Литературный призрак дэвид митчелл краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Пару дней назад маленькая птичка принесла на хвосте: у Дэвида Митчелла этой осенью выходит новый роман "Проспект Утопии", вспомнила, что его дебютного "Литературного призрака" так и не прочла - voila! Ну, это не "Атлас", но да, совершенный Митчелл, со всем, за что любим: полифония автономных историй, прошитых едва заметной скрепляющей нитью; причудливые перемещения по миру со множеством экзотичных подробностей; наделенные внутренней энергетикой и обаянием персонажи.

Книга писалась совсем еще молодым человеком, автору на момент выхода романа едва исполнилось тридцать, но стиль и манера мастерски зрелые. Хотя собрать из новелл, составляющих роман, единое целое труднее, чем в "Облачном атласе" и структура "Призрака" много проще - следующие друг за другом эпизоды, отголоски которых слышны будут в финальном.

Здесь нет героев, которые вошли бы в сердце, пробив насквозь и остались внутри, как композитор Фробишер и клон Сонми в "Атласе". Ну так ведь их и в других митчелловых книгах не густо. Герой-рассказчик из "Лужка черного лебедя" только и вспоминается. Но здесь есть мальчик полукровка, плод любви избалованного сынка японских богачей с тайваньской прислугой, который работает в музыкальном магазине. Воспитан в борделе, но сохранил чистоту (не спрашивайте, как такое возможно).

Есть исполненная драматизма история китайской женщины. Есть физик ирландка Мо, которая бежит от Пентагона на крошечный островок своего детства, внезапно осознав какое применение военные найдут ее последнему открытию, унося его. А монгольская часть, со всеми этими перемещениями из одного тела в другое. С обаятельным фольклором и неожиданным пониманием, что страна, представлявшаяся русскому читателю с легкой пелевинской руки едва не географическим синонимом свободы (помните, внутреннюю Монголию в "Чапаеве"?) пережила от собственного НКВД не меньший мильон терзаний. И нет, бедность не значит честность или порядочность, а только грязь, безнадежность и убожество.

Петербургская часть, против ожиданий, не раздражает ляпами, хотя написана много раньше "Простых смертных", откуда, помнится, выловила изрядное количество блох в стиле развесистой клюквы. Странный Гонконг с историей английского специалиста по инвестициям Нила, сделанного козлом отпущения в криминальных финансовых махинациях всемогущего китайского босса. С его странной одержимостью китайской горничной. И привязанностью к нему девочки-призрака.

Какую историю не возьми, всякая по-своему хороша. Целостная картина со Смотрителем Зоопарка и его Четырьмя правилами, не льстит нашему биологическому виду, но оставляет надежду, что что так держит мир в узде, что может птенчик спать в гнезде, не покинуло его окончательно.

Между этими двумя главами располагается еще восемь, и у каждой свой герой. Но они связаны друг с другом. Связи хаотичные и неожиданные. Например, второй герой – японский подросток-сирота связан последовательно с Квазаром и героем истории номер 3 – британским финансистом Нилом, отмывающим деньги для русской мафии в Гонконге. А о Ниле мы услышим вновь только в восьмой истории — женщины-ученой Мо, разработавшей для Пентагона военное оружие.

На третий день небо прояснилось. Со стороны деревни перестал подниматься дым. Я осторожно подкралась к своему домику. Снова разрушен. Расплачиваются-то всегда бедные люди. А больше всех платить приходится бедной женщине. Я стала разбирать обломки. А что еще оставалось делать?

С давних пор задаюсь вопросом: почему я один?

Без родителей, без родного дома я ничто. Даже если окна в родном доме давно без стекол, а сквозь провалившуюся крышу успели вырасти деревья. Люди, вырванные из почвы, унесенные ветром, бродяги, которые не знают своих корней, — что они тогда могут знать о себе? Как им узнать, кто они?

Но почему я сделал именно такой выбор? Вот что хотелось бы знать. Ответ один: потому что я — это я. На самом деле за этим ответом кроется только новый вопрос: а почему я — это я?
Всему виной Случай, вот и весь ответ. Потому что слепой бармен по имени Случай наугад смешал коктейль из генов и обстоятельств, и в результате получился я.

— Далеко не все сумасшедшие — писатели, миссис Рей, уж поверьте мне.
— Зато многие писатели — сумасшедшие, Бэт, уж поверьте мне. Мир человека состоит не из людей, а из историй. И нельзя винить человека в том, что та или иная история выбрала его, чтобы поведать о себе. А в ваших руках, Бэт, канал, через который истории могут найти выход.

Раз в год с ним связывается человек, называющий себя Смотрителем в зоопарке. Каждый раз Смотритесь стоит перед тяжёлым выбором, ведь он связан правилами, которые не должен нарушать. И когда выполнение одного правила ведет к нарушению другого, возникает дилемма. Это рассказ с апокалиптическими нотками, ведь звонивший на радио не обычный человек, а тот самый ИИ, который наделен холодным и логичным разумом, способным самообучаться и изменяться, в отличие от нас, людей, действующих по своим базовым настройкам.

Вы как комнатная собачонка, которая считает ошейник знаком отличия! Информация — это власть. Все, что вы знаете, каждое изображение на экране, каждое слово в телефоне, каждая цифра на мониторе — как вы думаете, через кого они прошли прежде, чем попасть к вам.

Цитата, которая понравилась больше всех

Ты спрашиваешь, поменялась бы я местами с этим молодняком? Хорошо бы украсть у них молодость. Но в молодое тело я согласилась бы переселиться, только сохранив свой нынешний ум. В противном случае лучше поменяться местами с обезьяной в зоопарке. Влюбиться — это значит стать заложником желаний любимого. Получить свободу можно, только если его кто-нибудь пристрелит.

Литературный призрак, Дэвид Митчелл - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Классическая и современная проза, Фантастика и фэнтези

О книге

  • Ghostwritten Название в оригинале
  • 1999 Год первого издания книги

Краткое содержание

Дебютный роман прозванного "английским Мураками" автора таких поразительных бестселлеров как "Сон № 9" и "Облачный атлас". Но именно "Литературный призрак" с его фирменной митчелловской полифоничностью в мгновение ока вознес молодого автора на британский литературный олимп. На этих страницах переплелись жизненные пути молодого сектанта, по указке Его Провидчества устроившего зариновую атаку в токийском метро, и начинающего саксофониста, который подрабатывает в магазинчике коллекционного винила, банковского менеджера из Лондона, отмывающего в Гонконге деньги русской мафии, и ветерана английской разведки, решившего опубликовать свои воспоминания, его "литературного негра" (по совместительству - лидера панк-группы) и витающего над монгольскими степями бесплотного призрака, женщины-физика с ирландского островка, за которой охотится Пентагон, похитителей эрмитажных картин, нью-йоркского диджея и многих-многих других.

Видео

Впечатляющее видео

В 2 года родители купили малышу баскетбольное кольцо и мяч, посмотрите, что умеет этот малыш в 5 лет!

Награды и премии:

Номинации на премии:


номинант
Литературная премия "Хатафи-Кибердарк" / Premios Literarios Xatafi-Cyberdark, I (2006) // Зарубежный роман (Великобритания)

Похожие произведения:

Доступность в электронном виде:

led-zeppelin, 11 ноября 2021 г.

До чего же хорош Митчелл!! В первом же романе задал высочайшую планку мастерства.

Но вообще, каждая глава — отдельная повесть и может читаться без взаимосвязи с другими. Этакий сборник рассказов связанных тонкими взаимосвязями.

Коротко по главам:

- ТОКИО. — Романтика, реализм. Начинающий музыкант-саксофонист работает в магазине по продаже виниловых грампластинок. Влюбляется в покупательницу. Глава — пропитана любовью к джазу. Очень Хорошо 8/10

- ГОНКОНГ. — Триллер, мистика, реализм. Ушлый адвокат из Англии, думая что он самый умный-хитрый, отмывает грязные деньги русских, англичан, да и вообще всех-всех. Погрязая в пошлой роскоши, алкоголе, сексе — начинает дружить с призрачной девочкой, теряет семью, и т.д. Хорошо 7/10

- СВЯТАЯ ГОРА. — Реализм. Жизнь старушки-китаянки от рождения и до смерти. Она живёт и всю жизнь готовит чай в крохотной гостинице для паломников, а вокруг неё меняется мир: феодализм, социализм, культурная революция, капитализм. Отлично 9/10

Повесть пропитана любовью к Лондону. Много названий улиц, парков, различных публичных мест. Не знаю географию Лондона — читалось трудновато. Хорошо 7/10

- КЛИР-АЙЛЕНД. — Спецслужбы. Фантастика. Гениальная учёная сделала великое открытие: продолжая Эйнштейна, Фейнмана создала теорию ВСЕГО. Применение этой теории грозит созданием оружия невиданной силы, осознав последствия, учёная бросается в бега. Передвигаясь по миру (Гонконг, Санкт-Петребург, Монголия и т.д. да-да, связь в соответствующими главами) в итоге приезжает домой в Ирландию. Здорово 9/10

- ПОДЗЕМКА. Реализм. Кончается роман, тем начинался. Сектант — готовит террористический акт в подземке ТОКИО. Средне 6/10. И то низкая оценка, только на фоне прекрасных предыдущих глав.

majj-s, 11 сентября 2020 г.

Какую историю не возьми, всякая по-своему хороша. Целостная картина со Смотрителем Зоопарка и его Четырьмя правилами, не льстит нашему биологическому виду, но оставляет надежду, что что так держит мир в узде, что может птенчик спать в гнезде, не покинуло его окончательно.

Клован, 22 июля 2019 г.

Митчелл всего несколькими романами успел выстроить собственную довольно достоверную вселенную. Персонажи этой вселенной вновь и вновь появляются в следующих произведениях автора, то становясь главным героем очередной истории, то удостаиваясь лишь краткого упоминания, но никто не пропадает навсегда, и если кто-то попался вам на глаза лишь раз, то вполне возможно, в новом романе он ещё возникнет.

А смысл? Как в жизни — каждый найдёт свой, или не найдёт вовсе. Я просто наслаждался хорошо написанной книгой, замысловатым пересечением совсем разных людей в разных частях света, историями любви и дружбы, благородства, предательства и целеустремлённости.

Elessar, 23 июня 2012 г.

nataliya_karas, 25 февраля 2017 г.

В целом, мне интересен такой полифонический приём Митчелла, и персонажи у него интересные. Некоторые образы вызвали у меня неистовое восхищение мастерством автора. Но, в то же время, прочитав вот уже вторую книгу Митчелла, я задумалась, а стоит ли читать его дальше. Это связано с тем, что при всех достоинствах, в обеих книгах были очень жестокие эпизоды, вернее даже целые части, которые вызвали у меня, как у крайне впечатлительного человека, острое отвращение и желание бросить чтение.

Krasimira, 15 апреля 2014 г.

На путеводную нить повествования нанизываются самые разные характеры, подобно тому, как отличающиеся по фактуре и окрасу бусины, гармонично дополняя и оттеняя друг друга, превращаются в ожерелье. Причудливая вязь сюжета, переплетающего истории как разделенных десятилетиями и тысячами километров людей, так и проживающих по соседству и не способных преодолеть пропасть разногласий, из отдельных нитей судеб ткет полотно мировой истории. Помимо сопереживания скрашенным нежностью или припорошенным трагичностью историям отдельных людей, наслаждения тонким юмором и очарования образностью высказываний, отдельное удовольствие можно отыскать в прослеживании мимолетных или судьбоносных появлений одних персонажей на жизненном пути других. Начинаясь с вагона токийского метро, в котором преданный адепт Его Провидчества приводит в действие адскую машинку, повествование плавно перемещаются в пронизанную звуками мелодий для тонких любителей умиротворенную атмосферу торгующего коллекционным винилом магазинчика. На смену светлой и нежной, как прикосновение крыла бабочки истории первой любви, приходит история не сберегшей свои чувства семейной пары, свет в душах которых погасила одержимость супруги мечтой о материнстве и сжигающая нервные клетки и часы отпущенной жизни преступившая закон работа супруга, вовлеченного в отмывание денег. В полной унижений, лишений, агрессии облеченных сколь угодно крохотной властью жизни владелицы чайного домика прослеживается трагичная история народа, застигнутого на перекрестке эпох крушением прежнего строя и метаниями выбора дальнейшего курса от крайности в крайность. Точно так же мечется над просторами монгольских степей в поисках своей сути бесплотный дух, обладающий любознательностью и неосознанной жестокостью ребенка и обрывками памяти о прежнем существовании. Повстречавшиеся таинственному бестелесному существу люди окажутся вовлеченными в аферу с кражей картины из петербургского музея, венчающей пустую жизнь женщины-стрекозы, потратившей юность на порхание в блеске бриллиантовой пыльцы от одного высокопоставленного любовника к другому и в итоге из содержанки превратившейся в спонсора альфонса, и в попытку бегства гениальной ученой, желающей уберечь тысячи жизней, которые может унести ее изобретение, попади оно в алчные руки одержимых идеей мирового господства. Это не полный перечень задействованных персонажей, так или иначе мелькающих в судьбах иных участников действа – попутчиком в долгом путешествии, покупателем, случайным свидетелем смерти, коварным противником или неожиданным помощником.

nostradamvs, 5 апреля 2013 г.

necrotigr, 26 сентября 2009 г.

И первый роман получился именно таким: профессионально сделанным, но с множеством замечательных искорок, которые и делают просто хорошую книгу отличной!

toma.84, 6 октября 2010 г.

Пусть даже роман и без идеи и без особых замороченных смыслов, но зато с великолепной атмосферой, в которую безусловно стоит погрузиться.

Читайте также: