Летописец начала царства краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

XVI в. В нем последовательно проводятся положения о необходимости утверждения самодержавной власти царя и об исторической обусловленности победы России над Казанским ханством.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация".

ЛЕТОВ Александр Михайлович (1911-74), учёный в области теории управления, член-корреспондент АН СССР (1968). Труды по устойчивости нелинейных регулируемых систем. Государственная премия СССР (1972).Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Не сохранившаяся русская летопись XIV в. Ссылка на нее имелась под 1392 в Троицкой летописи и известна по выписке Н.М. Карамзина. Текст летописца был использован в Троицкой и Симеоновской летописях, Владимирском летописце и др. Летописец представлял собой московскую великокняжескую летопись, доведенную до 1389. Источником для ее составления послужила предшествовавшая московская великокняжеская летопись. Редакторы летописца возвеличивали представителей московского княжеского дома, подчеркивая их ..

Летопись, составленная в Соловецком монастыре во 2-й пол. XVI в. И продленная на основании официальных документов и монастырских хозяйственных записей до 1762 (в типографском изд. — до 1847). Содержит хронологический перечень событий (с 1429 — года основания монастыря), связанных с историей монастыря, отношениями с центральной властью и историко-архитектурными памятниками. Издавался в 1790, 1815, 1821, 1833, 1847.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

"Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича", официальная летопись сер. XVI в. О правлении Ивана Грозного и его личной деятельности. Создана в 1550-е, ее составителем исследователи считают митр. Макария или А.Ф. Адашева. "Летописец начала царства" представляет собой панегирик Ивану IV и победе над Казанским ханством. Основной текст его освещает события с 1533 до покорения Казани. Позднее он был дополнен известиями за последующие годы (в разных списках по 1556, 1558, 1560). ..

Связанные понятия

Летопи́сец Е́ллинский и Ри́мский, или Е́ллинский и Ри́мский летопи́сец, или Е́ллинский летопи́сец (сокращённо ЕЛ) — крупнейший древнерусский компилятивный хронографический памятник.

Русские летописи — летописи Руси, памятники древнерусской литературы. Основной письменный источник по истории России и других восточнославянских земель допетровского времени.

Летопись Самовидца о войнах Богдана Хмельницкого и о междоусобиях, бывших в Малой России по его смерти — казацкая летопись, написанная на староукраинском языке, один из фундаментальных источников по истории Восточной Европы XVII века, в частности периода Хмельничины и Руины. Написана очевидцем событий, выходцем из старшины Войска Запорожского. По заключению профессора Владимира Антоновича — первая казацкая летопись, отличающаяся полнотой и живостью рассказа, а также достоверностью.

не путать с изданной в т. XX ПСРЛ Львовской летописью XVI века, названной в честь Н. А. ЛьвоваЛьво́вская ле́топись — летописный памятник первой половины XVII века, помещенный в рукописной книге М. Гунашевского. Название условно. Львовская летопись отражает события на Руси с 1498 по 1649 годы, подавая ценные сведения о внешнеполитическом и экономическом положении украинских земель, взаимоотношения с Польшей, Россией, Крымским ханством. Много внимания уделяет крымскотатарским набегам, навязыванию Унии.

Опатовицкий летописец (чеш. Letopisy hradišťsko-opatovické) — чешские, так называемых Опатовицкие, или Градищенские анналы, написанные по-латыни (лат. Annales Gradicenses-Opatovicenses).

Межигорская летопись (Межигорская казачья летопись) — летописный памятник XVII века (события 1608—1700-х гг.), созданный в Межигорском монастыре. При сравнительно небольшом объёме (41 запись разных лет) является значительным источником по истории Волыни, Киевщины, Полтавщины. Много места уделено казачеству.

Псковские летописи — летописные своды XIV—XVII вв., содержащие обширный материал по истории Псковской земли, Новгорода, Балтии и Москвы.

Житие́ (греч. βίος, лат. vita) — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением жития занимается агиография.

Сказания иностранцев — название, данное в русской исторической литературе письменным свидетельствам иностранцев (записки, дневники, донесения, заметки и пр.), составленным на основании собственных наблюдений или по рассказам других лиц, побывавших в русских землях в VI—XVIII веках. Этот важный исторический материал обратил на себя внимание российских исследователей.

Российская досоветская историография — совокупность исторических сочинений российских авторов XII — начала XX века.

Австразийские письма (лат. Epistolae Austrasicae, англ. Austrasian Letters) — сборник из сорока восьми эпистолярных документов различных авторов, датируемый концом VI века. Назван по Австразийскому королевству, при дворе правителей которого он был составлен. Ценный источник по истории Франкского государства второй половины V — конца VI веков.

Литература Великого княжества Литовского ― литература, сложившаяся в XIV—XVIII веках на землях Великого княжества Литовского (нынешняя Белоруссия, Литва, частично Украина, Россия и Польша). Многоязычная литература Великого княжества Литовского развивалась на западнорусском, старославянском (церковнославянском), польском, латинском и литовском языках. Представлена различными жанрами — летописанием, историческими хрониками, повествовательными и описательно-беллетризованными формами, поэзией, публицистикой.

Рукопи́сные импера́торские библиоте́ки Кита́я (кит. трад. 策府, пиньинь: cèfǔ или кит. 册府 с тем же чтением) упоминаются в исторических документах конца I века до н. э. Основным источником, дающим сведения о составе и принципах комплектования библиотек, являются династийные истории. В условиях централизации духовной жизни в императорском Китае, придворная библиотека была образцовым книгохранилищем, которая совмещала функции исторического архива и цензурного комитета, поскольку содержала набор текстов.

Словарь достопамятных людей Русской земли — биографический справочник, составленный Дмитрием Николаевичем Бантыш-Каменским.

Ру́сское ца́рство или Росси́йское ца́рство, также Моско́вское ца́рство — период в истории Русского государства между 1547 и 1721 годами.

Историография правления Юстиниана I — часть византийской историографии, относящейся к периоду правления императора Юстинана I (527—565). В силу важности этого периода, она является предметом многочисленных исследований.

Синяя летопись (тибетский: དེབ་ཐེར་སྔོན་པོ , Вайли: deb ther sngon po; англ. Blue Annals) — летопись, созданная gos lo tsā ba gzhon nu dpal (Гой-лоцава Шоннупэл — 1392—1481) и завершённая в 1476 году. Выражает точку зрения экуменического движения Римэ, особое внимание уделяется распространению различных школ буддизма в Тибете.

По́лное собра́ние ру́сских ле́тописей (общепринятое сокращение ПСРЛ) — основополагающая книжная серия для изучения истории древней и средневековой Руси.

Хроника — написанный в начале IV века фундаментальный труд Евсевия Кесарийского, суммировавший данные античной хронографии, объединивший её с библейской и ставший основой многих средневековых хроник. Полноценный текст сохранился только в армянском переводе V века. Возможно, самое раннее произведение Евсевия.

Ке́мбриджский докуме́нт, Ке́мбриджский Анони́м (по месту хранения в библиотеке Кембриджского Университета) или письмо́ Ше́хтера (по имени первооткрывателя) — рукопись на древнееврейском языке. Содержит фрагмент письма неназванного еврея, подданного хазарского царя Иосифа к неназванному господину из средиземноморской страны. Один из двух (наряду с письмом царя Иосифа) письменных памятников хазарского происхождения.

Археографи́ческие коми́ссии — учреждения в Российской империи, СССР и России, целенаправленно занимавшиеся научным описанием и изданием письменных исторических источников.

Древнеармянская историография — совокупность работ армянских авторов — около ста историков и хронистов, живших между V—XVIII веками включительно. Историография занимала доминирующее место в древнеармянской литературе, одной из наиболее богатых историографических традиций.

Таварих-и гузида-йи нусрат-наме (Избранные истории из Книги побед) — анонимный труд, написанный на тюрки (староузбекском языке) и посвященный истории Шейбани-хана (1451—1510), основателя узбекского государства в Мавераннахре. Книга, видимо, закончена в 1505 году. Некоторые специалисты считают автором самого хана, что правдоподобно, так как он был весьма образованным человеком и поэтом, сохранились его стихи.

Царство Славян это сокращенное название произведения дубровницкого бенедиктинца и историка Мавро Орбини. Полное же название произведения Царство Славян сегодня иногда неверно называемых Склавони (l Regno degli Slavi hoggi corottamente detti Schiavoni). Было опубликовано в Пезаро 1601.

Хлебниковский список — древнерусский летописный свод середины XVI века. Предположительно один из двух основных списков Ипатьевской летописи.

Протасий (? — после 1332 года) — боярин, московский тысяцкий, один из ближайших сподвижников Ивана I Калиты.

Кормление в стойлах они введут вместе с просвещением.

Политическая мысль эпохи Ивана IV Грозного. Часть II. Летописец начала царствования

В продолжении повествования о политической мысли в эпоху Ивана Грозного, хотел бы обратиться к очень интересному документу: "Летописцу начала царствования" Ивана 4.

Данный документ является официальной летописью, повествующей о правлении первого русского царя Ивана 4 Грозного. Автором данного памятника является кто-то из т.н. "Избранной рады" царя. Некоторые учёный называют имя митрополита Макария, другие Алексея Адашева. Лично мне ближе версия Адашева, ввиду наличия многих хвалебных отзывов в его сторону и наоборот изъятия тех моментов, которые могли бросить тень на его персону. Так или иначе, но в нашем контексте это не так уж и важно.

В "Летописце. " фигурируют две основные темы: Присоединения Казани к России и укрепление самодержавия.

Что касается присоединения Казани - это безусловный триумф нашего государства и лично царя, именно тогда и начиналось строиться русское государство как империя. Иван Грозный в "Летописце" по этому поводу сравнивается с Александром Невским и Дмитрием Донским.

На второй теме нужно остановиться подробнее. Как известно, жизнь у Ивана 4 была тяжёлой: в 3 года он лишается отца, а в 7 лет матери Елены Глинской. Последующие десять лет для него прошли под знаком притеснения дворян и его бессильном гневе против них, об этом сам царь красноречиво повествует в переписке с Курбским.

Раздираемая на части страна в годы боярского правления рисковала прекратить своё существование, лишь венчание на царство Ивана 4 митрополитом Макарием и утверждение у власти т.н. Избранной рады, помешало необузданному хаосу поглотить зарождающееся русское государство.

"Летописец начала царствования" отражал интересы новой власти. В нём возвеличивается власть монарха, показывается её торжество, которое выражается в венчании на царство. Соответственно осуждается боярское самоуправство. Из данного документа можно сделать выводы об осуждении иосифлянства, к которому принадлежал митрополит Макарий, что свидетельствует не в пользу его авторства, но данная мелочь для нас не очень важна, скорее любопытна. Вероятно здесь имела место борьба внутри самой Избранной рады.

Важно отметить, что "Летописец. " отнюдь не осуждает боярское правление, а только его наиболее властную, зажравшуюся часть. Сама Избранная рада являлась учреждением боярско-дворянским, на нё и опёрся царь в борьбе с верхами боярства, в частности с Шуйскими.

Опираясь на менее влиятельную боярско-дворянскую группировку, монархия боролась с центробежными боярскими силами. В дальнейшем, победив их, Избранная рада оказалась ненужной. Наступают времена опричнины, которые приводят к возвышению царской власти до уровня самодержавия. Об этом свидетельствуют позднейшие редакции "Летописца. ", в которых некоторые неудобные моменты редактируются.

Таким образом, "Летописец начала царствования" является важнейшим памятником русской политической мысли, который фиксирует всю сложность внутриполитической борьбы того времени и показывает нам как росла и крепла самодержавная власть русского царя.

начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича', официальная летопись, составленная в 50-е гг. 16 в. Основной текст освещает события с 1533 до покорения Казани; позднее дополнен известиями за последующие годы (в разных списках по 1556, 1558, 1560). Отличается обилием подробностей о деятельности царя, придворной жизни, дипломатических сношениях, событиях военной истории. Составлен в значительной части на основании архивных документов, в редактировании участвовали Макарий, А. Ф. Адашев, И. М. Висковатый. 'Л. н. ц.' - ценный памятник официальной политической идеологии середины 16 в. Представляет собой панегирик самодержавию Ивана IV и победе над Казанским ханством. Особый интерес представляют тенденциозные редакционные поправки, внесённые в текст позднее, вероятно, при участии Ивана IV. 'Л. н. ц.' включен в Никоновскую летопись и в Лицевой летописный свод .

Читайте также: