Растворение веществ в воде опыт в доу

Обновлено: 07.07.2024

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды- показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. (растворимость веществ в воде).

Оценить 631 0

Конспект организованной образовательной деятельности.

Возрастная группа: старшая

Вид занятия: Интегрированное

Дата проведения: 02.02.2016г.

Длительность занятия – 20 минут.

Воспитатель: Агеева Светлана Валентиновна

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды- показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. (растворимость веществ в воде).

- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: закрепить знания детей о явлениях природы и по вопросу свойств воды;

- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

- Способствовать развитию любознательности;

- Развивать внимание детей;

- Способствовать развитию логического мышления: последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

- Продолжать воспитывать культуру поведения;

- Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

- Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Оборудование и материалы:

Место проведения - групповое помещение.

Ритуал начала ООД:

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй теплый ветерок,

Здравствуй маленький дубок,

Здравствуй утро, здравствуй день,

Нам здороваться не лень.

Дети садятся на стульчики.

Приходит персонаж Буратино.

- Первое задание такое: Мальвина дала ему три картинки (Туман, град, дождь), и спросила, что общего у этих картинок? А он не может найти. Посмотрите внимательно – что общего? (это все вода).

- А Даша, знает стихотворение о воде… «

- Ребята, а Буратино, не может понять как это все вода? Может мы ему объясним?

-… расскажи о граде. (Зимой холодно, и вода замерзает и превращается в снежинки, лед)

- … расскажи о тумане.(это опустившееся облачко, пар)

- Вот теперь Буратино всё понял.

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, —
Надо чаще приседать. (Приседания.)

- Ребята, а у Буратино еще задание, от Мальвины.

- Мальвина спросила у него, что из этих предметов растворяется в воде?, а он ответил, что всё. Он прав?

- Придется нам с вами показать Буратино. Сейчас мы с вами пройдем в нашу лабораторию. У меня есть карточки, вы возьмете по одной и будете проводить опыты с тем предметом, который изображен у вас на карточке.

- Одеваем фартуки и будем проводить опыт.

Перед детьми на подносах стаканы с водой, ложки и вещества в различных емкостях (1 компания- твердые вешества - камень, уголь, 2 компания- сыпучие вещества - сахар, песок, мука, 3 компания- бумага - туалетная бумага, обычная бумага). Дети рассмат­ривают воду, вспоминают ее свойства. Добавляют сахар, перемешивает, и наблюдают, что изменилось.

После опыта, каждый ребенок выходит к мальберту и рассказывает, что произошло с его предметом.

1. Учить детей выявлять вещества, которые растворяются в воде.

2. Дать понять детям, что некоторые вещества не только растворяются в воде, но и меняют ее вкус, цвет.

3. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.

4. Развивать исследовательскую деятельность детей.

Раздаточный материал: Сахарный песок, речной песок, стиральный порошок, опилки, стаканы с чистой водой каждому, ложки, разовые тарелки каждому.

Методические приемы: Сюрпризный момент – Карлсон, вопрос – ответ, опыты.

Ход организованной образовательной деятельности.

(Дети выходят из спальни, и садятся на стульчики полукругом)

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите, мы сегодня не одни, у нас гости, давайте поздороваемся с ними.

Воспитатель: Садитесь. А еще ребята, c минуты на минуту к нам прибудет очень важный гость.

Карлсон: Здравствуйте ребята, я очень рад, снова вас видеть.

Дети: Здравствуй Карлсон!

Дети: Сахарный песок, речной песок, стиральный порошок, опилки.

Воспитатель: Карлсон, а зачем ты все это к нам принес?

Карлсон. Вы знаете, болтливые сороки на крыше, рассказали мне, что все эти вещества растворяются в воде, и я решил показать это ребятам.

Воспитатель: А ты уверен Карлсон, что все эти вещества растворяются в воде?

Карлсон: Да, можете проверить.

Воспитатель: Ребята, а как Вы думаете? Все ли эти вещества растворяются в воде?

Воспитатель: Сегодня мы с вами это проверим. Но сначала давайте вспомним, какими свойствами обладает вода? Что она может делать?

Дети: Она течет, льется, ее можно переливать, наливать.

Воспитатель: Ребятки, а что можно сказать о воде? Какая она?

1. Посмотрите на нее (бесцветная).

2. Понюхайте (без запаха).

3. Попробуйте (без вкуса).

4. Перелейте в другой стакан (текучая).

Вот сейчас мы вместе с Карлсоном проверим, что же произойдет с сахарным песком? Но прежде чем начать опыт давайте вспомним, что можно, а что нельзя делать в лаборатории.

(Воспитатель показывает карточки с символами)

Дети отвечают, а воспитатель обобщает:

- нельзя без разрешения брать предметы и вещества,

- нельзя брать их в рот,

- трогать после опыта глаза руками,

- внимательно слушать задание,

- убирать за собой после опытов,

- мыть руки после окончания опытов.

Воспитатель: Молодцы ребята, все отлично помните. Давайте возьмем ложечки ребята, добавим сахарный песок в стакан с водой и перемешаем. Данный опыт мы с вами выполняем каждый день утром, дома, когда собираемся пить чай.

Теперь наблюдаем, что изменилось? Вы видите сахар?

Воспитатель: Правильно, сахар постепенно растворился в воде. Как вы думаете, ребята, какая теперь стала вода? Ведь мы туда добавили сахар.

Дети: Сладкая! Вкусная!

Воспитатель: А ее можно пить ребята? (Да)

Воспитатель: А, что же будет, если в другой стакан мы добавим речной песок и перемешаем, он растворится? Как вы думаете?

Воспитатель: Давайте проверим. Добавьте речной песок и перемешайте, растворился или нет?

Дети: Не растворился.

Воспитатель: Правильно ребятки, он не растворился, т. к. речной песок состоит из мелких камушков, которые в воде не растворяются. И посмотрите внимательней ребята, что же еще произошло с водой? Какая она стала?

Дети: Мутная, грязная…

Воспитатель: А эту воду, можно пить ребята? (нет, потому что песок не съедобное вещество).

Ребята покажите Карлсону свои стаканчики. Вот видишь, Карлсон, речной песок не растворяется в воде, запомни это!

Карлсон: Что-то я устал ребята, мне бы отдохнуть…

Ребята Карлсон предлагает нам всем отдохнуть и сделать веселую разминку вместе с ним.

Капля первая упала – кап. (ладонь левой руки вверх, правая пальчиком на ладонь)

И другая, пробежала – кап.

Мы на небо посмотрели (руки подняли вверх)

Кап- -кап капельки запели.

Намочились наши лица, мы их вытирали,

Туфли посмотрите, мокрыми стали (наклон вперед)

Мы плечами потрясем,

От дождя мы убежим

Под кусточком посидим (присесть).

Воспитатель: Очень интересная разминка Карлсон, спасибо, а мы продолжим наш эксперимент.

Дети, как вы думаете, чем мамы стираю ваши вещи?

Дети: Вода + стиральный порошок.

Воспитатель: Правильно. Почему мама добавляет в воду стиральный порошок, а не песок?

Дети: растворяется, не растворяется.

Воспитатель: Давайте проверим. Добавьте ложечку стирального порошка в воду и перемешайте, понаблюдаем, что произойдет? Какая стала вода?

Дети: Мутная, мыльная, появились пенные пузырьки.

Воспитатель: Что стало с порошком?

Дети: Он растворился.

Как вы думаете, ребята, А эту воду можно пить?

Дети: Нет! Это не съедобное вещество.

Воспитатель: Мы так хорошо с вами занимаемся ребята, но наши пальчики устали, они должны отдохнуть… Карлсон, ты же хотел нам показать пальчиковую гимнастику, ребятки ждут.

Карлсон: С удовольствием.

Десять птичек стайка.

Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей,

Эта птичка - совушка

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Это зяблик, это стриж,

Это развеселый чиж.

Ну а это злой орлан…

Птички - птички по домам!

Методические указания: пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой руки, потом левой. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулаки.

Воспитатель: Спасибо Карлсон, наши пальчики размялись, и мы можем продолжать. Ребята возьмите ложечки и добавьте опилки в стакан с водой, что произошло с водой?

Дети: ничего не произошло.

Воспитатель: Правильно ребята, ничего не произошло. Потому что опилки не растворяются, они даже не тонут в воде. Посмотрите на стакан с водой в которой мы добавляли песок, он оказался на дне стакана, почему как вы думаете ребята?

Дети: потому что он тяжелый…

Воспитатель: а опилки такие легкие и непромокаемые, что даже не тонут в воде. Ребята, давайте напомним Карлсону, какие вещества растворились в воде, а какие нет.

Дети: Стиральный порошок, сахарный песок, а речной песок и опилки в воде не растворились.

Воспитатель: Вот видишь Карлсон, не все вещества растворяются в воде.

Карлсон: Да, теперь я понял, что нельзя доверять болтливым сорокам, и нужно все проверять самому.

Воспитатель: Коллеги, вы сегодня хорошо поработали. Все молодцы! А Карлсону пора улетать на крышу. Скажем Карлсону До свидания!

А вы когда придете домой расскажите мамам и папам о наших опытах. Может быть, родители тоже захотят проверить, то о чем вы рассказали опытным путем.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности (в старшей группе) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №153 (МБДОУ Детский сад №153) Конспект опытно-экспериментальной.

Серия занятий по опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы Цели опытно-экспериментальной деятельности: • Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами физического.

Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Материалы: мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы, картинки с изображением представленных веществ.

Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства.

Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок?

Дед Знай добавляет сахар, перемешивает, и все вместе наблюдают, что изменилось.

Что произойдет, если мы добавим а «оду речной песок?

Добавляет к воде речной песок, перемешивает.

Изменилась ли вода? Стала ли она мутной или осталась прозрачной?

Растворился ли речной песок?

Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску?

Добавляет краску, перемешивает.

Что изменилось? (Вода изменила цвет.) Растворились ли краска? (Краска растворилась и изменила цвет воды, вода сталанепрозрачной).

Растворится ли в воде мука? Дети добавляют в воду муку, перемешивают.

Какой стала вода? Мутной или прозрачной?

Растворилась ли мука в воде?

Растворится ли в воде стиральный порошок?

Добавляется стиральный порошок, перемешивается.

Растворился ли порошок в воде?

Что вы заметили необычного?

Окуните в смесь пальцы и проверьте, осталась ли она на ощупь такой же, как чистая вода? (Вода стала мыльной.)

Какие вещества у нас растворились в воде?

Какие вещества не растворились в воде ? (Результаты фиксируются на фланелеграфе.)


Содержимое разработки

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Участники: старший дошкольный возраст.

Вид деятельности: коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Цель: обогатить представления детей о свойствах воды, развивать поисково-познавательную активность.

Определить, какие вещества растворяются в воде, а какие – нет;

Выявить, какие свойства проявляются при смешивании их с водой.

Развивающие:

Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.

Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.

Предварительная работа:

Демонстрационный материал и оборудование:

Сосуды разного размера, вода, стиральный порошок, соль, мука, сахар, шампунь, песок, растительное масло, марганцовка, чай, ложки, передники.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент:

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у Вас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё Вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею Вам я доложить:
Без воды нам не прожить!

2. Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода?

Дети: Пьём, моемся, стираем, поливаем цветы.

Воспитатель: Какие свойства воды вы знаете?

Дети: Жидкая, без цвета, без запаха, принимает форму сосуда, в которой находится.

Воспитатель: Как можно изменить цвет воды?

Дети: Воду можно окрасить краской.

Воспитатель: Правильно. А хотите опять поэкспериментировать с водой. Для этого нам нужно ненадолго превратиться в ученых и заглянуть в лабораторию экспериментирования.

Вправо, влево повернись,

В лаборатории окажись.

Водичка, вода (руки вытянуты перед собой, движение вверх – вниз)

Закатали рукава (одной рукой ведём по другой руке от кисти до локтя вверх, меняем ручки)

Будем руки мы мыть (трём руки)

Мылом мылить (круговые движения одной руки о другую)

И сушить (встряхиваем руками)

4. Показ приемов работы и объяснение: Воспитатель: Вода – растворитель. Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом. У вас на столах в тарелочках находятся разные вещества. Это сахар, соль, мука, раствор марганцовки, растительное масло. Воспитатель: А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится. (Дети по очереди растворяют свои вещества и делают выводы.)

Растворяя вещества, дети приходят к выводам:

- сахар и соль быстро растворяются в воде, вода при этом остается прозрачной;

- мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной, мука оседает на дно;

- стиральный порошок легко растворился, но раствор стал мутноватым и начал пениться при интенсивном помешивании.

- шампунь легко растворился, но раствор стал мутноватым и начал пениться при интенсивном помешивании.

- раствор марганцовки растворяется в воде быстро, вода изменяет цвет;

- чай быстро изменил цвет раствора на коричневый, но при этом сам не растворился.

- камень осел на дно, цвет воды не изменил, но заметно ее вытеснил (воды словно стало больше)

- масло не растворяется в воде: оно либо растекается по ее поверхности тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек.

(При работе дети пользуются ложечками, салфетками)

6. Окончание работы:

Воспитатель: Мы с вами узнали, что вода растворитель, но не все вещества в нем растворяются.

7. Итог:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего?
Ответы детей.

Читайте также: