Лесные зоны 8 класс краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
5. Тип урока: открытие новых знаний
6. Цель: формирование знаний учащихся об особенностях размещения и природы лесной зоны России
- Изучить леса России
- Выявить особенности взаимодействий компонентов природы в лесной зоне
- Выявить причины различия лесных зон страны
- Продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации
- Способствовать формированию географической культуры личности.
- Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников через формирование информационно-коммуникативной компетентности.
- Развитие экологической культуры учащихся.
Универсальные учебные действия, формируемые у учеников на уроке:
- Познавательные УУД: извлекают информацию из схем, иллюстраций, текстов; выявляют сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делают выводы; обобщают и классифицируют по признакам; находят ответы на вопросы в иллюстрации и тексте.
- Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать других; строят речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; оформляют свои мысли в устной форме; работают в группе.
- Регулятивные УУД: высказывают свое предположение на основе работы с материалом учебника; оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозируют предстоящую работу; осуществляют познавательную и личностную рефлексию.
- Личностные результаты: выражают свои эмоции; формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
7. Технологии: организации самостоятельной деятельности, проблемное обучение, группового обучения, технология развития критического мышления, технология формирования учебной деятельности, технология продуктивного чтения, ИКТ компетентности, здоровьесберегающие технологии.
8. Форма организации учебной деятельности: индивидуальная с элементами групповой работы, фронтальная работа.
9. Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, исследовательский.
10. Методы познания: картографический, проблемный, анализ, сравнение, синтез, прогноз.
11. Средства обучения: слово учителя, карты (настенные, в атласах), учебник (текст, фотографии, рисунок почвенных профилей), ТСО (презентация, видеофильм)
13. Основное содержание урока: Размеры, положение природной зоны. Влияние географического положения, рельефа, климата, почвенного покрова на изменение компонентов природного комплекса. Природные зоны тайги, смешанных лесов, широколиственных лесов. Особенности компонентов и их взаимосвязи. Причины выделения подзон при движении с запада на восток.
14. Здоровье и психосберегающая среда: создание комфортных условий, активных форм изучения учебного материала, смены видов деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических требований.
15. Реализация целей урока: формирование образа лесной природной зоны России на основе комплексной характеристики, работы с разными источниками информации с ориентацией на развитие у учащихся предметных, информационно-коммуникативных компетентностей.
География
На карте России можно увидеть, что лесная природная зона занимает почти половину территории государства (46,6%), а это составляет 763,5 млн га. На огромном пространстве разместилось несколько климатических зон, каждая из которых оказала непосредственное влияние на формирование не только растительности, но и животного мира на этих территориях. Сами леса играют большую роль в создании климата.
Общая информация
Россия занимает ведущее место в мире по площади лесов, которые образуют единую экологическую систему и главной жизненной формой в ней являются деревья. Сюда входят также кустарники и вся растительность, покрывающая почву между деревьями: разнотравье, цветы, лесные ягоды, папоротники, грибы.
Леса распределены неравномерно по территории страны. Это вызвано различием природных условий. Основная их часть расположена в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока — в умеренном климатическом поясе, где зимы холодные с обильными снегопадами, а лето сравнительно тёплое. Влажность воздуха умеренная или повышенная. Природная зона лесов состоит из трех подзон. Последовательность их расположения по направлению с севера на юг:
- Тайга, занимающая большую часть территории.
- Смешанные леса.
- Широколиственные леса.
Три природных комплекса плавно переходят один в другой (смешанные и широколиственные леса занимают гораздо меньшую площадь). Однако и тайга не сразу начинается дремучими лесами — ее предваряет полоса лесотундры, которая протянулась узкой полосой на Севере вдоль всей России.
Это суровая климатическая зона, создающая довольно унылый вид: равнинные участки чередуются с редколесьями, заболоченными местами и озерами. Растительность скудная. Лесотундра преображается только в весеннее время, когда массово зацветают различные растения. Местность примечательна разнообразием и быстрым ростом мхов, поэтому сюда на пастбище прибывает много северных оленей.
Характеристика тайги
Тайга — самая большая лесная зона России, ее ширина в Европейской части составляет приблизительно 800 км, а в Западной и Восточной Сибири — 2150 км. Здесь царствуют вечнозелёные хвойные деревья, что является отличительным признаком природного комплекса, изредка встречаются лиственные породы.
Внутри зоны существуют значительные колебания температур, так как находится она в двух климатических поясах — субарктическом и умеренном. Зимы здесь длинные (5 месяцев) и холодные со средней температурой -25 градусов, иногда опускается до -50. Лето сравнительно тёплое — 10…20 градусов. Осадки выпадают обильными дождями, что приводит к значительному возрастанию уровня влаги.
Тайга богата водными ресурсами. С юга на север текут крупные реки Обь, Енисей и Лена, множество небольших рек, озер и других водоемов. Почва насыщена гумусом и большим количеством минеральных веществ.
Суровые холода и повышенная влажность лесной зоны сформировали леса из неприхотливых и морозоустойчивых хвойных деревьев, способных расти даже на многолетней мерзлоте. В зависимости от состава почв и климатических условий, существует разделение тайги на два типа:
- Темнохвойные леса. Преобладают в европейской части России в зонах повышенной влажности, например, в горах. Представителями такого вида леса являются ель, пихта, а ближе к Уралу и Сибири присоединяется кедр сибирский. Но преобладают все же еловые леса, особенностью которых является полумрак и сырость. Плотно сомкнутые кроны деревьев не пропускают солнечного света к нижнему ярусу растительности, поэтому подлесок слабо развит и состоит только из теневыносливых растений: мха, лишайника и трав.
- Светлохвойные леса. Распространены в Восточной и Средней Сибири, образованы соснами и лиственницами. Эти леса довольно просторные и светлые по сравнению с ельниками — у сосны небольшое количество ветвей, а у лиственницы нижние ветки, находящиеся в тени, со временем отмирают, оголяя стволы. Благодаря достаточному количеству света в нижнем растительном ярусе уже встречаются заросли багульника, лесные ягоды — черника, голубика, брусника.
Хозяйственная деятельность человека на разных участках тайги связана с климатическими условиями и историей заселения зон. Холодные, северная и средняя части природной зоны, менее освоены. Здесь в основном занимаются животноводством на естественных пастбищах, заготовкой леса, добычей полезных ископаемых. В южной тайге выращивают овощи, злаковые культуры.
Животный мир таежных лесов
Фауна таежных лесов включает более 40 видов животных. По сравнению с лесотундрой у них более благоприятные условия для жизни, поэтому здесь больше оседлых зверей. Описание некоторых из них:
Кроме вышеперечисленных животных, в лесах тайги обитают благородный олень, росомаха, лоси, волки, бурундуки, рыси и др. Нигде в мире не водится столько пушных зверей, как в тайге: белка, соболь, лиса, заяц-беляк, колонок, горностай, норка.
Птицы представлены 260 видами. Среди них: глухари, кедровки, совы, рябчики, неясыть, сычи, филин, ястреб.
Лесная зона смешанных пород
Южнее тайги начинаются смешанные леса, которые протянулись широкой полосой на Русской равнине и более узкой в Западной Сибири. Они образованы как хвойными, так и лиственными деревьями.
Здесь теплое и более продолжительное лето (длится около 4 месяцев), в июле температура достигает 20 градусов. Зимняя температура не превышает -25. Снег ложится равномерно на всей территории биокомплекса. Более мягкий климат и достаточное количеством осадков (500−800 мм в год) способствуют полноценному развитию лиственных пород деревьев и другой растительности, которая представлена несколькими ярусами:
- Верхний ярус составляют самые высокие деревья (от 18 до 30 метров). Это ель, сосна, дуб, клен, бук.
- Под ними идёт ярус небольших или молодых деревьев. К ним можно отнести березу, дикую яблоню, грушу, рябину.
- Ещё ниже — кустарниковый ярус. Это может быть калина, шиповник, боярышник, малина.
- Далее идёт ярус из трав (земляника, папоротник, медуница) и грибов.
- Самый нижний ярус составляют мхи и лишайники.
Из животных обитают типичные представители широколиственных лесов: благородный и пятнистый олени, енот, енотовидная собака, косуля, кабан, лесная мышь. Встречаются и таежные животные: белка, лось, заяц-беляк. Водится большое количество птиц: иволга, соловей, сойка, зяблик, сова, кукушка, сойка.
Лесополоса широколиственных деревьев
Смешанные леса плавно переходят в широколиственные. Они образованы теплолюбивыми листопадными деревьями с широкими, крупными листовыми пластинками. К ним относятся дуб, клён, граб, липа, бук, вяз, ясень. Леса такого типа занимают в основном территории Русской равнины и Урала. Большая часть распространена во влажных и умеренно-влажных районах умеренного климата, где соотношение влаги и тепла — оптимальное.
Здесь теплое и продолжительное лето с температурой, достигающей 24 градуса, мягкая зима, плодородные почвы — серые лесные и бурые лесные, насыщенные различными микроэлементами. Все эти факторы обеспечивают самые благоприятные условия в период вегетации растений.
В лесах, кроме основных пород деревьев, растут кедр корейский, орех маньчжурский, липа амурская, лиственница. Множество кустарников (бузина, малина), ягод и грибов, различных трав. Это создает комфортные условия для проживания многих представителей фауны.
Животные встречаются такие же, как и в тайге, — кабан, лось, медведь, волк, лиса, иволга, сова, дятел. Но есть и типичные для широколиственных лесов — это зубр, рысь, туры, тарпаны. Здесь появляется больше земноводных и пресмыкающихся.
Природная зона смешанных и широколиственных лесов претерпевает большие изменения не в лучшую сторону. Почти 40% площади массивов европейской части страны распахано под сельское хозяйство, строительство и расширение городов. Вырубаются ценные породы деревьев и отправляются на экспорт, вытесняется животный мир — некоторые виды можно увидеть только в заповедниках. В этой ситуации человек становится основной угрозой выживания многих видов флоры и фауны, поэтому каждый должен контролировать свои действия и беречь природу.
- Какие условия необходимы для формирования лесной растительности?
- Каково значение леса в жизни человека?
3. Изучение новой темы
Учитель: леса России – это глухомань ельников, и величие дубрав, и пропитанные солнцем сосновые боры, и белоствольные березняки. Леса представлены двумя основными зонами: тайга, смешанные и широколиственные леса.
Зона тайги – самая большая природная зона России по площади: тайга Русской равнины, тайга Западной Сибири, тайга Восточной Сибири, Уссурийская тайга.
Во время выступления класс заполняет таблицу:
Компоненты природных зон
Промежуточный контроль. Вопросы классу:
- Назовите самую распространённую породу дерева в России.
- Почему в таёжной зоне России растёт только лиственница?
- Какое дерево в сибирской тайге называют ореховой сосной?
- Почему тайга бывает темнохвойной и светлохвойной?
- Почему почвы тайги, несмотря на большую растительную массу зоны, не плодородны?
- Какими видами хозяйственной деятельности можно заниматься в этой зоне?
Группа учащихся представляет зону смешанных и широколиственных лесов.
Класс заполняет таблицу.
Компоненты природной зоны
Промежуточный контроль. Вопросы классу:
- Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса?
- Почему почвы широколиственных лесов более плодородны, чем почвы хвойных лесов?
- Какими видами хозяйственной деятельности можно заниматься в данной природной зоне?
Активная хозяйственная деятельность приводит к тому, что ландшафты зоны меняются, многие виды растений и животных занесены в красную книгу. Для охраны естественных ландшафтов создаются заповедники.
Учитель: Один из старейших заповедников страны – Центральный лесной заповедник.
Рассказ ученика о Центральном лесном заповеднике. (приложение 2)
4. Закрепление
Проверить правильность утверждений ( если согласны, поднимаем правую руку). Если не согласны, то должны объяснить почему и дать свой вариант ответа.
Цель урока: Изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон России. Познакомиться с особенностями природы и разобрать взаимосвязи компонентов природы в лесной зоне России.
Планируемые результаты:
Личностные: проявляют самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, выявляют экологические проблемы лесов и пути решения проблем.
Предметные: имеют представления о связи компонентов природы в лесной зоне; применяют практические умения по составлению характеристики природной зоны по предложенному плану, называют и показывают на карте области распространения данных природных зон, работают с картами.
Метапредметные: проявляют аналитическое мышление, память, образное мышление, внимание, умение работать с разными источниками информации.
Оборудование: физическая карта России, атлас, учебник, видеофильм
Тип урока: изучение нового материала
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Разминка по карте.
2. Опрос - работа в группах
1 группа рассказывает об арктической пустыне, 2 – о тундре.
Затем обучающиеся отвечают на вопросы по зонам: арктическая пустыня, тундра.
- В каком климатическом поясе расположена природная зона арктических пустынь?
- Почему в арктической пустыне разреженный почвенно – растительный покров, отсутствуют почвы?
- Как приспособились животные к суровым условиям?
- Назовите животных арктических пустынь
- Назовите растения тундры
- Назовите тип почвы тундры.
III. Актуализация опорных знаний
IV. Самоопределение к деятельности
- Что же такое лес?
V. Работа по теме урока
И в начале угадайте о какой природной зоне идет речь. - эта природная зона лежит к югу от лесотундры; - эта природная зона самая большая по площади в России; - она представлена древесной растительностью; - животный мир в этой зоне расположен по ярусам.
Сегодня мы познакомимся с лесной зоной России. Леса – основная природная зона России. Леса образуют две природные зоны: тайга; смешанные и широколиственные леса. Показ видеофильма про лесную зону.
Самостоятельная работа в парах. Обучающиеся первой парты работают, изучая особенности тайги; второй парты изучают особенности смешанных и широколиственных лесов. Используя план описания природной зоны( пр.1) учебник, карты, атласы дайте характеристику данных природных зон.
После изучения своей темы пары обмениваются информацией.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала.
- Самая распространенная порода дерева в России.
- Почему в тайге Восточной Сибири растет преимущественно только лиственница? (Суровая зима, вечная мерзлота не дают возможности укорениться.)
- Лиственница – хвойное или лиственное дерево?
- Как животные приспособились к условиям тайги?
- Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса?
- Какие почвы характерны в смешанных и широколиственных лесах?
- Почему животные лесов не образуют стада?
VIII. Подведение итогов урока.
IX. Рефлексия
Читайте также: