грамматический строй речи;
  • словарь и словообразовательные процессы;
  • понимание логико-грамматических отношений;
  • связная речь.

ПРИМЕЧАНИЕ:

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

Общая продолжительность – 40-45 минут, из них время проведения обследования – 30 минут, время заполнения протокола в электронном виде – 10 минут. В дальнейшем время может сократиться за счет выработки навыка проведения обследования. Увеличение продолжительности обследования может определяться замедленным темпом выполнения заданий ребенком, его индивидуальными возможностями.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Материал для проведения логопедической диагностики письменной речи разработан с учётом психофизиологических возможностей детей НОО с учётом реализации ФГОС.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

1 класс

Фамилия, имя_________________________________________класс 1__

1.Напиши письменные строчные буквы

2. Обведи правильные буквы.



3.Спиши предложение. Лена идёт в школу.___________________________________________________________________

4.Напиши под диктовку предложение.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Сколько слов в предложении? Девочка идёт домой.___________________________________________________________

6.Сколько слогов в слове?

7.Раздели слова на слоги, выпиши третий слог ученица, гитара, телевидение______________________________________________________

8.Напиши, сколько звуков в слове: коньки__, мир___,шуба____, лес__, пыль, листок___, яма__

9.Напиши первую букву слова____________________________________________________________

10.Напиши последнюю букву слова____________________________________________________________

2 класс

Фамилия, имя_________________________________________класс 2__

1.Спиши предложение. Определи, сколько слов в предложении.

Пример: Лена идёт домой.(3сл.)

День был очень тёплый. Около дома росла высокая берёза.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Напиши под диктовку предложения.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Сколько слогов в слове?

4.В слове ученица выпиши третий слог_____________________________________________________________

5. Составь и запиши слова из слогов: нок, ко, тё___________,ран, ка, даш__________________, ха, му_________, вать, кро____________________

6.Сколько звуков в слове: дом__, мир___, шуба____, лес____, листок_____

7.Напиши первую букву слова____________________________________________________________

8.Напиши последнюю букву слова____________________________________________________________

9. .Подчеркни слова, которые отличаются согласными звуками

Мел-мель, бак-бок, дым- дом, почка-бочка, сын-сон, угол-уголь, кот-кит

10.Напиши буквы, которые спрятались за штриховкой. Обведи правильные буквы.



3-4 классы

Фамилия, имя_________________________________________класс 3-4___

Мышь-малютка – самый маленький грызун в лесу. Весит она всего несколько граммов. Шёрстка у неё коричневая, глазки чёрные, грудка белая. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Запиши под диктовку:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Раздели слова на слоги:

Машина, игра, яма, яблоко, осень, учительница, девочка

Выпиши слова, состоящие из двух слогов________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.В слове учительница выпиши третий слог _________________________

5.Составь слово из слогов:

Га, ду, ра________________, та, пус, ка______________________________,

тель, чи, у_______________, иг, ки, руш_____________________________

6.Посчитай, сколько слов в предложении:

Дети идут в школу. (__) Мама купила Пете игрушку.(__) У Натальи новый рюкзак.(__) На ёлке зажглись электрические лампочки.(__)

7. Составь предложение из слов:

-Бабушка, шерстяной, вязать, носки._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-По, идти, широкий, мальчики, дорога.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Груша бабушка внучка давать спелая.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Запиши первую букву слова _________________________________________________________________

9.Запиши последнюю букву слова.

10. Исправь ошибку и запиши предложение верно.

Над большим деревом была глубокая яма.______________________________________________________________________

На яблони висели спелые яблоко.____________________________________________________________________

Собака вышла в будку._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методические рекомендации

Диагностика письма проводится фронтально в сентябре (1-15), в мае(15-30). В 1-х классах фронтальная диагностика проводится только в конце учебного года. В начале учебного года проводится индивидуальная диагностика устной речи.

1класс

В конце учебного года, в первом классе, определяется

1-2 задания: Знание рукописных букв.

3-4 задания: Формирование навыка письма.

5 задание: Навыка языкового анализа.

6-7 задания: Навык слогового анализа слов.

9-слова с 1 гласным под ударением, без ударения, согласными ( аист, облако, ухо, эхо, иней, ананас, утюг, игра, эскимо, робот, дом, тыква, жук, шапка, зонт, сапоги)

10-( коты, сон, лес, овощи, эскимо, портрет, клоун, мяч, огурец, лещ, лапа, стол, мотор, сироп, петух.

2.Узнавание букв в усложнённых условиях (зашумлённых, написанных пунктирной линией)

2класс

1-2 задания: Формирование навыка письма. Навык языкового анализа.

3-5 задания: Навык слогового анализа и синтеза слов.

6-9 задания: Навык звукового анализа слов. (слова для 7-8зад. см. в заданиях 1 класса)

10 задание: Узнавание букв в усложнённых условиях.

3-4 класс

1-2 задания: Навыка письма.

3-5 задания: Навык слогового анализа и синтеза слов.

6-7 задание: Навык языкового анализа и синтеза.

10 задание: Верификация предложений.

Диктант для 1 класса: (конец уч.года):

1. У Ольги и Юли коньки. Они идут на каток. Вот и парк.

2. У Коли жил щенок. Звали щенка Барсик. Хвост у Барсика пушистый. Коля и Барсик друзья.

3. Вася и Зина друзья. Ребята идут в парк. У Зины санки. Вася взял лыжи. Малыши катались с горки.

Диктант для 2 класса:

1.Наступила осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. В лесу стоит тишина.

2.Наступила весна. Целый день светит яркое солнце. Деревья проснулись от зимнего сна. Появились почки и нежные листочки. На лугах много ранних цветов.

Диктант для 3 класса:

1.Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замёрзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерён.

2.Был тёплый денёк. Дул тёплый весенний ветерок. Ребятишки пошли в берёзовую рощу. В овраге журчал ручеёк. Слышалась звонкая песня жаворонка. Дети нашли в кустах ёжика.

3. Славное это место. Меж крутых бережков текла речка Яблонька. Дно речки было песчаное. Со дна били студёные ключи. Вода была удивительно вкусная и прозрачная. По склонам речки жило семейство барсуков. Они вырыли глубокие норы с ходами и выходами.

4. Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зеленый лужок прилетели пчелы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.

Диктант для 4 класса: (начало уч.года)

Для диагностики предлагаются диктанты варианта 3 класса.

В конце учебного года фронтальная диагностика в 4-х классах не проводится.

Литература:

Составители Балабанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ.- СПб: Детство-Пресс, 2001-238с.

Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками.- Ярославль: Академия развития, 2006-127с.

Сорокина.Н.Г. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями.- Москва: Владос, 2013-115с.

Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму: Наглядно-методическое пособие.-СПб.: Детство-Пресс, 2010.-64с.

Фотекова Т.А.-Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. –Москва: Айрис Пресс, 2007-84с.

Читайте также: