Лингвистические школы россии 19 века таблица

Обновлено: 05.07.2024

Можно ли употреблять макаронные изделия в процессе похудения?

Здравствуйте. Как контролировать физическое состояние организма при систематическом выполнении оздоровительных тренировок?

Здравствуйте. Можно ли заниматься активным спортом без спортивных добавок?

Здравствуйте. Какие виды физической активности во время пандемии могут навредить организму?

Здравствуйте. Как можно организовать взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, направленное на формирование здорового образа жизни дошкольников, при котором родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники?

Здравствуйте. Существуют ли в ритмической гимнастике запрещенные упражнения?

Спасибо автору,за такой грамотный материал.Очень хорошо разобрали тему и его разделы. Буду ждать от вас ещё материалов.Браво!

Какие мероприятия проводятся для безопасного использования газовых колонок в домах/квартирах и предотвращения чрезвычайных ситуаций?

Так как в современном мире немало случаев взломов камер и сливов личных фотографий или разговоров с целью вымогательства, какие методы защиты Web-камер существуют?

Какого прогресса в плане тренировочной деятельности удалось достичь с помощью ИТ?









ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ В РОССИИ

1 Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Становление языкознания в России отмечают началом XVII века, когда были опубликованы первые руководства по употреблению русского языка под авторством Мелетия Смотрицкого и Лаврентия Зизания.

Однако основоположником русского научного языкознания считается Михаил Васильевич Ломоносов, так как именно он зафиксировал в своих трудах основы грамматики и терминологии русского языка, изучил стили русского литературного языка, предложил идею изучения языков с сравнительно-исторической точки зрения. Возможно, именно это стало отправной точкой для исследований исторического развития русского языка, его связи с другими языками, такими как греческий, латинский и немецкий. [1]

Первые труды в области сравнительно-исторического языкознания принадлежат Александру Христофоровичу Востокову. [ 2]

Углублённое изучение русского языка началось во второй половине XIX века, когда Константин Петрович Зеленецкий впервые привел внешние и внутренние причины многообразия языков в мире. Среди внешних причин он называет историю народа и его географическое положение, а среди внутренних – восприятие народом различных понятий, отражающихся в языке, таких, например, как время и пространство. К этому времени русский язык начинает сравниваться не только с индоевропейской языковой семьей, но и с турецким, китайским и арабским языками. Грань между европейским и азиатским языкознанием начала постепенно стираться и встал вопрос о единстве науки о лингвистике. [3]

Первым, кто описал диалектические особенности русского языка, стал Измаил Иванович Срезневский. Он занимался анализом наречий и говоров, их особенностей с точки зрения фонетики и грамматики, сравнивал русский язык со славянскими языками. [4] В этот период развития языкознания, наряду с изучением языков населяющих Россию народностей, разрабатывалась письменность для тех народов, у которых ее не было, например, чувашей, якутов и др.

Вскоре Александр Афанасьевич Потебня, русский и украинский языковед, первый крупный теоретик языкознания в царской России, занимавшийся изучением науки о языке с психологической точки зрения, предложил идею о том, что язык – это систематически изменяющееся явление. Он заставил лингвистов задуматься, меняет ли каждый случай употребления слова его значение и разумно ли давать определение предложению.

Со временем внимание русского языкознания переходит на такую единицу языка как слово. Огромный вклад в данной области был внесен Константином Сергеевичем Аксаковым, который предлагал рассматривать изучение словоформы, категории склонений и спряжений основной задачей грамматики. [4]

Казанская же лингвистическая школа, которую основал российский лингвист польского происхождения Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ, большее внимание уделяла углубленному исследованию русского языка с фонетической точки зрения, а также психологической стороне существования языка. Представителей данной школы, таких как Николай Вячеславович Крушевский, Василий Алексеевич Богородицкий и Сергей Константинович Булич, относят к числу пионеров экспериментальной фонетики и фонологии русского языка. [4] Спустя время к Бодуэну де Куртенэ присоединился и Лев Владимирович Щерба, русский и советский лингвист, внёсший неизмеримый вклад в развитие психолингвистики.

Бодуэн де Куртенэ сходился во мнениях с Потебней в вопросе о динамичности языка, однако все же пытался найти в языковой системе некое постоянство. Он предложил идею о том, что язык – это система, элементы которой связаны между собой значением, формой и звучанием. В данной системе ученый выделял фонетическую, морфологическую и синтаксическую подсистемы. Позже его точку зрения поддержит Фердинанд де Соссюр, выдвигая идею о разграничении языка, речи и речевой деятельности, которым также будут введены понятия языковой синхронии и диахронии. [5] Современные лингвисты-фонологи во многом опираются на учения Бодуэна де Куртенэ.

Вскоре образовалась московская фонологическая школа под руководством Александра Реформатского, Рубена Аванесова и Владимира Сидорова. Опираясь как на фортунатовское направление в языкознании, так и на идеи Бодуэна де Куртенэ, МФШ отождествляла понятия морфемы и фонемы и различала сильные и слабые фонетические позиции фонем. Исследователям из данной школы современная лингвистика благодарна введением понятий гиперфонемы и фонемного ряда.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что языкознание в России пережило долгий период становления. Вклад, который привнесли российские ученые в развитие данной науки, невероятно важен не только для нашей страны, но и для мировой лингвистики, которая, в свою очередь, стала оказывать влияние на многие другие науки, такие как антропология, этнология, психология, литературоведение, поэтика и др.

Список использованной литературы:

Смирницкий А.И. Сравнительно-исторический метод и определение языкового родства / А.И. Смирницкий. – М.: изд-во МГУ, 1955

Кодухов В.И. Общее языкознание: Учеб. пособие для студентов филол. специальностей. М.: Высшая школа, 1974

Булич С. К., Очерк истории языкознания в России, т. 1 (13 в. — 1825). СПБ, 1904

Читайте также: