Лэпбук народный фольклор в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Авторы: Бояршинова Наталья Павловна, Молодых Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "дс№1 пгт. Кировский"
Населённый пункт: пгт. Кировский Приморского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Детский фольклор"
Раздел: дошкольное образование

Дидактическое пособие лэпбук

Бояршинова Наталья Павловна

Материалы статьи будут интересны воспитателям, детям и родителям дошкольных учреждений.

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности

прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным

Поэтому одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное

народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах,

загадках, пословицах и поговорках; формирование у детей интереса к детскому творчеству; обогащению

словарного запаса детей.

Данное пособие является средством развивающего обучения. В доступной и интересной для детей

форме, представлена информация об устном народном творчестве.

Актуальность:

Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован,

что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог ,

говорит о том, что воспитатель хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный

Работая с детьми , я заметила , что ребенок , который хорошо владеет речью – умеет реализовать

себя в любом виде деятельности. Я пришла к выводу : «Что детский фольклор имеет большое значение

актуальность темы: « Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного

Цель: главная цель работы – развитие различных способностей детей в процессе знакомства с

малыми фольклорными формами; воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству; учить

вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий; побуждать детей эмоционально

откликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказками и потешками.

Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

Показать красоту русского языка. Формирование у детей интереса к детскому фольклору,

обогащение словарного запаса детей.

Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность.

Методы и приемы работы :

Заучивание потешек, прибауток, закличек.

Использование пословиц, загадок, поговорок.

Чтение художественной литературы.

Использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев.

Проведение русских народных игр.

Использование настольного театра для обыгрывания сказок.

Свойства дидактического пособия лэпбук:

возможность организации образовательной и развивающей деятельности как с одним ребенком,

так и с подгруппой детей ;

вариативность (есть несколько вариантов использования каждой его части);

доступность структуры и содержания детям младшего дошкольного возраста;

Результаты использования лэпбука в совместной деятельности:

быстрое запоминание материала по теме;

проявление повышенного интереса к содержанию;

проявление самостоятельности при работе с лэпбуком.

А3. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация,

Цель: Познакомить детей со скороговорками . Учить детей отчётливо произносить скороговорки,

формировать умение общаться и взаимодействовать со сверстниками.

Такая форма обучения нужна для того, чтобы у ребёнка правильно развивалась дикция. При помощи

чистоговорок и скороговорок развиваются слух, словарный запас, мышление, память и многое другое

Цель: Знакомить детей с содержанием и значением закличек. Учить запоминать временам года,

закрепить умение читать наизусть заклички .

Цель: Развивать ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать

над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно

двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.

Цель: Продолжать знакомить детей с потешками .

Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые

обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме.

Цель:Развивать внимание, логическое мышление. Закрепить внешний вид и названия животных.

Воспитывать любовь, интерес к жизни животных.

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и

Цель: формировать умение отгадывать героев сказок, узнавать и называть сказки; развивать

внимание, память, коммуникативные навыки общения; прививать любовь к сказкам

персонажей (зайка скачет, петушок высоко поднимает ноги).

Ц ель : Учить

представления о жанре загадки.

Цель: Учить

название домашних и диких животных.

Ведущий раздает карточки лото каждому игроку, берет по одной карточке с рисунком, показывает

игрокам и спрашивает, чья эта картинка. Игроки проверяют свои карточки лото. Игра продолжается до

тех пор, пока все окна на карточке лото не будут закрыты. Первый, кто справится с этим заданием,

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых

игр. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

Цель: Продолжить знакомить детей с домашними птицами и животными, упражнять в звукоподражании,

развивать активный и пассивный словарь детей,.

Цель: Вызвать интерес у детей к рисованию . Развивать внимание, мелкую моторику .

В период младшего дошкольного возраста фольклор приобретает особую значимость, помогает найти контакт с

Именно народное творчество являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста развитию речи. Из фольклора дети черпают много различных знаний. Персонажи хорошо знакомы детям, картинки с их героями ярко выразительны, а поступки сказочных персонажей понятны.


Ребята начинают формировать представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, понимают, что такое добро и зло.

В своей работе использую лэпбук как в групповых, так и индивидуальных занятиях. Очень удобно, что большое количество материала находится в одной папке. Такая необычная подача информации привлекает внимание ребенка, и он еще не раз возвращается к папке, чтобы полистать ее странички и поиграть ими, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Данный материал лэпбука, может быть полезен не только воспитателям, о и для родителей. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук отличный помощник в работе педагогов. Лэпбук создан с целью расширения знания детей о русском народном творчестве.


Театр на липучках "Теремок"


Расскажи сказку "Лисичка со скалочкой", "Смолянок бычок" (Книжки - малышки)



Дидактическая игра "Собери пословицу"


Картотека "Народные хороводные игры"



Игра "Стрелку поверни - потешку прочти"


Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты.

Устное народное творчество в развитии речи воспитанников младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Введение «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

Устное народное творчество в ФЭМП СЛАЙД 1 На протяжении 15 лет работаю над самообразованием по теме: «Использование наглядного материала в формировании математических представлений.

Устное народное творчество как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Работая с детьми с ОНР старшей группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей.

Мастер – класс по изготовлению лэпбука с пошаговыми фото и шаблонами.




Инструменты: ножницы, клей, простой карандаш, линейка, клей – пистолет.



Дополнительно: декоративные прищепки и ленты, магнитная лента.
Словарь: игрушка, конь, поднос, свистулька, индюк, посуда, барышня, баран, птица, лошадка; узор, цветы, цветочный букет, мазок, полоски, точки, бордюры, травинки, кружочки, усики, стебельки, сеточки, клетка, капельки, веточки, ягодки, линии, ёлочка; красный, алый, розовый, оранжевый, жёлтый, зелёный, бирюзовый, салатовый, голубой, синий, сиреневый, фиолетовый, белый, коричневый, серый, чёрный, золотой, серебрянный.
Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом:
- Работу с пистолетом выполняет взрослый!
- Обязательно во время разогрева пистолета под сопло положить подставку или блюдце, чтобы клей не капал на стол.
- Следить за тем, чтобы подставка пистолета была выдвинутой в то время, когда Вы поставите пистолет на стол после работы.
- Не хватать сопло или разогретый клей руками.
- Не забывать выключать пистолет из сети после работы и даже во время работы во избежание перегрева пистолета.
Шаблоны для книжки каскадом:

Дошкольный возраст – это начало естественного развития и формирования личности, а также именно это время, когда можно сформировать у детей необходимые ему навыки и умения. Любовь к Родине, к семье, родным людям, родным местам

С чего начинается эта любовь? А с того, что видит и слышит ребёнок с детства, что находит в его душе отклик и вызывает восхищение. Немало важно в этом возрасте сформировать у ребенка правильное отношение к окружающему миру, к сопричастности традициям и духовным ценностям Родины. Огромную роль в приобщении дошкольников к искусству играет знакомство с поэтическим, музыкальным творчеством, с декоративно-прикладным искусством. Это позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощущать гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Данное дидактическое пособие поможет закрепить умения детей различать стили наиболее известных видов хохломской, гжельской, городецкой, дымковской, жостовской, городецкой, мезенской, полхово-майданской росписей в игровой деятельности.

Цель: расширять и закреплять знания детей о народных промыслах декоративно-прикладного искусства.

Расширять и закреплять знания детей об основных элементах русской народной росписи (хохломская, гжельская, дымковская, мезенская, жостовская, городецкая, полхов-майданская росписи) и их колорите;

Развивать и закреплять умение подбирать предметы и элементы по индивидуальному виду росписи;

Упражнять в умении соотносить элементы росписи с целым узором;

Развивать внимание, мышлении, память.

Материал: карточки-блоки, большие и маленькие игровые карты, фишки и кубик.

Книжка-самоделка.

На страницах книжки-самоделки дети знакомятся с основными видами росписи: городец, гжель, дымка, хохлома, мезенская, полхов-майданская, жостово. Книга состоит из пяти листов, каждый лист – одна роспись. Содержание данной информации: история возникновения (основная, краткая), что представляет собой данный вид росписи, чем отличается от остальных, небольшие стихотворения о каждой росписи, картинки расписанных предметов (посуда, мебель, игрушки), а так же картинки элементов, орнаментов, узоры.

Цель: познакомить детей с традиционными видами народного искусства, а также потренировать произвольное внимание, память, логическое мышление и мелкую моторику пальцев рук.

Набор состоит из 6 сборных карточек-блоков. Каждый блок в свою очередь состоит из пяти фигурных карточек, снабженных пазловыми замками. На центральной карточке блока изображены изделия одного из народных промыслов, а на угловых карточках еще 4 изделия, выполненных в том же стиле.

Задача ребенка – найти сходство и правильно собрать весь блок, присоединив к центральной карточке-заданию 4 дополняющие ее карточки. Начинать занятия лучше с одной круглой карточки, перемешав на столе части нескольких блоков. Количество круглых карточек-заданий следует увеличивать постепенно, с учетом подготовленности и успехов малыша. Для группы малышей игра может быть соревновательной – кто быстрее справится с заданием.

Заниматься можно, как с одним малышом, так и с группой от 2 до 10 человек.

Цель: знакомить детей с видами художественных промыслов России, развивать внимание, логическое мышление и мелкую моторику рук.

В игру входят 8 больших карт (по две на каждый вид промыслов - Дымка, Гжель, Хохлома и Городец), 4 малых разрезных карты с деталями узоров. Ведущий раздает большие карты игрокам, а маленькие карточки, предварительно разрезанные, показывает по очереди, называя номер: 1,2,3,4,5.

Игроки находят такую цифру на своей карте, сравнивают и, если детали совпадают, закрывают карточкой пробел на большой карте. Выигрывает тот, кто первым соберет 5 карточек.

Игра – доббль (2 вида карточек)

Цель: развивать внимательность и быстроту реакции, правильно называть элементы росписи.

Каждый игрок получает по одной карточке рубашкой вверх, а остальные выкладываются стопкой в центре стола лицевой стороной. Сначала игроки переворачивают свои карточки лицевой стороной. Первый кто найдет и назовет совпадающий элемент росписи, берет карточку из колоды и кладет перед собой на свою карточку. А в колоде открывается новая карточка.

Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся карточки в колоде. Побеждает тот, у кого в конце партии больше карт.

Раздаются игрокам все карты. Положить последнюю карту в центр стола лицевой стороной вверх. Каждый игрок переворачивает свою колоду (которая находится перед ним) рубашкой вверх. Цель игры: избавиться от всех своих карточек. Сначала игроки переворачивают свои колоды лицевой стороной вверх. Игроки должны стараться быть быстрее других при сборе карточек их своей колоды в колоду в центре. Для сброса им необходимо назвать элемент росписи, совпадающий на верхней карточки колоды и карточкой в центре. Игрокам нужно обладать хорошей реакцией, поскольку карточка в центре меняется сразу же, как на неё кладется карточка из колоды игрока. Проигрывает тот, кто избавится от всех своих карточек последним.

Игры в пазлы – это занимательная развивающая и обучающая игра, которая требует усидчивости, аккуратности, терпения и внимательности. Собирая картину, ребенок познает связи между частью и целым, развивает логическое мышление и мелкую моторику рук.

Цель: найти лишний элемент.

Развитие творческих способностей, воображения, наблюдательности.

Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, любовь к народному творчеству.

Через пазлы и головоломки дети решают творческие задачи, соотносят элементы с той или иной росписью, учатся их различать.

Работа проводится индивидуально. Далее по подгруппам, затем группой и самостоятельно.

Цель: знакомить с окружающим миром – изучение народных промыслов.

Набор состоит 7 больших карт и 56 маленьких карточек с изображением предметов народных промыслов.

Цель: знакомить с различными народными промыслами; развитие внимания. Каждому играющему раздается по одной большой карте. Маленькие карточки-картинки переворачиваются на столе рубашкой вверх и перемешиваются, или выкладываются стопкой. Ведущий достает/берет по одной карточке и предлагает угадать, у кого такая карточка. Побеждает тот, кто первым соберет на большой карте все маленькие картинки, изображающие изделия этого промысла. В конце игры ведущий подводит итог, называя виды промыслов. Также можно спросить, какие виды промыслов дети

собрали (для лучшей дифференциации и запоминания названия народных промыслов).

Вариант 2. Парные картинки

Цель: закреплять знаний о русских народных промыслах; развивать внимание и память.

Игрокам нужно подобрать по две картинки, которые изображают изделия каждого из представленных в игре народных промыслов. Все картинки перемешиваются на столе и игрокам предоставляется возможность подобрать пары похожих картинок. Когда все пары будут подобраны, предлагается назвать народные промыслы, изделия которых изображены на картинках.

Игра - Мемори

Цель: закреплять знания о русских народных помыслах; развивать внимание и память.

Для игры нужно взять маленькие карточки: сколько игроков – столько наборов карточек, перемешать их и разложить на столе рубашками вверх, чтобы спрятать изображения (также можно играть на полу, расположившись вокруг карточек в кружок). Ведущий объясняет суть игры и выдает по одной карточке-образцу (усложнение – в качестве задания дать название промыла; подходит для детей более старшего возраста). Каждый игрок должен собрать свои картинки (от 4 до 10), все изображения на которых относятся к одному из народных промыслов. Для того, чтобы собрать карточки, нужно по очереди переворачивать одну из карточек и смотреть изображение на ней: если карточка подходит – игрок забирает её себе, если нет – снова кладёт на место изображением вниз. Игрокам следует запомнить, где какие лежат карточки. В игре побеждает тот, кто первым соберет свои карточки. Это самый внимательный игрок, который не только переворачивал и смотрел картинки, но и запомнил месторасположение картинок, которые уже переворачивали и смотрели.

Вариант 2. Угадай по названию.

Цель: закреплять знания о русских народных промыслах и их названиях.

Перед игроком выкладывается 7 карточек, изображающих изделия разных промыслов. Предлагается выбрать подходящую картинку по слову-названию.

Ведущий называет народны промысел, а игрок находит и показывает нужную картинку.

Вариант 3. Что изменилось.

Цель: закреплять представление о какой-либо росписи. Развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их.

Ведущий выкладывает перед игроками 5 карточек – предметов различных росписей. Игрокам нужно внимательно рассмотреть их, запомнить расположение, отвернуться. Ведущий меняет предметы местами, либо убирает, либо добавляет какую-либо карточку. Игроки должны угадать что изменилось. Если задача решается, то выбирается другой ведущий и игра продолжается. В качестве усложнения, игрокам можно предложить назвать новый предмет или тот, который убрал ведущий, но и описать его.

Цель: упражнять в умении находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность и речь.

Описание игры: карточка с изображением 3 предметов одного промысла и один – любого другого. Выигрывает тот, кто быстро и правильно найдёт лишнее изделие, то есть непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор. Следует найти лишний предмет и закрыть его фишкой, объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.

Читайте также: