Лекотека создается для детей не имеющих возможность посещать доу по состоянию здоровья

Обновлено: 05.07.2024

В образовательной ситуации в России и в Белгородской области сегодня существенно меняются приоритеты, на основе которых собственно проектируется вариативный образовательный процесс ребенка дошкольного возраста. Внимание обращено на формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности психической и социальной деятельности ребенка.

Социализация детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, является важной и актуальной проблемой психолого-педагогического сопровождения.

На современном этапе развития социально-реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями Лекотека признана одним из эффективных способов решения проблем адаптации и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Лекотека – это служба психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии и их родителей. Деятельность Лекотеки основана на гуманистическом подходе, с использованием игровых методов и ресурсов осуществления психологической поддержки и поддержки развития личности детей, их родителей (законных представителей).

Воспитанники лекотеки - дети с нарушениями развития или выраженными пси-хогенными расстройствами. Вид и природа нарушений развития ребенка могут быть разные: двигательные, умственные, сенсорные, коммуникативные, эмоциональные, поведенческие или же сочетанные.

Специалисты лекотеки реализуют индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы и проводят работу по психологическому сопровождению семьи, преимущественно в процессе игровой деятельности.

Цели лекотеки :

- создание благоприятных условий для развития личности ребенка;

- психологическая поддержка семьи;

- содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные образовательные учреждения, помощь в

адаптации в семье и других социальных группах.

- Задачи лекотеки :

- психолого-педагогическое обследование детей и родительско -детского взаимодействия;

- предоставление родителям информации по вопросам развития и воспитания ребенка, о результатах психолого-педагогического обследования, особенностях выявленного расстройства и ресурсах ребенка;

- вовлечение родственников в процессы обследования и стимуляции развития детей, а также психопрофилактики и психокоррекции;

- обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития;

- подбор адекватных средств общения с ребенком;

- помощь в личностно-социальном развитии;

- подбор оптимальных способов обучения маленького человека;

- проведение развивающих и психокоррекционных занятий по индивидуальному плану;

- формирование предпосылок для обучения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях;

- нормализация родительско - детских отношений;

- помощь семье в адаптации к инвалидности ребенка и преодолении

психологических проблем, связанных с этим.

Перечень нормативных документов Федерального уровня

Конвенция ООН о правах ребёнка и о правах инвалида.

Конституция Российской Федерации

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 года №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом президента РФ от 01.06.2012г. №7761

• Законодательного закрепления обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.

• Нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

• Внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование.

Перечень нормативных документов

регионального и муниципальног уровней

• Постановление Правительства Белгородской области от 18.02.2013 г. №44-пп "Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Белгородской области на 2013 - 2017 годы"

• Распоряжение Правительства Белгородской области от 02.03.2015г. №122-пп "Об утверждении плана мероприятий по реализации второго этапа Стратегии действий в интересах детей в Белгородской области на 2015 - 2017 годы"

Отличительной особенностью Лекотеки является работа с каждым ребенком по индивидуальной программе. Специалист Лекотеки индивидуально для каждого ребенка подбирает конкретное содержание психолого-педагогической помощи, которое обсуждается с родителями.

За период с 2009 по 2016 гг. группу посещали 12 детей с ОВЗ. Из них:

- дети с РАС (расстройствами аутистического спектра) – 6 человек (50%);

- дети с ТНР (тяжелые нарушения речи) – 3 человека (25%);

- дети с ЗПР (общее расстройство психологического развития) – 1 ребенок (8,3%);

- дети с нарушением ОДА (опорно – двигательного аппарата) – 2 ребёнка (16, 7%).

Увеличение количества детей с РАС, посещающих лекотеку, привело к тому, что в 2016 - 2017 учебном году группу посещали только дети с РАС (5 воспитанников)

Отличительной особенностью Лекотеки является работа с каждым ребенком по индивидуальной программе. Специалист Лекотеки индивидуально для каждого ребенка подбирает конкретное содержание психолого-педагогической помощи, которое обсуждается с родителями. Содержание программы должно учитывать актуальный уровень развития ребенка, рекомендации ИПРА, категорию ребенка с ОВЗ.

В лекотеку ребенок с ОВЗ зачисляется на основании заключения ТПМПК и по заявлению родителей.

К основным документам Лекотеки относятся :

приказ об открытии лекотеки;

положение о Лекотеке;

должностные инструкции сотрудников;

годовой план работы;

аналитический отчёт по результатам работы за год;

график работы специалистов;

протоколы обследования детей;

индивидуальные программы психолого-

педагогического сопровождения детей;

расписание игровых сеансов;

табель посещаемости занятий

В результате обследования составляется индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка.

В течение реабилитационного процесса проводится несколько диагностических сеансов: при включении ребенка в Лекотеку и по одному сеансу в середине и в конце реабилитационного процесса.

Режим посещения Лекотеки :

гибкий режим посещения;

количество посещений - 2 раза в неделю в зависимости от:

• периода включения в деятельность лекотеки,

• возможностей родителей по транспортировке ребенка,

• оздоровительных процедур во внешних организациях,

• потребностей семьи и др.

продолжительность индивидуального сеанса до 30 минут

Одной из задач Лекотеки является разработка индивидуальных адаптированных ОП. Основной целью программы является психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями для социализации, а также создание благоприятных условий для развития личности ребёнка и оказания психолого-педагогической поддержки семье.

Особенность ИОП лекотеки главным образом определяется её контингентом.

Рекомендации по составлению индивидуально-

ориентированных программ в Лекотеках

Многообразие возможных вариантов нарушений развития у детей, зачисленных в Лекотеку, диктует необходимость специального определения целей, форм, методов и методик работы с конкретным ребенком и его родителями. Поэтому, согласно положению об организации деятельности Лекотек, содержание и методы деятельности Лекотеки определяется индивидуально-ориентированными программами, разрабатываемыми исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, реализуемыми учреждением самостоятельно на основе существующих программ.

Индивидуально-ориентированная программа в лекотеке не имеет всеобъемлющего характера, как это предусмотрено в основных программах дошкольного образования, а направлена на профилактику и преодоление вторичных проблем развития, психогенных нарушений, ограничивающих возможности ребенка, развитие базовых коммуникативных и индивидуально-социальных компетенций, ключевых предпосылок познавательного развития. В разработке программы участвуют: специалисты лекотеки при взаимодействии с родителями (законными представителями).

особенности поведения, состояние эмоционального благополучия ребенка, ресурсы и ограничения его развития. Программа разрабатывается с учетом ситуации в семье и возможностей родителей (законных представителей, других первичных воспитателей участвовать в её реализации.

формы работы Лекотеки :

1. Консультация – это встреча специалиста Лекотеки с родителями, во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей. Основная задача:

профилактика возникновения более серьёзных проблем в развитии. Специалисты дают родителям исчерпывающую информацию по каждому вопросу, знакомят их с разными способами решения имеющейся проблемы, чтобы в будущем они могли заниматься с ребёнком в домашних условиях самостоятельно.

2. Диагностический игровой сеанс. Представляет собой совместную игру родителей с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходящим, в идеале фиксируется на диск. Основная задача: диагностика уровня развития ребёнка и обследование детскородительского взаимодействие.

3. Терапевтический игровой сеанс – игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда – с участием родителей.

Игровой сеанс – основная форма работы с детьми в Лекотеке.

Игровой сеанс направлен на:

– реализацию индивидуально-ориентированной программы

– оценку динамики психического развития и психологического состояния ребенка;

– нормализацию детско-родительского взаимодействия и преодоление поведенческих проблем ребенка;

– решение психологических проблем ребенка и его окружения.

Специалист планирует структуру игрового сеанса индивидуально для ребенка в соответствии с содержанием поставленных задач и требований.

В структуру игрового сеанса могут входить:

– наблюдение за свободной игрой ребенка, с целью оценки динамики психического развития и психологического состояния;

– сопровождение свободной игры ребенка, с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы;

– наблюдение за совместной игрой ребенка и родителя, с целью обследования стратегий родительского поведения;

– совместная игра специалиста с ребенком и родителем, с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы, обучения родителей техникам стимуляции и поддержки раз-

– индивидуальное занятие специалиста с ребенком, с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы;

беседа с родителями: обсуждение результатов совместной работы, планирование работы на дому.

Взаимодействие с семьей.

Успешное взаимодействие специалистов с семьёй — одно из главных условий эффективности коррекционно-образовательного процесса. Работа с семьёй подразумевает различные формы помощи родителям, разъяснение истинных проблем ребёнка, обучение приемам и методам работы с ребёнком в условиях семьи и, возможно, использование родителей как парапрофессионалов.

Формы взаимодействия с семьей:

• консультация плановая или по запросу родителей;

• проблемно - ориентированная родительская группа;

(тестирование, интервьюирование, беседа и др.);

• тематический обучающий семинар;

• повышение педагогической компетенции родителей

• папок, альбомов, выставок, подборка литературы для

• родителей и др. наглядные материалы)

• видеомастерская (родителям предоставляются консультации по интересующим их вопросам в электронном виде.

Результаты психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи индивидуальны, исходя из того, что посещающие лекотеку дети имеют разные нарушения:

- по природе происхождения,

- по сочетаемости нарушений,

- по степени выраженности дефекта развития,

-по условиям воспитания в семье и

отношению членов семьи к проблеме ребенка

Специалисты лекотеки активно взаимодействуют с учреждениями здравоохранения, ТПМПК. Информирование родителей о деятельности лекотеки осуществляется через размещение информации на сайте ДОО, распространение информационных материалов в детских поликлиниках и ТПМПК

1 ребенок обучается в школе для детей с ОВЗ, 5 детей направлены в группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, 5 воспитанников в 2017 - 2018 учебном году начали посещать группу компенсирующей направленности для детей с РАС.

Проблемы лекотеки

• недостаточное программно - методическое сопровождение;

• необходимость подготовки педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Прикреплённые файлы:

Формирование образовательных навыков как цель дошкольной образовательной организации УТЕШЕВА М. М. Воспитатель МБДОУ п. ХОХЛОВО детский сад №12 Формирование образовательных навыков как цель дошкольной образовательной организации.

Использование современной хромотерапии в работе педагога-психолога дошкольной образовательной организации Использование современной хромотерапии в работе педагога-психолога дошкольной образовательной организации. Аннотация. В данной статье рассмотрены.

Современные педагогические технологии в дошкольной образовательной организации Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации.

Управление внедрением профессионального стандарта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации Выполнила: Полевая Светлана Николаевна Старший воспитатель, МБДОУ № 50 г. Апатиты Актуальность Развитие современного общества диктует особые.

Внутрифирменное обучение молодых специалистов в условиях дошкольной образовательной организации Внутрифирменное обучение молодых специалистов в условиях дошкольной образовательной организации Плохой хозяин растит сорняк, Хороший выращивает.

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации В последнее время в психолого-педагогической литературе.

Наш адрес: 393670 Тамбовская область, г. Жердевка, ул. Советская , д.46

Специалисты:

Учитель — дефектолог, руководитель структурного подразделения: Суркова Екатерина Александровна

Учитель -логопед : Жданкина Юлия Николаевна

Педагог — психолог: Харитонова Светлана Леонидовна

Лекотека представляет новую форму дошкольного образования.

Заглянувшему в одно из помещений детского сада может показаться, что он попал в обычную группу с обилием игрушек, красочным интерьером, веселой атмосферой и доброжелательными педагогами. Но назначение этих апартаментов особое — помогать детям с ограниченными возможностями здоровья и с особенностями развития учиться делать то, что у других, здоровых, ребятишек получается легко и само собой. Например, работать ручками и ножками, запоминать, размышлять, разговаривать, общаться друг с другом…

Посещать ее могут дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, которые не могут ходить в детский сад в обычном режиме из — за проблем со здоровьем. Помощь детям, с любого рода выраженными нарушениями развития, оказывается бесплатно.

Оборудование и обучающий материал для Лекотеки также особенные: это игрушки для развития мелкой моторики, тактильного, слухового и зрительного восприятия, мышления и речи, материалы для изобразительного творчества, средства для развития невербальной коммуникации.

Основной целью работы Лекотеки является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до7 лет с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и их семей для развития личности ребенка, их социализации, адаптации в семье и социуме, формированию предпосылок учебной деятельности, психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с нарушениями развития.

В своей работе педагоги применяли адаптированные коррекционно-развивающие программы для детей с ОВЗ (ОНР), адаптированные программы для детей с ДЦП, адаптированные коррекционно-развивающие программы для детей с нарушением слуха, адаптированные коррекционно-развивающие программы для детей со сложными нарушениями.

В связи с тем, что дети и семьи, получающие помощь по данной программе имеют разные по природе, сочетанию или тяжести нарушения и проблемы и различный возраст, то постановка целей отражена в индивидуальном образовательном маршруте, а значит и результаты сугубо индивидуальны для каждого ребенка. Позитивным результатом следует считать достижение краткосрочных целей, которые признаны специалистами реальными для данного ребенка и семьи на данном этапе.

На современном этапе развития социально-реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями, лекотека признана одним из эффективных способов решения проблем адаптации и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста.

ВложениеРазмер
lekoteka_-_novaya_forma_doshkolnogo_obrazovaniya.docx 23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Курсы повышения квалификации

Что такое лекотека?

На современном этапе развития социально-реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями, лекотека признана одним из эффективных способов решения проблем адаптации и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста.

Лекотека – это такая новая форма дошкольного образования.

Лекотека – это служба психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии и их родителей. Она подразумевает еженедельные бесплатные индивидуальные занятия для детей с логопедом, дефектологом, психологом.

Деятельность лекотеки основано на гуманистическом подходе с использованием игровых методов и ресурсов осуществления психологической поддержки и поддержки развития личности детей, их родителей.

Воспитанники лекотеки – дети с нарушением развития или выраженными психогенными расстройствами. Вид и природа нарушений развития ребёнка могут быть разные: двигательные, умственные, сенсорные, коммуникативные, эмоциональные, поведенческие или их сочетания.

Родиной лекотеки является Стокгольм. Там в 1963 году по инициативе родителей и педагогов было создано своеобразное собрание развивающих игр и игрушек. Первая американская лекотека (преобразованная впоследствии в Национальный центр лекотек) была открыта в 1980 году. Сейчас там существует целая сеть этих уникальных обучающих и ресурсных центров, которые обслуживают тысячи детей с проблемами в развитии. В США лекотеки есть практически во всех населенных пунктах. Туда обращаются родители детей от рождения до трех лет с глубокими проблемами в развитии. В лекотеке может работать один специалист плюс волонтеры.

В 2002 году Российская Лекотека была внедрена в Доме ребёнка №9 г. Москвы.

Для чего нужны Лекотеки?

Основной целью лекотеки является социализация ребенка, развитие сенсорных навыков, развитие речи, психологическая помощь родителям детей с ОВЗ. Посещать такие учреждения могут малыши от 2 месяцев до 7 лет не имеющие возможности по разным причинам посещать дошкольные учреждения.

Педагоги лекотеки помогают деткам с нарушениями развития, формирования у них предпосылки к учебной деятельности, поддерживают развитие личности детей, оказывают психолого-педагогическую помощь родителям. Обучение проходит в коррекционно - обучающей форме игровой деятельности, индивидуальный подход к каждому ребенку. Преподаватели лекотеки уверены, что взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, должны воспринимать игру, как жизненную необходимость для детей раннего возраста. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Родители должны быть готовы обыграть любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и адекватными возможностям ребенка.

ИГРА - основной метод лекотеки

Деятельность лекотеки основано на гуманистическом подходе с использованием игровых методов и ресурсов осуществления психологической поддержки и поддержки развития личности детей, их родителей, с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре.

Материальная база Лекотеки должна включать как минимум следующие разделы:

  • специальное оборудование для детей с нарушениями движений;
  • оборудование для развития общей подвижности;
    игрушки для развития ручных навыков;
  • игрушки для развития тактильного восприятия;
  • игрушки и средства для развития зрительного восприятия;
  • игрушки для развития слухового восприятия;
  • игрушки для развития мышления;
  • игрушки для развития речи и языка;
  • игрушки для поддержки социально-эмоционального развития ;
  • игрушки для игры с водой;
  • игрушки для игры с сыпучими материалами ;
  • материалы для изобразительного творчества;
  • музыкальные игрушки;
  • книги для детей;
  • фонотека;
  • видеотека;
  • компьютерные игры;
  • книги для родителей;
  • средства для развития невербальной коммуникации;
  • выставка самодельных игрушек;
  • специальное оборудование для слепых детей и детей со сложным дефектом.

Основные формы работы Лекотеки

Консультация – это встреча специалиста Лекотеки с родителями (воспитателями), во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.

Диагностический игровой сеанс (ДИС)

Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей (воспитателей) с ребёнком в специально оборудованном зале. Специалист ведёт наблюдение за происходящим, в идеале–ДИС фиксируется на видеокассету . Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам ДИС составляется сезонный план сопровождения семьи.

Терапевтический игровой сеанс (ТИС)

Во время терапевтического игрового сеанса (обычно–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста с ребёнком в присутствии, а иногда–с участием родителей (воспитателей). Перед началом ТИС и после его окончания специалисты коротко (5 минут) беседуют с родителями (воспитателями). После ТИС специалист заполняет протокол.

Групповой родительский тренинг (ГРТ)
В групповой родительский тренинг участники включаются добровольно. Обычно – это тренинги по общению, игре, ассертивности, арт-методам, специальным техникам, по изготовлению игрушек и другие. В ряде случаев родителям предлагается участвовать в тренинге исходя из результатов ДИС.

Самым главным принципом работы лекотеки является взаимодействие с родителями. Отправной точкой сотрудничества с родителями является оказание им помощи в понимании сущности имеющихся у ребёнка отклонений и динамики их развития, в идентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка.

Родители – полноправные участники реабилитационного процесса:

  • получают полную информацию о перспективах развития ребёнка;
  • принимают участие при обсуждении индивидуально-ориентированной программы;
  • вовлекаются в процесс совместной продуктивной деятельности с ребёнком;
  • обучаются приёмам формирования в семье реабилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребёнка.

Коррекционно-развивающие занятия педагоги лекотеки проводят индивидуально и по подгруппам, во время которых дети находятся рядом с родителями.

Лекотека для детей-инвалидов имеет основную идею. Она заключается в том, чтобы при помощи игры в раннем возрасте научить малышей правильно контактировать с окружающим миром. Создаются специальные технологии, которые адаптированы под их возможности. Они учатся играть, воспринимать мир и явления в нем, а также правильно реагировать на происходящее вокруг.

Таким образом , мы видим, что лекотека, программы который направлены на всеобщее развитие детей с ограниченными возможностями, является прекрасным средством оказания помощи не только малышам, но и их родителям, ведь чаще всего в подобных ситуациях взрослые не знают, как правильно заниматься со своим чадом, как его приспособить к реальной жизни.

Режим работы лекотеки: каждый четверг в 17.30-18.30

Специалисты лекотеки :

Орлова Г.Б. : учитель -логопед

Лач Е.Ф. : инструктор по физической культуре

Кремнева С.А. : воспитатель, педагог -психолог


ОТЧЕТ о мероприятия проводимых в КП лекотека за 2021-2022 УЧ.ГОД.

октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май

ОТЧЕТ о мероприятиях проводимых в КП лекотека за 2020-2021 УЧ.ГОД.

октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май


Телефон Горячей линии
(3852) 20-64-44


Телефон Горячей линии по вопросам незаконных сборов денежных средств

Читайте также: