Личностные ууд по изо в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время невозможно дать единые методические рекомендации проведения уроков изобразительного искусства, так как современные школы работают по вариативным программам. В одном случае в основу обучения берётся рисование с натуры (В. С. Кузин), в другом акцент ставится на эмоциональном развитии школьников (Б. М. Неменский), в третьем больше внимания уделяется изучению народного искусства (В. Я. Шпикалова) и т.д., но ни одна программа не может обойтись без выполнения заданий, связанных с основами художественного изображения и декоративно-прикладных работ, так как это значительно обогащает мир ребёнка.

Цель исследования: определить эффективные методы и приёмы обучения изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству, способствующие развитию универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследования: уровень развития универсальных учебных действий младших школьников будет повышаться, если на уроках по изобразительному искусству в начальной школе использовать нетрадиционные методы и приёмы обучения изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству.

Задачи исследования:
1) проанализировать учебно-методическую литературу по проблеме исследования;
2) разработать комплекс методов и приёмов обучения изобразительной деятельности и декоративно прикладному искусству, направленные на развитие универсальных учебных действий
3) реализовать на практике разработанный комплекс методов и приёмов обучения изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству;
4) проанализировать результаты экспериментальной работы по определению влияния методов и приёмов обучения изобразительной деятельности на развитие универсальных учебных действий младших школьников.

Изобразительное искусство пришло к нам из древности. Оно начинает своё развитие с наскальных изображений. Начало теоретического обоснования правил изобразительной деятельности принадлежит египтянам. Они первыми стали устанавливать законы изображения, определённые каноны. Художники всех эпох старались изобразить реальный мир как можно точнее, поэтому в основу метода обучения изобразительной деятельности было положено рисование с натуры. Обращение к многообразию реальной жизни, особенно к повседневному окружению человека, привело к становлению жанров: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, аниматический, исторический и т.д. [23, с.114–125]. Опора на различные художественные традиции (первобытное искусство, эллинистическую архаику, Древний восток, детский рисунок, древнерусское искусство, и др.) помогает эмоционально целостно переосмысливать действительность, ярко выражать свою творческую индивидуальность в искусстве [23, с.110–113]. Но изобразительная деятельность влияет не только на развитие творческих способностей, но и на развитие познавательной сферы ребёнка т.к. является специфическим образным познанием действительности и как всякая познавательная деятельность имеет значение для умственного развития детей. А также влияет на развитие универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных.


Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Формирование универсальных учебных действий является важной составляющей фундаментального ядра образования, поэтому все учебные предметы, в том числе и предметы художественно-эстетического цикла, строятся как система целенаправленно организованной учебной деятельности. В процессе этой деятельности учащиеся, совершая определенные специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними [3].

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов [1].

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности [1].

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета.

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  • Различать изобразительные возможности разных художественных материалов; основные виды и жанры изобразительного искусства.
  • Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
  • Выполнять рисунок по собственному замыслу.
  • Анализировать выразительность произведений изобразительного искусства.
  • Оценивать эстетическую выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников [2].

Одним из ведущих подходов при изучении изобразительного искусства является проблемно-диалогическое обучение. На проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему, т. е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае педагог сообщает тему с мотивирующим приемом). Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация.

Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Наилучший метод организации учебной работы школьников – совместное планирование, осуществление и оценивание самостоятельной работы. На каждом занятии ребенок создаёт свой творческий продукт. Он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал, выполняет работу в материале, придумывает название, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка.

Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям; работать индивидуально, в паре или коллективно. Выражать своё отношение к результатам творческой деятельности. Участвовать в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства; рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.

Читайте также: