Легенда чемень краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

В древности, среди наших дедов и прадедов, жил, говорят, один богатырь по имени Чемень. Всегда одетый воинские доспехи, он разъезжал на белом коне по чувашской земле и охранял ее границы от врагов. Богатырская слава Чеменя была громкой, его знали далеко за пределами родной земли, и среди врагов не находилось охотников меряться с ним силой и молодецкой удалью.

Прожил Чемень долго. Но пришло время умирать богатырю. Перед смертью он собрал всех чувашей и сказал:

Умер богатырь. Похоронили его, как он и просил: вырыли в горе большую могилу, одели умершего в воинскую одежду и посадили на коня, а рядом положили щит и меч.

Чемень умер, а его слава, его имя остались в народе, в его памяти. О ратных подвигах богатыря старики рассказывали сыновьям и внукам.

Однажды весной, когда молодежь рядом с курганом, в котором был похоронен Чемень, водила хороводы, парни вспомнили о богатыре. Вспомнили передаваемые из поколения в поколение его слова о готовности в лихую годину прийти на помощь своему народу. Молодым парням очень хотелось посмотреть на богатыря.

— А давайте позовем его,— предложил один из них. Парни пошли на курган и хором закричали:

Земля разверзлась, и из кургана выехал Чемень на белом коне в одежде воина и воинских доспехах.

Парни перепугались, но Чемень их не тронул. Он пустился в свой знакомый путь, объехал всю чувашскую землю и вернулся в курган.

С тех пор на чувашских детей напал мор. И малые, и большие ребята мрут да и только. Старики собрались вместе, говорят меж собой:

— Это Чемень, наверное, посылает мор на наших детей, обиделся, что его напрасно потревожили.

В древности, среди наших дедов и прадедов, жил, говорят, один богатырь по имени Чемень. Всегда одетый в воинские доспехи, он разъезжал на белом коне по чувашской земле и охранял ее границы от врагов. Богатырская слава Чеменя была громкой, его знали далеко за пределами родной земли, и среди врагов не находилось охотников меряться с ним силой и молодецкой удалью.

Прожил Чемень долго. Но пришло время умирать богатырю. Перед смертью он собрал всех чувашей и сказал:

Умер богатырь. Похоронили его, как он и просил: вырыли в горе большую могилу, одели умершего в воинскую одежду и посадили на коня, а рядом положили щит и меч.

Чемень умер, а его слава, его имя остались в народе, в его памяти. О ратных подвигах богатыря старики рассказывали сыновьям и внукам.

Однажды весной, когда молодежь рядом с курганом, в котором был похоронен Чемень, водила хороводы, парни вспомнили о богатыре. Вспомнили передаваемые из поколения в поколение его слова о готовности в лихую годину прийти на помощь своему народу. Молодым парням очень захотелось посмотреть на богатыря.

– А давайте позовем его, – предложил один из них.

Парни пошли на курган и хором закричали:

Земля разверзлась, и из кургана выехал Чемень на белом коне в одежде воина и воинских доспехах.

Парни перепугались, но Чемень их не тронул. Он пустился в свой знакомый путь, объехал всю чувашскую землю и вернулся в курган.

С тех пор на чувашских детей напал мор. И малые, и большие ребята мрут да и только. Старики собрались вместе, говорят меж собой:

- Это Чемень, наверное, посылает мор на наших детей, обиделся, что его напрасно потревожили.

Пришли старики на курган, закололи быка, и дети перестали умирать.

С тех пор Чеменю каждый год приносят в жертву быка.

Чемень : [чувашская народная сказка] / С. И. Шуртакова // Чувашские легенды и сказки. – Чебоксары, 1979. – С. 10

© 2009-2022 Национальная библиотека Чувашской Республики. При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.


Сказки по категориям
О Волшебных существах, Животных, Мальчиках и девочках, Иване, Царе, Принцах и принцессах, Природе


Новые оценки сказок

4 Хитрый Алдар-Косе
5 Алп-батыр
4 Толстый жирный блин
5 Пастух из Кальтанисетты
5 Барсук и лисёнок
5 Сражение обезьяны с крабом
5 Царевна бездельница
5 Елена прекрасная

Сказковед


сайт детских народных и авторских сказок.

Понятие об устном народном творчестве. Чувашская мифология и традиционная религия, их характерные черты и взаимосвязь с другими религиями. Структура мира, боги и духи, легенды о мироздании народа. Краткое изложение легенд о Киремете и богатыре Чемене.

Рубрика Религия и мифология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.12.2016
Размер файла 24,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №14 с углубленным изучением предметов естественно - математического цикла"

Выполнила: Николаева Ксения

Преподаватель: Комарова Н.В.

Содержание

1. Устное народное творчество

2. Чувашская мифология

3. Структура мира

5. Легенда о мироздании

6. Легенда о Киремете

7. Легенда о богатыре Чемене

8. Девушка на луне

9. Как основан был город Казань

10. Взаимосвязь с другими религиями

1. Устное народное творчество

Долго не имея своей письменности, чувашский народ выражал свои думы и чаяния, свою наблюдательность и мудрость, свои переживания в устном поэтическом творчестве.

Наиболее распространенным жанром были народные песни. Песней чуваши сопровождали почти все трудовые процессы, начиная от домашних занятий (прядение, ткачество и т. п.) и кончая сельскохозяйственными работами. Исполнение песен было любимым развлечением во время отдыха, особенно у молодежи. Весной молодежь водила хороводы с играми, танцами, песнями, то плавными, неторопливыми, подчиняющими себе ритм движения, то быстрыми, стремительными во время плясок и игр.

Много песен связано с теми или иными обрядами и праздниками. Были песни благодарственные и просительные, с ними чуваши обращались к различным силам природы, от которых, по их представлениям, зависело благосостояние, или к предкам, также якобы имеющим возможность помочь своим родственникам.

После весенних полевых работ начинались молодежные обрядовые игры, известные под названием вайа, тапа, или уяв, продолжавшиеся вплоть до подъема паров и сенокоса.

Пользовались широким распространением застольные песни, в которых обычно воспевались старинные обычаи, дружба родственников* святость труда на земле и одновременно сквозило недовольство существовавшими социальными порядками.

Трогательны по содержанию и задушевны по исполнению лирические песни. Обычные темы их: переживания юноши или девушки, тоскующей о любимом, сетования женщины на тяжелую долю в семье и т. п.

Позднее, уже в капиталистический период, распространилась сатирическая песня типа частушки, так называемая сормовска, которую принесли отходники. В этих коротеньких песенках шутливо изображались любовные увлечения молодежи, но чаще остро и зло высмеивались недостатки тех или иных членов общества, а наредко и целых его прослоек или классов.

В наше время старинные песни большей частью сохраняются лишь в памяти старшего поколения; их место заняли новые песни, прославляющие свободный труд и героические дела советских людей. Большой популярностью среди рабочих и колхозников пользуются частушки, нередко слагаемые ими самими на местные волнующие темы.

Значительно развит у чувашей жанр сказок. Они иногда переплетаются с народными легендами о различных исторических личностях, образы которых сильно опоэтизированы. Много сюжетов, общих со сказками других народов. Особенно часто в чувашских сказках подчеркивается благотворная связь с землей и возвеличивается труд на ней.

Как и в сказках других народов, основным героем у чувашей выступает крестьянский сын, который испытывает ряд приключений и в конце концов торжествует над темными силами. Герой обычно добывает лучшую долю не только для себя, но и для народа. В фольклоре чувашей имеется множество поговорок, загадок, пословиц. Тематика всех этих видов народного творчества тесно связана с повседневной жизнью.

Зачинателем литературы на чувашском языке, в основном переводной с русского, был создатель чувашской грамоты И. Я. Яковлев, писавший небольшие рассказы из жизни чувашей. В дальнейшем образование чувашской интеллигенции привело к появлению первых писателей и поэтов-чувашей. Из их числа можно упомянуть И. Н. Юркина, Г. Т. Тимофеева, К. В. Иванова, Ф. П. Павлова. Правда, печатать свои произведения первым чувашским литераторам было трудно, но их обычно переписывала грамотная молодежь, и в таком виде они шли в народные массы.

Широкую дорогу чувашской литературе открыла Октябрьская революция, в результате которой чувашский народ получил возможность полностью развернуть свои силы и способности. Если раньше в чувашском творчестве преобладала поэзия, то теперь писатели начали овладв вать и прозой, создавая небольшие рассказы, а затем и более крупные произведения. Большую помощь в становлении чувашской литературы оказали русские писатели, особенно А. М. Горький, который был непосредственно связан с писателями-чувашами.

Лучшие произведения чувашских писателей и поэтов переведены на русский и другие языки народов СССР; в то же время многие писатели и специалисты-переводчики знакомят чувашей с произведениями русской и иностранной литературы.

Устное народное творчество:

2. Чувашская мифология

мифология традиционный религия чувашский

Чувашская мифология и традиционная религия -- комплекс воззрений, верований и культов чувашей, существовавший с IX--XIX вв. Отдельные черты мифологии и религии чувашей сохраняются и в наше время.

Язычество сохранилось в своей неприкосновенности только очень спорадически. Языческое селение это редкостное явление. Вопреки этому мне прошлым летом удалось длительное время побывать в одной такой исконно языческой местности И в других краях, где сейчас уже исповедуют христианскую веру, жива память о языческой эпохе в основном в устах стариков, которые сами лет 40-50 тому назад тоже приносили жертвы древним чувашским богам.

В конце XX в. большой массив чувашских мифов был обработан при составлении чувашского эпоса Улып.

3. Структура мира

Для чувашского язычества характерно многоярусное представление о мире. Мир состоял из трех частей: верхний мир, наш мир и нижний мир. И было всего семь слоев в мире. Три слоя в верхнем, один в нашем, и ещё три в нижних мирах.

В чувашской структуре мироздания прослеживается общетюркское деление на надземные и подземные ярусы. В одном из небесных ярусов живёт главный пирешти Кебе, которых передает молитвы людей богу Тург, обитающему в самом верхнем ярусе. В надземных ярусах находятся и светила -- луна ниже, солнце выше.

Земля была квадратной. На ней жили разные народы. Чуваши верили, что их народ живёт в середине земли. Священное дерево, древо жизни, которому чуваши поклонялись, поддерживало небосвод посередине. С четырёх сторон, по краям земного квадрата, небосвод поддерживали четыре столба: золотой, серебряный, медный, каменный. На верхушке столбов располагались гнезда, в них по три яйца, на яйцах -- утки.

Верховный бог находился в верхнем мире. Он правил всем миром. Громы и молнии метал, дождь пускал на землю. В верхнем мире находились души святых и души неродившихся детей. Когда человек умирал, душа его по узенькому мосту, переходя на радугу, поднималась в верхний мир. А если он был грешен, то, не пройдя узкого моста, душа человека падала в нижний мир, в ад. В нижнем мире стояло девять котлов, где варились души грешных людей. Слуги дьявола непрестанно поддерживали под котлами огонь[2].

4. Боги и духи

В Чувашской мифологии по В. К. Магницкому всего существовало более 200 богов и приданных им духов разных рангов и функций. Они населяли небо, землю и подземный мир. Д. Месарош указывал:

Если последовательно, внимательно присмотримся к старой вере чувашей, особенно в том, что касается памяти Бога, находим значительные расхождения, например, с чистой шаманской верой алтайских тюрок. Культ хороших и злых духов померк, а роль шамана-жреца полностью потеряна. Однако в сегодняшнем веровании чувашей отчетливо вырисовывается понятие о единственном боге, что ни в коем случае не похоже на язычество. Русские исследователи В. А. Сбоев, В. К. Магницкий без особых знаний языка и предмета не могли выделить это настолько характерное свойство чувашской мифологии, поэтому исходили из того: так как речь идет о язычестве, чёрной вере, то, следовательно, каждый дух и фигура воображения это и есть Бог. И под это понятие подгоняли из текстов жертвенных молитв каждое уже не имеющее значения слово, называя Богом, и даже названия определенных болезней, без какой-либо систематизации и знания языка. В главе, посвященной Богу, я подробно говорю о чувашском монотеизме[1]

О количестве богов существует несколько мнений. По одному мнению бог один -- Верховный бог (??лти Тург), а остальные только прислуживают ему и являются духами. Другие считают чувашскую веру многобожьей.

Албаста -- злое существо в виде женщины с четырьмя грудями

Арзюри -- дух, хозяин леса, леший

Вубър -- злой дух, насылал болезни, нападал на спящего человека

Вите хуси -- хозяин хлева

Вудаш -- злой дух, обитающий в воде

Ийе -- дух, обитающий в банях, мельницах, заброшенных домах, хлевах и т. д.

Ирих -- божество-хранитель домашнего очага; дух, способный насылать на людей болезни

Келе -- злой дух.

Вупкан -- злой дух, насылающий болезни, невидимый или в виде собаки.

Хэрле щыр -- добрый дух, живущий в небесах

Эсрель -- дух смерти

Ашапатман

Огненный змей

Куйгараш

гора Арамази, к которой был прикован праотец чувашей Улып.

гора Аратан -- гора подземного мира. Одноименная гора находится в

ырсамай (киреметь) Валем Хузя. Государственная киреметь серебряных булгар в столице булгар Пюлере (Биляр).

Сетле-кюль -- согласно ряду мифов, молочное озеро, на берегах которого живут потомки последнего казанского хана.

5. Легенда о мироздании

Суша или земля, по учению мудрецов, покоится посередине Мирового океана, а над нею, как огромная чаша, опрокинуто небо, где жили небеcные боги, солнце, луна и звезды. Выше небесного свода находится небесный океан, воды которого сливаются с водами земного океана и составляют единый Мировой океан. По нему плавает солнце, совершая свой путь вокруг Земли в двадцать четыре часа. Вечером солнце опускается через особые ворота на запад в подземный мир, а утром оно выплывает через другие ворота на востоке.

В древности, по представлениям чувашей, Вселенная состояла из трех частей: верхней (небесной сферы), средней (земной) и нижней (подземной и водной стихии). Каждая из них -- это особый мир, где находились добрые и злые духи и существа. По мнению чувашей, небеса -- это обиталище богов, добрых духов и небесных светил. Земля населена людьми, а также земными духами. Подземный мир, где царствовали мрак и холод, зло и смерть, представлялся воплощением первородного хаоса, вместилищем ада и обиталищем демонических духов.

6. Легенда о Киремете

История с первородным сыном Всевышнего -- Киремет -- уходит своими корнями в чувашскую мифологию. По убеждению чувашей, они когда-то давно были народом сильным и славным, любимым богом. Нужда и горе не были им знакомы. Сам Верховный Бог (Сьулти Тура) покровительствовал чувашскому народу, осыпал его счастьем и довольствием.

Однако злые люди, обольщенные и подстрекаемые Шуйттаном, прогневали бога ужасным преступлением: они убили Киремет в то время, когда он разъезжал по земле в колеснице, запряженной белыми лошадьми. И люди, чтобы скрыть следы своего преступления, сожгли его тело и развеяли прах по ветру. Но свершилось великое чудо! Там, где пал прах сына божьего, выросли деревья Хурама (вяз), а с ними возродился злой и мстительный Киремет. Избирая местом жительства поля, овраги, леса, Киремет, лишенный небесного жительства, карает людей всякими невзгодами и бедствиями.

Богиня-Мать не могла остаться безучастной к смерти сына, поэтому она рассеяла людей по всей земле, смешала их языки и назначила каждому свой жребий.

Поэтому, в прошлом, в народе существовал обряд изгнания из жилища, дворов и деревень Шуйттана -- существа, непримиримого и враждебного человеку.

7. Легенда о богатыре Чемене

В давние времена жил среди людей богатырь -Чемень. Одетый в доспехи он объезжал чувашскую землю на белом коне и охранял ее границы от врагов. Богатырская слава Чеменя была громкой, его знали далеко за пределами родной земли и никто из врагов не отваживался меряться с ним силой и молодецкой удалью.

Прожил Чемень долго, а когда пришла пора умирать собрал всех чувашей и сказал:

Похороните меня вместе с моим конем и богатырскими доспехами. Если придут враги на нашу землю и я вам понадоблюсь придите на мою могилу и позовите меня, я приду вам на помощь.

Умер богатырь, похоронили его, как он и просил на высоком кургане, в доспехах и с конем, рядом положили богатырский меч и щит.

Прошло много времени, о богатыре слагали песни, рассказывали о нем сыновьям и внукам. Однажды весной у кургана, где был захоронен герой гуляла молодежь, вспомнили давнее предание о Чемене и решили разбудить богатыря. Пошли на курган и хором позвали:

Земля разломилась и выехал богатырь в доспехах и на белом коне. Молодежь испугалась, но богатырь их не тронул, объехал землю родную и вернулся в курган. А на народ чувашский напал страшный мор - дети и малые и постарше умирали один за другим. Поняли старейшины, что наказал народ чувашской богатырь, за то, что напрасно потревожили его. На кургане богатырском закололи быка и мор прекратился. С тех пор чуваши каждый год Чеменю приносят в жертву быка.

8. Девушка на луне

Жила в давние времена на земле злая колдунья. И была у нее падчерица - тихая , работящая, писанная красавица.

Но колдунья ее не любила, постоянно ругала и изводила непосильной работой, а та все такая же красавица и умница. Заговорит - словно жаворонок запоет, улыбнется - будто ясным солнышком все вокруг осветит. Все красавицу любили, а ведьма только злилась и решила ее погубить.

Однажды, в глухую полночь колдунья велела девушке пойти на речку и принести свежей воды. Красавица взяла ведра с коромыслом и отправилась за водой. Ночь была ясной, морозной. С неба светила полная луна. Девушка набрала в проруби воды, а когда собралась домой, увидела, что со всех сторон окружена страшными ведьмами, готовыми растерзать ее. Красавица в отчаянье стала озираться, но вокруг - ни души, только одна луна с неба светит. К ней обратилась девушка с мольбой о помощи. Луна засияла сильней и ярче и на своих лучах подняла ее с ведрами и коромыслом к себе.

С тех пор в ясные ночи на полной луне можно разглядеть девушку с коромыслом на плечах.

9. Как основан был город Казань

Жили тогда мари, ирзя, чуваши и булгары в одном государстве. И был у них свой князь. Столица находилась на берегу Волги, на том месте, где сейчас стоит деревня Тури Услон. Там жил булгарский князь.

Однажды одна старушка-булгарка пошла за водой, подскользнулась и на камне повредила ногу. Рассердившись начала она причитать своего князя:

-- Ну что за князь у нас, дурак! Не мог найти для столицы удобного места! Поставил город на неровной местности!

Как дошли данные слова до князя он приказал привести к нему эту старушку. Старушка приняла свою вину и предложила слово молвить. И рассказала где более удобнее место для столицы -- указало на нынешнее месторасположение Казани.

Князь считал это место не удобным и посему предложению старушки не обрадовался. Да к тому же то место было болотистым, с непроходимыми зарослями. Да змей здесь было великое множество, отчего туда даже люди ходить боялись.

Старушка все же не согласилась с князем. Она предложила зимой на это место привести соломы, а когда знойным летом эта солома высохнет -- сжечь ее.

-- И тогда все змеи, что выползли погреться на солому, сгорят -- сказала она, -- и лес очистится.

Князю тогда эти слова понравились и вместо того,чтобы наказать ее, приказал выполнить все по ее совету. Застелили соломой территорию длиной на четыре километра и знойным летом подожгли. Место после огня разровняли и создали город. А городу дали название Казани.

10. Взаимосвязь с другими религиями

Монотеистический характер чувашской веры иногда объясняется сильным влиянием ислама. Исламскими (арабскими и персидскими) по происхождению являются многие религиозные термины. Традиции ислама сказались на молельных, погребальных и др. обычаях чувашей. Позднее чувашская вера испытала не менее сильное влияние со стороны христианства. В наши дни среди сельских чувашей достаточно сильно распространен религиозный синкретизм, где христианские традиции тесно переплетены с языческими.

Читайте также: