Личность и вызовы современности интерпретация проблем различными научными школами

Обновлено: 04.07.2024

I. Социокультурные вызовы образованию – это социальные и культурные явления, создающие устойчивые напряжения в сфере образования в целом и в школе в частности. Чтобы анализировать эти вызовы современности, надо понять, как они возникали, как проявляются в сегодняшней ситуации и каковы перспективы их существования в будущем. В социокультурных вызовах современной школе, в вызовах современному образованию имеет смысл выделить: те, которые возникли не сейчас, ранее, но продолжают быть актуальны в настоящем. Те, которые возникли недавно, но в современной ситуации приобрели, приобретают существенное значение, и те, которые пока только зарождаются, но могут оказаться значимыми для образования в рамках обозримого будущего [см. 1; 3; 6; 10; 11; 12].

Начнем наш анализ с краткой феноменологии изменений мира повседневной жизни школьников за последнюю четверть двадцатого – первые десятилетия двадцать первого века. В мире вещей это факты появления мобильника, компьютера, гаджетов, разнообразия одежды и аксессуаров. В мире языка − внедрение англицизмов, интернет-сленговость, относительная примитивизация речи, распространение иконографических языковых средств (смайлики и пр.) [5]. В мире социального пространства – коммуникационная близость, дополнение реального социального взаимодействия виртуальным. В мире природы − конкуренция виртуальных образов природы с образами реальной природы. В мире человека − освоение возможностей управления телесностью и (в меньшей мере) своим психическим миром.

II. Каждая из названных выше революций представляет школе определенный набор вызовов. На сегодняшний день эти вызовы в массе своей не осознаны, а многие, даже и будучи осознанными, объективно не могут найти ответа в школьной практике, потому что многие из реальных и потенциальных вызовов адресованы не школе, а воспитанию как социальному институту. В итоге школа столкнулась с существенной дифференциацией учащихся и их родителей по социальным и культурным признакам и неумением педагогов принимать их в расчет, учитывать и, если целесообразно и возможно, как-то использовать и минимизировать.

Продолжим наш анализ социокультурных вызовов современному детству и образованию, расположив запуск социокультурных вызовов современному детству и образованию (гипотетически) на временной шкале.

Культурные вызовы связаны, прежде всего, с информационно-технической революцией. Основными следствиями этой революции в аспекте вызовов школе и развитию детей стали изменения:

- в коммуникативных практиках детей, педагогов и родителей (феномен социальных сетей);

- в практиках повседневного поведения школьников, педагогов, родителей;

- в сфере массового искусства и соответствующих эстетических эталонов и практик.

Социальные и культурные вызовы в значительной степени обуславливают друг друга. Например, бюрократический стиль управления как социальный феномен поддерживает идею электронных дневников (появившихся в контексте развития культуры информационно-коммуникационных технологий) как средства усиления социального контроля за детьми, родителями и педагогами.

Социокультурные изменения по-разному отражаются в различных слоях школьной действительности, в которой можно выделить, по крайней мере, три слоя:

- слой педагогически организуемой действительности;

- слой педагогически неорганизуемой действительности, известный педагогам;

- слой школьной действительности, относительно не видимый для педагогов.

В первом слое в большей мере проявляются социальные вызовы школе (но и культурные вызовы тоже), во втором и третьем − в большей мере культурные вызовы (но и социальные также), вследствие чего слой педагогически не организуемой действительности и слой школьной действительности, относительно не видимый для педагогов, в меньшей мере зависят от социальных, в частности государственных, влияний на школьников.

Среди каналов, транслирующих социальные вызовы школе, выделим такие:

- способы и стили управления в сфере образования;

- реформы образования (в последнее время связанные с ФГОС и Стандартами педагога);

Каналами влияния культурных вызовов становятся:

- использование информационно-технических средств в управлении школой;

- использование информационно-технических средств в организуемой деятельности педагогов и школьников;

- использование информационно-технических средств в сфере неорганизуемой школьной действительности;

- феномен школьных и квазишкольных интернет-сообществ (школьных сайтов, групп ВКонтакте и пр.).

- центральная власть (Президент, правительство, парламентские структуры);

- ведомственная центральная власть (прежде всего Министерство образования и науки Российской Федерации);

- региональная власть (губернатор, региональные правительства, законодательные региональные органы);

- ведомственная региональная власть (региональные министерства образования и т. п.).

- средства массовой информации, прежде всего телевидение, задающие образы школы и перенимаемые массовым сознанием;

- издательства (в том числе электронные), выпускающие учебную и методическую литературу;

- собственно педагогические сообщества;

- непедагогические, в том числе родительские, сообщества, стремящиеся влиять на школу;

- бизнесменов и бизнес-группы, рассматривающие образование как сферу приложения бизнес-интересов (но в последнее время и как сферу своих социальных интересов);

- политические партии, имеющие определенные образовательные программы;

- Российскую академию образования (возможно, это самый слабый агент влияния на образование).

Конечно, в разных регионах и для разных школ сила этих агентов влияния может заметно отличаться, но все они в современной ситуации существуют и действуют.

Каковы гипотетически социокультурные последствия действия всех этих вызовов? В массовых формах стимулируемого педагогами поведения они проявляются в потребительском поведении при организации воспитательных мероприятий (например, массовое использование аниматоров); волонтерстве и квазиволонтерстве 2 , новых формах коммуникации между детьми, детьми и педагогами и пр. В массовом искусстве в образцах для школьных квазихудожественных практик; мозаичности и усиливающейся дифференцированности культурных предпочтений и знаний педагогов и школьников. В повседневном языке на уровне отражения социальных и культурных вызовов в языке школьников и педагогов.

III. Каковы психологические последствия социокультурных вызовов для современных школьников? Можно говорить о конкурирующих ответах-гипотезах на этот вопрос: гипотезе значительных, существенных изменений в психологии школьных возрастов с перестройкой базовых психологических характеристик возраста (социальной ситуации развития, ведущих деятельностей, личностных новообразований) и гипотезе частных, несущественных изменений в психологии школьных возрастов с сохранением базовых характеристик возраста.

Среди сквозных научно-практических проблем, связанных с социокультурными вызовами школе:

- проблема выделения и фиксации их существования и последствий школьными специалистами (педагогами, психологами, управленцами);

- проблема интерпретации этих последствий в различных слоях населения;

- проблема принятия − непринятия этих последствий педагогами, родителями, обществом;

- проблема возможностей и необходимости педагогического влияния на эти последствия.

Как же школа реагирует и будет реагировать на эти социокультурные вызовы? Каковы возможные сценарии соотношения педагогической составляющей жизнедеятельности школы (здесь это синоним образовательной организации) и развития социокультурной ситуации? Метафорически их можно представить следующим образом:

От каких факторов зависит преобладание того или иного сценария? Прежде всего, от количества педагогов, по жизни органически включенных в ИКТ-культуру (это педагоги из поколения Z и, может быть, Y) 4 и убежденных, что пространство Интернета и ИКТ-технологии – нормальная часть педагогической работы.

Подведем итоги нашей экспликации проблемы социокультурных вызовов школе. По нашему мнению, без развернутого анализа современных социальных и культурных вызовов школьному образованию, воспитанию, их рисков и позитивных потенциалов невозможно построение результативной государственной политики в сфере общего образования, развитие конкретной школы как образовательной и воспитательной организации, затруднительна успешная работа педагогов и психологов с современными школьниками.

Список литературы

2. Вачкова С. Н. Формирование уклада школы в информационно-коммуникационной среде / Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2014.

3. Колесникова И. А. Педагогическое вопрошание о человеке будущего // Непрерывное образование: XXI век. 2015. Вып. 2 (10). DOI: 10.15393/j5.art.2015.2803 (дата обращения 29.05.2017).

4. Кон И. С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

5. Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. М.: Астрель, 2011.

7. Мирошкина М. Р. X, Y, Z. Теория поколений. Новая система координат // Вопросы воспитания. 2014. № 2. С. 50−57.

9. Пейсахович Г. Е., Тыртышная М. А. Только все вместе… (Или как мы перестраивали информационную систему) // Вопросы воспитания. 2014. № 2. С. 58−66.

11. Поляков С. Д. От прошлого к будущему. Психолого-педагогические очерки о социокультурном контексте развития отечественной школы. М.: Федеральный институт развития образования, 2016.

12. Феноменология современного детства: Сборник научных статей: В 3 ч. / Под ред. Т. Д. Марцинковской. Ч. 1. Современная ситуация развития детей и подростков. М.: Федеральный институт развития образования, 2012.

[1] Революция А. В. Мудриком в данном тексте понимается не как политический процесс, а как процесс глубокого качественного изменения в развитии социума и культуры.

[2] Когда волонтерская деятельность осуществляется не на основе добровольности, а по принуждению.

[3] В выступлении на Макаренковских чтениях 2015 г.

[4] Характеристику поколений Y и Z см., в частности, в интересной работе М. Р. Мирошкиной [7].

Квантовый Переход или электронно-цифровой концлагерь? Нет ничего сильнее идеи, время которо.

Есть много способов пахнуть скунсом. Мудрость индейцев. Эти высказывания принадлежат Сидячему .

6 простых шагов как покупать лекарства дешевле О том, что во всех аптеках на лекарства существ.

10 глубокомысленных и полезных бизнес-притч 10 глубокомысленных и полезных бизн.

Ачма с сыром и творогом Ингредиенты: Лаваш — 4-5 Штук Кефир &mda.

-Поиск по дневнику

-Музыка

-Статистика

Каковы глобальные вызовы современности?

Глобальные вызовы современности - это совокупность природных, культурных, социальных и экономических проблем, от решения которых зависит будущее цивилизации и прогресс человечества . Глобальные проблемы возникают как побочный эффект развития мировой культуры и требуют для своего решения серьёзных усилий со стороны всего человечества.

5954460__2_ (671x440, 36Kb)

Мировые лидеры (политические и общественные деятели, предприниматели, учёные) - это те, кто призван решить данные проблемы в будущем. Именно от мировых лидеров зависит, в каком мире мы будем жить через 20-30 лет: в мире разрухи или мире процветания.

Мир, в котором мы живём сейчас

Мир, в котором мы живём сейчас - неидеален. Он очень далёк от идеала. На протяжении двух последних столетий экономический рост одних стран сопровождался упадком и разграблением других стран. На протяжении двух последних столетий не было и нет (за исключением небольшого периода истории СССР) реального подъёма культуры, науки, воспитания и образования целых народов.

К сожалению, нынешнее время, несмотря на техническую революцию и развитие средств коммуникации, - это мир разрухи и хаоса. Мир, в котором прибыль важнее честности, а деньги - важнее людей.

5954460_s3img_12398122_37521_8 (483x459, 37Kb)

Культурная парадигма современного мира

Никто не заинтересован в том, чтобы мир стал цветущим садом - все хотят урвать себе жирный кусок и не задумываются о будущем. В результате мы имеем то, что имеем. Разумеется, есть люди, которые мечтают о том, чтобы мир стал другим. Но мечтать и реально менять мир - это разные вещи.

Конечно, уже сейчас грамотные предприниматели смещают акцент с финансового капитала на человеческий капитал и вкладывают деньги в людей, а не эксплуатируют людей ради денег . Это похоже на начало движения к новому миру. Но пока этого мало, требуется чтобы больше людей включалось в активные действия по облагораживанию мира.

Мир, в котором мы будем жить в обозримом будущем

В ближайшие 20-30 лет фундаментальные культурные, социальные, научные и философские парадигмы могут пережить резкий слом по причине появления людей нового поколения, которые будут заботиться об окружающем мире больше, чем о своём кошельке. Они будут нравственными, образованными, грамотными и активно начнут менять мир в лучшую сторону.

Если такие люди в ближайшие десятилетия не появятся и не поведут за собой остальных, наш мир обречён стать глобальной могилой. Но если они появятся - наш мир станет миром изобилия.

Философские выводы

Заботьтесь не только о себе, но и об окружающем мире. Посадите дерево, вырастите сына, напишите книгу - сделайте этот мир немного лучше и чище . Оставьте после себя добрую память. Философия как наука призывает вас всегда быть разумным, доброжелательным и ответственным. Если вы считаете себя именно таким - хорошо, если нет - тоже неплохо, ибо вам есть куда расти.

Каждое утро спрашивайте себя:

- В чём нуждаются люди вокруг меня?

- Что я могу сделать сегодня полезного для них?

Каждый вечер спрашивайте себя:

- Сделал ли я сегодня хоть одного человека счастливее?

- Что я сегодня сделал для того, чтобы мир стал лучше и чище?

Записаться на индивидуальное обучение, получить больше упражнений и подробную расшифровку каждого пункта теоретической части, а также попасть на личную консультацию можно связавшись с автором . Для тех, кто занимается йогой по программе авторской закрытой школы йоги "Инсайт", все услуги - бесплатно, для остальных - по договорённости.

Гришина Н.В., Костромина С.Н. Психология личности: переосмысление традиционных подходов в контексте вызовов современности

ГРИШИНА Н.В., КОСТРОМИНА С.Н. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ
English version: Grishina N.V., Kostromina S.N. Personality psychology: rethinking traditional approaches in context challenges of modern reality

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

Ключевые слова: личность, научный дискурс, доминирующая проблематика, вызовы современности, экзистенциальный подход

Психология личности – одно из фундаментальных и традиционных направлений психологии – может быть отнесена и к наиболее динамично развивающимся направлениям современной психологической науки. История его становления и содержательная наполненность неразрывно связаны с событиями ХХ века, изменениями реальности, трансформациями средового и событийного контекста бытия и самого человека. В XXI веке проблематика психологии личности вновь становится одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений, что обостряет дискуссии как о базовых понятиях, так и о предметной определенности данной области.

Проблематика психологии личности в мировом научном дискурсе

Для оценки современного состояния области психологии личности и перспектив ее развития обратимся к анализу тематики исследований, представленных на наиболее значимых научных встречах психологов и отражающих актуальное пространство научной мысли. В 2016 году состоялось три мероприятия, релевантных для подобной оценки.

Особое место в содержании докладов, посвященных психологии личности, занимали исследования ее развития в разных условиях (например, в образовании и средствами образования, при межпоколенном сотрудничестве и др.) или на разных возрастных этапах, в периоды половых и возрастных изменений. Среди обсуждаемых тем можно отметить развитие идентичности от позднего детства к средней взрослости, успешное взросление через творческую активность, возрастные тренды импульсивности, феномен сопротивления в детском возрасте, особенности личностных характеристик в конкретный возрастной период (потребности пожилых, коммуникация пожилых, детский самоконтроль, детская сексуальность и др.).

Нельзя не отметить еще одно активно развивающееся направление – нейробиологические исследования личности. Речь идет в первую очередь о генетических исследованиях и роли определенных белковых соединений, продуцируемых генами, в формировании определенных личностных качеств.

Продолжением нашего анализа станет сравнение тематики докладов по психологии личности на 31-м Всемирном психологическом конгрессе с тематикой докладов на этих представительных конференциях, посвященных исключительно проблемам личности. На рис. 1 представлено распределение тематики докладов 2-й Всемирной конференции по личности, прошедшей в 2016 году в Бразилии.

17,2% устных докладов были ориентированы на обсуждение средств измерения и оценки личности, использование сложных математико-статистических программ, включая структурное моделирование, разные варианты факторного анализа, компьютерное моделирование. При этом 5-факторный опросник остается одним из часто используемых диагностических инструментов. Содержание докладов позволяет сделать вывод о попытке получить новую информацию в старой парадигме измерительных систем и структурно-функционального подхода с помощью открывающихся возможностей в математической статистике и в работе с базой данных, цифровыми системами, а также оптимизировать методологию измерений личности с целью избегания ошибок и искажений.

Организационное и социальное функционирование наилучшим образом отражает интерес исследователей к прикладному аспекту изучения проблем личности. В центре внимания – традиционные вопросы, связанные с отношениями, социально-эмоциональным регулированием, межличностной гетерогенностью, стрессом на работе и в жизни, отношением к деньгам, с кросс-культурными аспектами, работой в команде, лидерством, руководством, карьерой, ценностями разных поколений, компульсивным поведением покупателя и т.д.

Интересно, что этот тренд четко прослеживается при сопоставлении материалов последней Европейской конференции по личности с предыдущей, прошедшей в 2014 году в Швейцарии (Лозанна 15–19 июля, 2014) (см. рис. 3).

Роль же статистических методов усиливается в ситуации разработки теоретических и измерительных моделей предсказательной валидности личности, понимания закономерных личностных состояний, психометрического моделирования социальных процессов, познавательных способностей, процессов обработки информации.

Проблематика психологии личности в современной отечественной психологии

Трудности квалификации статей, их отнесения к той или иной предметной области и соответствующее разнообразие проблематики, представляющей психологию личности, легко прослеживаются на примере любой конференции, в работе которой присутствует данное направление (см., например, [Шаболтас и др., 2016]).

С одной стороны, это является закономерным следствием изменения структуры психологического знания, его трансформации от предметно-ориентированного знания к проблемно-ориентированному, что требует комплексного рассмотрения феноменологии и разрушает традиционные границы научного знания. Но, с другой стороны, это говорит и о размытости представлений в области психологии личности.

Свойственное отечественной психологии многомерное понимание человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности постоянно возвращает исследователей к проблеме четкого определения данных понятий и их соотношения (см., например, [Абульханова, 2012]). Работы московских ученых (А.В.Брушлинского, В.В.Знакова, Е.А.Сергиенко и др.) по развитию субъектного подхода, понятий субъекта и субъектности привели к существенному продвижению в разработке данной категории. Однако и интерес к понятию личности не снижается.

Анализ проблематики психологии личности в отечественной психологической науке показывает, что наиболее распространенным пониманием личности (что подтверждается и анализом эмпирических исследований) остается ее трактовка как совокупности (комплекса, системы, набора) качеств (черт, свойств, индивидуальных особенностей); при этом каждая из психологических дисциплин наполняет личность содержанием, отражающим ее интересы и фокус внимания (для социальной психологии личность – это, прежде всего, социальный индивид; возрастная психология занимается возрастным развитием и возрастными изменениями личности и т.д.).

Психология личности: поиск новых подходов

Неопределенность, сложность и разнообразие реальности, в которой живет современный человек, в сущности, и стали теми вызовами, которые делают необходимым пересмотр традиционных представлений в области психологии личности с ее ориентацией на изучение устойчивых черт личности и стабильных паттернов поведения.

Представление о неопределенности, сложности и разнообразии этого мира изначально присутствует уже в ранней экзистенциальной философии, для которой человек существует в мире возможностей, а не мире необходимости. Наше существование в мире неопределенно уже в силу конечности нашей жизни, что не может давать нам уверенного знания о том, что мы успеем сделать и прожить в жизни, каким временным ресурсом мы располагаем. Осознавать конечность своего существования означает жить с этой неопределенностью.

Экзистенциальное понимание природы человека и данностей его существования органично включает представление о вызовах к существованию, способности человека осознавать эти вызовы и находить аутентичные ответы. В основу экзистенциальной психологии личности, таким образом, может быть положена модель взаимодействия человека с миром, параметрами которой являются вызовы данностей существования и личностные ответы человека.

Абульханова К.А. Проблема соотношения личности, индивидуальности, субъекта. В кн.: М.И. Воловикова, Н.Е. Харламенкова (Ред.), Современная личность: Психологические исследования. М.: Институт психологии РАН, 2012. С. 17–36.

Иванников В.А. Понятие личности в психологии. Вопросы психологии, 2012, No. 5, 125–131.

Леонтьев Д.А. Новые ориентиры в психологии: от необходимого к возможному. Вопросы психологии, 2011, No. 1, 3–27.

Леонтьев Д.А. Экзистенциальный подход в современной психологии личности. Вопросы психологии, 2016, No. 3, 3–15.

Мадди С. [Maddi S.] Теории личности. СПб.: Речь, 2002.

Поступила в редакцию 29 октября 2016 г. Дата публикации: 23 апреля 2017 г.

Сведения об авторах

Гришина Наталия Владимировна. Доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, 199034 Санкт-Петербург, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Костромина Светлана Николаевна. Доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, 199034 Санкт-Петербург, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Для участников конференции с приветственным словом выступили Александр Владимирович Аракелов , проректор по образовательной деятельности АГУ, и Рашид Думаличевич Хунагов, директор НИИ комплексных проблем АГУ.

Адыгейский госуниверситет на пленарных заседаниях представляли профессор Зуриет Анзауровна Жаде , профессор Светлана Аслановна Ляушева, доцент Наталья Владимировна Ковалёва, их выступления вызвали живой интерес аудитории и плодотворные дискуссии.

Конференция была проведена при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований. В связи с реализацией ограничительных мероприятий, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), мероприятие прошло в дистанционном формате на платформе Zoom и сопровождалась прямой трансляцией на YouTube-канале АГУ. В чатах видеоконференции и видеотрансляции участники и зрители имели возможность задавать вопросы докладчиками и делиться мнениями по обсуждаемым вопросам.

Во время работы конференции к работе секций и пленарных заседаний, онлайн-трансляции подключилось более 100 человек. Такой формат позволил расширить географию участников в глобальных масштабах: Ньюарк (США), Сан-Франциско (США), Лондон (Великобритания), Таллин (Эстония), Ереван (Армения), Екатеринбург, Казань, Краснодар, Красноярск, Майкоп, Москва, Омск, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Сочи, Челябинск и др.

В конференции приняли участие психологи, философы, педагоги, социологи, представители различных областей научного знания, среди которых выступали как известные ученые, профессора, доценты, так и начинающие исследователи – студенты и аспиранты.

В своих докладах участники конференции затронули проблемы личности как субъекта бытия в обстоятельствах современной реальности, вопросы идентичности, со-бытийности, психических состояний личности, здоровья, гендерных аспектов бытия и со-бытия личности, социальной психологии внешнего облика и экспрессивного поведения, преобразования мира профессий и психологии образования, виртуализации бытия и проблем личности в пространстве интернет-коммуникаций.

Большое внимание в современных исследованиях уделено проблемам, связанным с пандемией: глобальным и личностным рискам, изменению ценностного отношения к здоровью, переходу различных сфер бытия личности в онлайн-пространство, трансформации идентичности личности в условиях пандемии.

Участниками и слушателями трансляции конференции были высказаны пожелания и рекомендации по организации будущих конференций, оставлены отзывы и слова благодарности по проведенному мероприятию. Участники отметили насыщенность и актуальность программы конференции, ее масштабность; доброжелательность, профессионализм, ответственность и заинтересованность в сотрудничестве организаторов, высокий научно-методический уровень представленных материалов, связанные, гармоничные, выстроенные выступления; очень интересные и содержательные доклады, увлекательные научные дискуссии.

Конференция прошла на платформе ZOOM и транслировалась в режиме реального времени на YouTube канале АГУ. Запись трансляции доступна здесь.

Читайте также: