Лес и человек 4 класс окружающий мир технологическая карта школа россии

Обновлено: 05.07.2024

1) образовательные: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы, познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека, показать важность рационального использования и охраны лесов, сформулировать и обосновать правила поведения в лесу, познакомить с редкими растениями и животными леса.

2) воспитательные: воспитывать любовь, уважение, бережное отношение к природе, культуру поведения.

3) развивающие: развивать познавательный интерес, развивать умение работать с текстом, показать важность рационального использования и охраны лесов.

познавательные- устанавливать причинно-следственные связи между ролью леса в жизни человека и экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, и зависимости между лесом и человеком, моделировать правила и выводы;

коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные- формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата,предвосхищать результат, оценивать качество и уровень освоения материала;

личностные- приобретать новые знания и умения.

Оборудование: презентация, индивидуальные карточки опроса, раздаточный материал в коробках для работы в группах, знаки экологической опасности, рамки для составления памяток.

Ход урока

1. Организационный этап.

Добрый день! Окружающий мир подобен книге, раскрытой каждому разумному человеку. Мы должны изучать её, бережно листая страницу за страницей. Сегодня мы откроем ещё одну страницу этой книги. А о чём она, вы догадаетесь, посмотрев видео и прослушав стихотворение.

(ВИДЕО «Осенний лес)

Учитель читает стихотворение

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить-

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Нагнусь к нему напиться-

И видно всё со дна.

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

А если и устану-

Присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зелёной бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность лес шумит.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Вы догадались, о чём будем говорить на уроке?

На доску крепится

- Что вы знаете о лесе? Давайте проверим ваши знания, соединяя стрелками вопросы и ответы!

А оценивать себя вы будете сами в листе самооценки.

Найдите правильный ответ к вопросу и соедините стрелкой.

ПРОВЕРКА на слайде.

Оцените свою работу.

3. Актуализация знаний.

3. Я думаю, вы хорошо справились со своей работой.

- Как вы думаете, в достаточной ли мере мы изучили эту тему?

-Кто может повлиять на жизнь леса, на состояние леса?

ЧЕЛОВЕК значит, вторая часть темы

ЧЕЛОВЕК

- креплю на доску.

ЛЕС ВАЖЕН ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА? или! Или.

– креплю на доску.

На этот вопрос нам предстоит ответить в конце урока.

А работать вы будете в группах.

-Не забывайте правила работы в группах.

-Как же заполнить? С чего начать? Я предлагаю вам воспользоваться подсказками.

-В коробках находятся предметы, которые вам помогут.

- Найдите ответ, прикрепите.

– Чем является лес для человека?

1 группа - Лес – это аптека

– Почему лес-аптека? (В лесу много лекарственных растений. Свежий воздух тоже лечит.)

2 группа - Лес – это источник топлива

А как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом. А дрова – это деревья, которые росли в лесу.)

3 группа - Лес – источник древесины

– Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?

4 группа – Лес –источник строительного материала

- Но у нас не все ячейки заполнены… Где мы ещё можем найти информацию?

-Прочитайте материал в учебнике на стр. 103-104.

-Заполните остальные ячейки.

дом для растений, животных, грибов

источник чистой воды

ИТОГ: ЛЕС ВАЖЕН ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА?

-Оцените свою работу на этом этапе.

4. ФИЗМИНУТКА - (ВИДЕО + мой рассказ)

Играет спокойная музыка, движения показывает учитель, учащиеся повторяют.

– Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться (дети сидят за партами, мышечное напряжение, глаза зажмурены).

– Весной солнечные лучи согрели землю, и семя отогрелось, расправило свои плечи (расслабление мышц).

– Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях).

– Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким- высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук).

– И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).

– А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения).

Вот так целый год росло растение.

5. Первичное усвоение новых знаний.

Вот как много даёт человеку лес!

-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

Вы ответите на этот вопрос, посмотрев видео.

ВИДЕО – экологические проблемы леса.

После просмотра__ Как же вы ответите на этот вопрос?

-Часто очень не справедлив!

-Мир – это неразрывное единство природы и человека. В результате деятельности человека на земле возникли экологические проблемы.

-А вы знаете, что такое ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ проблема?

- Дайте определение слову ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ проблема (это опасное изменение в окружающей среде под влиянием человека)

6. Первичная проверка понимания

А теперь давайте уточним, какие экологические проблемы бывают в лесу?

_ Задания для групп: прочитать рассказ или стихотворение, обсудить в группе и назвать проблему.

Работают в группах, озвучивают проблему.

Рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

– Зачем ты берёшь с собой мусор?– сказала Оля. Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

– Стыдно перед соловушкой,– тихо ответила Лида.

Проблема – загрязнение лесов.

– Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?

– Если все будут поступать как Оля, то лес превратится в свалку. Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу. А об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.

Стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал – и вон убежал.

– О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении?

Проблема – вырубка лесов.

– Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.

– Какое чувство у вас вызывает эта проблема?

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полет прощальный будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

Проблема – браконьерство- незаконная охота на животных и птиц.

– Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в Красную книгу, находятся под особой охраной.

В. Шефнер “Лесной пожар”

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Проблема – лесные пожары.

– Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

ЧЕЛОВЕК

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

Да, ребята, это очень серьёзные проблемы! Об одной из них писал и говорил весь мир – это лесные пожары в нашей стране, в Сибири. Они представляют собой неконтролируемое горение лесных насаждений и относятся к стихийным бедствиям.

Тревожные слова о лесных пожарах долетают на Землю с каждого космического корабля. Космонавты часто видят внизу на зелёном бархате леса страшные чёрные пятна дыма. То, что на космической фотографии выглядит невинными чёрными

пятнами, на самом деле – ад кромешный. Ревёт, бушует огненная стихия, падают столетние деревья, мечутся в дыму, обезумев от страха звери и птицы.

Людская беспечность – вот главная причина беды. Брошенная горящая спичка, незатушеный костёр, осколок стекла, брошенный на солнечном месте- всё это может стать причиной лесного пожара.

Лесные пожары в Сибири — начались в июле 2019 года в труднодоступных районах Красноярского края, Иркутской области, Бурятии, Забайкалья и Якутии. К концу месяца их общая площадь составила более 3 млн га.

Потушили пожар – это хорошо. Плохо только, что теперь здесь на много-много лет останется мёртвая гарь. Нескоро ещё на месте пожарища зазеленеют первые деревца. Это большой ущерб природе. Будьте всегда осторожны с огнём!

Жизнь людей зависит от состояния природы. На земле возникают проблемы, которые надо решать. Для этого созданы различные международные организации, служащие делу охраны природы. Это ГРИНПИС и ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ

-Это всё в больших масштабах.

А что мы с вами можем сделать для решения этих проблем?

-Предложите свои варианты.

-Обсудите в группе именно по своей проблеме!

- Обсуждают в группах и один человек от группы отвечает.

- Какая у вас проблема? (Вырубка лесов)

Давайте превратим этот знак в запрещающий. (КРАСНЫЙ МАРКЕР)

З А Ч Е Р К Н У Т Ь

Это делать нельзя! А какие варианты решения вашей проблемы?

1. Надо сажать деревья….

2. Посадка деревьев после рождения ребёнка…

3. Учителя на субботнике сажали дубки, значит скоро в нашем крае вырастут ДУБРАВЫ.

4. Знаете ли вы, что Чернянский район называют краем реликтовых сосен и липовых аллей?

Древние реликтовые сосны это вид деревьев, сохранившийся с ледникового периода и занесённый в красную книгу. Они расположились на меловой горе у реки Оскол.

Липовая аллея в хуторе Коммуна является достопримечательностью Чернянского района. Она расположена на территории бывшей барской усадьбы княгини Касаткиной – Ростовской. Усадьба не сохранилась до наших дней, а 40 лип, высаженных в 19 веке – единственное о ней напоминание.

Недалеко от нашей школы, вдоль дороги, вырубили заросшую посадку. Там рос американский клён. …. А теперь здесь растут липы.

7. Первичное закрепление.

ЛЕС ВАЖЕН ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА?

-Нам нужно сохранить для потомков наши леса? Конечно, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас!

- А давайте составим правила поведения в лесу!

(Вы можете пользоваться материалом учебника стр. 106)

- А в конце напишите свой призыв к людям!

- А что мы дальше будем делать с этими памятками?

А мы их размножим и будем раздавать в школе и на улице.

Оцените работу на этом этапе.

-Лес важен для человека?

Лес- наше богатство!

Много леса – не губи!

Мало леса – береги!

Нет леса – береги!

ЛЕС ВАЖЕН ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА!

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Составить свои памятки

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

1. Сегодня на уроке я узнал…

2. Мне было интересно….

3. Я хочу узнать подробнее о ….

4. Теперь я буду….

ВложениеРазмер
Технологическая карта урока 28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе

Учитель: Корытникова Елена Юрьевна

Цели
деятельности
учителя

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями) : получат возможность научиться формулировать и обосновать правила поведения в лесу; работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность) : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам

методы и формы
обучения

Частично-поисковый, исследовательский; групповая, фронтальная, парная, индивидуальная

Технологическая карта урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Формы организации
взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Человек не может знать все в жизни. Это нормально, не нужно стыдиться ошибок . Самое важное - учиться , узнавать новое, не лениться, интересоваться знаниями.

- Знайка прислал нам приглашение совершить исследовательскую экспедицию.

Наша исследовательская экспедиция отправляется в путь.

Слушают, принимают участие в диалоге с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.

Личностные : понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

II. Актуализация опорных

Проверка
домашнего
задания: викторина

1. Какое дерево является символом России?

3. Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

4. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник.

5. Дерево с листьями в форме сердечка.

6. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

7-10 Узнать дерево по форме шишки и хвое.

Взаимопроверка по образцу

Отвечают на вопросы

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов

решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку

вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; владеют навыками конструктивного взаимодействия.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям; проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Познавательные : осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно
и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, опираясь на правило контроля.

умеют задавать вопросы для уточнения

Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям

III. Изучение нового материала

Выявление темы урока и постановка целей

Отгадайте загадки. Слова-отгадки помогут сформулировать вам тему нашего урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока окружающего мира для учащихся 4 класса . УМК "Школа России". Автор учебника А. Плашаков.

Урок 16. Лес и человек

Цели
деятельности
учителя

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться формулировать и обосновать правила поведения в лесу; работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам

методы и формы
обучения

Частично-поисковый, исследовательский; групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

Оборудование

Основные
понятия

фитонциды

организационная структура (сценарий) урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Формы организации
взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Русский лес

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябинка,

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

А если и устану –

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

– О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

Слушают, принимают участие в диалоге с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

организация рабочего места

II. Актуализация опорных

Проверка
домашнего
задания: конкурс рисунков.

Организует выставку рисунков на тему «Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов

решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку

вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; владеют навыками конструктивного взаимодействия.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям; проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Устные ответы, карточки

III. Изучение нового материала

Работа
по группам: выявление роли леса
в жизни человека и природы и проблем леса.

– лекарственные растения тоже растут в лесу. Значит, лес – это тоже аптека.

– А почему лес накормит? (Лес – источник чистой воды и пищи.)

– А как лес может обогреть человека? (Лес – источник топлива.)

– Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (шкафы, столы, стулья, карандаши, линейки, книги и тетради тоже сделаны из дерева.)


Цель урока: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

Задачи урока

Образовательные:

1.Познакомить учащихся с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

2.Познакомить учащихся с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека.

Развивающие:

1.Развивать монологическую речь учащихся.

2.Развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

1.Воспитывать уважение и любовь к природе.

2. Воспитывать культуру поведения.

Содержимое разработки

Открытый урок

окружающему миру

Учитель начальных классов

Муслимова Тамара Байрамалиевна

III. Цель урока: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

Задачи урока

Образовательные:

1.Познакомить учащихся с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

2.Познакомить учащихся с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека.

Развивающие:

1.Развивать монологическую речь учащихся.

2.Развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

1.Воспитывать уважение и любовь к природе.

2. Воспитывать культуру поведения.

IV. Литература: учебник Плешаков А.А., Крючкова Е.А.

Окружающий мир: 4 класс: В 2 ч., часть 1

Этапы и содержание урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

1. Организационный: подготовка учащихся к работе.

Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много.

Так давайте начинать,

Чтоб скорее всё понять.

2. Проверка выполнения домашнего задания: проверка знаний учащихся по ранее изученным темам

1.Какой лес называется тайгой?

2.Какое отличие есть у лиственницы?

3.Когда плачут березы?

4.Как называется лес, в котором растут березы, ели?

5.Сколько лет живет иголка сосны?

6.Из какого дерева делают спички?

7.Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.)

8.Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц?

9.У какого дерева в лесу все время дрожат листочки?

2. Групповая работа.

- Вам такое задание: используя карточки, лежащие у вас на столе, составить цепи питания из представителей растительного и животного мира леса.

Весной, сок течет

Дубовые и березовые

Птицы могут бросить яйца и птенцы внутри яиц погибнут

(Составляют цепи питания, кратко характеризуют)

кора – олень – волк

желудь – мышь – лиса

шишка – кедровка – лиса

кора – заяц – лиса

кора – заяц – волк

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока

-Как вы думаете, важна ли эта тема, и, если важна, то почему?

Это очень важная тема, так как жизнь и здоровье человека зависят напрямую от состояния леса.

4. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить-

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться-

И видно всё со дна.

Течёт вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану-

Присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зелёной бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность лес шумит.

-О чем говорится в этом стихотворение?

-О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

-Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека.

-Прочитайте еще раз про себя.

-Так чем же является лес для человека?

-А почему лес аптека?

-Что ещё человек находит в лесу?

-А как лес может обогреть человека?

-Значит лес для человека источник топлива.

-Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?

-А что у вас на столах изготовлено из дерева?

-Какой вывод можно сделать?

-А что ждет человека в лесу. Найдите в стихотворении.

-Что делают в лесу цветы, кусты, грибы?

-Чем для них является лес?

-Для кого ещё лес является домом?

-Значит, лес-это еще и дом для растений и животных.

О лесе и о березках, которые надо сберечь

Об отношениях между человеком и лесом

В лесу много лекарственных растений, лесной воздух чист

Дрова, а дрова это деревья

Карандаш, линейка, тетрадь

Лес источник древесины.

«Нас ждут в лесу рябина

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.

Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

1. Работа по учебнику стр.106-107

(учитель задаёт вопросы по статье и после каждого ответа учащихся вывешивает на доску соответствующую карточку, в конце получается схема)

-Какие роли выполняет лес?

-Чем является лес для воздуха?

-Чему еще лес является защитником?

-Скажите, так какую ещё роль играет лес?

-Как лес защищает водоёмы?

-Как лес защищает почвы?

-Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема.

-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

-Не по его ли вине возникают экологические проблемы?

2. Групповая работа.

Учащиеся делятся на группы. Каждой группе даны карточки со стихотворениями или текстами. Учащиеся работают с текстами, отвечая на вопросы в карточке, к каждой карточке ребята формулируют экологическую проблему и правила поведения в лесу, в конце выступлений на доске появляется памятка.

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько здесь было кудрявых берёз!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал и в лес убежал.

-Всё правильно! Молодцы.

-Людям казалось, что лесов очень много и их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности!

Ещё с древних времен человек убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас существует опасность исчезновения некоторых видов животных. Почему?

-Многие из животных занесены в Красную книгу (презентация животные и растения, занесённых в Красную книгу, показ слайдов).

Оля и Лида, маленькие девочки пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло и яйцаОля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила их под куст. Лида же завернула в газету

яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

-Молодцы ребята. Хорошо потрудились Внимательно посмотрите на правила, которые вы сами сформулировали, запомните их и соблюдайте!

Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии

Цели: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

Формируемые УУД: познавательные — устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, моделировать объекты и явления окружающего мира; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — приобретать новые знания, умения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Работа с картой

(Работа ведется в парах по карте природных зон.)

— Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

— Каким цветом она обозначена на карте?

— Какая у зоны лесов земная поверхность?

— Какая она в сравнении с другими природными зонами?

• Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный.)

• Назовите дерево: высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые. (Сосна.)

• Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)

• Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)

• Какое дерево является символом России? (Береза.)

• Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка- летяга.)

• Плодами какого дерева являются желуди? (Дуба.)

• У какого животного пять черных полос на спине? (У бурундука.)

• Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа.)

• Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)

3. Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3—6 на с. 48—49 рабочей тетради.

III. Самоопределение к деятельности

Работа в группах

Русский лес

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить —

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Нагнусь к нему напиться —

И видно все до дна.

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

А если и устану —

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

- О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.)

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задание 1 на с. 50.

(Ученики записывают, какую роль лес играет в их жизни.)

2. Работа в парах

(Ученики читают текст самостоятельно, затем работают по схеме, данной в учебнике.)

— О чем новом вы узнали из текста? (Лес очищает воздух от пыли. Фитонциды убивают болезнетворные бактерии. Там, где растет лес, не мелеют реки. Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.)

3. Беседа об охране природы

— А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь.

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал — и вон убежал.

— О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Речь идет о вырубке леса.)

Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.

— А какие еще экологически проблемы леса вы можете назвать? (Высказывания детей.)

Человек издавна охотился, добывая себе пищу. Это было необходимо для выживания, люди убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограниченна, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной.

— Перечислите животных и растения Красной книги, изображенные на с. 105 учебника.

(Ученики называют и показывают животных и растения.)

V. Физкультминутка

VI. Включение нового знания в систему знаний

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задание 3 на с. 51. Какие экологические проблемы лесной зоны отражены на рисунках? (1. Чрезмерная вырубка лесов для заготовки древесины. 2. Незаконная охота — браконьерство. 3. Разведение костров в лесу. Уходя,

урок 16. Лес и человек 99

многие забывают погасить костер. Это приводит к пожару.

4. Вырубка лесов по берегам рек, вокруг городов и вдоль дорог.

5. Загрязнение лесов консервными банками, стеклами, о которые может пораниться человек или животное.)

2. Беседа

(Рассказ читает ученик.)

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

— Зачем ты берешь с собой мусор? — сказала Оля. — Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

— Стыдно перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

— Чье поведение в лесу вы считаете правильным? (Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать как Оля, то лес превратится в свалку.)

Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы долго не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять там, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес пошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (Человек не затушил костер, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.)

(Ученики читают памятку на с. 107 учебника.)

3. Творческая работа

— Придумаем условные знаки к этим правилам, выполнив задание 5 на с. 52 рабочей тетради.

(Ученики работают в парах.)

— Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правила поведения в лесу? (Ответы детей.)

4. Работа с CD

VII. Подведение итогов урока

— Перечислите экологические проблемы лесов.

— От чего в первую очередь страдает лес?

— Что должен делать человек, чтобы не уменьшать количество лесов?

— Как мы можем заботиться о лесах, которые расположены рядом с нами? (Высказывания детей.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску.)

VIII. Рефлексия

— Какие знания вы сегодня для себя открыли? (Высказывания детей.)

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого из ребят можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Читайте также: