Льготы в школе для детей инвалидов в 2021

Обновлено: 08.07.2024

Пенсия по инвалидности подлежит ежегодной индексации, после чего размер социальных пенсионных выплат для детей-инвалидов составил 13 454, 64 рубля. При проживании в регионах с суровыми климатическими условиями данная сумма дополнительно корректируется с учетом районного коэффициента.

Помощь с жильем

Семьи с детьми-инвалидами, стесненные в жилищных условиях, могут рассчитывать на получение помощи от государства.

Меры государственной поддержки будут зависеть от даты постановки несовершеннолетнего инвалида на учет. Если это произошло до 2005 года, помощь с жильем ему полагается в соответствии со ст. 17 федерального закона № 181. Здесь возможно как обеспечение квартирой в рамках договора соц. найма, так и передача недвижимости в собственность. Все зависит от тяжести заболевания и политики местных органов власти.

Получить жилье от государства вправе не любая семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями, а только те, кто действительно в этом нуждается:

- не имеющие собственной жилплощади;

- владеющие жильем, не отвечающим санитарным требованиям к проживанию;

- проживающие в стесненных условиях (менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека, установленной в Санкт-Петербурге);

- имеющие в собственности только комнату в коммунальной квартире или общежитии.

Если семья отвечает одному из вышеуказанных требований, ей необходимо встать в очередь на получение жилплощади. Сделать это можно в местном муниципалитете (жилищный отдел). Требования по документам стоит уточнить на месте, так как они существенно различаются в отдельных регионах.

Дети из детских домов, стоящие на учете по инвалидности, получают собственное жилье при достижении совершеннолетия во внеочередном порядке.

Детям, вставшим на учет по инвалидности после 2005 года, помощь с жильем предоставляется уже в рамках федерального законодательства, а именно – ст. 57 ЖК РФ. Жилищный кодекс предусматривает обеспечение инвалидов жильем только по договору соц. найма. Квартиры предоставляются в порядке очередности, и часто ожидание растягивается на долгие годы.

Также существует категория лиц, которым жилплощадь положена вне очереди:

- проживающие в домах, официально признанных аварийными;

- страдающие от тяжелых форм заболеваний.

Во вторую категорию входят дети с психическими отклонениями, ДЦП, туберкулезом и другими серьезными проблемами со здоровьем. Список заболеваний, дающих право на внеочередное обеспечение жильем, представлен в приказе Министерства здравоохранения РФ № 987Н от 29.11.2012

Компенсация коммунальных расходов

Семье с ребенком с ограниченными возможностями предоставлена возможность оплачивать только 50% коммунальных платежей. Причем, в отличие от взрослых инвалидов, которым льгота полагается только из расчета их доли собственности в квартире, скидка для детей-инвалидов распространяется на общий семейный расход коммунальных ресурсов. Льгота также затрагивает услуги по содержанию жилья и капитальному ремонту. В последнем случае речь идет только об официально принятой в регионе ставке. Если жители дома самостоятельно приняли решение о повышении взноса на капремонт, все, что свыше минимальной ставки, ложится на плечи льготника.

Для собственников частных домов скидка в 50% предоставляется на приобретение материалов для отопления.

Льгота по услугам ЖКХ носит форму компенсации уже совершенных расходов. То есть, льготник обязан в строго ограниченный срок (обычно до 10 числа) оплатить задолженность по квитанции, и только после этого на его банковский счет вернется половина уплаченной суммы.

Льгота по коммунальным платежам назначается в заявительном порядке. Для этого в территориальные органы соц. защиты необходимо предоставить справку об инвалидности, документы, подтверждающие отсутствие долга по квартплате (оформляются в ЖЭКе или РКЦ), а также реквизиты счета для перечисления компенсаций.

Трудовые льготы

Пока ребенок с инвалидностью не достиг совершеннолетия, его родители (опекуны) наделяются широким кругом трудовых льгот.

- Право на сокращенный рабочий день (ст. 93 ТК РФ)

Им могут воспользоваться оба родителя, предоставив по месту работы справку МСЭ. Новый рабочий график должен составляться исходя из потребностей работника. Работодатель не вправе отказать ему в реализации положенных по закону прав. Если это все же произошло, можно обратиться за помощью в трудовую инспекцию. Оплата труда за неполный рабочий день осуществляется исходя из фактически отработанного времени. Но на продолжительности отпуска и иных трудовых правах новый график сказываться не должен.

- Право на 4 дополнительных выходных дня в месяц (ст. 262 ТК РФ)

Дополнительные выходные должны предоставляться по заявлению работника с сохранением заработной платы. Форма заявления утверждена приказом Минтруда № 1055н от 19.12.14. В полных семьях 4 выходных предоставляется сразу на двух родителей, поэтому к заявлению обязательно должна прикладываться справка с работы второго родителя о том, что он не израсходовал положенные по закону дни. Если в течение месяца все дни не были использованы, они не переходят на будущие периоды. Кроме того, их нельзя прибавить к ежегодному оплачиваемому отпуску. Родителям, воспитывающим сразу нескольких несовершеннолетних инвалидов, также положено только 4 дополнительных выходных дня.

- Право на дополнительные 14 дней отпуска (ст. 263 ТК РФ)

Родитель (опекун) может воспользоваться им только в том случае, если подобный пункт прописан в коллективном договоре организации. Дополнительный отпуск предоставляется по запросу работника и за его счет. Переносить неиспользованные дни на следующий год запрещено. Кроме того, ежегодный оплачиваемый отпуск один из родителей ребенка-инвалида может брать в удобное для себя время, независимо от графика отпусков (ст. 262.1 ТК РФ).

- Право отказаться от командировок, ночных смен и сверхурочной работы (ст. 259 ТК РФ)

Родителей детей с ограниченными возможностями к подобным работам можно привлекать только после ознакомления с правами, данными им по Трудовому кодексу (под подпись), и оформления их письменного согласия.

Данным правом может воспользоваться только один из родителей (опекунов). Причем для этого необходимо написать соответствующее заявление в ПФР, так как зачет в стаж периода ухода за больным ребенком осуществляется только по инициативе заявителя.

- Право выйти на пенсию раньше срока (ст. 32 закона № 400-ФЗ)

Одному из родителей пенсия может быть назначена на 5 лет раньше, но только при соблюдении определенных условий: должны быть выполнены требования по страховому стажу (20 лет отцам и 15 лет матерям), индивидуальный пенсионный коэффициент должен иметь значение не менее 30 баллов, а ребенка-инвалида данный родитель должен воспитывать минимум до 8 лет.

Требования к опекунам аналогичны, но сокращение возраста выхода на пенсию в случае с ними происходит несколько иным способом. Им убирают по 1 году за каждые 1,5 года опеки над больным ребенком, но не более 5 лет в общей сложности.

Налоговые льготы

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, могут рассчитывать на ослабление налоговой нагрузки. Налоговые льготы родителям, прежде всего, касаются уплаты НДФЛ.

Им положен вычет в повышенном размере:

- 12000 рублей – при воспитании ребенка с инвалидностью биологическими родителями или усыновителями;

- 6000 рублей – для опекунов и попечителей.

Кроме того, таким родителям полагается и стандартный налоговый вычет за ребенка в размере 1400 рублей. Необходимость суммирования вычетов по двум основаниям подтверждается письмом Минфина РФ № 03-04-06/15803 от 20.03.2017 г.

В полной семье родитель с меньшей заработной платой может отказаться от своего права на вычет по НДФЛ. Тогда родитель с более высоким доходом сможет применять вычет в двойном размере.Право на льготы по подоходному налогу необходимо подтвердить в налоговой инспекции, предоставив туда свидетельство о рождении ребенка и подтверждающие инвалидность медицинские справки. Для начала применения налогового вычета также нужно написать заявление по месту работы. Пишется оно в свободной форме с приложением копий тех же документов, которые подавались в ИФНС.

Льготы по транспортному налогу

В ряде субъектов РФ семьи с детьми-инвалидами могут рассчитывать на освобождение от уплаты налога на транспорт. Этот налог идет в местные бюджеты, поэтому и установление по нему льгот находится в компетенции региональных властей. Возможность не платить налог за автомобиль получили семьи Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской и Волгоградской областей, а также ряда других регионов. Ознакомиться с действующими в субъекте налоговыми льготами можно в любом местном отделении налоговой службы.

Особые условия зачисления в ВУЗ

Дети-инвалиды имеют право на зачисление в ВУЗ вне конкурса. Если абитуриенту уже исполнилось 18 лет, данное право сохраняется только при назначении 1 или 2 группы инвалидности. Инвалиды 3 группы поступают в ВУЗ на общих условиях. Зачисление вне конкурса не подразумевает освобождения от экзаменов. Результаты ЕГЭ абитуриентов-инвалидов также должны соответствовать проходному баллу по заявленной специальности. Но если количество бюджетных мест ограничено, инвалиду будет отдан приоритет.

Возможностью поступить в ВУЗ вне конкурса можно воспользоваться только раз в жизни, поэтому к выбору учебного заведения стоит отнестись максимально ответственно.

Льготный проезд

Бесплатный проезд на неограниченное число поездок.

Исключение: такси, это частный вид транспорта, поэтому льгота не действует.

1 раз в год - бесплатный проезд к месту оздоровления или лечения и обратно внутри страны в вагонах любых категорий, кроме двухместных купе и вагонов с повышенным комфортом.

Ребенок также в праве воспользоваться льготами, которые ОАО "РЖД" предоставляет всем семьям, независимо от статуса инвалидности:

- бесплатный проезд для детей до 5 лет, не занимающих отдельного места;

- скидка 50% для школьников старше 10 лет с 1 сентября по 31 мая при предъявлении справки из школы.

1 раз в год - бесплатный проезд к месту оздоровления или лечения и обратно внутри страны в эконом-классе при следующих условиях:

- меньшая стоимость авиабилета в сравнении с билетом на поезд;

- наличие у ребенка-инвалида заболевания или травмы спинного мозга.

При перевозке самолетом дети-инвалиды будут пользоваться рядом нематериальных привелегий: обслуживание вне очереди, право первым занять место в салоне, предоставление коляски авиакомпанией.

Некоторые авиакомпании, участвующие в государственной программе, предлагают билеты по субсидированным тарифам для людей с ОВЗ по ряду маршрутов.

Бесплатная медицинская помощь

По рецепту врача ребенок-инвалид может бесплатно получать:

- лекарственные препараты (их перечень ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минздравсоцразвития РФ);

- технические средства реабилитации (костыли, трости, опоры и пр.);

- кало- и мочеприемники;

- глюкометры, тест-полоски и шприцы для больных диабетом;

Чтобы получить льготный рецепт в поликлинике, необходимо предварительно подтвердить свое право в отделении ПФР. После предоставления туда свидетельства о рождении, СНИЛС и медицинского заключения МСЭ вам будет выдана справка, с которой уже можно направляться к врачу за рецептом на бесплатные препараты.

Льготные лекарства выдают далеко не во всех аптеках, а только в тех, которые заключили договор с государственными органами. С их перечнем и адресами вас обязаны ознакомить в поликлинике.

Воспользоваться рецептом может любое лицо, то есть брать с собой ребенка в аптеку нет необходимости. При отсутствии нужного лекарства вам обязаны предоставить его аналог либо заказать требуемый препарат в течение 10 дней. Бесплатные медикаменты выдаются без ограничений по количеству и стоимости, в соответствии с установленной доктором дозировкой.

Льготный отдых в санатории

Бесплатная путевка выдается только при наличии официально подтвержденных медицинских оснований. Для этого необходимо пройти медкомиссию в поликлинике и получить на руки справку по форме 070/у-о4. Далее оформление осуществляется через органы соц. защиты.

Помимо вышеуказанной справки, туда нужно будет подать:

- свидетельство о рождении (с 14 лет – паспорт);

Проверка документов занимает не более 20 дней. Но даже при принятии положительного решения чаще всего путевку придется еще некоторое время подождать, так как на них образуются очереди.

Дети-инвалиды отправляются в санаторий на срок не менее 21 дня. Если же они страдают от патологий головного или спинного мозга, продолжительность лечения увеличивается до 42 дней. Льготные путевки выдаются только в те санаторно-курортные учреждения, которые сотрудничают с органами государственной власти.

Отказ от набора соц. услуг

Дети-инвалиды имеют право полностью или частично отказаться от набора социальных услуг в пользу дополнительных денежных выплат. Такой шаг стал возможным после принятия закона о монетизации льгот (№ 122-ФЗ от 22.08.2004 г.).

Набор социальных услуг в 2020 году оценивается в 1082,53 рубля.

В частности это:

- 933,25 рубля за лекарства;

- 144,37 рубля за путевки в санаторий;

- 134,04 рубля за льготный проезд.

Инвалид вправе сохранить за собой актуальные услуги, заменив денежной компенсацией только те, в которых не возникает необходимости. Денежные средства будут выплачиваться совместно с ЕДВ ежемесячно.

Оформление денежной компенсации происходит через отделение ПФР. Там пишется заявление установленного образца, которое необходимо сопроводить следующими документами:

- свидетельством о рождении либо паспортом;

- справкой о наличии права на набор соц. услуг (если она ранее была получена в ПФР).

Подать документы на компенсацию нужно до 1 октября текущего года, так как в 4 квартале уже начинается планирование бюджета на будущий год. Если не успеть обратиться в ПФР в срок, начать получать компенсацию можно будет только более чем через год.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства просвещения РФ от 28 апреля 2021 г. № ДГ-992/07 “О проведении ГИА в 2021 г. для обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью”


Обзор документа

Письмо Министерства просвещения РФ от 28 апреля 2021 г. № ДГ-992/07 “О проведении ГИА в 2021 г. для обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью”

В рамках подготовки к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - ГИА-9) и государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА-11) (далее вместе - ГИА) в 2020/21 учебном году Минпросвещения России по согласованию с Рособрнадзором направляет разъяснения по вопросу организации их проведения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ-273)).

Инвалид (до 18 лет - ребенок-инвалид) - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

В 2021 году ГИА-9 проводится по русскому языку и математике, результаты которой являются основанием для выдачи аттестата об основном общем образовании.

Обучающиеся с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), обучающиеся - дети-инвалиды и инвалиды (при предъявлении оригинала или заверенной копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее - справка, подтверждающая инвалидность) при сдаче ГИА-9 в 2021 году имеют право:

на сдачу экзамена только по одному обязательному учебному предмету по выбору обучающегося (по русскому языку или математике);

на сдачу экзамена в форме государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ);

на увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа;

на организацию питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена (порядок организации питания (место и форма) и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий для обучающихся с ОВЗ, обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее - ОИВ), самостоятельно);

на беспрепятственный доступ в аудитории, туалетные и иные помещения, а также пребывание обучающихся в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

В 2021 году ГИА-11 проводится по русскому языку и математике, результаты которой являются основанием для выдачи аттестата о среднем общем образовании.

Для лиц, не планирующих поступление на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, ГИА-11 проводится в форме ГВЭ по русскому языку и математике.

Лица, планирующие поступление на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, проходят ГИА-11 в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по русскому языку, а также проходят ЕГЭ по следующим учебным предметам: математика профильного уровня, литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский и китайский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые указанные лица сдают по своему выбору для предоставления результатов ЕГЭ по соответствующим учебным предметам при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательные организации высшего образования.

Обучающиеся с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), обучающиеся - дети-инвалиды и инвалиды (при предъявлении оригинала или заверенной копии справки, подтверждающей инвалидность) при сдаче ГИА-11 в 2021 году имеют право: (при предъявлении оригинала или заверенной копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее - справка, подтверждающая инвалидность)

на прохождение ГИА-11 только по русскому языку в форме ГВЭ или ЕГЭ по выбору указанных лиц;

на увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа;

на организацию питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий (порядок организации питания (место и форма) и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий для обучающихся с ОВЗ, обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов определяется ОИВ самостоятельно);

на беспрепятственный доступ в аудитории, туалетные и иные помещения, а также пребывание обучающихся в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

При наличии у обучающихся заключений ПМПК с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче ГИА-9 и ГИА-11 обучающиеся имеют право на создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития, среди которых:

предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (занять рабочее место, передвигаться, организовать рабочее место, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные бланки). Ассистентом может быть определен работник образовательной организации, социальный работник, а также в исключительных случаях - родитель (законный представитель) участника экзамена. Не допускается привлекать в качестве ассистентов при проведении экзамена по учебному предмету специалистов по данному учебному предмету. Вместе с тем в 2021 году допускается привлекать в качестве ассистентов работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, являющихся учителями обучающихся, сдающих экзамен в данном пункте проведения экзамена;

оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников экзамена);

привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников экзамена);

копирование экзаменационных материалов в увеличенном размере в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников экзамена);

выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.

Для обучающихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, и обучение которых организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях, проведение ГИА-9 и ГИА-11 может быть организовано на дому, в медицинской организации.

Основанием для организации экзамена на дому является заключение медицинской организации о наличии заболевания, дающего право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому в соответствии с приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому" с рекомендациями о сдаче ГИА-9/ГИА-11 на дому и рекомендации ПМПК о необходимости организовать проведение ГИА-9/ГИА-11 на дому.

Основанием для организации экзамена в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК о необходимости организовать проведение ГИА-9/ГИА-11 в медицинской организации.

Для создания специальных условий при проведении ГИА на дому или в медицинских организациях (увеличение продолжительности времени экзамена; предоставление услуг ассистента (помощника), услуг ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников экзамена); использование технических средств в процессе сдачи экзамена печать экзаменационных материалов увеличенным шрифтом; выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию) необходимо наличие заключения ПМПК с поименованными указанными специальными условиями.

В таком случае указанные обучающиеся будут относиться к категории "обучающийся с ОВЗ".

Рекомендации ПМПК об организации сдачи экзамена на дому / в медицинской организации не равнозначны рекомендациям ПМПК о создании специальных условий и не являются основанием для их создания.

В целях оптимизации условий проведения ГИА на дому, в медицинской организации допускается совмещение отдельных полномочий и обязанностей лицами, привлекаемыми к проведению ГИА на дому, в медицинской организации, в том числе:

член государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации может выполнять функционал руководителя пункта проведения экзамена;

организатор может одновременно выполнять функции технического специалиста.

Рекомендуется организовывать специализированные (отдельные) аудитории для участников экзамена с ОВЗ, участников экзамена - детей-инвалидов и инвалидов в зависимости от категории нозологической группы:

слепых, поздноослепших, слабовидящих;

с тяжелыми нарушениями речи;

с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

с задержкой психического развития;

с расстройствами аутистического спектра;

иных категорий участников экзамена, которым требуется создание специальных условий.

Специализированные (отдельные) аудитории для проведения экзаменов оборудуются:

для слабослышащих участников экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;

для слабовидящих участников экзамена индивидуальной равномерной (не менее 300 люкс) освещенностью каждого рабочего места в аудитории. Возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не менее 300 люкс при отсутствии динамической регулировки;

Допускается нахождение в одной аудитории участников экзамена, относящихся к разным нозологическим группам.

Количество рабочих мест в каждой аудитории определяется в зависимости от категории нозологической группы, используемых технических средств.

Учитывая, что законодательство Российской Федерации регламентирует необходимость обеспечения равных прав на получение образования для всех категорий обучающихся, при этом исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ отсутствует, считаем целесообразным рекомендовать ПМПК принимать решения по выдаче заключений самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития, при этом срок обращения на ПМПК может не иметь ключевого значения для принятия решения.

Деятельность ПМПК, включая порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, регламентируется положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 (далее - Положение о ПМПК).

В соответствии с пунктом 23 Положения о ПМПК заключение ПМПК носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Однако представленное родителями (законными представителями) детей заключение ПМПК является основанием для создания ОИВ и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение ПМПК действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

В соответствии с пунктом 18 Положения о ПМПК при необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.

В ряде субъектов Российской Федерации, имеющих на своей территории труднодоступные, удаленные образовательные организации, может быть организовано выездное ПМПК или дистанционное обследование ПМПК.

Согласно Положению о ПМПК одним из направлений деятельности ПМПК является проведение обследования детей (лиц в возрасте от 0 до 18 лет).

Вместе с тем на федеральном уровне законодательно не запрещено проводить обследование лиц старше 18 лет.

Порядок работы ПМПК утверждается ее учредителем - ОИВ для центральных ПМПК, органом местного самоуправления в сфере образования - для территориальных ПМПК (пункты 3, 5 Положения о ПМПК).

В связи с изложенным для проведения обследования на ПМПК обучающихся, достигших возраста 18 лет, с целью получения ими рекомендаций о создании специальных условий при сдаче экзаменов необходимо издание соответствующего регионального или муниципального нормативного акта, регламентирующего деятельность ПМПК.

В соответствии с пунктом 12 статьи 8 ФЗ-273 органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования обязаны организовать предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.

С учетом изложенного существенно возрастает роль ПМПК и требования к организации их деятельности, взаимодействию с образовательными организациями и органами управления образованием, созданию региональных систем комплексной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся.

В целях обеспечения образовательными организациями безопасных условий сдачи ГИА в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, считаем целесообразным обучающимся, которым во время сдачи ГИА требуется проведение медицинских процедур, но которые не являются обучающимися с ОВЗ, обучающимися с инвалидностью, ПМПК рекомендовать создание специальных условий при сдаче ГИА по медицинским показаниям.

К таким рекомендациям может относиться использование ингаляторов, инсулиновых помп и др. с перечислением конкретных медицинских процедур, которые будут/ могут проводиться в период проведения экзаменов, и медицинских устройств, которые при этом будут использоваться.

Просим организовать работу при проведении в 2021 году ГИА для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов в рамках представленных разъяснений.

Обзор документа

Минпросвещения по согласованию с Рособрнадзором подготовило разъяснения по вопросам организации проведения ГИА-9 и ГИА-11 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

льготы в школе инвалидам

Дети с инвалидностью нуждаются в государственной поддержке. Поэтому федеральное и региональное законодательство предусматривает ряд льгот для данной категории несовершеннолетних. Особое внимание следует обратить на обучение детей инвалидов в школе, какие права и обязанности для них устанавливаются.

Обучение детей-инвалидов: школа или дом.

Он может посещать общеобразовательную школу, коррекционную организацию или находиться на домашнем обучении.

Это зависит от особенностей заболевания и индивидуальных характеристик ребенка.

Помощь к школе детям инвалидам оказывается в государственных консультационных центрах. Несовершеннолетние нуждаются в поддержке психолога и некоторых других специалистов.

Перед поступлением ребенка в образовательную организацию в 1 класс родителям рекомендуется пройти с ребенком психолого-медико-педагогическую комиссию, где будет проведено комплексное обследование актуального уровня развития дошкольника.

По его результатам специалисты выдадут заключение с рекомендациями по дальнейшей форме обучения.

Независимо от выводов комиссии ребенок инвалид в общеобразовательной школе имеет право обучаться на общих основаниях.

Инклюзивное обучение предусматривает, что учащийся посещает обычный класс со здоровыми детьми.

При этом школа должна обеспечить сопровождение ребенка тьютором. Это педагогический работник, прошедший специальное обучение, который должен помогать школьнику на протяжении всего времени посещения ОО.

права инвалидов в школе

Образовательная организация в обязательном порядке должна быть оборудована пандусом, на входе и в помещениях вешаются таблички для слабовидящих или слепых и др.

Несмотря на это, родители часто выбирают для детей домашнюю форму обучения. При этом учителя должны давать индивидуальные занятия на дому или с помощью дистанционных технологий в том же объеме, что положено по программе в этом классе.

Дополнительно со школьником должен заниматься психолог, социальный педагог, а при наличии рекомендаций и логопед.

Родители имеют право отдать ребенка-инвалида на обучение в коррекционную школу по профилю его заболевания.

Преимуществом этого выбора считается:

Но коррекционных школ не так много по различным профилям заболеваний. Поэтому обычно обучение в них предполагает круглосуточное пребывание.

Не каждый родитель соглашается на проживание ребенка вдали от дома, поэтому они выбирают для школьника инклюзивное обучение.

Льготы для детей-инвалидов.

Дети инвалиды льготы в школе имеют различные. Среди них отмечают:

    поступление в образовательную организацию;
  1. услуги тьютора, сопровождающего ребенка в течение учебного времени;
  2. бесплатное обеспечение учебниками и учебными пособиями;
  3. выплаты родителям, компенсирующие затраты на школьную и спортивную форму (устанавливаются региональными властями).

На каждого ребенка-инвалида, даже если он учится в классе на общих основаниях, педагогические работники составляют отдельные программы по каждому предмету.

В них должны учитываться особенности ребенка, уровень его актуального развития. При написании контрольной по любому предмету в классе со всеми, учащемуся с инвалидностью не предоставляется никаких льгот.

Но прохождение выпускных экзаменов для учеников этой категории организовывается отдельно, а пункты сдачи должны быть оборудованы всем, что может понадобиться школьнику с ограниченными возможностями здоровья.

Дополнительные льготы.

Законодательством предусмотрено бесплатное питание в школе ребенка инвалида.

Его количество различается, в зависимости от способа обучения:

  1. для школьников в общеобразовательных заведениях – 2 раза;
  2. при обучении в группе продленного дня – 3 раза;
  3. при зачислении в коррекционную школу с круглосуточным пребыванием – 5 раз.

Для оформления бесплатного питания необходимо:

  • подать соответствующее заявление в соцзащиту;
  • к ходатайству приложить выписку о присвоении инвалидности и свидетельство о рождении;
  • получить справку из УСЗН о том, что ребенок может претендовать на бесплатное питание в школе;
  • отдать документ в образовательную организацию.

Родители детей-инвалидов, которые обучаются на дому, не могут получить бесплатное питание в школе. Поэтому они могут заменить его на компенсацию, выплачиваемую к социальной пенсии.

При оформлении бесплатного питания следует учитывать, что справка действует только в течение учебного года. В сентябре понадобится подавать заново документы.

Заключение

При необходимости школа должна предоставить учащемуся с ограниченными возможностями тьютора, индивидуального сопровождающего. При желании родителей обучение в классе может быть заменено на домашнее, с использованием дистанционных технологий.

Дети-инвалиды, могут беспрепятственно обучаться по месту жительства в дошкольных учреждениях и в школах общего образования в одной группе и классе с другими детьми по общей образовательной программе, независимо от ограничений по их здоровью. Такая система образование называется инклюзивной. При этом таким детям оказывают специальную поддержку с учетом состояния их здоровья.

Но обучение может проводиться и в отдельных классах, специально выделенных для таких детей. Если обучение ребёнка-инвалида в школе невозможно, тогда, с согласия родителей, его обучение по основным общеобразовательным программам должно осуществляться на дому.

Льготы для детей-инвалидов в период получения образования

С начала 2021 года изменился порядок приема детей-инвалидов на обучение по программам среднего профессионального образования (СУЗы) за счет бюджетных средств и по договорам на платной основе, подробнее об этом можно прочитать в моей статье .

Следует добавить. Льгота на бесплатное обучение в ВУЗе и СУЗе действуют только при первом поступлении в эти учебные заведения. При повторном поступлении прием в учебное заведение будет производиться на общих основаниях.

Льготы для детей с инвалидностью в 2021 году

Чтобы оформить инвалидность ребенку, необходимо получить направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ). Для этого нужны заключения всех необходимых врачей-специалистов, результаты которых вносятся в направление на МСЭ. Оформленное направление передается медицинской организацией в бюро МСЭ в течение трех дней.

Для родителя, который ухаживает за ребенком-инвалидом и не может из-за этого работать, предусмотрена компенсационная выплата в размере 10 тыс. рублей. Если уход осуществляется не родителем, а опекуном или попечителем, то размер выплаты составит 1200 рублей. Средства выплачивает Пенсионный фонд.

Кроме того, дети-инвалиды имеют право на обеспечение необходимыми техническими средствами реабилитации в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА). Речь идет о креслах-колясках, ортопедической обуви, ортезах и многом другом.

Особым детям положены также медицинская реабилитация, реконструктивная хирургия, комплексная реабилитация, протезирование (ортезирование). Все это проводится при наличии в ИПРА соответствующей записи.

В разработанной бюро медико-социальной экспертизы ИПРА ребенка-инвалида будут вписаны все реабилитационные мероприятия, которые ему необходимы. Там же указывают орган государственной власти, к которому следует обращаться по всем возникающим вопросам.

Дети-инвалиды пользуются и льготой при поступлении в высшие учебные заведения — они могут быть зачислены в вуз в рамках установленной квоты вне основного конкурса.

Семьи, имеющие ребенка-инвалида, имеют право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. В подавляющем большинстве регионов данная льгота предоставляется в форме компенсации части понесенных расходов. По этому вопросу необходимо обращаться в органы социальной защиты населения.

Читайте также: