Литературное чтение 3 класс школа россии содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Общая характеристика курса……………………………………………………… 4

Требования к уровню подготовки обучающихся…………………………………11

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета…..13

Материально-техническое учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса……………………………………………………… 18

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению ………………………………………………………………………………………..19

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению,

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развиию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач :

Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.

Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания ( на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать ( на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Основные задачи курса

Программа нацелена на решение следующих задач:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение, ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать глубокое понимание содержания произведений разного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

начитанность: знание прочитанных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях;

умение работать с книгой: определение и выбор книги по жанрам, авторам, темам; знание элементов книги;

навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие , интерпретацию и оценку художественного произведения как искусства слова.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Планируемые результаты изучения предмета:

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ.

Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Метапредметные результаты:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами.

Предметные результаты:

Осознание значимости чтения для личного развития.

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е овладение чтением вслух и про себя.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.

Количество часов в неделю по программе - 4

Количество часов в неделю по учебному плану - 4

Количество часов в год - 136

Количество часов по четвертям:

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

Всего часов

Самое великое чудо на свете

Устное народное творчество

Поэтическая тетрадь 1

Великие русские писатели

Поэтическая тетрадь 2

Были и небылицы

Поэтическая тетрадь 4

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

По страницам детских журналов

Литература зарубежных стран.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)

Самое великое чудо на свете (4ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Устное народное творчество (14ч)

Поэтическая тетрадь 1 (11ч)

Великие русские писатели (24ч)

Поэтическая тетрадь 2 (8ч)

Литературные сказки (8ч)

Были-небылицы (10ч)

Поэтическая тетрадь 1 (6ч)

Люби живое (16ч)

Поэтическая тетрадь 2 (8ч)

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч)

По страницам детских журналов (8ч)

Зарубежная литература (8ч)

Специфика программы:

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слы шать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения: учас твовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобрази тельно-выразительные средства языка для создания собственно го устного высказывания); воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собствен ного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает прак тическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.

В предполагаемом содержании представлены малые и большие фольклорные формы; литературные произведения разных жанров отечественных и зарубежных писателей, класси ков детской литературы XIX - XX вв., а также современных ав торов.

Учебник разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Содержание учебника строится на основе художественного-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого принципов.

Это позволяет объединить предметное обучение чтению с духовно-нравственным воспитанием школьников. Методический аппарат направлен на включение школьников в учебную деятельность, обеспечивает возможность дифференциального, проблемно-поискового, проектного методов обучения.

РУКОПИСНЫЕ КНИГИ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Рукописные книги Древней Руси – настоящие произведения искусства.
Каждая глава и отдельная страница рукописной книги начиналась и заканчивалась рисунками – заставками и концовками. Начальная буква каждого абзаца рукой мастера превращалась в настоящее чудо. Рукописная книга была большой и тяжёлой. Переплёт для неё делался из досок и обтягивался кожей или тканью. Переплёты дорогих книг были роскошно отделаны золотом и драгоценными камнями.

Для письма в основном использовали пергамент. На нём писали с обеих сторон. Отдельные листы сшивались, и в таком виде они уже выглядели книгой, какой она является сейчас. Орудиями письма переписчикам служили птичьи перья, чаще всего гусиные. Рукописные книги были очень дороги и доступны далеко не всем. Эти книги было запрещено выносить из библиотек, и их приковывали к столбам железными цепями.

Чаще всего книги писались и переписывались учёными монахами. По повелению князя и по благословению настоятеля монастыря трудолюбивый монах проводил за написанием книги множинне годы. Среди рукописных книг было много летописей. Рассказ в летописях нужно было начинать с глубокой древности и лишь потом переходить…

Самое великое чудо на свете
Рукописные книги Древней Руси 6
Первопечатник Иван Фёдоров 8
Проверим себя 12
Устное народное творчество
Русские народные песни 14
Докучные сказки 18
Сказки
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка 22
Иван-царевич и серый волк 28
Как хорошо уметь читать
Сивка-бурка 40
Проверим себя 51
Наши проекты 58
Поэтическая тетрадь 1
Фёдор Иванович Тютчев
Весенняя гроза 62
Листья 63
Афанасий Афанасьевич Фет
Мама! Глянь-ка из окошка 64
Зреет рожь над жаркой нивой 65
Иван Саввич Никитин
Полно, степь моя, спать беспробудно 66
Встреча зимы 68
Иван Захарович Суриков
Детство 72
Зима 76
Проверим себя 78
Великие русские писатели
Александр Сергеевич Пушкин
За весной, красой природы 85
Уж небо осенью дышало 86
В тот год осенняя погода 86
Опрятней модного паркета 87
Зимнее утро 88
Зимний вечер 90
Сказка о царе Салтане, о сыне

его славном и могучем богатыре князе

Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди 92
Иван Андреевич Крылов
Мартышка и Очки 134
Зеркало и Обезьяна 136
Ворона и Лисица 137
Михаил Юрьевич Лермонтов
Горные вершины 144
На севере диком 144
Утёс 146
Осень 147
Лев Николаевич Толстой
Детство Л. Н. Толстого 150
Акула 152
Прыжок 156
Лев и собачка 160
Какая бывает роса на траве 162
Куда девается вода из моря? 163
Проверим себя 164
Поэтическая тетрадь 2
Николай Алексеевич Некрасов
Славная осень! Здоровый, ядрёный 168
Не ветер бушует над бором 169
Дедушка Мазай и зайцы 170
Константин Дмитриевич Бальмонт
Золотое слово 173
Иван Алексеевич Бунин
Детство 174
Полевые цветы 175
Густой зелёный ельник у дороги 176
Проверим себя 178
Литературные сказки
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
Алёнушкины сказки 182
Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши,
Косые Глаза, Короткий Хвост 183
Как хорошо уметь читать Всеволод Михайлович Гаршин
Лягушка-путешественница 188
Владимир Фёдорович Одоевский
Мороз Иванович 196
Проверим себя 209
Советуем прочитать 214
Словарик 218

Климанова Людмила Федоровна, Голованова Мария Владимировна, Горецкий Всеслав Гаврилович.


Литературное чтение. 3 класс. Учебник. ФГОС, 2 части и диск.

Количество томов: 2 тома + CD-ROM

Учебник "Литературное чтение. 3 класс" доработан с учётом замечаний методистов и учителей. В нём пересмотрен методический аппарат, заменён ряд текстов. Содержание переработанного учебника соответствует программе по литературному чтению в начальной школе.

На фото - двухтомник Литературного чтения для 3-го класса, фото диска, некоторые развороты учебника.

В конце учебника, что важно и удобно, даются рекомендации по внеклассному чтению, список книг на лето - посмотрите на фотографиях, списку можно следовать, приготовить книги для чтения.


Начало первой части учебника (литература, 3 класс).

Книг удобного формата (не А4, меньше), с иллюстрациями, хорошая подборка произведений. После 2-го класса эти книги можно купить для чтения летом, потом в школе будет проще, если прочитать всё заранее.

  • Мы познакомимся с историей создания книг, поразмышляем, почему книгу называют великим чудом.
  • Мы научимся находить необходимую информацию в книге.
  • Мы будем учиться придумывать рассказы, используя различные источники информации.

    Мы познакомимся с фантастическим миром рассказов М. Горького, А. Куприна, К. Паустовского.


Учебник в продаже в магазинах (продаётся комплектом - 2 части + диск):

Учебник разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.


Литературное чтение. 3 класс. Учебник. ФГОС. Школы России. Издательство: Просвещение.

Содержание учебника строится на основе художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого принципов. Это позволяет объединить предметное обучение чтению с духовно-нравственным воспитанием школьников. Методический аппарат направлен на включение школьников в учебную деятельность, обеспечивает возможность дифференциального, проблемно-поискового, проектного методов обучения.

Учебник литературы для 3-го класса



В учебнике цветные иллюстрации.


Очень важный раздел: Советуем прочитать. Дополнительная литература для внеклассного чтения, 3 класс.


Советуем прочитать. Дополнительная литература для внеклассного чтения, 3 класс.


Литературное чтение. 3 класс. Учебник. ФГОС, содержание 1-ого тома.


Литературное чтение. 3 класс. Учебник. ФГОС, содержание 1-ого тома.


Советуем прочитать. Дополнительная литература для внеклассного чтения, 3 класс. Список из второй части учебника.

Читайте также: