Лекция по электробезопасности в школе

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока : ознакомить учащихся с воздействием электрического тока на организм человека; выяснить причины поражения током; ознакомить с правилами электробезопасности и мерами первой помощи от электротравм; развивать творческие способности учащихся; воспитывать чувство коллективизма при работе в группах.

Учитель. Ребята и взрослые люди часто неправильно обращаются с электроприборами, подвергая свою жизнь опасности. В нашем городе известны случаи электротравматизма, есть среди них и с трагическим исходом. Опасность работы с электроприборами заключается в том, что ток и напряжение не имеют внешних признаков, которые позволили бы человеку при помощи органов чувств ( зрения, слуха, обоняния) обнаружить грозящую опасность и принять меры предосторожности. Как известно, тело человека является проводником. Если кто-то случайно прикоснётся к токоведущим частям электроустановки, к оголённым проводам или клеммам, находящимся под напряжением, то по его телу пойдёт электрический ток. В результате человек может получить электротравму.

Все мы постоянно имеем дело с электроприборами. Чтобы избежать поражения током, необходимо знать действия тока на организм человека; факторы, от которых зависит поражающие действия тока; как предотвратить электротравмы и как оказать первую помощь при поражении электротоком.

Медицина об электротравмах.

Электротравмы – повреждения организма электрическим током- встречаются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, и в быту. Их причиной может быть и атмосферное электричество (молния).

Тяжесть поражения организма зависит от силы тока, напряжения, длительности действия тока и его вида (постоянный или переменный). Установлено, Что наиболее опасен переменный ток. Опасность возрастает с увеличением напряжения. Чем длиннее воздействие тока, тем тяжелее электротравма.

Ток вызывает различные местные и общие нарушения в организме. Местные явления (в месте контакта) могут варьироваться от незначительных болевых ощущений до тяжёлых ожогов с обугливанием и обгоранием отдельных частей тела. Общие явления выражаются в нарушении деятельности центральной нервной системы, органов дыхания и кровообращения. При электротравмах наблюдаются обмороки, потеря сознания, расстройства речи. судороги, нарушения дыхания (вплоть до остановки), в тяжёлых случаях шок и даже может наступить мгновенная смерть.

Основной фактор поражения организма – это сила тока, протекающего по телу. Она определяется законом Ома, а значит, зависит от приложенного напряжения и сопротивления тела. При точечном контакте сопротивление кожи является определяющим фактором, который ограничивает ток. Сухая кожа имеет большое сопротивление, а влажная – малое. Так, при сухой коже сопротивление между крайними точками тела, например от ноги до руки или от одной руки до другой, может быть рано 10 5 Ом, а между потными руками составляет 1500 Ом.

Вычислим максимальные силы токов, возникающие при контакте с бытовой техникой электросетевого напряжения (220 В):

Наиболее чувствительны к электрическому току – мозг, грудные мышцы и нервные центры, которые контролируют дыхание и работу сердца.

Прохождение тока по телу человека можно наглядно показать на такой модели. Внутрь скелета человека вставлено гирлянда из лампочек (для новогодней ёлки) проходящая через органы, которые больше всего поражаются током. Эту модель придумали наши кружковцы.

(Демонстрирую модель прохождения тока через тело человека)

Если ток от внешнего источника проходит через сердце, то могут возникнуть нескоординированные сокращения его желудочков. Этот эффект называется желудочковыми фибрилляциями. Самопроизвольно возникнув, они не прекращаются, даже если тока уже нет. В это состояние сердце может быть приведено при силе тока от 50 до 100 мкА. Сердечные мышцы, в течение 1 – 2 мин не получающие крови, слабеют, в результате чего они не могут быть снова приведены в состояние нормальных сокращений. Если до этого момента будут приняты экстренные меры, то регулярное действие сердца может быть восстановлено.

Даже более слабые токи, чем те, что вызывают желудочковые фибрилляции, могут привести к остановке дыхания, парализуя действия нервных центров, контролирующих работу легких. Это состояние сохраняется даже после прерывания тока. Дыхательный паралич может возникнуть при силе тока от 25 до 100 мА грудные мышцы могут сократиться так, что дыхание прекратиться. Некоторые действия тока на организм приведены в следующей таблице:

Боль, мышечные сокращения

Растущее воздействие на мышцы, некоторые повреждения

Желудочковые фибрилляции (необходима немедленная реанимация)

Остановка сердца (если шок был кратким, сердце можно реанимировать), тяжелые ожоги

Причины поражения током

Основные причины электротравматизма:

Неисправность приборов или средств защиты.

Замыкание фазовых проводов на землю.

Нарушение техники безопасности при обращение с приборами, проводами (прикосновение к оголенным проводам, предохранителям, ламповым патронам, ошибочное принятие включенного прибора за отключенный, контакт токопроводящего оборудования с прибором, находящимся под напряжением).

Одна из причин неисправности приборов – замыкание на корпус . Это соединение оголенного провода или спирали с металлическим корпусом электроприбора. Опасность заключается в том, что распознать по внешним признакам прибор, в котором произошло замыкание, невозможно. Однако, прикоснувшись к корпусу, можно получить электротравму.

Предположим, что по какой-либо причине нагревательная спираль контактирует с металлическим корпусом обогревателя. Это может произойти, если изоляция проводника перетерлась в месте, где она касается корпуса, или же образовалась проводящая перемычка из пыли и грязи между спиралью и корпусом. Если человек дотронется до корпуса обогревателя, то по его телу пойдет электрический ток. Если при этом человек стоит в ванной комнате на влажном полу или держится за заземленную батарею (трубу), то его сопротивление будет мало и через него пройдет значительный ток, что может привести к электротравме даже со смертельным исходом.

Избежать поражения током можно, зная и выполняя основные правила электробезопасности. Прежде чем работать с прибором, необходимо убедиться, что в нем нет замыкания на корпус, шнур исправен и его разъемные соединения внешне надежно изолированы.

Если человек прикоснулся сразу к двум оголенным проводам, клеммам, контактам, то в этом случае имеет место так называемое двухполюсное прикосновение. Его опасность состоит в том, что ток проходит через грудную клетку и может парализовать дыхательную и сердечно-сосудистую систему.

Электротравматизм и состояние помещение

По степени опасности поражений электрическим током все помещения делятся на особо опасные, с повышенной опасностью и без повышенной опасности.

К особо опасным относятся помещения, относительная влажность воздуха в которых близка к 100%, а также с химически активной средой, разрушающей изоляцию и токоведущие части электроприборов.

Помещениями с повышенной опасностью являются сырые помещения с влажностью до 75%, с наличием токопроводящей пыли, с недиэлектрическими полами (металлические, железобетонные), температура в которых высока (t > 30 о С), с возможностью одновременного прикосновения человека к металлическим конструкциям здания, имеющим соединение с землей, и к металлическим корпусам электрооборудования.

Все остальные помещения – без повышенной опасности .

С точки зрения электробезопасности помещения должны быть светлыми, сухими и теплыми, иметь диэлектрические (деревянные) полы, без выбоин и щелей, поверхности стен, потолков, дверей – гладкие и матовые, радиаторы и трубопроводы отопительной и водопроводной систем – заземленные.

В помещениях с повышенной опасностью необходимо использовать напряжение не выше 42 В, а особо опасных не выше 12 В.

Меры предосторожности при работе с электроприборами

Наиболее действенная профилактика электротравматизма – точное выполнение правил безопасности при эксплуатации электроустановок. Для предупреждения возможности случайного прикосновения к токоведущим частям электроустановок их ограждают независимо от того, к такому напряжению они подключены.

Для устранения опасности поражения электрическим током применяются следующие защитные средства:

изолирующие подставки из сухой древесины, резиновые коврики, галоши и перчатки;

специальные инструменты и приспособления с изолируемыми ручками;

приборы, регистрирующие напряжение, контрольные лампы и специальные пробники с неоновыми лампами.

В помещениях с повышенной опасностью, где есть сырые полы и стены, необходимо металлические корпусы электроприборов заземлять.

Отечественная электротехническая промышленность выпускает надежные в работе и удобные в эксплуатации электроприборы, машины, аппараты.

Меры помощи при поражении током

Первая помощь при поражении электрическим током включает два этапа: освобождение пострадавшего от воздействия тока и оказание ему доврачебной медицинской помощи.

Для отделения пострадавшего от токоведущих частей ( при напряжении до 1000 В) необходимо обезопасить себя. Ни в коем случае нельзя касаться его открытых частей тела или участков влажной одежды. Срочно вызвав врача (скорую поморщь), но не дожидаясь его прибытия, надо оказать пострадавшему доврачебную помощь, которая зависит от его состояния. Если пострадавший дышит и находится в сознании, то его следует уложить в удобное положение, расстегнуть на нем одежду и накрыть, обеспечив до прихода врача полный покой. Если даже человек чувствует себя удовлетворительно, то все равно нельзя позволять ему вставать, так как отсутствие тяжелых симптомов после поражения током не исключает возможности последующего ухудшения его состояния. Когда человек находится в бессознательном состоянии, но у него сохраняется устойчивое дыхание и пульс, следует дать ему понюхать нашатырный спирт, обрызгать лицо водой, обеспечивая покой до прихода врача.

Если пострадавший дышит плохо или не дышит вообще, ему надо немедленно начать делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца . Не следует отказываться от помощи пострадавшему, даже если у него отсутствует дыхание и сердцебиение. Известно много случаев, когда люди, пораженные током и находившиеся в состоянии клинической смерти, после соответствующего лечения выздоравливали.

Помимо искусственного дыхания необходимо делать непрямой массаж сердца. Первую помощь оказывают по возможности на месте происшествия. Применять искусственное дыхание следует непрерывно до восстановления дыхания или указания врача.

Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание должен уметь выполнять каждый.

(Демонстрирую непрямой массаж и искусственное дыхание на манекене.)

Совершенно недопустимо закапывать пострадавшего в землю или засыпать землёй. Этот прием основан исключительно на предрассудках и может стоить пострадавшему жизнь. Не давая никакого лечебного эффекта, такой способ лишь задержит неотложные меры, которые нужно предпринять для спасения пострадавшего.

Юридическая ответственность при работе с электрическим током.

Считается, что должностное лицо нарушило технику безопасности, если это нарушение повлекло за собой несчастный случай или иные тяжкие последствия.

Нарушения, которые повлекли за собой тяжкие телесные повреждения или утрату трудоспособности, наказываются лишением свободы до трех лет или исправительными работами на срок до одного года. Нарушения, повлекшие смерть человека или причинение тяжких телесных повреждений нескольким лицам, называются лишением свободы до пяти лет и более.

Для привлечения должностного лица к ответственности необходимо установить, какие конкретно правила охраны труда были им нарушены и за какие из них он отвечает. Если несчастный случай произошёл по грубой небрежности самого потерпевшего, должностное лицо не привлекается к ответственности.

Задачи по рисункам

(работа в группах)

Учитель . Сейчас класс разделится на группы по четыре человека. Каждая группа получит рисунок с изображением ситуации, в которой персонажи нарушают правила безопасности при использовании, ремонте или монтаже электрооборудовании (см. Дидактический листок), и одинаковые вопросы:

Что в изображённой ситуации персонажи делают неправильно?

Какова причина возможного поражения током данного персонажа?

Как надо было действовать правильно?

Работу групп будет оценивать жюри, в которое входят кружковцы-старшеклассники и учитель.

(При ответах представитель групп рисунки проецируются на экран при помощи эпидиаскопа.)

Учитель. А сейчас учащиеся-кружковцы покажут несколько жизненных сценок, в которых ребята неправильно обращаются с электроприборами. Ведущий будет задавать вопросы к каждой сценке, а представители от каждой группы – отвечать на них. Розетка, которой будут пользоваться кружковцы в сценках, обесточена. Поэтому никаких повреждений током они не получат.

Коля, вынимая шнур от настольной лампы из розетки, взялся не за вилку, а тянет за шнур. Что неправильно сделал Коля? (Шнур может вырваться из вилки или разорваться, и Коля получит электротравму. Надо держаться за вилку.)

В конце урока жюри подводит итоги и выставляет оценки.

Похожие документы:

. СОШ П. Сахзавод Конспект урока по физике в 8 классе на тему: «Закон Ома . мы и будем раскрывать сегодня на уроке. (Оговаривается тема и задачи урока). (Слайд1) ІІ. Подготовка . средства). С точки зрения электробезопасности помещения должны быть светлыми, .

Урок Город как среда обитания человека Цель урока

. Совещание с мастерами п\о по вопросам Т\Б, пожарной и электробезопасности при прохождении у/п в УЛК 1 неделя М.Д. Кузьмин . утвердить план открытого урока производственной практики.Посетить открытый урок п/п на тему: «Выполнение венецианской штукатурки .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тематическая лекция

(аудитория – учащиеся 1-8 классов)

Электричество есть повсюду. Наша жизнь немыслима без него. Телевизоры, холодильники, чайники, магнитофоны, компьютеры, утюги, кондиционеры – всё это не может работать без электричества. Уже кратковременное его отсутствие вызывает у нас неудобства, дискомфорт и раздражение.

Однако, прежде чем попасть в Ваш дом, электричество проделывает очень сложный и долгий путь, рождаясь на электрических станциях и поступая потом через высоковольтную сеть, растянувшуюся на сотни и даже тысячи километров, через линии электропередачи и подстанции к нам в дома, на заводы. Эта сеть неслучайно названа высоковольтной. На этих линиях электропередачи и подстанциях величина электрического напряжения достигает огромных значений – в десятки и сотни тысяч вольт и таит в себе смертельную угрозу.

При таких величинах напряжения, чтобы быть поражённым электрическим током, достаточно даже не коснуться провода или электроустановки, а просто приблизиться к ним. Причём при высоких напряжениях это расстояние измеряется метрами.

hello_html_m57ad8492.jpg

По статистике, каждый второй человек, получивший электротравму, погибает. Это связано с особенностями работы сердца в человеческом организме.

Проходя через организм, электрический ток оказывает термическое действие (нагревает ткани и внутренние органы вплоть до ожогов отдельных участков тела), электролитическое (разлагает кровь, плазму) и механическое (разрывает различные ткани, стенки кровеносных сосудов). Все это сопровождается серьезными нарушениями функционирования различных систем и органов, включая прекращение деятельности легких и сердца.

Поэтому, заметив оборванный или сильно провисший провод, дым или пожар, открытые двери в электроустановках – сообщите об этом взрослым. Если Вы увидели, что кто-то из ребят нарушает правила безопасности, о которых говорилось выше – остановите его, предупредите об опасности, если это не помогает – сообщите взрослым. Возможно, что вы спасёте ему жизнь.

Если человек попал под напряжение – не подходите к нему ближе, чем на 10 метров, ведь Вы тоже можете пострадать. Необходимо как можно скорее сообщить о случившемся взрослым, вызвать скорую помощь.

Закончивается учебный год, у школьников приближаются долгожданные каникулы. В эту пору дети не всегда находятся под контролем взрослых, а летняя свобода снижает степень дисциплинированности и самоконтроля у ребят. Именно в этот период чаще всего несовершеннолетние получают травмы в результате поражения электрическим током.

hello_html_m7f7d610.jpg

Детей надо постоянно предупреждать и объяснять опасность поражения электрическим током. Серьезную угрозу здоровью и жизни людей представляет электрический ток напряжением 36 вольт и выше. Дома и на улице нас окружают провода и электрооборудование, находящиеся под напряжением 220 вольт и выше. Ток, который может протекать в бытовой электросети, во много раз превышает смертельный.

Запрещается находиться вблизи территории открытых подстанций. Оборудование здесь находится под высоким напряжением 110 кВ и выше. Нельзя близко подходить к трансформаторным подстанциям. Оборудование здесь находится под напряжением 10 тысяч вольт.

Смертельно опасно прикасаться к любым провисшим или оборванным проводам, подходить ближе, чем на 8 - 10 метров, к лежащим на земле оборванным проводам воздушных линий электропередачи. Угрозу жизни представляют не только свисающие или оборванные провода электросетей, но и провода линий радиотелефонной связи, которые могут соприкасаться (схлестываться) с проводами воздушных линий электросетей. Большую опасность представляют провода воздушных линий и ответвления от них к постройкам, расположенные в кроне деревьев или кустарников.

Запрещается разводить костры под проводами линий электропередач, проникать в технические подвалы жилых домов, где находятся провода и коммуникации. Ни в коем случае не стоит запускать воздушных змеев вблизи воздушных линий электропередач.

Крайне опасно:

• делать набросы на провода;
• влезать на опоры линий электропередач;
• подходить и брать в руки оборванные провода;
• открывать лестничные электрощитки и вводные силовые щиты в зданиях и т.п.
• Нельзя касаться железобетонных опор линии электропередачи. В случае повреждения изоляторов на опоре они могут находиться под напряжением.


Как правило, на электроустановки нанесены предупредительные специальные знаки или укреплены соответствующие плакаты. Все эти плакаты предупреждают человека об опасности поражения электрическим током, и пренебрегать ими, а тем более снимать и срывать их недопустимо.

При обнаружении обрыва проводов, искрения, повреждения опор, изоляторов, незакрытых или поврежденных дверей трансформаторных подстанций или электрических щитов, сорванных знаков или плакатов во избежание несчастных случаев необходимо незамедлительно сообщить об этом на ближайшее предприятие электрических сетей.

Большое количество несчастных случаев происходит в результате прикосновения к проводам, а особенно при приближении к оборванным проводам.

Значительную опасность представляют провода, расположенные вблизи деревьев.

Пример. Семилетний мальчик, играя во дворе, залез на березу, раскачиваясь, приблизился на недопустимое расстояние к проводам линии электропередачи и был поражен током.

К печальным последствиям приводят игры вблизи воздушных линий электропередачи и трансформаторных подстанций.

Пример. Ребята из озорства сделали наброс тонкой проволоки на один из проводов воздушной линии электропередачи. Проволока провисла так, что ее конец оказался на высоте 1,5 метра от земли. Проходивший мимо мужчина, который вел за руку пятилетнего сына, не заметил проволоку и коснулся ее головой. И он, и ребенок погибли.

Важно знать, что попасть под напряжение можно и не касаясь токоведущих частей, а только приблизившись к ним. В воздушном пространстве, между электроустановкой и телом человека, возникнет электрическая дуга и нанесет несовместимые с жизнью ожоги.

Пример. Подросток влез на металлическую опору ВЛ, чтобы палкой спугнуть с нее голубя. Приблизившись к проводу, он был смертельно поражен током.

Опасно останавливаться на отдых вблизи подстанций и воздушных линий электропередачи.

Пример. Семья отдыхала на берегу реки, поставив палатку под воздушной линией электропередачи.

От ветра дерево упало на провода, один оборвало, и он упал на землю неподалеку от 15летней девушки, которая загорала возле палатки. Девушка погибла, как и ее мать, которая пыталась приблизиться к телу дочери.

Нужно твердо помнить: опасно подходить к проводу, лежащему на земле, ближе, чем на 8 метров.

Если оказались вблизи и поздно это заметили, ни в коем случае нельзя прыгать или бежать – можно попасть под действие шагового напряжения. При попадании под шаговое напряжение возникают непроизвольные судороги мышц ног, человек падает и, как следствие, бывает смертельно поражен током.

При подозрении на шаговое напряжение надо покинуть опасную зону минимальными шажками, не отрывая от земли ступни, а пятку шагающей ноги приставлять к носку опорной ноги.

Нельзя приближаться бегом или обычным шагом к лежащему проводу или пораженному током человеку.

Недопустимо прикасаться к пострадавшему или к металлическим предметам без предварительного обесточивания. Необходимо как можно быстрее отключить электричество с помощью выключателя, рубильника, вытащить вилку из розетки и т.д. и сообщить о случившемся взрослым.

Соблюдение этих простых правил может спасти жизнь!

Самовольно подключаясь к проводам, небрежно относясь к электропроводке и электроприборам в присутствии детей, некоторые взрослые сами показывают дурной пример.


Нельзя набрасывать на провода проволоку и другие предметы, разбивать изоляторы, открывать лестничные электрощиты и вводные щиты, находящиеся в подъездах домов. Эти шалости могут привести к тому, что без электроэнергии останутся сотни и тысячи людей. Но что самое страшное - этими действиями можно подвергнуть свою жизнь смертельной опасности. Действующие электроустановки - не место для игр и развлечений.

Ну, а теперь, чтобы немного отвлечься, послушаем, что говорят маленькие дети об электричестве:

На вопрос что такое электричество дети отвечают:

Это розетка. (Соня, 4 года).

Я не знаю кто он такой. (Аня, 4 года).

Электричество в розетке живёт и током бьётся. (Катя, 5 лет).

Оно включает и выключает свет. (Степа, 5 лет).

Электричество нужно чтобы включать утюг, телевизор, мультики смотреть, в компьютер играть. (Дима, 5 лет).

Это свет. (Ваня, 4 года).

Нельзя. Током может ударить. Палец будет болеть. (Саша, 5 лет).

Нельзя. Дом может взорваться. (Соня, 4 года).

Нельзя. Потому что можно больно обжечься. (Денис, 5 лет).

Нельзя. Током ударит, придётся дома сидеть, болеть. (Дима, 5 лет).

Нельзя. Мама не разрешает. (Ваня, 4 года).

Умереть можно. (Степа, 5 лет).

Вот видите, даже совсем маленькие дети знают как опасно электричество при неправильном с ним обращении.

Можно даже придумать рифму на эту тему:

Однако, электричество - это не только враг, но и добрый друг при условии правильного с ним обращения. Ведь именно благодаря ему, наша повседневная жизнь наполнена теплом, светом и уютом.

Мы, энергетики ещё раз предупреждаем Вас и Ваших родителей об опасности, которую таит в себе электричество. С электричеством шутки плохи! Для посторонних лиц энергообъекты – смертельно опасны!

– Ребята, я загадаю вам загадку, а отгадка будет темой нашего урока:

По тропинкам я бегу,
Без тропинок не могу.
Где меня ребята нет,
Не зажжется в доме свет
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это – … (электричество)

– Молодцы! Сегодня на уроке мы узнаем, какое значение имеет электричество в нашей жизни.

III. Работа над новым материалом.

1. Вступительная беседа учителя с классом.

– Я предлагаю вам поиграть в игру “Доскажи словечко”.

а) То назад, то вперёд,
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе!
Продырявит море!
Он в хозяйстве верный друг –
А зовут его… (утюг)

б) Он охотно пыль глотает,
Не болеет, но чихает.
Длинный шланг, как хобот – нос,
Коврик чистит… (пылесос)

в) Если кнопочку нажать,
Будет музыка звучать.
Всех плясать заставит он –
Озорной… (магнитофон)

– Как называются приборы о которых говорилось в загадках?

– Какие ещё электрические приборы вы знаете?

– Для чего они нам нужны?

– Благодаря чему работают все эти приборы?

– Да. Трудно представить себе современный мир без электричества. Сейчас электричество есть в каждом доме. Оно наш друг и помощник. С его помощью работают все электроприборы. Но электричество может стать нашим врагом если с ним неправильно обращаться.

– В каких случаях электрический ток может поразить человека? (Если не соблюдать правила электробезопасности.)

– Электричество невидимо, без запаха и цвета. Его нельзя обнаружить без специальных технических приборов, поэтому оно чрезвычайно опасно. Чтобы не подвергать риску свою жизнь и здоровье, мы всегда должны помнить и соблюдать простые правила.

2. Работа над правилами электробезопасности.

(У каждого ученика на парте лежат карточки с правилами электрической безопасности в стихах. Каждое правило читается и обсуждается детьми. Параллельно идёт работа с плакатом “Электричество опасно” [1]. )




  • Папа и мама сынишку бранят,
    К розетке ему подходить не велят:
    “Запомни! Что злой и опасный, как зверь,
    Ток электрический прячется в ней!”
  • Если ты пошёл гулять
    Или друга провожать,
    Закрывая в доме дверь,
    Всё ли выключил, проверь!
  • Телевизор и компьютер
    Наши верные друзья,
    Только мокрыми руками
    Прикасаться к ним нельзя!
  • Задымился если вдруг
    Электрический утюг,
    Что ты должен сделать, детка?
    Вынуть вилку из розетки.
  • Чтобы с тобой не случилась беда,
    За провода не берись никогда.
    Правило это помни, дружок!
    Не любит шутить электрический ток!

– К печальным последствиям могут привести игры вблизи линий электропередачи, а нередко озорство и лихачество отдельных ребят подвергает опасности жизнь и здоровье других людей.

“Ребята из озорства сделали наброс тонкой проволоки на один из проводов воздушной линии электропередачи. Проволока оборвалась и повисла на проводе так, что ее конец оказался на высоте 1,5 метра от земли. Проходивший мимо мужчина, который вел за руку пятилетнего сына, не заметил проволоки, коснулся ее головой. Он и мальчик погибли.”

“Два мальчика из озорства разбили в подъезде пластмассовую крышку выключателя. Возвращаясь с работы женщина в темноте не увидела, что крышка выключателя отсутствует, протянула руку, чтобы включить свет и была смертельно поражена электрическим током.”

– Давайте обсудим поведение ребят, к чему привели их поступки?

– Какие советы вы могли бы дать этим детям?

– Запомните, разбивая из озорства крышки выключателей, звонков, делая набросы на провода, вы, тем самым, совершаете поступок равный преступлению, так как это может привести к гибели людей.

4. Беседа “Оказание первой помощи пострадавшему от электрического тока”.

– Может случиться так, что на ваших глазах кто-то из ваших друзей или родных будет поражён электрическим током. Что же можете сделать вы для оказания помощи этому человеку?

  1. Отключите электрический прибор от розетки.
  2. Встаньте на резиновый коврик, сухую доску или бумагу.
  3. Деревянным или стеклянным предметом (шваброй, стулом, линейкой, бутылкой) отбросьте провод от пострадавшего.
  4. Позвоните по телефону “03” или “01” (назовите точный адрес и расскажите, что случилось).

– Запомните, человека, пораженного электрическим током можно спасти, вернуть к жизни, если правильно и главное, быстро оказать ему помощь. Нельзя отказываться от оказания помощи, если человек неподвижен, не дышит, у него нет пульса. Заключение о наступлении смерти может сделать только врач.

IV. Закрепление изученного материала. Работа в парах.

  1. Возвращаясь из школы домой, Миша увидел валявшуюся на лестничной площадке крышку от разбитого выключателя.
    а) Миша прошёл мимо, не придав этому никакого значения.
    б) Миша позвал соседей, чтобы предупредить их об опасности, и попросил вызвать электрика.
    в) Так как родителей не оказалось дома, Миша взял отвёртку и решил починить выключатель сам.
  2. Маша пылесосила в комнате. Вдруг раздался треск, из пылесоса пошёл дым и загорелся провод.
    а) Маша побежала на кухню, чтобы набрать воды и залить огонь.
    б) Маша испугалась и убежала к подружке.
    в) Маша отключила пылесос от розетки, набросила на пылесос одеяло и побежала звать на помощь взрослых.

V. Итог урока.

– Какую роль играет электричество в нашей жизни?

– Когда электрические приборы из друзей, помощников могут превратиться во врагов?

– Почему необходимо соблюдать правила электробезопасности?

– Ребята! Порой кажется, что беда может произойти с кем угодно, только не с нами. Это обманчивое впечатление! Будьте осторожны! Берегите свою жизнь и жизнь окружающих вас людей!

VI. Домашнее задание.

В конце урока каждый ученик получает памятку с правилами электробезопасности. Приложение 1.

Дома предлагается ребятам нарисовать рисунки (условные знаки) к этим правилам.


Электробезопасность- система организационных и технических мероприятий и средств, направленных на защиту человека от поражений электротоком, эл. магнитного поля, электродуги, электростатики.

Электроустановка – совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования ( вместе с помещениями в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи эл. энегрии и преобразования ее в другой вид энергии.

Шаговое напряжение – Напряжение, под воздействие которого человек может попасть, оказавшись в этой зоне. Выходить из зоны шагового напряжения следует маленькими шагами, не отрывая ног от земли (длина шага не более 0,1 м)или прыгая на одной ноге, чтобы уменьшить разность потенциалов или свести ее к нулю. Чтобы при необходимости мож­но было войти в зону шагового напряжения, следует пользоваться индивидуальными средствами защиты (диэлектрическими ботами). Зона шагового напряжения на открытой местности 8 м, в помещении 4 м

Разность потенциалов между точками прикосновения тела человека к оборудованию, находящемуся под напряжением, и землей называется напряжением прикосновения. Для защиты от напряжения применяют дополнительные защитно-изолирующие средства, а также заземление металлических частей электроустановок, которые обычно не находятся под напряжением, но могут оказаться под ним при повреждении изоляции.

потенциал, приложенный к двум частям организма в зоне растекания эл.тока в радиусе 8 м.

Охранная зона контактной сети- земельный участок и воздушное пространство, ограниченные вертикальными плоскостями по обе стороны от крайних проводов.

Для напряжения от 1 до 27,5 кВ - 8м.

Рабочее заземление – преднамеренное электрическое соединение с землей или ее эквивалентом токоведущих частей электроустановки, по которому постоянно или временно протекает ток рабочего режима данной эл. установки.

Волновод – провод, подвешенный по опорам конт.сети или по самостоятельным опорам для обеспечения двусторонней радиосвязи машинистов локомотивов с дежурными по станциям и диспетчерами.

В каких случаях требуется заземление?

В помещениях без повышенной опасности при отсутствии электроустановок потребителей заземление не требуется.

В помещениях без повышенной опасности при наличии электроустановок потребителей заземление требуется.

В помещениях с повышенной опасностью, особо опасных, взрывоопасных заземление требуется.

Защитное заземление  это преднамеренное соединение с зем­лей нетоковедущих частей оборудования, которые нормально не находятся под напряжением, но могут оказаться под ним при слу­чайном соединении их с токоведущими частями.

Защитное отключение  это система защиты, обеспечивающая автоматическое отключение аварийного участка сети (или всей сети) при замыкании на корпус, или на землю.

Зануление - преднамеренное электрическое соединение с ну­левым защитным проводником металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением.

Защитными средствами называются приборы, аппараты, перенос­ные или перевозные приспособления и устройства, а также отдель­ные части устройств, приспособлений и аппаратов, служащие для защиты персонала, работающего на электроустановках, от пораже­ния электрическим током, от воздействия электрической дуги и продуктов её горения.

Защитные средства подразделяются на: .

изолирующие (диэлектрические перчатки, галоши, боты, коврики, подставки, измерительные и изолирующие штанги). Все изолирующие средства необходимо периодически испытывать повы­шенным напряжением в определенные правилами сроки. Защитные средства, выдержавшие испытания, клеймят (ставят дату следую­щего испытания). Пользоваться защитными средствами, не прошед­шими испытания, или с просроченным сроком испытания, запрещается;

переносные заземления, ограждения и предупредительные плакаты;

переносные указатели напряжения, токоизмерительные клеши;

средства, защищающие от действия электрическом дуги, продуктов горения и механических повреждений (очки, рукавицы, противогазы).

Изолирующие защитные средства делятся на основные и дополнительные. Основными называют такие защитные средстве, изоля­ция которых рассчитана на рабочее напряжение установки и кото­рыми можно касаться токоведущих частей, находящихся под напряже­нием. . Факторы, влияющие на степень поражения эл. током :

Основные электрозащитные средства- те, которые выдерживают рабочее напряжение данной электроустановки и позволяют работать на токоведущих частях, находящихся под напряжением.

Дополнительные электрозащитные средства- те, которые сами по себе не могут обеспечить защиту от поражения эл. током, но дополняют основные средства защиты, а также служат для защиты от напряжения прикосновения и напряжения шага.

Основные электрозащитные Дополнительные электрозащитные

средства свыше 1000 В: средства свыше 1000 В:

изолирующие штанги; 1. диэлектрические перчатки и боты;

изолирующие клещи; 2. диэлектрические коврики

Основные электрозащитные средства Дополнительные электрозащитные

до 1000 В: средства до 1000 В:

изолирующие штанги; 1. диэлектрические галоши;

изолирующие клещи; 2. диэлектрические коврики;

ручной изолирующий инструмент.

I смертельный – 0,1 А

I опасный – 0,01 А

V смертельное свыше 50 В переменного тока, и свыше 120 В постоянного тока.

Сопротивление человека от 1 до 7 кОм

Методы освобождения пострадавшего от эл.тока:

Метод захвата за сухую одежду, не прикасаясь к телу.

Применение электрозащитных средств.

Применение длинной деревянной палки-шеста.

Применение острорежущих инструментов (топор с деревянной ручкой, штыковая лопата с деревянной ручкой).

Метод короткого замыкания- наброс на токоведущие части оголенных металлических предметов. На провода ВЛ можно набросить гибкий неизолированный проводник достаточного сечения во избежание перегорания при прохождении через него тока короткого замыкания. Перед тем, как набросить проводник, один конец его надо заземлить.

Классификация помещений по степени опасности поражения эл.током

Помещения без повышенной опасности, в которых отсутствуют условия, создающие повышенную опасность.

1) Особо опасные помещения характеризуются наличием одного из условий:

влажность 100 % (потолок, стены и т.д. покрыты влагой)

химически активная или органическая среда (газы, жидкости. образующие отложения или плесень, разрушающие изоляцию и токоведущие части);

одновременно два или более условий повышенной опасности.

2) Повышенной опасности помещения характеризуются наличием одного из условий:

сырость (влажность превышает 75 %)

токопроводящая пыль (оседает на провода, проникает во внутрь машин, аппаратов);

высокая температура +35 С (более одних суток)

возможность одновременно прикоснуться к металло-конструкции, связанной с землей и корпусом электрооборудования.

Организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в электроустановках:

оформление работ нарядом, распоряжением или перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации;

допуск к работе;

надзор во время работы;

оформление перерыва в работе, перевода на другое место, окончания работы.

Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в электроустановках:

произвести необходимые отключения и принять меры, препятствующие подаче напряжения на место работы;

вывешать запрещающие плакаты;

проверить отсутствие напряжения на токоведущих частях;

Действие эл. тока на организм человека:

термическое действие – ожоги тела;

электролитическое – изменение химического состава крови;

биологическое – непроизвольное сокращение мышц;

механическое – повреждение кожи, мышц, суставов.

ДЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРОТОКА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. _

Физиологическое действие электрического тока заключается в его способности раздражать и возбуждать живые ткани организма.

В результате прохождения тока через организм человека может произойти нарушение его жизнедеятельности,

По характеру воздействия на человека токи подразделяются на : неощутимые, отпускающие, не отпускающие и вызывающие фибриляцию сердца.

К НЕОЩУТИМЫМ – относятся токи величиной до 1 мА при частоте 50 Гц, они не представляют для человека опасности и допустимы для длительного протекания через тело в производственных условиях,

Если человек самостоятельно не может оторваться от контакта возникает опасность появления длительной судороги – ток , вызывающий столь интенсивную судорогу конечностей, называется – НЕ ОТПУСКАЮЩИМ.

Не отпускающий ток, порядка 15-25 мА, обычно не представляет непосредственной опасности для жизни людей, если его воздействие будет прекращено достаточно быстро. Однако, учитывая, что человек самостоятельно освободиться от контакта с токоведущими частями не может, длительное воздействие приводит к нарушению дыхания, не отпускающий ток следует отнести к опасным токам. Токи в 30-50 мА приводят к нарушению дыхания, затруднению работы сердца и потере сознания.

При протекании тока в несколько десятых долей АМПЕРА возникает опасность нарушения работы сердца, может произойти сокращение отдельных волокон сердечной мышцы – называемое ФИБРИЛЯРНЫМ. Процесс фибриляции необратим и ток, вызывающий его является смертельным.

С увеличением величины тока характер его воздействия на человека резко меняется. В связи с этим допустимые для человека токи оценивают по трем критериям электробезопасности:

1-й – неощутимый ток (1мА). Действие не вызывает нарушений деятельности организма и допускается для длительного протекания через тело человека при обслуживании электрооборудования;

2-й – отпускающий ток (6мА). Действие этих токов допустимо, если длительность их протекания не превышает 30 сек.

3-й - для кратковременного до 1 сек. воздействия принимается не отпускающий ток , не превосходящий по величине фибриляционный ток. Значение этого тока в зависимости от длительности воздействия могут быть приняты следующие:

при 1 сек. – 50 мА; при 0,2 сек. – 250 мА;

при 0,7 сек – 75 мА; при 0,1 сек. – 500 мА.

при 0,5 сек. – 100 мА;

б) лампа защищена от повреждений металлической сеткой;

в) патрон установлен так, чтобы исключалась возможность прикосновения к цоколю лампы и гильзе патрона.

Переносной электроинструмент (переносные электродрели, электрогайковерты, шлифовальные машины, электропаяльники, перенос­ные электролампы и др.) необходимо осматривать при каждой выдаче:

проверить комплектность, надежность крепления насадок и деталей;

исправность кабеля, его защитное трубки и штепсельной вилки;

целостность изоляционных деталей корпуса, рукоятки;

наличие за­щитных кожухов и их исправность  внешним осмотром;

четкость работы включателя;

отсутствие замыкания на корпус;

работу на холостом ходу. У

Установку и смену рабочего инструмента и насадок, регулиров­ку электрическое машины, а также перенос её с одного рабочего места на другое осуществляется при полностью выключенном двигателе и отключенное штепсельном вилке.

С электрическими машинами следует обращаться бережно, соблю­дая инструкцию,. Кабель необходимо оберегать от случайных повреж­дений, от горячих и замасленных поверхностей. Его нельзя натяги­вать и скручивать, не следует на него чего-либо навешивать. Рас­стояние от проложенного кабеля до горячих поверхностей и баллонов с кислородом должно быть не менее 0,5 м, а до трубопроводов с горючими газами - не менее I м.

При внезапной остановке машины (заклинивание движущихся деталей, исчезновение напряжения в сети и т.п.) машина должна быть отключена выключателем,

Рабочим, пользующимся эл.инструментом нельзя передавать его дру­гим лицам.

Электроинструмент должен иметь порядковый номер. Не реже одного раза в месяц работник квалификационной группы не ниже III проверяет электроинструмент на отсутствие замыкания на корпус, исправность изоляции проводов, отсутствие обрыва заземляющего провода при помощи мегомметра.

При работе в помещениях без повышенной опасности можно при­менять электрический инструмент напряжением не более 380/220 В, а при работе на улице и в помещениях с повышенной опасностью  инструмент напряжением 42 В. Во втором случае разрешается использовать и инструмент напряжением 220 В, но при наличии надежного заземления корпуса электроинструмента и обязательном применении защитных средств (диэлектрических перчаток, галош, ковриков).

В особо опасных помещениях допускается работать с электро­инструментом напряжением не выше 42 В с обязательным применением диэлектрических перчаток и коврика.

Нельзя касаться режущего инструмента, браться за электрический провод, работать электроинструментом с приставных лестниц, вносить переносные трансформаторы и преобразователи частоты внутрь кот­лов, металлических резервуаров и др. металлических заземленных конструкций.

Для переносных светильников допускается напряжение 36 В,\в помещениях с повышенной опасностью и не выше 12 В в помещениях особо опасных и вне помещений (на улице).

Трансформаторы. Трансформаторные помещения защищают от снега и влаги. Двери в трансформаторное помещение изготавливают из трудносгораемых или несгораемых материалов и запирают на замок. Помещение трансформаторной, как правило, оборудуют естест­венной вентиляцией.

Трансформатор должен быть немедленно отключен для выявления и устранения причин, вызвавших нарушения в работе, при повышении температуры трансформаторного масла, в случае сильного неравномерного шума и потрескивания внутри трансформатора, ненормальном нагреве, течи масла с понижением его уровня ниже допустимого, выбросе масла из расширителя или разрыве диафрагмы выхлопной трубы, изменении цвета масла и др.

Электродвигатели. На каждом электродвигателе должны быть нанесены стрелки, показывающие направление вращения механизма. На пусковых устройствах, магнитных пускателях, рубильниках указы­вают наименование агрегата, к которому они относятся. Пусковая аппаратура не должна допускать ошибочные включения электродвигателя.

Электрические двигатели немедленно отключают от сети в случае появления дыма или огня, чрезмерной вибрации или нагрева подшипни­ков, поломки приводного механизма, снижения числа оборотов, со­провождающегося сильным нагревом двигателя.

Сроки и нормы испытаний защитных средств (диэлектрические перчатки, коврики, штанги, инструмент с изолирующими ручками)

Полное представление об опасности при работах в электроус­тановках

знания ПТЭ и ПТБ электрооборудования, правил пользования и испытаний средств защиты, устройства электроустановок и пожарной безопасности в объеме занимаемой должности

знание схем электроустановок и оборудования обслуживаемого участка, знание технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работ

умение проводить инструктаж, организовывать безопасное проведение работ, осуществлять надзор за членами бригады

знание правил освобождения пострадавшего от действия электрического тока, оказания первой медицинской помощи и умение практически оказывать ее пострадавшему

умение обучать персонал правилам техники безопасности, практическим приемами оказания первой медицинской помощи

Электротехнический персонал группы по электробезопасности V должен знать :

знание схем электроустановок, компоновки оборудования технологических процессов производства

знание настоящих Правил, правил пользования и испытаний средств защиты, четкое представление о том, чем вызвано то или оное требование

знание правил технической эксплуатации, правил устройства электроустановок и пожарной безопасности в объеме занимаемой должности

умение организовать безопасное проведение работ и осуществлять непосредственное руководство работами в электроустановках любого напряжения

умение четко обозначать и излагать требования о мерах безопасности при проведении инструктажа работников

умение обучать персонал правилам техники безопасности, практическим приемам оказания первой медицинской помощи. оборудования своего участка.


-75%

Читайте также: