Лексические средства связи предложений в тексте 7 класс в казахской школе

Обновлено: 19.05.2024

Презентация на тему: " Лексические средства связи предложений в тексте.." — Транскрипт:

1 Лексические средства связи предложений в тексте.

2 1.Лексический повтор Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. В.А. Сухомлинский

3 2. Лексические синонимы Тропинка привела нас к обрыву. Под кручей шумела река.

4 3. Антонимы Хорошее, доброе долго помнится. Плохое, злое, к счастью, забывается.

5 4. Родо-видовые слова В начале лета в лесу появилось много цветов. На берёзовых опушках зацвели иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай.

6 5. Замена местоимением Гефест, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в его ремесле, родился на свет на Олимпе. Он родился слабым и хромым ребенком.

7 Основные грамматические средства связи Предложений в тексте лексическиесинтаксическиеморфологические местоимениянаречия Союзы частицы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проверил:_____________ І.Әметжанов

Школа им Жамбыла

ФИО учителя : Калыбаева Р А

присутствующих

Количество отсутствующих

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

3-5 минут, извлекая необходимую информацию и/или определяя последовательность событий

С4. 7.1.4.1-определять основную мысль текста, опираясь на содержание текста

Г3. 7.2.3.1-соблюдать морфологические нормы использования форм разных частей речи

Г5. 7.2.5.1-участвовать в диалоге, обмениваясь мнениями по предложенной теме

Ч3. 7.3.3.1-формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, предположения, и отвечать на вопросы, приводя аргументы, связывать информацию текста с другими фактами из реальной жизни

П1 7.4.1.1-создавать тексты публицистического стиля (репортаж о событии, заметка, отзыв) и официально-делового стиля (доверенность, заявление, официальное поздравление, деловое письмо)

ИЯЕ1. 7.5.1.2-выбирать и использовать соответствующий ситуации общения глагол совершенного и несовершенного вида в условном, изъявительном и повелительном наклонении .

Ожидаемый результат

Все учащиеся смогут:

Сравнивать тексты; отличить диалогическую речь от монологической речи; правильно употреблять существительные с прилагательными; передавать события, соблюдая последовательность;

называть слова одним словом или сочетанием; находить в предложении прилагательные и записывать их;

Большинство учащихся будут уметь:

согласовывать имена прилагательные с именами существительными ;

составлять постер на заданную тему;

Некоторые учащиеся смогут:

составлять диалог,опираясь на текст;

находить в тексте художественно-изобразительные средства.

Языковая цель

Учащиеся могут:

- строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи

Ключевые слова и фразы: текст, лексические повторы, текстовые синонимы.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения : Какие семь чудес Казахстана вы знаете? Какие исторические памятники Казахстана вы знаете?

Предыдущее обучение

Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудио материалов, на анализ текста, на формирование грамотности речи.

Планируемые сроки

Планируемые действия

I . Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.

II . Актуализация знаний.

Учитель задает вопрос: «Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите «семь чудес света? И дает задание: написать определение этого слова.

(Деятельность учащихся) К Учащиеся отвечают на вопросы, определяют тему урока.

III . Изучение нового материала.

К После того, как будет определена тема, учитель просит учащихся просмотреть видео. Учитель просит учеников рассказать о том, что они поняли из сюжета, какие слова запомнили.

Учимся применять правило.

Предложения в тексте могут сцепляться при помощи лексического повтора, синонимов.

Предложения в тексте могут сцепляться при помощи текстовых синонимов. Текстовые синонимы помогают избегать неуместного повторения слов.

К Упр.28 Прочитайте текст. Назовите ключевые предложения абзацев. Определите способ связи предложений и укажите сцепляющие слова.

(Деятельность учащихся) К Ученики записывают в тетрадь ключевые слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Урок русского языка в 7-классе разработала Арифуллина Фяридя Идрисовна,учитель первой категории филиала Среднетерешанской СОШ-МОУ Верхнетерешанская ООШ Старокулаткинского района Ульяновской области.
Тема урока:
Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.
Цель урока:
дать понятие лексического оборота и его функции в тексте;
сформировать умение использовать описательный оборот в качестве лексического средства связи;
продолжить развитие познавательной деятельности учащихся, их коммуникативно-речевых навыков по составлению собственного высказывания;
используя интегрированные методы обучения, сформировать у учащихся чувство прекрасного, умение выражать собственное отношение к произведениям искусства, давать им оценку;
содействовать воспитанию интереса к художественным ценностям, гордости за богатство творческого наследия своего народа, государства.

Лексические средства связи предложений в тексте.
1. Лексический повтор.
2. Синонимы.
3.Текстовые синонимы.
4.Антонимы.
5.Родо-видовые слова.
6.Описательный оборот.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: закрепить понятие учеников о тексте, его особенностях; развивать навыки анализа текста.

Тема. Текст. Средства связи предложений в тексте. 7 класс.

Цели: закрепить понятие учеников о тексте, его особенностях; развивать навыки анализа текста.

Методические приемы: выразительное чтение, анализ текста.

I. Проверка домашнего задания

1. Беседа по вопросам с. 20.

Комментарий. Грамматическая связь между предложениями текста бывает цепной и параллельной.

Текст делится на микротемы - абзацы, которые могут состоять как из одного, так и из нескольких предложений.

Дополнительные вопросы и задания:

- Перечислите все единицы речи от меньшей к большей. (Фонема (звук), морфема (часть слова), слово (или фразеологизм), словосочетание, предложение, текст.)

- Как связаны предложения в тексте? (По смыслу и грамматически.)

- Какие средства связи между предложениями вы знаете? (Лексические средства: синонимы, антонимы, повторения слов. Грамматические средства: союзы, местоимения, однокоренные слова, соотношение видовременных форм глаголов. Синтаксические средства: порядок слов, цель высказывания (вопросительные, побудительные предложения), виды синтаксических конструкций (простые, сложные предложения); прямая речь.)

II. Беседа по вопросам

Вопросы для обсуждения:

- Какими соображениями вы руководствовались при выборе заголовка?

- Какова тема текста? (Встреча весны.)

- В чем идея текста? (Восхищение вечно обновляющейся красотой природы.)

- Определите тип речи текста. (Описание, повествование.)

- Каков стиль текста? (Художественный.)

III. Анализ текста

1. Задание по вариантам: составить план текста: 1-й вариант -обычный, 2-й вариант - цитатный.

2. Задания по группам.

- Объясните деление текста на абзацы

Проанализировав план, заметим, что первый абзац является вступлением, экспозицией. Автор

обозначает место, описанное в тексте.

В четвертом абзаце снова появляется человек. Он поднимается на высокую скалу, откуда видна широкая панорама.

Несколько точек зрения, разные точки обзора создают впечатление объемности изображения.

- Как связаны предложения в тексте? Укажите средства связи.

1-й абзац: связь цепная; средства связи - синонимы (на берегу озера - здесь). Во втором (сложном) предложении связь цепная; средства связи - повторы (скалы - со скал).

2-й абзац: 1-е и 2-е предложения: связь цепная; средства связи - однокоренные слова (гусиные - гуси). 2-е и 3-е предложения: связь цепная; средства связи - синонимы (гуси - птиц).

3-й абзац: 1-е и 2-е предложения: связь цепная; средство связи - местоимение (щуки - они).

Средством связи является и вид глаголов: все, кроме двух последних (поздороваться, поздравить) - несовершенного вида, что создает впечатление продолженности действия.

Традиционно текст понимается как часть письменного или устного материала в его первичной форме (в отличие от перефразирования или резюме). Это может быть 1-2 слова (табличка-указатель) или объемное произведение, такое как роман.

Чтобы объединить все предложения в текст, используются два способа связи:

способы связи предложений в тексте

Часто в больших текстах оба вида связи не встречается поодиночке, выбор делается исходя из целей и задач автора. Для создания используются лексические, морфологические и синтаксические средства.

Средства связи предложений в тексте

Лексические средства

Морфологические средства

Синтаксические средства

Теперь стало понятно, что средства связи – служебные части речи, так и самостоятельные. Рассмотрим их подробнее.

Служебные части речи

Частица

Конкретизирует, выделяя оттенки значения, нужна для образования степеней сравнения прилагательных и наречий, а также условного и повелительного наклонения глагола. Различают несколько видов частиц:

  • Формообразующие: бы, те, да (не путать с союзом), пусть.
  • Отрицательные: не, ни, нет.
  • Вопросительные: разве, неужели, да (ну).
  • Частицы, выражающие сомнение: вряд ли, едва ли
  • Уточняющие: именно, точно, как раз.
  • Выделительно-ограничительные: только, исключительно, лишь, почти.
  • Утвердительные: да, так, угу.
  • Указательные: вот, вон.
  • Восклицательные: что за, как.
  • Усилительные: даже, же, ведь.

Союз

Необходим для связи слов в предложении или простых предложений в составе сложного. Союзы разделяют на:

Читайте также: