Личность и бесконфликтное общение в цифровую эпоху в школе

Обновлено: 05.07.2024

Человек своими руками сотворил электронную эпоху. Мы практически сумели создать с помощью Сети невиданные прежде возможности накопления огромного количества информации. Однако сегодня важно понять, каким образом управлять все нарастающим информационным потоком, как сохранить и преумножить ценностные и смысловые знания и вместе с тем избежать соблазна превратить интернет-технологии в мощный информационный ресурс.

Интернет стал катализатором того, что возникли и развиваются мощнейшие по своему охвату и влиянию социальные сети, их можно уже назвать целыми социально-информационными системами. Человек становится все больше воспитан сетями и Интернетом, а не только систематическим усвоением знаний, ценностями семьи и прежними традициями. Конечно, дети быстро могут все освоить и сами. Но лучше учиться на чужом опыте, чем стать жертвой фишинга, программы-вымогателя или мошенника самому. Быть современным родителем ужасно трудно, уравновешивая необходимость обезопасить своих детей в сети Интернет, а также осваивать важные цифровые навыки, которые им понадобятся в зрелом возрасте. Если хотите чему-то научить ребенка, вы должны освоить это сами. Лишь многолетний родительский опыт позволит понять мудрость такого подхода. Мы открываем для них мир. Поэтому мы должны сами разобраться и вникнуть, прежде чем учить своих детей. Если мы хорошо готовимся и вникаем в технологический прогресс, то можем рационально говорить обо всем этом со своими детьми. Правила поведения, которые мы хотим привить своим детям, сначала нужно принять нам самим. Дети вряд ли когда-то это признают, но они любят правила. Даже если они восстают против них, правила делают их мир более упорядоченным и безопасным. Не допускайте неясностей в вопросе собственных границ допустимого. Чем более простыми и понятными будут правила, тем лучше. Скажите детям и о том, что правила будут меняться по мере их взросления, чтобы поддерживать постоянный диалог. Усадите ребенка рядом с собой и объясните, что ограничения, которые вы устанавливаете, должны защитить его здоровье, уравновешенность и добропорядочность. Затем четко обозначьте несколько правил.

• Допустимое и недопустимое время для использования гаджетов.

• Максимальное время у экрана в день (но не забывайте, что интернет может понадобиться и для домашней работы)

• Приемлемые и неприемлемые для посещения сайты.

Кроме того, дети должны понимать: все, что они делают в интернете, сохраняется навсегда. Всем нам нужно проводить в реальном мире больше времени, чем в цифровом. Это может оказаться проблемой для многих, как ни печально об этом говорить. Находите всей семьей время для обедов, развлечений и каникул. Накройте обеденный стол и вместе сходите на аттракционы, проведите семейные выходные без телефонов. Неторопливое время вместе плодотворно снижает напряжение рабочего дня. Что случилось в течение дня? Общение с детьми зачастую происходит именно во время ужина. Это общение носит более глубокий характер во время семейных каникул.

Говоря о воспитании детей в век цифровых технологий, мы также должны учитывать зрелость и готовность ребенка к встрече с цифровыми устройствами. Ребенка можно счесть действительно готовым к жизни в информационном мире в том случае, когда у него появились его собственные идеи, вопросы, цели, творчество, тяга к познанию.

Опыт работы по созданию единой стратегии воспитателя и родителя в ДОУ и семье Конспект на тему "Организация работы с родителями в ДОУ". Тема: «Опыт работы по созданию единой стратегии воспитателя и родителя в ДОУ и.

Стратегии содействия приобретению языковых навыков у детей с РАС Стратегии содействия приобретению языковых навыков у детей с РАС, находящихся на дословесном уровне общения 1. Если ваш ребенок не общается.

Игра в жизни дошкольника. Стратегии педагогического сопровождения игровой деятельности ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные.


В американской Теории поколений человечество разделено на несколько архетипов, которые сменяют друг друга каждые 15-20 лет. Ее разработали в 90-х писатель Уильям Штраус и экономист Нил Хоув. Каждой из этих групп присущи свои установки, ценности и манера поведения.

Бумеры родились после Великой депрессии и Второй мировой войны (1940 — 1960-е гг.)

Поколение X — с 1964 по 1984 гг. Им свойственны индивидуализм, прагматизм и техническая грамотность.

Поколение Y (миллениалы) — с 1985 по 2004 гг. Они социально активны и прекрасно владеют технологиями.

Что нужно знать о зумерах

Кажется, что дети впустую проводят время в режиме онлайн. На самом деле соцсети — площадка для самореализации, которая адаптирует их к окружающей среде.

Молодежь больше доверяет блогерам, чем СМИ. Эти люди говорят с ребятами на одном языке, затрагивают важные вопросы, поэтому их хочется слушать и им подражать.

Сейчас самым популярным для детей младше 18 лет стал TikTok. Он тоже накладывает отпечаток на их манеру общения.

Информация потребляется маленькими порциями, а длинные тексты усваиваются хуже.

Мемы — язык молодежи.

Наша задача — учесть особенности молодого поколения. Отнеситесь с пониманием к школьникам-зумерам: им трудно усваивать длинные тексты учебников, долго фиксировать внимание на речи педагога. Дайте ученикам новый опыт делового общения, расскажите о тонкостях этикета. Это поможет им при поступлении, трудоустройстве и достижении целей.

От любви до ненависти — один чат. Размытие цифровых границ


Такой резкий переход ставит в тупик: непонятно, когда звонить и в каком тоне обращаться, чтобы не допустить фамильярности. Особенно это касается посторонних.

Вы должны осознавать, что уважение цифровых границ собеседника — это основа любого общения. И неважно, ребенок это или взрослый, близкий друг или начальник.

Что делать?

Договоритесь с человеком, что вы будете использовать: мессенджер, аккаунт в соцсети или электронную почту. Это отсечет ненужные каналы коммуникации и упростит общение. Строго следите за соблюдением границ: если вы решили переписываться, например, в WhatsApp, то звонить вам допустимо лишь в экстренных случаях.

2. Твердо соблюдайте правила, которые сами ввели

3. Сократите участие в групповых чатах

Практика показывает: конфликты в чатах, где сидят десятки разных людей, могут привести к трагедии. Можете отключить уведомления, если есть возможность, или заменить чат рассылкой по электронной почте. За соблюдением правил группы должен следить модератор — активный родитель, если речь идет о школьных онлайн-беседах. Только так все участники будут соблюдать нормы цифрового этикета.

Делаем выводы: чему учат скандалы в соцсетях

В соцсетях нет закрытых аккаунтов, их часто взламывают.

В интернете не существует срока давности. Все нежелательное может неожиданно напомнить о себе даже через 5-10 лет.


Удобство и экономия сил, времени.

Изменяемость/Адаптивность. Этикет со временем меняется: у нас так, а у вас — по-другому.

Обо всем можно договориться!

Обезличивать себя — не выход для педагога. Не забывайте: вы всегда в зоне риска и пристального внимания. К примеру, на своей странице поделились рецептом яблочного пирога. Заранее подумайте о возможном негативе. Некоторые решат, что вместо подготовки к урокам человек выпечкой балуется. Но вы уже будете знать, что ответить. Если же пост может нанести вред репутации, то публиковать его не стоит. Или возьмите пример с подростков: заведите отдельный аккаунт для школы.

Не забудьте скачать презентацию с полезными материалами и рекомендациями книг по цифровому этикету.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Гиндуллина Мадина Иштугановна

МБОУ СОШ №5 с. Иглино

Практические задания модуля 1.1.5

Цифровизация общества непрерывно пополняет нашу жизнь новыми понятиями: облачные сервисы, большие данные, цифровые продукты, блокчейн, нейротехнологии, квантовые технологии, которые меняют не только формы потребления, но и саму форму существования мира.

«Информация, технологии, социум меняются со скоростью, которую человек не способен осознать и представить. Неумолимый прогресс. Новые вызовы цифрового общества ежедневно наполняет нашу жизнь новыми понятиями, что повлияло на жизнь современного человека.

Социальные сети стали важной составной этого нового образа жизни, обеспечивая возможность быстрого и легкого общения с широким кругом людей.

Активное развитие цифровых технологий ставит вопросы о том, как их использование меняет повседневную жизнь людей, и важнейшим среди них является вопрос о влиянии технологий на благополучие. Речь идет, с одной стороны, о безграничных возможностях для общения, предпринимательства, обучения, самовыражения, а с другой — об угрозе сложившемуся образу жизни, благополучию.

Частью цифровизации стало распространение Интернета, роль которого в социализации все возрастает. Цифровые технологии существенно меняют течение детства и подросткового возраста, влияя на многие социальные процессы: как дети учатся и получают информацию, находят друзей, формируют и поддерживают социальные связи, как проводят свободное время и взаимодействуют с обществом в целом. Цифровые технологии улучшают качество жизни и повышают благополучие пользователей, поскольку значительно упрощают доступ к информации и удешевляют услуги (например, через онлайн-обучение, онлайн-покупки, удаленную работу и т.п.), сокращая расходы на энергию, на транспорт и пр., изменяя повседневные практики и делая человеческую деятельность более эффективной. Цифровые технологии обладают огромным потенциалом для расширения охвата образованием и повышения его качества. Цифровая экономика открывает новые рынки и создает возможности трудоустройства, в том числе для молодежи без профессиональных навыков.

С другой стороны, цифровые технологии воспроизводят социальное неравенство на основе различий в навыках пользования этими технологиями и далее в социальных и эмоциональных умениях, требуемых для безопасной навигации в онлайн-мире. Да и проблемы в сфере образования нельзя устранить одними лишь технологиями. Для оптимизации обучения детей необходимо, чтобы цифровые средства применялись в условиях наличия хорошо подготовленных преподавателей, мотивированных учащихся, продуманной педагогической системы и соответствующих методик преподавания.

По всей видимости, можно говорить о следующих ключевых задачах, решение которых будет способствовать тому, чтобы цифровизация общества повышала человеческое благополучие:

1) обеспечение всеобщего доступа к Интернету и другим цифровым технологиям;

2) развитие цифровой грамотности у детей и взрослых;

3) использование цифровых технологий и цифровых следов непосредственно для повышения благополучия (например, через приложения для улучшения психологического здоровья) и мониторинга его показателей;

4) обеспечение цифровой безопасности пользователей через просвещение в области интернет-рисков, обучение этике и безопасному пользовательскому поведению, законодательство, регулирующее онлайн-преступления.

Введение

У современных подростков можно выделить особенности, которые являются результатом глобальной цифровизации.

Излишняя самоуверенность в интернете.

Подростки чувствуют себя более уверенно, общаясь во всемирной паутине, вследствие отсутствия вербального контакта. Чувство пониженной ответственности (безнаказанности) позволяет им писать все, что угодно. По результатам исследования Фонда Развития Интернет (2013), 30 % школьников 12–17 лет чувствуют себя в Интернете более самостоятельными, чем в реальной жизни. Это может привести к разным последствиям, включая переписку с грумером, секстинг, кибербуллинг.

Разберем по порядку вышеперечисленные термины.

Секстинг встречается и в общении подростков между собой. В основном они идут на это из-за желания показать себя как взрослого человека, ведь в отроческом периоде главным ориентиром становятся друзья. Однако, даже интимная переписка между ровесниками зачастую имеет печальные последствия. В следствии пониженной социальной ответственности, тинейждеры могут распространить материалы куда угодно: в чат одноклассников, учителям и даже родителям. Такие действия влекут собой кибербуллинг.

Обесценивание информации

Клиповое мышление и СДВГ

Клиповость – умение восприятия окружающего мира посредством короткого и красочного посыла. Человек воспринимает реальность не целостно, а как цепочку слабо связанных между собой фрагментов. Фрагментарный характер исключает связь событий, нарушаятся понимание причинно-следственной связи. Клиповое мышление вырабатывается в следствии длительного потребления яркой, краткой и несистемной информации, не требующей анализа. В результате данного процесса, человек не может воспринимать систематизированную информацию, требующую размышлений.

Многозадачность

Современная система образования столкнулась с повышенной многозадачностью у подростков. Многозадачность - это явление, при котором решается две или более задач в один момент времени. По причине избытка информации в сети и внешнем мире, человеку приходится решать несколько дел одновременно. Делая несколько дел за раз, человек полагает, что экономит время. На деле же, снижается эффективность его действий, а также сама концентрация внимания. Мозг способен фокусироваться в полной мере исключительно на одной задаче. Что касается подростков, то негативное влияние многозначности можно последить в общей неуспеваемости в школе, также эмоциональном выгорании. Переключаясь между делами, тинейджер ощущает себя уставшим спустя всего несколько минут, так как мозг быстро исчерпывает свои питательные ресурсы. Помимо этого, выделяется кортизола - гормон стресса, который провоцирует агрессивное поведение. Современные подростки менее склонны к усердной и усидчивой практике.

Вывод

С клиповым мышлением бороться бессмысленно - мы живем в мире, где клиповый способ подачи информации используется повсеместно. Однако, благодаря различным методикам есть возможность развить способности внимания, которые не будут отвлекать преимущественно в школе. Одна из них - чтение художественной литературы. Читая, человек учиться анализировать информацию, пополняет словарный запас, концентрирует внимание. Начинать можно с малого, постепенно увеличивая продолжительность процесса.

Читайте также: