Лестница якова людмила улицкая краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Начинается роман со смерти Маруси (1975 год), трёхмесячный Юрик, а Норе надо участвовать в похоронах и быстренько что-то забирать из квартиры покойной – она и взяла ивовый сундучок с какими-то письмами и бумагами. Старушка на похоронах плачет и говорит оправдательную речь (позже выяснится, что это Ася, последняя подруга Якова). В конце книги генеалогическое древо семьи Осецких, похоже – самой Улицкой. Подготовка покойной к похоронам: деловитый сын Генрих, в котором (по описанию) ни капли искреннего горя (м.б. потому что маме 85?), а желание быстрее с этим разделаться. Нора – театральный художник прежде всего – украшает гроб гиацинтами, походя морщась от пошлости гвоздик, суеты соседок, в первую очередь пытающихся что-то урвать даже из похорон (винегрет из своих овощей при выданной для поминок приличной суммы, что-то вынести из комнаты покойной, поторопить близких родственников быстрее убраться, чтобы успеть пошуровать в оставленном помещениим до прихода участкового, задача которого комнату, переходящую к государству, опечатать). О Марусе, похоже, искренне пожалела лишь та самая Ася.
И вот начинается сюжет – записки Якова Осецкого, дедушки главной героини Норы. Ему 20 лет (1910 год), он ведёт дневник и с ходу «Мысли о дарвинизме: теория эволюции органической жизни представляется мне в виде главной оси, от которой идут разветвления. Представители существующего животного мира располагаются на концах, из центральной оси нам известны не все, так как виды переходные не долговечны. Исполнив свое назначение (если о таковом вообще можно говорить), т. е. послужив ступенью к другому виду, – они исчезают. Самым интересным вопросом является отыскание места человека на этой таблице. Есть ли он переходная ступень для чего нибудь другого (например, к сверхчеловеку Ницше), или он занимает место на каком нибудь конце разветвлений, что обуславливает более молодой возраст его как органического вида. Сейчас мне пришло в голову такое решение этого. Если мы будем размножать какое нибудь животное, очень быстро размножающееся, например, низшие или простейшие, или бактерии, то через некоторое время мы можем получить сотни поколений, последние поколения в силу закона эволюции уже будут, может быть, резко отличаться от первых. Заметив, через сколько поколений появляется разница, зная, сколько времени нужно для того, чтобы одно поколение выросло и сумело давать жизнь другим, мы сможем вывести отношение между возрастом жизни и периодом появления отличий. Это отношение можно применить к жизни человека и узнать, когда могли или смогут появиться у человека такие отличия, при посредстве которых мы сумеем определить, где его место в родословной существующих и существовавших видов. Теорийка эта вытекает из того, что я предполагаю прямую пропорциональность между возрастом человека и периодом, по истечении которого он может давать жизнь другим. Теперь же, после того, как я написал все это, у меня сейчас же есть возражение. И даже тогда, когда я дописывал предыдущую страницу, я уже знал, что когда кончу “теорию”, я напишу возражение. Дарвин доказал только закон эволюции органической жизни, прибавив к нему еще свое объяснение этого: теория естественного подбора. Вставить в систему эволюции и человека Дарвин не решился. Сделал это Томас Гексли, признав (по происхождению) ближайшим родственником человека – обезьян. На самом деле неверно. Дарвин часто повторяет: “Происхождение человека от какого нибудь низшего животного неопровержимо. От общего родоначальника произошли и обезьяны”. Вот, пожалуйста, опять эволюция.

Похоже, как вот бывает художник вставляет в картину свой портрет, так Людмила Улицкая в роман, поводом к написанию которого послужили письма её деда Якова Улицкого, вставила и историю свою и своего окружения – родных и близких. Причём она (что вполне понятно для мемуариста) очень хотела зафиксировать отдельные детали или происшествия, которые ей пришлось переживать или наблюдать, и она их помнит, как вехи (взрыв гормонов пятнадцатилетней Норы, постановки спектаклей, рождение Якова младшего, перипетии с Юриком – музыкальные, американские, поход на маяк, театр теней Тенгиза, сидение в отделе КГБ над папкой с делом Якова Осецкого, смерть матери и отца, Юрик маленький – его замечания и словечки…).

Прослеживается мелодия – каждый человек уникален, хотя и имеет в своей истории и натуре проблески чего-то, чему предпосылки заложены предками. Но не надо мешать и пытаться воздействовать. Главное – не мешать. И если твой сын, в конце концов, становится наркоманом – рук не опускать, а вызволять, и всё образуется. Всё всегда образовывается, какие бы кульбиты личность не вытворяла. И пусть расцветает сто цветов – школьницы с 9-го класса занимаются любовью, женщины заводят детей, не оглядываясь на - есть ли мужчина в доме или нет. Осуждать мать за позднюю любовь, презирать отца, вести беспорядочную половую жизнь… но быть творческой личностью, преданно любить ещё одну творческую личность и в этом видеть смысл своей жизни.

Вот в этих высказываниях для меня основная ценность романа – популяризация научной идеи, сочетающейся с объяснением влияния Творца на человеческую жизнь: любая судьба – написанный Кем-то текст. И перспектива "гибридного" человека.
Хотя на сюжет эти идеи никак не влияют.

Лестница Якова, Людмила Улицкая - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Классическая и современная проза

Оценка редакции (1-10):

О книге

  • Лестница Якова Название в оригинале
  • 2015 Год первого издания книги

Краткое содержание

Видео

Другие художественные книги






Впечатляющее видео

В 2 года родители купили малышу баскетбольное кольцо и мяч, посмотрите, что умеет этот малыш в 5 лет!

Лестница Якова: роман-автобиография Улицкой

Исторической основой романа стали письма репрессированного деда писательницы Якова Улицкого. Работая над романом, в основу которого легли письма из личного архива, писатель совершает путешествие в историю собственной семьи и с помощью художественного вымысла придает этой истории обобщенную романную форму.

В центре романа параллельно изображаются личности двух людей:

Главный герой — дедушка Улицкой

В одном из интервью, на вопрос чувствовала ли Л.Улицкая в детстве свое еврейское происхождение, она ответила, что яростно дралась с дворовым мальчишкой. В роман автор вводит подобное событие, показывающее отношение к евреям:

Также известно, что оба деда сидели в сталинских лагерях, оба вышли живыми. Яков сидел трижды и вскоре после освобождения умер в ссылке:

Своего деда Якова Л.Улицкая видела один раз в жизни в детстве :


Образ мамы в романе

ЛитРес

Как Людмила Улицкая вписалась в свое произведение

Сама Людмила Евгеньевна закончила кафедру генетики биологического факультета МГУ и работала в Институте общей генетики АН СССР. Данный факт в романе не отображен, однако включены описания, связанные с генетикой, упоминается о клетках, ДНК, лабораториях:

Мы знаем, что первое произведение Л.Улицкой была переведено на французский язык:

Роль театра в романе

Нора — театральный художник, и этот факт, помимо автобиографичности (Улицкая долгие годы работала завлитом Камерного еврейского музыкального театра), имеет огромное значение для всего сюжета.

Что в имени моем

DeKa Media

Восемь эпизодов

С другой стороны, она работает вместе со своим возлюбленным, грузинским режиссером Тенгизом, создавая разные спектакли на основе как драматических, так и прозаических произведений русской и мировой литературы. Сюжет включает в себя восемь эпизодов их совместной работы. Эти эпизоды объединены между собой:

Три сестры


Путешествия Гулливера

Король Лир

Кармен

DeKa Media

Леди Макбет Мценского уезда

Видео: аудиокнига Лестница Якова

Аннотация к книге: Лестница Якова” — это роман-притча, причудливо разветвленная семейная хроника с множеством героев и филигранно выстроенным сюжетом. В центре романа — параллельные судьбы Якова Осецкого, человека книги и интеллектуала, рожденного в конце XIX века, и его внучки Норы — театрального художника, личности своевольной и деятельной. Их “знакомство” состоялось в начале XXI века, когда Нора прочла переписку Якова и бабушки Марии и получила в архиве КГБ доступ к его личному делу… В основу романа легли письма из личного архива автора.

Заключение

Из этого краткого обзора театральных эпизодов романа видно, что именно через описание восьми постановок, осмысляются основные аспекты человеческого бытия:

  • отличие от животного существования;
  • работа, социальные роли и личность;
  • национальная принадлежность;
  • любовь и страсть;
  • судьба и смерть;
  • преодоление материального мира в акте творчества.

Театральные эпизоды романа, кроме того, что в них разрабатывается антропологическая картина, в которой человеческое творчество занимает центральное место и приобретает почти сакральный смысл, интересны еще и тем, что они однотипны по своему строению. В почти каждом из них творческому акту предшествует герменевтический момент, то есть осмысление Тенгизом и/или Норой выбранного для постановки произведения. Наиболее значимое для новой интерпретации предложение из оригинала выделено прямой цитатой, но герои осмысляют не только текст. В процессе совместных размышлений ими, как правило, упоминается одна из реализованных в прошлом постановок данного произведения.

Автобиографический роман, где Улицкая предстает в образе Норы Осецкой. Получив переписку деда и бабушки и доступ к архивам КГБ, Нора выстраивает мост между собой и покойным Яковом Осецким.

За минуту

Полвека разделяет деятельную и своевольную художницу театра Нору Осецкую, родившуюся в 1943-м (как и сама автор романа) с дедом Яковом Осецким, 1890 г.р. Нора виделась с дедушкой в детстве и лишь мельком. Для нее он – абсолютно неизвестный человек. Ближе ей была бабушка Мария.

Когда та умерла, Нора получила от нее в наследство ларь с письмами. И после похорон старушки принялась их изучать. Целая эпоха, полная трагедий, предстала перед ней. Яков Осецкий был интеллектуалом, среди его знакомых и друзей числились писатели, музыканты, художники и режиссеры.

Пробелы в биографии Якова Осецкого Нора заполняет, добыв доступ к архивам КГБ. Она узнает, что Яков Осецкий умер в Абьезской колонии для инвалидов ГУЛАГа.

Читайте также: