Литература по игровому стретчингу в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Ивашкина Светлана Юрьевна

Организация: МБДОУ Детский сад №3 г. Каменки Каменского района

Населенный пункт: Пензенская область, г. Каменка

“До тех пор, пока позвоночник гибкий – человек молод,

но как только исчезнет гибкость – человек стареет”

(Индийские йоги)

В современном обществе особое место отводится охране и укреплению физического и психического здоровья граждан, в том числе их социального благополучия. Здоровый образ жизни в наше время становится необходимым условием культурного развития человека.

Поэтому крайне важно правильно организовывать физическое развитие именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

В настоящее время появилось много новых методик, направленных на обновление содержания деятельности по физической культуре. Одна из методик, которую я использую - игровой стретчинг. Автором методики является Елена Владимировна Сулим.

Что такое стретчинг? Стретчинг возник в пятидесятые годы в Швеции, но только спустя двадцать лет стал активно применяться в спорте и оздоровительной физической культуре. Эта методика заслужила широкое признание во всем мире, так как она построена с учетом всех знаний анатомии и физиологии. Она максимально использует скрытые возможности организма и поэтому наиболее эффективна.

Стретчинг в переводе с английского растяжка, стретчинг (гимнастика поз) – это комплекс упражнений, основанный на растягивании мышц.

Игровой стретчинг – это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников. Это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Занятия, построенные по методике стретчинг (растягивание), включают в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определённых групп мышц. Предшественником современного стретчинга являются позы Йоги и другие восточные системы.

Занятия стретчингом – это хорошая осанка, снижение травматизма, подвижность и гибкость тела, бодрый дух и отличное настроение. Программа занятий игровым стретчингом включает в себя элементы лечебной физкультуры, упражнения корректирующей гимнастики, релаксацию, музыкальное сопровождение.

Баллистический – это маховые движения руками и ногами, а также сгибание и разгибание туловища, которые выполняются с большой амплитудой и значительной скоростью. Травмоопасен. Не используется при групповых занятиях.

Медленный – растяжение мышцы на максимальную длину. Выполняется в очень медленном темпе. Этот вид стретчинга хорошо использовать в разминке, его также называют ритмической гибкостью.

Статический – выполняется от 10 секунд до нескольких минут с задержкой каждой позиции. Самый безопасный метод.

Пассивный – упражнения на растяжку тех или иных частей тела помогает выполнить партнер, а сам выполняющий находится в покое.

Динамический – плавный переход от одного упражнения к другому.

Эффективность занятий стретчингом весьма индивидуальна, однако результаты у большинства становятся заметны уже через пару недель.

Основные правила стретчинга:

  1. Все упражнения должны выполняться в состоянии расслабленности мышц
  2. Упражнения требуют концентрации внимания на той части тела, которая в данный момент растягивается.
  3. Дыхание должно быть ровным, задерживать дыхание не надо.
  4. Занятия – регулярными (не менее 2 раз в неделю).

Технология игровой стретчинга:

  • вовлекает в работу все мышцы и суставы организма и успешно развивает их;
  • гарантирует детям правильное развитие систем организма;
  • является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия;
  • прививает коммуникативные навыки;
  • формирует привычку здорового образа жизни.

Благодаря использованию таких упражнений увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность, формируется правильная осанка, воспитывается выносливость, старательность и уверенность в себе.

Заниматься игровым стретчингом можно уже с 3-4 лет. Главное в этом плане не объём выполненных упражнений, а их постоянство – это даёт более высокие результаты.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Упражнения игрового стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач.

Задачи игрового стретчинга:

  • Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистую и нервную системы организма;
  • создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей;
  • оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата;
  • совершенствовать физические способности;
  • воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении;
  • создавать условия для благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка.

Основные принципы игрового стретчинга:

  • Наглядность – показ физических упражнений, образный показ.
  • Доступность – от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитываем подготовленность детей.
  • Систематичность – регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.
  • Закрепление навыков – многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно.
  • Индивидуально – дифференциальный подход – учёт возрастных особенностей и состояния здоровья ребёнка.
  • Сознательность – понимание пользы выполнения упражнений.

Структура игрового стретчинга включает в себя несколько естественно переходящих одна в другую частей: вводную, основную и заключительную.

В вводной части – дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания. Это могут быть упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения.

Основная часть – обучение и закрепление упражнений на различные группы мышц. С детьми проводится новая сюжетно-ролевая игра в виде:

  • сказочных путешествий (в зоопарк, в лес, в джунгли, на необитаемый остров, в морское царство, на Луну и т. д.)
  • фантазий, когда дети сами придумывают встречи с животными, насекомыми, людьми и т. д.
  • по заранее подготовленному на основе сказки сценарию

(дети изображают сказочных персонажей, помогают героям сказок)

Заключительная часть - расслабление и релаксация. Подготавливаем организм ребенка к плавному переходу к другим видам деятельности.

Использование игрового стретчинга в работе с детьми:

Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.). С помощью включения в физкультминутку движений по методике игрового стретчинга снимается утомление, восстанавливается эмоционально-положительное состояние ребенка.

Совместная деятельность в отличие от занятий, не имеет четкой структуры, конкретного программного содержания и не ограничена по времени. Организуется в утренние и вечерние часы и проводится в свободной форме. В вечернее время игровой стретчинг как совместная деятельность может быть организован как кружковая работа.

Самостоятельная двигательная деятельность. Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность в течение дня. Благодаря тому, что упражнения игрового стретчинга проводятся в игровой форме и тем самым становятся очень интересны и привлекательны для детей, вполне понятно, что дошкольники переносят их в свою повседневную жизнь. Эти упражнения должны лишь целенаправленно организовываться педагогом, который продумывает формы и виды деятельности и осуществляет ее корректировку.

Упражнения по методике игрового стретчинга могут быть включены в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в физкультурные досуги, праздники.

Работа с родителями.

Для родителей целесообразно донести необходимую информацию о методике (игрового стретчинга) на родительских собраниях, в виде консультаций в информационном уголке, в форме индивидуальных бесед. Особенно ценны задания на дом, где прописаны упражнения игрового стретчинга отдельно и в сюжетной связи, доступные для выполнения их с детьми в домашних условиях.

Работа с педагогами.

Для того чтобы педагоги дошкольного учреждения могли включать упражнения игрового стретчинга в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в совместную двигательную деятельность с детьми, в двигательную деятельность на прогулке, могли корректировать самостоятельное выполнение детьми стретчинговых упражнений провожу индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия, семинары, практикумы.

Я полностью согласна с тем, что педагоги, занимающиеся физическим развитием детей дошкольного возраста, обязаны:

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Федеральные государственные стандарты определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Основная проблема, с которой сталкивается образовательное учреждение - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки. Поэтому, я пришли к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях

Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчёркивают исследования В. В. Колбановой, Л. Г. Татарниковой и В. П. Петленко, подтверждающих, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах В. Г. Алямовской, М. Л. Лазарева и Г. А. Баранчукова отмечается, что становление основ зож обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребёнка, широким спектром педагогических средств и приёмов.

Одной из современных здоровьесберегающих технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников является Стретчинг.

Суть стретчинга-реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития дошкольника.

Цель: Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через технологии сохранения и стимулирования здоровья, в частности «игрового стретчинга

1.. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.

2. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощённости и творчества в движении.

3. Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливо-сти, гибкости.

4. Развитие психических качеств: внимание, воображение, умственные способности.

Проанализировав факты, я столкнулась с противоречием между необходимостью формирования осознанного отношения ребёнка к своему здоровью и формированием основ зож с раннего детства и отсутствием целостной системы разработанной для ДОУ, основанной на современных оздоровительных технологиях,посредствам нетрадиционных подходов к работе с детьми. Передо мной возникли вопросы. (вы можете посмотреть на экране) Как достичь в процессе занимательного дела сочетания оздоровительного и образовательного компонентов? Все мы знаем, как трудно заставить и себя и ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями. И также хорошо мы знаем, что это необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движений.

Наряду с этой программой использую элементы авторские технологии :

Но занятия стретчингом не должны проводиться в ущерб образовательной программе дошкольного образования. Поэтому мною были найдены пути интеграции элементов стретчинга в режимных моментах. В физкультминутках, в комплексах бодрящей гимнастики, используются для развития физических качеств во время прогулки, и, конечно же, включаются в занятия физической культурой, в качестве спортивных развлечений, в совместной и самостоятельной двигательной деятельности детей.

Работу в данном направлении я выстроила в 3 этапа.

На первом этапе мне необходимо было выяснить, готовы ли дети и родители к возможным трудностям. Работу я начала с анкетирования родителей. Оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди", даже от здорового соперничества в подвижных играх. Провела 3 диагностических теста с детьми на определение подвижности плечевого сустава, тазобедренного сустава и эластичности мышц ног. Результаты были очень низкими.

На втором этапе я:

- систематизировала знания, полученные из методической литературы и интернет ресурсов по данной проблеме

- принялась за разработку планирования занятий по игровому стретчингу

-подобрала музыкальное сопровождение к стретчинговым упражнениям;

- изготовила картотеку наглядного материала;

-разработала критерии оценки умений и навыков воспитанников в упражнениях игрового стретчинга;

- в настоящий момент разрабатываю картотеку сказок для малышей с использованием элементов игрового стретчинга.

- привлекла к своей работе родителей и педагогов.

А для того, чтобы педагоги ДОУ могли включить стретчинговые упражнения, я провожу для них консультации, мастер- классы.

Практическую деятельность я строю на основе педагогических принципов: (можно ознакомиться на экране)

Стретчингом я увлекаюсь давно, но с детьми начала заниматься два года назад, когда моими воспитанниками были дети старшей группы. К 5 годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционально выразительно. Ребенок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого. Я видела, что ребятам нравиться и решила продолжить свою работу по использованию методики игрового стретчинга и в дальнейшей своей работе.

В этом году я работаю с детьми 3-х лет, но считаю, что уже с этого возраста можно заниматься стретчингом. Я ввожу элементы игрового стретчинга на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, а так же в моменты динамической паузы на интеллектуальных занятиях и в свободной деятельности. И могу дать коллегам некоторые рекомендации по организации игрового стрейчинга.

Детям очень нравится происходящее действие. Они живо включаются в игру, начинают предлагать свои варианты и названия к ним. Упражнения могут быть одни и те же, но приобретают новизну из - за новой игровой ситуации, названия, подачи. Уходит агрессия, улучшается настроение, развивается воображение, помогает в развитии абстрактно-логического мышления у дошкольников.

Подбирая названия упражнениям дети учатся сопоставлять, искать аналогии; вспоминать персонажи сказок, поводки животных и птиц.

Физминутка - это то же стретчинг! Проговаривая короткие стихотворения, то тянемся вверх, напрягаем мышцы, то опускаемся вниз, расслабляя мышцы.

Золотое правило стрейчинга – регулярность занятий.

3 этап моей работы – подведение итога.

Анализ результатов проведенной диагностики позволяет сделать вывод, что использование в работе игрового стретчинга (посмотрите на экран, эффективно влияют на общее состояние здоровья, уровень физического развития и развития физических качеств у детей дошкольного возраста.

Занятия игровым стретчингом с детьми показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, развивается эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность. А понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения.

В дальнейшем я планирую продолжать работу в этом направлении и закончить разработку картотеки сказок с использованием игрового стрейтчинга. А так же разработать программу кружка для детей старшего дошкольного возраста.

Заключение (выводы).

Таким образом игровой стретчинг - воспитывает понимание здоровьесбережения - важного условия физического воспитания дошкольников и формирования их умений самостоятельного овладения физической культуры, отношения к здоровому образу жизни, потребности двигательной активности.

(выбрать какой убрать пункт в заключении какой оставить)

3. Практика сказкотерапии (под редакцией Н. А. Сакович). – СПб: Речь, 2007.

6. А. А. Липель «Детская оздоровительная гимнастика «Спб. 2009

Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании Консультация для педагогов Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие.

Элементы кинезиологических упражнений как здоровьесберегающая технология работы с детьми Одной из основных задач, стоящих перед ДОУ – развитии речи детей. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Хорошо развитая.

Гимнастика для глаз, как здоровьесберегающая технология Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто. Сократ В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому.

Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.

Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.

Целью физического воспитания дошкольников является воспитание здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка. Достижению высокой устойчивости организма к социально – экологическим условиям современного мира, повышению его адаптивных свойств, что требует физических, энергетических и эмоциональных затрат.

П.Ф. Лесгафт выявил решающее значение мышц в формировании суставных поверхностей, разрабатывая закономерности анатомического строения мышц, костей и суставов и их функциональных особенностей. В старшем дошкольном возрасте дети достаточно хорошо переносят статичные нагрузки, сформированы умения самостоятельно и творчески использовать двигательные средства.

Изучение педагогической и психологической литературы позволило прийти к выводу, что игровой стретчинг способствует развитию физических качеств: гибкость, равновесие, выносливость, гармонизация эмоционально – волевой сферы ребенка и является благотворной двигательной активностью, направленной на работу мышц, улучшение их гибкости, что обеспечивает подвижность суставов для правильного роста и развития костей.

Так же игровой стретчинг – это творческая деятельность. При которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей – суть стретчинга.

2. Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста

В это время формируется мимическая выразительность ребёнка, склонность к подражанию действиям окружающих, пластичность и автоматизм в движениях.

К шести годам в общей конфигурации тела детей становятся более заметны половые отличия, обусловленные особенностями распределения подкожной жировой клетчатки и строением скелета. Движения девочек становятся плавными и лёгкими в отличие от порывистых и резких жестов мальчиков. За счёт ускоренного роста конечностей изменяются пропорции тела ребёнка. Дети становятся стройнее. В результате интенсивного развития мелких мышц кисти и пальцев происходит развитие отточенности и чёткости движений.

Для старших дошкольников характерно преобладание показателей, характеризующих быстроту движений и их амплитуду (скорость и гибкость). В связи с тем что, их организм несколько хуже приспособлен к выполнению движений, обеспечивающих длительных повторяющихся действий, обеспечивающих выносливостью и силой мышц тела.

Для детей шестого года жизни характерно интенсивное изменение пропорций тела, увеличение силы мышц; формирование устойчивой позы; совершенствование чувства равновесия; появление и развитие координации движений верхних и нижних конечностей при ходьбе, беге; значительная подвижность позвоночника; слабость мышечного аппарата.

Для детей характерно осознанное понимание учебной задачи, интерес к результату, выигрышу, удовлетворение от достигнутого. Преобладает эмоциональная окраска деятельности. Типичен отказ от выполнения неинтересных действий, если они не вовлечены в игровую форму.

3. Цели и задачи рабочей программы

Цель: Развитие физических, коммуникативных качеств, укрепления здоровья детей, приобщению их к здоровому образу жизни посредствам игрового стретчинга.

  • Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
  • Совершенствовать функции организма, повышать его защитные свойства и устойчивость к заболеваниям средствами движения, дыхательных упражнений, самомассажа;
  • Формировать правильную осанку, укреплять свод стопы, прививать гигиенические навыки.
  • Познакомить детей с терминами: физические качества, выносливость, равновесие, гибкость, сила;
  • Формировать физические двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
  • Расширять кругозор, уточнять представления о своём теле, уважительно относиться к физической культуре, создавать положительную основу для формирования привычки к здоровому образу жизни.
  • Воспитывать потребность в здоровом образе жизни; выработать привычки к соблюдению режима и потребность в физических упражнениях и играх.

4. Нормативно – правовая база:

2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017г.г.;

4. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

5. Основная примерная образовательная программа дошкольного образования.

5. Принципы проведения непосредственно организованной деятельности

Оздоровительная гимнастика разработана согласно основным педагогическим принципам:

  • Принцип систематичности: заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение всего курса занятий.
  • Принцип постепенности: предполагает постепенное повышение требований, предъявляемых организму в процессе тренировок.
  • Принцип доступность: упражнения разучиваются от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка.
  • Принцип чередования нагрузки: сочетание адекватной нагрузки и полноценного восстановления.
  • Принцип наглядности: предполагает построения занятий с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной.
  • Принцип сознательности и активности: предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.

6. Методика игрового стретчинга

Реализация программы осуществляется в процессе дополнительной образовательной деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной; в самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьёй по реализации рабочей программы по средствам домашнего задания: группового и индивидуального.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей; самостоятельной деятельности детей в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Для детей старшего дошкольного возраста методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника. Непосредственно организованная образовательная деятельность по игровому стретчингу включает в себя игровые ситуации, обеспечивающие связь с региональным компонентом ознакомление с флорой и фауной по средствам сказок и игровых ситуаций.

Доступность двигательной деятельности с элементами игрового стретчинга детям с ослабленным здоровьем, низким уровнем развития физических качеств, проблемами в эмоционально – волевой сфере и низкими адаптивными возможностями обеспечивается умеренной физической нагрузке.

Занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в игровом стретчинге основное внимание уделяется статичному поддержанию поз. Вследствие чего, снижается мышечное напряжение, улучшается настроение, поднимается самооценка, создается ощущение комфорта и спокойствия. Учитывая особенности физиологического развития детей старшего дошкольного возраста, время статики уменьшается и в начале обучения может быть кратковременным (5 секунд). Но соблюдается плавность выполнения поз, что заставляет детей действовать осмысленно, в спокойном ритме для умеренной нагрузки на организм. Особенность игрового стретчинга – сочетание физических упражнений с расслаблением, дыхательной гимнастикой, сказочным сюжетом, где дети показывают свою историю с помощью своего тела, заставляет детей чувствовать настроение музыкального произведения. Что крайне актуально в дошкольном возрасте.

7. Формы и методы проведения непосредственно организованной деятельности

Формы организации двигательной деятельности, используемые в образовательном процессе: подгрупповые по 10 человек, индивидуальные. Малочисленность подгруппы максимально обеспечивает эффективность образовательного процесса и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Формы и методы организации непосредственно образовательной деятельности:

Непосредственно образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Комплексы игрового стретчинга, согласно календарно тематическому плану

Создание условий для самостоятельной игровой деятельности,

выбор музыкальных композиций.

Консультации для родителей;

Совместное проведение комплексов родителей с детьми;

Создание презентации по игровому стретчингу.

8. Структура двигательной деятельности с элементами игрового стретчинга

Оздоровительная гимнастика состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной.

I. Вводная часть (5-7 минут).

Осуществляется начальная организация занимающихся,сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Подготовка организма ребёнка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия.

В содержание вводной части входят: подвижные коммуникативные игры, специальные упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.

II. Основная часть (15-20 минут).

В этой части используются упражнения суставной гимнастики, стретчинга, оказывающие физиологическое воздействие на организм ребёнка, воспитываются физические качества детей.

Подвижная игра – также составляющая основной части занятия. Подбор их осуществляется в зависимости от сложности предыдущих действий.

Заканчивается основная часть серией дыхательных упражнений способствующих более быстрому восстановлению организма и несущих оздоровительный характер.

III. Заключительная часть (3-5 минут).

В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и перехода к другим видам деятельности. Выполняются упражнения на релаксацию в игровой форме, проводится самомассаж, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, беседы о здоровье.

✔ Компакт – диски с музыкальными произведениями к сказкам.

✔ Компакт – диски современных композиторов, эстрадные мелодии, классические произведения.

Техническое оснащение занятий

  • Музыкальный центр.
  • Коврики.
  • Фитболы
  • Гимнастические палки

9. Ожидаемые результаты по реализации рабочей программы:

  • повысить уровень физической подготовленности детей;
  • развить физические и коммуникативные качества у детей имевших низкий уровень развития;
  • стабилизировать эмоциональный фон у детей;
  • снизить заболеваемость;
  • сформировать правильную осанку, обеспечить профилактику плоскостопия;
  • развить психические качества, такие как: внимание, память, воображение;
  • развить и функционально усовершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма детей;
  • обогатить двигательный опыт детей для развития мышечной силы, гибкости, выносливости; скоростных, силовых и координационных способностей по средствам игрового стретчига;
  • путем поддерживания инициативы детей в двигательной деятельности, добиться эмоционального самовыражения, и творчества в движениях;
  • приобщить детей старшего дошкольного возраста и их родителей к здоровому образу жизни через воспитание потребности в двигательной активности.

Работа по игровому стретчингу ведется обучающими комплексами, которые состоят из упражнений на растяжку всех групп мышц, и практикуются в течение одного месяца.

Оздоровительная гимнастика проводится групповым способом, 2 раза в неделю. Продолжительность – 25 – 30 мин.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Лисаковқаласыныңбілім беру бөлiміҚалалықәдістемелік кабинет

Отдел образования акиматагорода Лисаковска

Обобщение педагогического опыта

«Растяжки сопутствуют нам всю жизнь. Рождение - это растяжка. Глубокий вдох, улыбка, любое движение тела - растяжка. Растяжки - это гибкость, гибкость - это молодость, молодость - это здоровье, активность, хорошее настроение, раскрепощённость, уверенность в себе."

Е.И.Зуев

Автор: Истомина М.С.,

инструктор по физической культуре

высшего уровня квалификации

Информационная карта положительного опыта…………………..

Условия возникновения, становление опыта……………………….

Обоснование актуальности темы…………………………………….

Список используемой литературы …………………………………

Информационная карта

положительного педагогического опыта

I. Общие сведения

Фамилия, имя, отчество автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта

6микрорайон, 36 дом

II. Характеристика опыта

«Игровой стретчинг для дошкольников

Основная идея опыта

Использование нетрадиционных средств и методов оздоровительной направленности, оказывают положительное влияние на здоровье учащихся и создание условий преподавания, позволяют не только сохранить здоровье в процессе обучения, но и вывести на качественно новый уровень раскрытие потенциальных способностей дошкольника.

Концептуальной основой опыта является идея качественного применения стретчинга, способствующего укреплению мышечно- связочного аппарата рук, ног и туловища, восстанавливающего гибкость суставов и позвоночника, повышению работоспособности, сбалансированию нервной системы, снятию психоэмоциональных и физических перегрузок.

Методические приемы, использованные при обобщении и рекомендуемые для реализации идеи

Сбор информации и материалов по теме.

Формулировка сущности и ведущей идеи опыта.

Презентация результатов внедрения опыта на педсоветах, МО, ГМО.

Оформление педагогической продукции.

Организация физкультурно-оздоровительного пространства.

Подбор научно- методического материала.

Создание эмоционально-психологической атмосферы.

Партнёрство с педагогами, родителями в процессе внедрения игрового стретчинга.

Сочетание динамических и статических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата дошкольника и является лучшим средством развития физических качеств: силы, ловкости, выносливости, природной гибкости.

III . Описание положительного опыта

Краткое описание опыта

Комплексное спортивно-игровое оснащение при организации и проведении игрового стретчинга соответствует возрастным особенностям детей. Организованная и содержательная работа с детьми насыщена разнообразными, плодотворными и результативными видами индивидуальной, чаще групповой деятельности.

Методы, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование выбора.

Информационно-рецептивныйметод х арактеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребенка. В этом совместном процессе он позволяет комплексно использовать различные способы обучения; инструктору четко, конкретно, образно донести знания, а ребенку — осознанно их запомнить и усвоить.

Репродуктивный метод повышает усвоение двигательных умений и навыков, позволяет использовать и варьировать их в разнообразных ситуациях.

Метод проблемного обучения позволяет ребенку осуществлять творческие замыслы, придумывать комбинации движений, выполнение которых предполагает не только индивидуальные, но и коллективные действия, развития человеческого мышления.Осуществляя поиски решения тех или иных двигательных задач, он сам добывает знания. Знания, добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее закрепляются в памяти.

Игровой метод дает возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребенка.

Соревновательный метод эффективно способствует практическому освоению действий физических упражнений, позволяет развивать творчество.

Наглядный метод формируют представления о движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, способствуют осмыслению поставленных задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях.

Результативность

Стретчинг -упражнения рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупреждать многие заболевания. Воздействуя на позвоночник, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную системы, вырабатывается естественная сопротивляемость организма. Занятия игровым стретчингом с детьми дошкольного возраста показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся более открытымидля общения не только со взрослыми, но и между собой.

Проявляется устойчивый интерес к спортивным играм и спортивным упражнениям.

Обогащается двигательный опыт детей и стимулируются функциональные возможности каждого ребёнка, развивается детская активность и самостоятельность.

Личностный аспект. Педагог успешно реализует следующие функции – проектирование педагогического процесса с учётом специфики собственной индивидуальности, проявляет авторское творчество, анализирует.

IV .Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Предназначается для инструкторов дошкольных организаций. Способствует воздействию на все мышцы и суставы, повышению эластичности связок, снижению опасности отложения в суставах шлаков, увеличению их подвижности. Рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц.

Ценности и ценностные ориентации

Игровой стретчинг является одним из значимых средствоздоровления детей и профилактик различных заболеваний.

Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей.

Единая цель заключается в том, чтобы добиться увеличения природной гибкости, подвижности суставов и эластичности мышц имитационных движений игрового стретчинга.

обучать детей технике имитационно – подражательных движений;

развивать функции равновесия, вестибулярного аппарата, гибкости и пластичности;

укреплять мышц спины, рук, ног и плечевого пояса ;

формировать творческое мышление при выполнении движений;

Содержание проекта рассматривается, как ознакомление дошкольников с основными способами и приёмами игрового стретчинга, повышающего общую двигательную активность, что благоприятно сказывается психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом.

Используются разнообразные средства, способствующие формированию оздоровительного эффекта, умению управлять своим телом, запас целенаправленных двигательных навыков позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создает чувство внутренней свободы.

Стимуляция и мотивация деятельности. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестном, учитывая степень подготовленности ребёнка. Регулярность занятий, повышение нагрузки. Увеличение количества упражнений, усложнение техники выполнения.

Учебно-тематический план строится с учетом возрастных особенностей, индивидуальности ребёнка. Разные формы взаимодействия: выполнение упражнений в парах, группой, круговая тренировка. Демонстрируется положительное отношение ко всем участникам процесса, подразумевая включение эмоциональной насыщенности за счет высокой экспрессии движений, активной роли преподавателя.

Медиатека, библиотечный фонд, интернет- ресурс.

Особенности организационных ресурсов игрового стретчинга в ДО:

-реализация данного опыта требует от инструктора по физической культуре высокого уровня и профессионализма, специальной подготовки и определение личностных качеств;

-инструктор по физической культуре должен осмысленно относиться к опыту, т.е. понимать цели, поставленные задачи и методы её реализации.

Осознание педагогом и дошкольниками актуальности внедрения игрового стретчинга.

Количество педагогических работников – 27

Концептуальная основа, научно- методическая система (инноватика)

Гимнастический зал, музыкальный зал.

Оснащение: музыкальный центр, компьютер, принтер и другие современные технические средства.

Условия возникновения, становления опыта

Процесс становления полноценной личности ребёнка проходит под влиянием различных факторов:

-среди воспитанников детских садов есть тенденция к хроническим заболеваниям;

-имеет место быть патологическая осанка;

-выявлены нарушения опорно – двигательного аппарата;

Обоснование актуальности темы

Актуальность же применения в своей деятельности активных форм взаимодействия с участниками образовательного процесса востребовано временем:

П оиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях.

Обеспечение высокого уровня качества образования и воспитания дошкольников через основные виды деятельности ДО.

Обеспечение психологической комфортности пребывания детей в дошкольном учреждении, охрана и укрепление физического здоровья.

Использование современных информационных технологий с целью совершенствования путей взаимодействия при создании эффективной системы сотрудничества с семьями воспитанников и социальными партнерами ДО.

Совершенствование системы работы по охране и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, а также приобщения их к ценностям здорового образа жизни (создание комфортной и безопасной среды в образовательном учреждении, внедрение здоровьесберегающих и здоровьесозидающих образовательных технологий).

Ведущая педагогическая идея опыта

Физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы. Именно они должны стать основным средством оздоровления детей и профилактик различных заболеваний. В настоящее время появилось много новых методик проведения физкультурных занятий. Анализ предыдущей работы, результаты обследований и наблюдений привели к выводу о необходимости включения в модель физкультурных занятий элементов игрового стретчинга.

Приложение №1 – Концепция программы

Приложение №2 – Инновационный паспорт

Приложение №3 – Программа по игровому стретчингу.

Приложение №4 – Тематический план стретчинг- занятий 2010-2013 учебный год

Приложение №6 – Правила выполнения стретчинг-упражнений

Приложение №7 – Содержание программы

Приложение №8 – Сопровождающий материал

Библиографический список

7. Ж. Е. Фирилева, "Са-фи-дансе" Танцевально-игровая гимнастика для детей "Детство-пресс" Санкт-Петербург 2001 год.

Приложение №3

Программа игрового стретчинга

«Пока позвоночник гибкий,

В.И.Дикуль

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Охрана собственного здоровья- непосредственная обязанность каждого. Систематическое выполнение физических упражнений – один из способов достижения человеком гармонии. Регулярные занятия физической культурой способствуют укреплению здоровья. Каждому ребёнку, независимо от его происхождения или условий жизни, необходимо:

-находиться в безопасной обстановке;

-добиваться поставленных целей;

Проблема здоровья дошкольников – одна из важнейших в жизни современного общества. Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемые в детских садах, нацелены на формирование двигательной культуры дошкольников. Использование разнообразных физических упражнений как в организованной деятельности, так и в повседневной, воспитывает у дошкольников интерес к двигательной деятельности.

Активная двигательная деятельность положительно воздействует на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребёнка, формирует навыки будущего поведения в обществе.

Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса.

К сожалению, социальный и экологический факторы накладывают негативный отпечаток на состояние здоровья детей. В связи с этим страдают дети с заболеваниями, связанными с нарушением опорно- двигательного аппарата.

Физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы, являясь средством оздоровления детей и профилактик

различных заболеваний. В настоящее время появилось много новых методик проведения физкультурных занятий.

Занятия проходят в форме познавательно- игровой деятельности деятельности,что придаёт гармоничности и целостности восприятия материала.

укрепление позвоночника, основанного на статичных растяжках мышц тела и суставно- связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки, оказывающего глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Данная методика целенаправленно предусматривает

решение следующих задач:

-активизировать защитные силы организма детей;

-обучать овладению навыками совершенного управления своим телом(развитие природной гибкости путём удлинениямышц)и психоэнергетической саморегуляции;

- развивать и высвобождать оздоровительные возможности ребёнка;

-воспитывать активную, творческую личность с чувством внутренней свободы;

Игра-ведущий вид деятельности дошкольника.

Упражнения игрового стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, отобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности.

Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание.

Освоение стретчинг –упражнений развивает чувствование ребёнком своего тела, позволяет за короткое время нормализовать все функции организма, приобрести активное рабочее

настроение.Занятия игровымстретчингом имеют мощный терапевтический эффект.

Эффективность подражательных движений заключается ещё и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Сочетание динамических и статических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата ребёнка и является лучшим средством развития физических качеств: силы, ловкости, выносливости, гибкости.

Дети осознанно чувствуют себя сильными, красивыми, с чувством внутренней свободы.

Данная методика положительно зарекомендовала себя на практике, что говорит о способности ребёнка контролировать свои действия по словесному указанию взрослого, умении манипулировать своим телом в безопасном ритме.

В содержание стретчинг- упражнений включены следующие формы и методы, признанные особенно эффективными для дошкольника:

Информационно- рецептивный ,предусматривающий возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.
Репродуктивный метод способствует усвоению и правильному воспроизведению знаний.

Метод творческих заданий формирует непосредственное участие, при которой дети принимают активное участие в сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений.
Наглядный метод подразумевает наличие словесной инструкции, формирующей расчлененный показ элементов движения.

Практический метод способствует закреплению на практике знаний, умений и навыков основных движений, способствует созданию мышечных представлений о движении. Метод строго регламентированных упражнений предполагает строгую регламентацию упражнений. Сущность метода строго регламентированных упражнений заключается в том, что каждое утро упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, подражание голосу).

Метод театрализации, где педагог-режиссёр. Используя игровую атрибутику, образ, активизирует пространственно-образное мышление, способствует высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Игры проводятся в виде сказочных путешествий(в зоопарк, на морское дно, в лес),фантазий, когда детисами придумывают встречи с животными.

Основные принципы организации занятий

Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ.

Доступность. Обучение подготовительным упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному ,учитывая степень подготовленности детей.

Систематичность. Регулярность занятий, повышение организационных нагрузок, увеличение количества упражнений, усложнения техники их выполнения.

Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.

Индивидуально-дифференцированный подход. Учёт особенностей возраста, состояния

здоровья каждого ребёнка.

Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять. Подход.

Основные правила организации и проведения стретчиг- занятий.

Формирование участников группы происходит на добровольной основе.

Во время занятий участники стретчинг -группы находятся в свободном удобном положении, сидя на полу, чаще всего расположившись покругу. Круг – возможность открытого общения. Форма круга создаёт ощущение целостности, завершенности, придаёт гармонию отношениям, облегчает понимание и взаимодействие.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, в утренние часы. Продолжительность занятий

составляет 15 -20 минут.

Для занятий стретчинг -упражнениями с детьми используется время, когда дети в хорошем настроении, не утомлены, следовательно полны сил для раскрытия своих потенциальных возможностей.

При проведении занятий деятельность педагога предполагает корректную форму обращения, исключена всякая критикапо отношению к ребёнку.

Демонстрируется положительное отношение ко всем участникам физического процесса, проявление позитивного отношения ко всем без исключения.

Елена Сулим - Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг для дошкольников. ФГОС ДО обложка книги

Аннотация к книге "Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг для дошкольников. ФГОС ДО"

В книге представлен интересный и достаточно оригинальный материал, предназначенный повысить интерес детей к физкультурным занятиям за счет введения увлекательных упражнений игрового стретчинга.
Предложены конспекты-сценарии сюжетно-игровых занятий, спортивных сказок и более 80 разнообразных упражнений по игровому стретчингу с большим количеством иллюстраций, призванных об­легчить работу педагога по обучению детей упражнениям, а также рифмованные слова и стихотворения. Данное пособие поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений в короткие сроки внести дополнения и изменения в уже действующие образовательные про­граммы и повысить качество дошкольного образования.
В данное издание внесены изменения в соответствии с ФГОС ДО.
Рекомендована для инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций.
3-е издание, исправленное и дополненное.

Иллюстрации к книге Елена Сулим - Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг для дошкольников. ФГОС ДО

Вы можете стать одним из первых, кто оставил отзыв. Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Читайте также: