Личностные ууд в начальной школе самоопределение

Обновлено: 05.07.2024

Введение

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки этих результатов.

В соответствии с требованиями к результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в структуре данного раздела выделены три группы планируемых результатов:

- личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

- метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

- предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

В соответствии с системно­деятельностным подходом содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно­практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Структура планируемых результатов учитывает необходимость:

- определения динамики развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы – зоны ближайшего развития ребенка;

- определения возможностей овладения обучающимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования устанавливает основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки.

Цель оценочной деятельности – обеспечение получения обучающимися качественного образования посредством регулярного контроля и оценки соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся требованиям ФГОС начального общего образования.

Оценка каждой группы планируемых результатов имеет свою специфику.

Критериями сформированности личностных планируемых результатов являются три основных блока личностных универсальных учебных действий:

– самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

– нравственно-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при ее разрешении; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

В каждом разделе материалы представлены последовательно: метод наблюдения, анкетирование, тестирование (если они предусмотрены).

Самоопределение – компонент личностных УУД

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.

УУД разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

1. Личностные УУД важны, так как благодаря им отражается отношение ребёнка к социальным ценностям в обществе.

2. Личностные УУД отражают отношение ребенка к учебному процессу. Младший школьник должен: Понимать речь учителя и одноклассников. Стремиться к процессу познания, то есть ребёнок должен удивляться и интересоваться, проявлять внимание и желать узнать как можно больше. Давать оценку своим действиям. Уметь сотрудничать с одноклассниками. Иными словами, принимать мнение оппонента во время спора или дискуссии, быть терпеливым и доброжелательным, проявлять доверие к участнику или собеседнику общего дела, а также считаться с точкой зрения другого человека.

Способы формирования личностных УУД

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

К личностным УУД относятся:

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

осваивать новые виды деятельности,

участвовать в творческом, созидательном процессе;

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Как формируются личностные УУД в начальной школе.

Надо отметить, что данный процесс длительный. Педагогу необходимо запастись терпением.

Но что же для этого нужно делать?

Во-первых, действия учителя должны быть осмысленными.

Во-вторых, педагогу, как и ребёнку, необходимо в себе развивать внутреннюю мотивацию, то есть двигаться вверх.

В-третьих, задача, поставленная учителем перед обучающимся, должна быть понятна, но ещё и внутренне приятна малышу, это значит, что данное дело станет для него значимым.

В-четвертых, в классе должна царить атмосфера успеха.

В-пятых, помогать ребёнку должен не только педагог, но и сосед по парте.

В-шестых, учитель не должен скупиться на похвалу и поощрения, ведь у грамотного педагога обязана быть сформирована система оценивания, которую дети должны знать.

В-седьмых, учителю самому необходимо научиться быть творцом, чтобы каждый его шаг стал открытием для ребенка.

1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок

-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

- С каким настроением вы пришли сегодня в школу? С каким настроением вы начинаете урок?

2. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок. Например:

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,
Математика у нас!

Встали все у парт красиво,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

3.Первоклассникам очень нравятся соревнования, поэтому на этапе
самоопределения можно договориться о том, что за каждое верно выполненное задание ученик получает какой-то символ, знак.

4. Подводя итог урока, спрашиваю ребят
Что почувствовал (и) …
Чему улыбнулись …
Что было трудным, а что было интересным?


Предлагаю продолжить фразу:

Мне стало грустно …
Я бы продолжил (а) написанное так …
Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …
Это произведение напомнило мне случай из моей жизни …
Будущее героев я представляю …
Произведение вызвало у меня чувства…
Мне это важно знать, потому что…

Формирование личностных УУД в процессе использования современных образовательных технологий

Для развития ЛУУД нужно использовать разные образовательные технологии.

Современному учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Для формирования личностных УУД необходимо использовать различные технологии в комплексе.

Стоит понимать, что виды универсальных учебных действий, в частности личностные, будут формироваться более эффективно в том случае, если педагог в своей работе использует следующие методы:

Проблемное обучение, творческие задания.

Групповые, а также парные формы работы на уроке.

Технология продуктивного чтения.

Методы, которые направляются на самостоятельную деятельность обучающихся.

Методы самооценки и рефлексии. И другие.

Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

самостоятельности (самостоятельное в и дение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Технология проектной деятельности

Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности; обеспечивает более прочное усвоение знаний; делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

Технология продуктивного чтения

Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения). Выделяем этапы работы с текстом на уроках:

до начала чтения;

в процессе чтения;

после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология).

1 этап. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.

2 этап. Самостоятельное чтение про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети находят в тексте, и также по ходу чтения проходит словарная работа (т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором).

Далее работа усложняется и углубляется. Мы выделяем средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения. Также рассматриваем стиль языка, особенность письма, приемы, формы, жанры произведений.

Опыт работы показывает, что технология формирования типа правильной читательской деятельности учит детей осмысленному чтению литературного произведения, развивает технику чтения и речь школьников, помогает привить ребёнку любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению. Также воспитывает умение учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития.

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

На уроках математики формируются личностные УУД:

- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

- быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

- не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки- обязательная часть решения любой задачи;

- понимать свои желания и цели по отношению к общим учебным задачам;

- понимать свои желания и цели по отношению к индивидуальным учебным задачам.

Формирование личностные УУД в начальной школе обеспечивают положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий и поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего народа. Все это начинает реализовываться на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира.

А самое главное деятельности учителя в формировании личностных универсальных учебных действий, помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.

Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения: на основе учебно-метод. комплекта "Школа России" // Нач. шк.: журн. - 2009. - № 9. - С. 3-25.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен теоретический и практический материал по формированию личностных УУД в начальной школе.

Мониторинг формирования личностных универсальных учебных действий. Выполнила: учитель начальных классов МОУ СОШ №39 г.Твери Смирнова Г.П.

Мониторинг формирования

универсальных учебных

учитель начальных классов МОУ СОШ №39

Личностные универсальные учебные действия

самоопределения

Действия нравственно-этического оценивания

Действия смыслообразования

1.Личностное ( самопознание, самооценка, идентичность).

1. Положительные нравственные качества.

2. Адекватное оценивание чужих поступков.

1.Сформированная учебная мотивация.

2.Осознанность учения и личная ответственность.

3.Адекватное реагирование на трудности.

Личностные УУД внутренняя позиция мотивация нравственно-этическая оценка 3

Личностные УУД

  • внутренняя позиция
  • мотивация
  • нравственно-этическая оценка

Определение внутренней позиции школьника (УУД- самоопределение)

Определение уровня мотивации школьника (УУД- смыслообразование)

1. Методика изучения мотивации обучения школьников М.И.Лукьяновой, Н.В.Калининой (проводит психолог).

Определение уровня сформированности нравственных представлений школьника (УУД- нравственно-этическая оценка)

Мониторинг - карта развития учащегося

Учебный год

Учебная мотивация при поступлении в школу (психолог)

Желание идти в школу

Понимание важности и необходимости учения

Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание)

Способен оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя, сформирована внутренняя позиция школьника.

Анкета « Оценка уровня школьной мотивации Н.Г. Луксановой 1-3 классы

Способен оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя, сформирована внутренняя позиция школьника.

Методика изучения мотивации школьников М.И.Лукьянова, Н.К.Калинина

Способен определять расход времени и сил, вклад личных усилий в учебной деятельности.

Знает моральные нормы, умеет соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Ориентируется на моральные нормы и их выполнение (наблюдение)

Преобладает низкий уровень – красный цвет

Преобладает средний уровень – желтый цвет

Преобладает высокий уровень – зеленый цвет

Личностные универсальные учебные действия и портфолио

Личностные УУД

Знакомьтесь! Это я.

Самоопределение

1. Формирование основ идентичности личности.

2. Ознакомление с миром профессий.

3. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности.

4. Формирование чувства сопричастности своей Родине, народу, истории.

5. Развитие Я-концепции и самооценки личности.

Нравственно-этическая ориентация

1. Развитие толерантности.

2. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков так и поступков окружающих людей.

3. Знание основных моральных норм.

4. Формирование моральной самооценки.

5. Развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе.

Раздел 2. Моя школа. Нравственно-этическая ориентация 1.Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни. 2.Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. 3. Знание основных моральных норм. 4.Формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, личной безопасности. Раздел 3. Мой класс Нравственно-этическая ориентация 1.Развитие доброжелательности, доверия и внимательности. 2.Развитие эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости. 3.Формирование единого и целостного образа мира. 4.Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков так и поступков окружающих людей. 5. Знание основных моральных норм. 6. Формирование моральной самооценки. 7.Выделение нравственного содержания поступков на основе различения персональных и моральных норм.

Нравственно-этическая ориентация

1.Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.

2.Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

3. Знание основных моральных норм.

4.Формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, личной безопасности.

Нравственно-этическая ориентация

1.Развитие доброжелательности, доверия и внимательности.

2.Развитие эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости.

3.Формирование единого и целостного образа мира.

4.Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков так и поступков окружающих людей.

5. Знание основных моральных норм.

6. Формирование моральной самооценки.

7.Выделение нравственного содержания поступков на основе различения персональных и моральных норм.

Раздел 4. Мои учебные достижения. Смыслообразование 1.Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности. Раздел 5. Мои достижения. Самоопределение 1.Развитие Я-концепции и самооценки личности. Нравственно-этическая ориентация 1. Формирование моральной самооценки. Раздел 6. Участие в проектах. Смыслообразование 1.Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности. Раздел 7. Пожелания и отзывы. Самоопределение 1. Развитие Я-концепции и самооценки личности. Нравственно-этическая ориентация 1. Развитие толерантности. 2. Формирование моральной самооценки.

Мои учебные достижения.

Смыслообразование

1.Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности.

Самоопределение

1.Развитие Я-концепции и самооценки личности.

Нравственно-этическая ориентация

1. Формирование моральной самооценки.

Участие в проектах.

Смыслообразование

1.Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности.

Пожелания и отзывы.

Самоопределение

1. Развитие Я-концепции и самооценки личности.

Нравственно-этическая ориентация

1. Развитие толерантности.

2. Формирование моральной самооценки.

Портрет ученика, у которого сформированы личностные УУД: осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны у ребенка развита рефлексия открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый у ребенка сформирована адекватная самооценка положительно относится к себе, уверен в своих силах

Портрет ученика, у которого сформированы

личностные УУД:

осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат

умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку

понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны

у ребенка развита рефлексия

открытый внешнему миру,

доброжелательный и отзывчивый

у ребенка сформирована адекватная самооценка

положительно относится к себе,

уверен в своих силах

Все учащиеся - звезды , маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. Наша задача - помочь ученикам засиять.

Все учащиеся - звезды , маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения:

конспект урока и его обоснование

Личностные универсальные учебные действия

как планируемый результат обучения в основной школе

Личностные универсальные учебные действия – это действия, включающие жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Самоопределение – это определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни. В процессе самоопределения человек решает две задачи: построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования).

Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Первый – действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него. Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе:

от действия к мысли. Система задания: пособие для учителя /

под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – С. 8.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы

основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Федеральный государственный образовательный стандарт

основного общего образования. - С. 5-6.

3 стадии развития учебной деятельности и 3 стадии развития ее мотивации:

  1. Освоение учащимися отдельных учебных действий, ситуационный познавательный интерес и мотивация.
  2. Объединение учебных действий в целостный акт учебной деятельности, устойчивость познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
  3. Система учебной деятельности, обобщенность, устойчивость и избирательность познавательных интересов в иерархии мотивационной системы, принятие познавательным мотивом функций побуждения и смыслообразования (В.В. Давыдов).

Формирование универсальных учебных действий

в основной школе: от действия к мысли.

Система заданий: пособие для учителя /

под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – С. 35.

Смыслообразование в учебной деятельности

Цели изучения учебного предмета

- развивающий компонент цели как цель-идеал – развитие у учащихся способностей к осуществлению той или иной практической или теоретической деятельности, соответствующей специфике изучаемой дисциплины, т.е. предметной деятельности;

- обучающий компонент цели как условие достижения цели-идеала – обучение (а для ученика – освоение) той или иной предметной деятельности, а также обучение собственно учебной деятельности (приобретение умений учиться);

- воспитательный компонент цели как внутренняя, ценностно-смысловая сторона учебной и предметной деятельности – воспитание (а для ученика – поиск и обретение) ценностно-смыслового отношения к изучаемой дисциплине;

- знаниевый компонент как средство достижения всех вышеуказанных компонентов цели – формирование системы знаний как ориентировочной основы для освоения и осуществления деятельности. Те же самые знания по конкретной учебной дисциплине рассматриваются на этом уровне в качестве предмета собственно учебной деятельности, а их приобретение - в качестве задач обучения.

Примерами такого рода целей могут быть следующие:

В области математики:

1 – развитие математических способностей как способностей к решению практических и теоретических задач с помощью математических методов;

2 – обучение (освоение) деятельности математического моделирования объектов и процессов реальной действительности;

3 - воспитание ценностно-смыслового отношения к математике как одному из важнейших инструментов познания и преобразования мира;

4 - приобретение знаний о математике как знаково-символической системе и о способах математического моделирования реальных объектов и процессов.

В области биологии:

1 – развитие способности к экологически оправданному взаимодействию с объектами живой природы (познанию, преобразованию, сосуществованию), а также способности заботиться о собственном здоровье;

3 – воспитание ценностно-смыслового отношения к живой природе как важнейшей составляющей среды обитания человека, как фактору обеспечения его биологического существования и к самому человеку как части природы;

4 – приобретение биологических знаний, т.е. знаний о живых системах и биосфере.

В области литературы:

1 – развитие способности к творческой интерпретации литературного наследия, способности быть Читателем как соавтором художественного произведения;

2 – обучение (освоение) творческой читательской деятельности;

3 – воспитание духовности, ценностно-смыслового отношения к художественному наследию человечества как источнику духовного познания мира и человека;

4 – приобретение знаний о законах художественного (средствами литературы) изображения жизни.

В области русского (родного) языка

1 – развитие языковой способности ученика как способности к речевой деятельности на уровне речетворчества, или развитие речевой культуры;

2 - обучение речевой деятельности во всех ее формах (говорение, письмо, чтение, слушание);

3 - воспитание ценностно-смыслового отношения к языку как важнейшему средству общения, познания мира, творческого самовыражения личности и т.д. и к речевой способности как уникальной человеческой способности, как условию развития отдельного человека и человечества в целом;

4 - формирование знаний о речи (речевой деятельности), ее видах, структуре и механизмах осуществления и о языке как системе средств, обеспечивающих осуществление речевой деятельности.


Описание разработки

Личностные УУД делят на 3 блока:

3) нравственно-этического оценивания.

Самоопределение.

При поступлении в школу, путем диагностики, определяется индивидуальная готовность к школьному обучению. Одной из составляющих компетентности личности является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе ребенок оценку взрослого правильно принять не сможет. Оценка его учебных достижений не станет основанием для того, что бы пересмотреть своё отношение к учению.

Еще одним направлением в личностном определении является действие, связанное с формированием идентичности личности. Внутренняя позиция ученика – одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, положительное отношение к школе, к своему новому статусу. Это представление о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей.

Становление этнической идентичности происходит через анализ народных сказок, былин, народного фольклора, посредством краеведения. Гражданскую идентичность формирует изучение материала об истории России, российской символики.

Смыслообразование.

Материал для учителей начальной школы Личностные универсальные учебные действия

Нравственно-этическое оценивание.

Третий блок – линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.

Читайте также: