Легенды великого новгорода для детей краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Легенды и предания древнего Новгорода

Составители: Абраменкова Т.В., Носкова О.А

ГЛАВА I. Легенды и предания об Антонии Римлянине

ГЛАВА II. Легенды Иоанновского цикла

ГЛАВА III. Обитель Варлаама Хутынского

ГЛАВА IV. Конец самоправства Новгородского

I. ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

В последнее время происходит активное реформирование исторического образования. Работа по приобщению учащихся Великого Новгорода к краеведческим знаниям стала вестись более глубоко и продуманно. В учебные программы введен курс "Новгородика", учителя - предметники стремятся обязательно учитывать региональный компонент в процессе преподавания, идет раз-работка программ регионального стандарта, в городе систематически проводятся олимпиады и конкурсы.

Учащиеся тщательно изучают историю древней Новгородской земли, ее культуру, литературные памятники и фольклор, подчас затрагивая такие вопросы, которые прежде находились в поле зрения только специалистов.

Центральная детская библиотека им. Бианки, имея в своем составе краеведческий центр, старается обеспечить литературой любые краеведческие потребности своих читателей, но иногда необходимую информацию можно отыскать только в научной или музейной библиотеках, куда доступ для детей закрыт. Это, например, относится к теме "Легенды и предания Древнего Новгорода" и связанным с ней запросом по истории монастырей.

Огромное количество преданий и легенд, касающихся самых различных сторон жизни Господина Великого Новгорода, содержат новгородские летописи и "жития святых". В настоящее время их насчитывают уже свыше полутора тысяч. Но, к сожалению, эти исторические источники очень редко имеются в фондах массовых библиотек и, к тому же, трудно доступны учащимся по содержанию, т.к. написаны на древнеславянском языке.

Цель данного пособия - по возможности адаптировать для детей и собрать в одном месте хотя бы небольшую часть наиболее популярных легенд и преданий. При этом составители не претендуют на полноту и строгую научность в изложении материала, считая своей главной задачей популяризацию краеведческих знаний.

Что же представляют собой предания и легенды, в чем их сходство и отличие? Этот вопрос всегда вызывал много споров в фольклористике. Но все - таки сейчас принято считать, что предание - устное повествование, содержащее в первооснове сведения о реальных лицах и достоверных событиях. Возникнув из рассказов очевидцев, предание при передаче из уст в уста удаляется от фактической первоосновы и обретает поэтическую интерпретацию, сближаясь с легендой.

Легенда - также прозаический эпический жанр, в основе которого лежит рассказ о каком - либо замечательном событии или выдающихся поступках отдельных людей. Но в отличие от предания, в легенде всегда присутствует чудо. К тому же, она может повествовать как о прошлом, так и о настоящем и будущем.

По форме легенды и предания представляют собой вид "небольших повестей" с неустойчивым текстом и свободной формой.

Значительной части древних новгородских легенд и преданий свойственны религиозно - христианский характер, образ того или иного святого, тема творимого им чуда.

Настоящее пособие представляет собой цикл бесед, посвященный известным новгородским святым: Антонию Римлянину, Варлааму Хутынскому, архиепископу Иоанну. Объединяет этих церковных деятелей то, что все они жили примерно в одно и то же время - в конце XI или в XII в.в. Это был период бурного роста монастырей и начало создания вечевой республики. Однако, не-обходимо отметить, что время появления новгородских легенд и преданий, а также причины их возникновения были различны.

Ученые считают, что толчком к созданию многих из них послужил про-цесс присоединения Новгорода к Москве. Именно в этот период в новгородских летописях появляются вставленные позже предания и легенды, предвещающие конец новгородской вольницы. Поэтому, несмотря на то, что первые три раздела настоящего пособия частично связаны с этой темой, составители посчитали необходимым выделить самые популярные легенды о конце самоправства новгородского в самостоятельный раздел.

Существует несколько легенд о возникновении Новгорода Великого.


Свободолюбивые новгородцы восстали во главе с богатырем Бисопегом и Вадимом Храбрым, либо женатым на одной из дочерей Гостомысла либо бывшим сыном одной из них. Но князь Рюрик жестоко подавил восстание и наказал мятежников. В 879 году он умер и престолунаследовал двухлетний его сын Ингварь от второй жены – норвежки Ефанды ( первая жена – Умила – давно умерла), а регентом при нем стал брат Ефанды – Хельг из Халоголанда, а по-русски – князь Олег Вещий. Последний вскоре оставил Новгород и пошел войной на Киев. Завоевав его в 882 году, он основал Древнерусское Киевское государство, в котором Новгородская вечевая боярско-купеческая республика занимала независимое положение: она приглашала к себе князей из южной и северо-восточной руси в качестве наместников, подчиненных Новгородскому вечу. Новгородская республика просуществовала 600 лет, отстаивая свою свободу от притязаний великокняжеской власти Владимира и Москвы, пока не была покорена в 1478 году великим князем Иваном Ш.


Костомаров Н.И., известный историк и этнограф XIX века, приводит такую версию:

Долго жили они здесь, распространив свои владения до Ледовитого океана. Затем их постигла беда - моровая язва. Жители разбежались. Опустел и Словенск.

Прошли годы. Услышали славяне про землю предков своих, лежащую в запустении, и отправились туда. Снова заселили они берега озера, поставили новый город, но не на прежнем месте, а на новом, выше старого, и назвали его Новгород. Такова легенда.

В первой серии статей о взгляде на Великий Новгород с необычной стороны, я уже начал рассказывать о его легендах, затронув пока две — О Садко, и о голубе Софийского собора.

Конечно, говоря о голубе Софийского собора, никак нельзя было обойти и легенду о Христе Пантократоре.

Сегодня я продолжу рассказывать о самых знаменитых новгородских мифах и легендах. Сразу скажу, что некоторые из них, как и легенда о Садко, имеют множество вариантов. Выберу их них самые, на мой взгляд, интересные, вынужденно сократив их, дабы вписаться в формат статьи дзена.

Василий Буслаев

Василий Буслаев, боярский сын, был молод и силён. Да и нрав был задирист настолько, что уж стонал от его кулаков весь город. А до того он был молод и неопытен, что однажды на хмельном пиру стал похваляться, что побьёт он всех новгородских силачей в кулачном бою.

Бояре его поймали на слове, и поставили условие — коли побьёт, станет в Великом Новгороде князем, а не побьёт, так пусть уходит из города навсегда.

История эта получила огласку. Несчастная матушка Василия Буслаева уж пыталась и прятать своего неразумного сына в погребе, и пыталась задобрить бояр золотом. Да у тех этого золота и так полно. Пришлось парню даться. Да вот вышло так, что и побил он всех новгородских задир. Так силён был Василий. А победив стал князем. И потом уж ещё совершил поход по святым местам, в окончание которого и умер.

К слову сказать, в Новгородской летописи Младшего извода есть упоминание о таком новгородце, и таком событии. Имя, правда, другое. Но сумел он свою усадьбу отстоять у всего города в честном кулачном бою. Так что не всё в этой легенде выдумка.

О митрополите Иоанне и бесе

Дело было в XII веке. Митрополитом тогда в Новгороде был Иоанн. Вот раз просыпается он утром, а в умывальнике у него бес сидит. Вот он умывальник тот и перекрестил. Бесу через крест не выбраться. И стал он просить Иоанна, чтоб тот снял своё знамение. А тот и говорит — вези, мол, меня по святым местам в одну ночь, тогда сниму. Бес, конечно, артачился долго, Но потом согласился. Только взял с митрополита слово, что о сим конфузе бесовском он никому не расскажет. Тот и согласился.

Свозил, значит, бес митрополита в ночь по всем местам святым, и с тем был отпущен. Ан, по прошествии нескольких лет, запамятовал батюшка о данном обещании, да и рассказал приятелю о том приключении. И с тех пор стал бес мстить митрополиту. Примет он облик Иоанна, да прилюдно пьяную бузу затеет, или сопрёт на торгу из лотка у торговцев что-нибудь, а то вечерком, словно от вдовушки какой выходит… Да всё так, чтоб народ видел. И стали поговаривать, что митрополит то не по сану живёт. И решили его судить новгородцы божиим судом.

А божий суд в ту пору в Новгороде просто вершился. С Велика моста бросали человечка в Волхов. И ежели он сразу топ, стало быть боженька душу его принял. Не виновен он. А вот ежели не тонет он, а барахтается, то вывод ясен. Не приимет Бог его душу, ибо грешен. Тут на лодках мужики с баграми поспевали, и забивали несчастного уже сами.

Ну, а уважая сан Митрополита, дали ему плотик махонький, да и пустили по реке, по течению. И в ту самую пору внезапно Волхов течение изменил. И плотик с Иоанном назад вернулся.

Поняли новгородцы, что это знак им свыше. И простили они митрополита Иоанна. И с тех пор Волхов, нет-нет, да и начинает течь в обратную сторону.

Кстати, это факт. Волхов иногда меняет своё течение. Просто он вытекает из Ильменя, а впадает в Ладогу. Где вода выше — оттуда и течёт.

Такие дела. Ставьте лайки, пишите комментарии. Подписывайтесь на канал. Продолжу в следующей публикации.


Member Offline

  • Профессионал
  • Репутация: 76
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Свободен

Member Offline

  • Грандмастер
  • Репутация: 619
  • Статус: Давай пообщаемся!
  • Свободен

Свободолюбивые новгородцы восстали во главе с богатырем Бисопегом и Вадимом Храбрым, либо женатым на одной из дочерей Гостомысла либо бывшим сыном одной из них. Но князь Рюрик жестоко подавил восстание и наказал мятежников. В 879 году он умер и престолунаследовал двухлетний его сын Ингварь от второй жены – норвежки Ефанды ( первая жена – Умила – давно умерла), а регентом при нем стал брат Ефанды – Хельг из Халоголанда, а по-русски – князь Олег Вещий. Последний вскоре оставил Новгород и пошел войной на Киев. Завоевав его в 882 году, он основал Древнерусское Киевское государство, в котором Новгородская вечевая боярско-купеческая республика занимала независимое положение: она приглашала к себе князей из южной и северо-восточной руси в качестве наместников, подчиненных Новгородскому вечу. Новгородская республика просуществовала 600 лет, отстаивая свою свободу от притязаний великокняжеской власти Владимира и Москвы, пока не была покорена в 1478 году великим князем Иваном Ш.

Территория Великого Новгорода занимала обширный угол северо-западной Руси и с течением времени распространялась все далее и далее на север и северо-восток, доходя до Белого моря и переходя на востоке за Уральский хребет.

Делилась на земли, ближайшие к Н. (5 пятин: Водскую, около Ладожского озера; Обонежскую, до Белого моря; Бежецкую, до Мсты; Деревскую, до Ловати; Шелонскую, от Ловати до Луги) и так наз. новгородские волости: Заволочье, по Сев . Двине от Онеги до Мезени, Пермь — по Вычегде и верх. Каме, Печору — по р. Печоре до Уральского хребта и Югру — за Уральским хребтом.

Нынешняя СПб. губ. (Водская пятина) была населена водью и ижорой, которые издавна находились в тесной связи с Н. Емь, жившая в южной Финляндии, была обыкновенно во вражде с новгородцами и более склонялась на сторону шведов, тогда как соседняя карела обыкновенно держалась Н. Издавна Н. приходил в столкновения с чудью, населявшей нынешние Лифляндию и Эстляндию; с этой чудью у новгородцев идет постоянная борьба, которая позднее переходит в борьбу новгородцев с ливонскими рыцарями. Заволочье (см.) было населено финскими племенами, известными под общим именем заволоцкой чуди; позднее в этот край устремились новгородские колонисты. Терский берег (Тер, Тре) населен был лопарями (лопь).

Далее на. СВ жили пермяки (Пермь) и зыряне (Печора); кажется, что здесь новгородцы ограничивались только сбором дани, так же как и в Югре (Зауралье). Ядро славянских поселений было около оз. Ильменя и по р. Волхову. Вопрос о том, откуда пришли сюда славяне и к какому из славянских племен они принадлежали, решался различно: большая часть исследователей отождествляет ильменских славян с кривичами, другие сближают их с южно-русами и даже с балтийскими славянами. Из начальной летописи известно только, что в IX в. около Ильменя жило особое племя, называвшееся просто славянами и имевшее город Н.


убрала ссылку из поста

Member Offline

  • Репутация: нет
  • Статус:
  • Свободен

Явились три князя: Рюрик, Синеус и Трувор с дружиной и поселились 1-й в Ладоге, 2-й на Белоозере, 3-й в Изборске. По смерти младших братьев, Рюрик завладел их землями, переселился в Н. и начал раздавать города своим дружинникам (Ростов, Полоцк, Белоозеро). О том, кто были призванные варяги, существуют различные мнения (см. Варяжский вопрос). Самое существование трех братьев и факт их призвания подвергаются сомнению.

Далее, летопись рассказывает, что преемник Рюрика Олег ушел из Н. на Ю, обложив новгородцев данью в 300 гривен, часть которой шла на содержание дружины, оставшейся в Н. Затем летописные известия о Н. на время прекращаются: сохранилось только краткое известие о том, что Ольга установила в новгородской земле дани, откуда видно, что Н. признавал в эту пору власть киевской княгини. Позднее новгородцы потребовали себе у Святослава в князья одного из его сыновей, угрожая, в случае отказа, найти себе князя в другом месте. Святослав отпустил к ним Владимира. Когда, после смерти Святослава, старший сын его Ярополк убил брата Олега и завладел его уделом, Владимир, не надеясь, вероятно, на новгородцев, бежал за море к шведам, а в Н. явились посадники Ярополка. Владимир возвратился с варягами, победил брата и овладел Киевом; Н. остался в зависимости от Владимира и платил ему дань. В княжение Владимира в Н. введено было христианство, которое встретило здесь сильное сопротивление, не имея той подготовленной почвы, какая была в Киеве.

Member Offline

  • Репутация: нет
  • Статус:
  • Свободен

Member Offline

  • Репутация: нет
  • Статус:
  • Свободен

После смерти Андрея новгородцы приглашали нескольких князей из южной Руси, а в 1179 г. призвали Мстислава Ростиславича Храброго, который защищал их от Всеволода Суздальского и успешно воевал с чудью; но все-таки, когда Мстислав умер, новгородцы, после неудачной попытки найти защиту у киевского князя Святослава Всеволодовича, должны были подчиниться Всеволоду и принять от него в князья Ярослава Владимировича. Ярослав не пользовался расположением новгородских граждан и был прогнан ими, но снова возвратился. В 1196 г., когда Всеволод Суздальский был занят борьбой с Ольговичами, новгородцы опять изгнали Ярослава. Он укрепился в новгородском пригороде Торжке, а Всеволод задержал в суздальской земле новгородских купцов. Пришлось снова призвать Ярослава. В 1199 г. Всеволод сам заменил его своим сыном Святославом, потом посадил другого сына Константина, которого опять заменил Святославом, задержав в то же время новгородских купцов. На этот раз Новгород нашел надежного защитника.

Member Offline

  • Репутация: нет
  • Статус:
  • Свободен

После смерти Андрея новгородцы приглашали нескольких князей из южной Руси, а в 1179 г. призвали Мстислава Ростиславича Храброго, который защищал их от Всеволода Суздальского и успешно воевал с чудью; но все-таки, когда Мстислав умер, новгородцы, после неудачной попытки найти защиту у киевского князя Святослава Всеволодовича, должны были подчиниться Всеволоду и принять от него в князья Ярослава Владимировича. Ярослав не пользовался расположением новгородских граждан и был прогнан ими, но снова возвратился. В 1196 г., когда Всеволод Суздальский был занят борьбой с Ольговичами, новгородцы опять изгнали Ярослава. Он укрепился в новгородском пригороде Торжке, а Всеволод задержал в суздальской земле новгородских купцов. Пришлось снова призвать Ярослава. В 1199 г. Всеволод сам заменил его своим сыном Святославом, потом посадил другого сына Константина, которого опять заменил Святославом, задержав в то же время новгородских купцов. На этот раз Новгород нашел надежного защитника.

Member Offline

  • Репутация: нет
  • Статус:
  • Свободен

В 1236 г. в Н. вокняжился сын Ярослава Всеволодовича [[Александр. Хотя Н. и не испытал татарского нашествия, так как татары дошли только до Крестца и поворотили назад, испугавшись новгородских болот, но оно прервало связь Н. с южной Русью, и с Александра новгородским князем становится тот, кто был великим князем. Александр оказал новгородцам много услуг в борьбе их с западными соседями — шведами, которым нанес поражение на р. Неве (за что был прозван Невским), и ливонскими немцами, разбитыми им на льду Чудского оз. (Ледовое побоище 1242 г.). Отношения между Александром и новгородцами часто бывали недружелюбными; дело доходило иногда до столкновений, как, напр., из-за татарского выхода (дани), на уплате которого настаивал Александр.

Member Offline

  • Репутация: нет
  • Статус:
  • Свободен

Member Offline

  • Репутация: нет
  • Статус:
  • Свободен

Отели. Только проверенные и классифицированные.

Toggle navigation

В связи с мерами, принимаемыми для предотвращения распространения коронавируса в Российской Федерации, многие мероприятия отменены или перенесены на более поздний срок. Просим уточнять конкретные даты проведения мероприятий у туристско-информационных центров регионов.

Новгородская область - легендарные достопримечательности

Легенды Новгородской области.

Легенда об окаменевшем голубе.

В царствование Ивана IV Грозного, в период опричнины, Новгород был вновь втянут в политические смуты и волнения в Московском государстве. В 1570 году, получив донос о том, что новгородцы снова замыслили отделиться от Москвы и присоединиться к Литовскому государству, Иван IV совершил поход против Новгорода и подверг его опустошительному разгрому. Это событие окутано целым роем легенд. Одна из них - легенда об окаменевшем голубе.

В ней говорится о том, как Иван Грозный жестоко расправился с новгородцами. По всему городу хватали именитых горожан и приводили их на Городище, где над ними было устроено судилище. На суд были приведены архиепископские бояре, служилые люди, гости, дети боярские, дьяки и подьячие. Признание в измене вымогалось жесточайшими пытками, с применением "некою составною мукою огненной иже именуемой - поджар"(то есть опальных жгли на огне).

Затем привязывали за веревки к саням и тащили к Волхову. Людей кололи ножами, рубили топорами, заливали на морозе водой. Их связывали веревками и десятками сбрасывали с Волховского моста в реку.

По реке на лодках ездили опричники и добивали выплывавших топорами и баграми. Воды Волхова приобрели красный цвет от обилия крови. В это время из - за дальних морей после долгих странствий прилетел в Новгород голубь и сел на крест Софийского Собора отдохнуть, но не смог больше подняться: окаменел от ужаса. Далее легенда говорит о том, что когда наступит день кончины Новгорода, " Волхов пойдет вспять и зальет город, а голубь слетит на землю и трижды прокричит о гибели Новгорода".

С тех пор не раз приходилось голубю слетать с креста от ветра. Его чинили и вновь устанавливали, а Новгород продолжал стоять.

По всей видимости, эта легенда связана с обычаем ставить металлических голубей на церковные кресты, который был широко распространен в Византии. По учению церкви, голубь - символ святого духа, а предмет, на котором сидит голубь, полон благодати и святости.

Легенда об окаменевшем голубе заинтересовала современного писателя и знатока новгородских древностей Юрия Вронского, который предлагает юным читателям очень поэтичный и трогательный ее вариант в книге " Терем Юрия Онцифоровича: Рассказы о древнем Новгороде".

Знаменский собор был построен для размещения иконы в 1682-88 гг.

Во время крестного хода осаждающие выпустили тучу стрел, и одна из них поразила лик Богородицы. Из глаз Богородицы полились слёзы, и она обратила лик свой к народу новгородскому. В это время враги стали объяты неизъяснимым ужасом, побросали оружие и, побивая друг друга, стали поспешно отходить от города. Новгородцы преследовали противника и одержали полную победу (см. Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами)).

В память об этом чуде архиепископ Новгородский Илья ещё в XII веке установил празднование в честь иконы Знамение Богородицы, совершаемое в Русской церкви по настоящее время. В 1354 году икона была перенесена в Церковь Знамения Богородицы (Знамения Божией Матери), сооружённую по велению архиепископа Моисея. В 1560 году икона вновь находится в церкви Спаса Преображения, а затем переносится в Знаменский собор. Находившийся на Руси в день празднования иконы Знамение Богородицы Афонский иеромонах Пахомий Логофет написал на этот праздник два канона.

После Октябрьской революции 1917 года икона попала в музейное собрание. Во время Великой Отечественной войны икона была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей

15 августа 1991 года состоялось возвращение иконы РПЦ из Новгородского музея-заповедника.

Иван Грозный в Великом Новгороде

Легенда: Петр и Феврония

— муромские князь и княгиня, которые почитались на Руси как покровители супружеской жизни. Феврония была крестьянкой, и бояре были против брака Петра и Февронии, не хотели видеть своим князем человека, женившегося на простой крестьянке. Петр и Феврония предпочли семейную жизнь княжению на Муромском престоле. Жили они долго и счастливо и умерли в один день и в один час в 1228 году. Хотя их похоронили порознь, тела их чудесным образом оказались в одной могиле.

Анна Орлова

была дочерью и единственной наследницей графа Алексея Орлова-Чесменского. После смерти отца у неё пропал интерес к светской жизни. Большую часть своего состояния Анна потратила на возрождение Юрьева монастыря. По легенде Анна и настоятель Юрьева монастыря Фотий любили друг друга, но Фотий был монахом, поэтому повенчаться они не могли.

После смерти Анну похоронили в Юрьевом монастыре. Когда в XX веке вскрыли гроб с ее телом, то увидели, что тело повернуто набок, одна рука поднята, волосы растрепаны, разорван ворот платья. То есть, после захоронения она очнулась. Её похоронили заживо. Возможно, ей дали или маленькую дозу яда, или слишком большую дозу снотворного.

Антониев монастырь

— одно из самых живописных мест Новгорода. По преданию, его основал в 1106 году Антоний Римлянин. Легенда, как и все монастырские легенды, невероятна, но красива. Антоний родился в Риме в 1067 году. Был богат. В 18 лет постригся в монахи, а свое богатство — золото и серебро — сложил в бочку и бросил в море. Через 20 лет он удалился на скалу, молясь о спасении православия. Однажды поднялась страшная буря и камень, на котором молился Антоний, понесло по морю, как ладью. Через два дня, в день праздника Рождества Богородицы, он оказался в Новгороде. Место, куда его принесли волны, и стало монастырем. Через несколько лет рыбаки выловили бочку. Денег, лежавших в ней, хватило на строительство каменной церкви и приобретение земли.

Читайте также: