Лао цзы представитель древнекитайской школы
Обновлено: 05.07.2024
Фамилия Лао-цзы — Ли. Ему дали имя Эр, а его второе имя Боян. Говорили, что он служил хранителем архивов при дворе Чжоу, и был известен как затворник, а также как человек высокой нравственности.
Принято считать, что Лао-цзы жил между 600 и 470 годами (до н. э.), в период Воюющих царств. Говорили, что его отец был военачальником во времена династии Сун, который был обманут и убит в бою летом 573 года (до н. э.) во время войны с царством Чу. Жене отца Лао-цзи, двум прислугам и охраннику пришлось спасаться бегством.
Когда они приехали в Сянъи в княжестве Чэнь, вдова покойного военачальника почувствовала острую боль в области живота. Оказалось, что у неё начались роды. Охранник остановил экипаж на обочине дороги, и поторопился в ближайшую деревню, где нашёл пожилую женщину, которая согласилась оказать помощь.
Родился мальчик, который много лет спустя стал знаменитым Лао-цзы.
С детства Лао-цзы был очень умён. Он стремился к знаниям и всегда просил старого охранника рассказать ему о расцвете и падении царства, о битвах между царствами, о жертвоприношениях и предсказаниях, об астрологических наблюдениях и о многом другом.
Видя, что ребёнок развит не по годам, мать пригласила сыну в учителя Шан Жуна, который хорошо разбирался в церемониях и музыке династии Шан (или как её ещё называют Инь). Шан Жун пользовался большим уважением в семье Лао-цзы.
Однажды Шан Жун сказал Лао-цзы:
В тот же вечер Лао-цзы задал этот вопрос своей матери и старому охраннику, но они тоже не смогли дать ему ответа.
Лао-цзы смотрел на Луну и звёзды в небе, глубоко погружённый в свои мысли о Небосводе и Вселенной. Так он пролежал без сна всю ночь.
Позже Шан Жун сказал Лао-цзы:
Вечером Лао-цзы задал тот же вопрос своей матери и старому охраннику, но ни один из них не смог дать ответа.
Днём и ночью Лао-цзы думал о том, что сказал ему учитель. Лао-цзы был настолько сосредоточен на этих мыслях, что по преданию, в течение трёх дней он не чувствовал вкуса пищи, которую ел.
На другой день Шан Жун сказал ему:
Вечером Лао-цзы задал тот же вопрос матери и старому охраннику, и снова они не смогли на него ответить.
Лао-цзы посетил всех заслуженных учёных в Сянъи, чтобы получить знания. Он был так увлечён поиском ответа, что, как говорят, не чувствовал ни сырости дождя, ни сухости ветра.
В другой раз его учитель сказал ему:
Вечером Лао-цзы задал этот вопрос матери и старому охраннику, и опять никто не смог дать ему ответ.
Он снова обратился ко всем именитым учёным в своей местности и прочитал все книги, доступные в Сянъи, чтобы найти ответ. Он так сконцентрировался на поиске истины, что, по преданию, не мог отличить жару от холода на улице.
Прошло три года. Однажды Шан Жун пришёл к матери Лао-цзы и сказал:
Заметив её замешательство, Шан Жун сказал:
«Замечу, что у меня есть друг-учёный, который служит в имперском колледже при дворе Чжоу. Он много знает, хорошо ладит со всеми. Он ценит талантливых людей и уважает добродетельных. Он занимается именно тем, что обучает молодых людей и с удовольствием помогает людям; он всегда рекомендует талантливых людей ко двору.
Мать Лао-цзы была потрясена этими новостями, вызвавшими у неё смешанные чувства. Она была рада, что у сына есть возможность поехать в Чжоу по рекомендации учителя, но в то же время ей было грустно расставаться с юным сыном.
Через три дня мать Лао-цзы и учитель проводили его в Чжоу в сопровождении слуг учёного.
Лао-цзы значительно преуспел в науках и через три года занял пост служащего в палате архивов при дворе Чжоу по рекомендации учёного, который взял его к себе.
Этот пост открыл ему доступ к огромному собранию классики, сочинений и книг. Лао-цзы был очень счастлив — он погружался ежедневно в море книг, церемоний, музыки, а также истоков морали и этических принципов.
Через три года его повысили до должности хранителя архивов имперского двора Чжоу.
Больше интересной информации — на сайте Yuanming . Мы собираем самые лучшие материалы для вас, о которых стоит рассказать друзьям. Мы с вами!
Святой Лао-цзы пришёл с Востока. Иллюстрация: Великая Эпоха
Лао-цзы служил хранителем в Историческом музее в период весны и осени (770 — 481 до н. э.) династии Чжоу. Он был знаком с историей обычаев и обрядов и имел обширные знания о природе. Когда вспыхнулась гражданская война за королевский престол (520 г. до н. э.), Лао-цзы был уволен с должности из-за участия в войне. Тогда он решил скрываться и стал инкогнито бродить по разным местам.
Его основная политическая идея состояла в том, чтобы управлять, бездействуя, то есть при управлении государством всё должно быть в соответствии с природой, и успехов можно добиться посредством бездействия. Лао-цзы отметил, что развитие цивилизации привело человека к стремлению к славе и выгоде, и в результате люди потеряли свою невинную природу.
Исчезновение доброты, справедливости, сыновнего благочестия и лояльности указывает на ухудшение социальной нравственности. Если бы все могли быть добрыми друг к другу, и правительственные чиновники были бы честными и добросовестными, мораль стала бы частью повседневной жизни, и не было бы необходимости поощрять её. Чтобы вернуть человеку его врождённые качества, в эти смутные времена Лао-цзы распространял Дао. Всего в 5000 слов Лао-цзы передал людям Дао, и отношения между Дао, образованием Вселенной и происхождением всех вещей. Он также последовательно разъяснил, как вернуться к истоку, к истинному Я.
Восточная мудрость вдохновляет и дает пищу для размышлений. Восток подарил человечеству многих выдающихся философов. В их числе – Лао Цзы, о котором предлагаем вам сегодня поговорить.
Статья ниже содержит историю жизни великого философа и мыслителя, его видение мира, описание главных постулатов учения. Будет интересно, а главное – познавательно!
Личность философа
Лао Цзы – мыслитель, живший в Древнем Китае в 5-4 столетиях до нашей эры. Он считается основоположником одного из главных китайских религиозных учений – даосизма.
Лао Цзы (604 г. до н.э. — V в. до н.э.) — древнекитайский философ, считается основоположником даосизма
Жизненный путь
Биография Лао Цзы весьма туманна. О его жизни нет каких-то документально подтвержденных данных. Есть несколько версий его происхождения, но некоторые факты кажутся мифическими.
Появившись на свет, малыш увидел несправедливые вещи, творящиеся в мире, и решил вернуться обратно в чрево матери. Не одно десятилетие он просидел там, пока через 81 год женщина вновь не родила под деревом сливы. Первое, что она увидела – седые волосы новорожденного, появившегося из ее бедра.
Лао Цзы
Бытует несколько мнений насчет настоящего имени мыслителя:
- Ли Эр – самое распространенное;
- Ли Бо Ян;
- Лао Дань.
Родившись сразу человеком преклонного возраста, он обладал невероятной мудростью. Это подтверждается еще тем, что позже он служил архивариусом при императорском дворе династии Чжоу. В его обязанности входило изучение важных документов, систематизация, хранение, проведение должных обрядов и письменное комментирование.
Во время работы при дворе, предположительно в 517 году до нашей эры, лично встретились он и Конфуций, который был на несколько десятков лет младше. По свидетельствам, Конфуций был проникнут словами мудрого старика, а вот Лао Цзы критиковал Конфуция за излишне активное вмешательство в жизнь общества, противоречащее его собственным воззрениям о дао.
Есть версия, что концепцию даосизма Лао Цзы даже создавал в противовес конфуцианской. К тому моменту мудрец покинул службу и стал отшельником. Он устремился на запад, сев на белого буйвола. После странствования история Лао Цзы прерывается – никто не знает, как и где он умер.
Лао Цзы на белом буйволе стал мотивом для нескольких картин известных китайских художников.
Философский труд
Старик записал свои мысли в стихах – так появился трактат о дао, пути вещей, формах их проявления. Он был записан на древнекитайском, содержал 81 строфу и пять тысяч иероглифов.
Текст книги был сложен для восприятия, поэтому уже ко 2-му столетию до нашей эры возникли комментарии к нему. В 7 веке нашей эпохи труд был переведен на санскрит, и на основе этого варианта позже он переводился на другие языки.
В 18 столетии английские писатели-историки написали его латинскую версию, и на данный момент известно более 250 переводов на европейские языки. Многие высказывания из труда Лао Цзы разобраны на цитаты, которые остаются актуальными в наши дни.
Философия Лао Цзы, изложенная в его известном труде, сводится к трем основным понятиям:
Дао – это путь, Абсолют, всеохватывающий закон. Дао не имеет формы, имени и границ, но в то же время дает имя и форму всему сущему. Его никто не создавал, зато дао создал все. Главная цель даоса – слиться с Дао, только тогда можно познать счастье.
Иероглиф Дао
Дэ – способ существовать, который предписан дао, закон, порядок, космос. Другими словами, это умение правильно и рационально распорядиться жизненной энергией и внутренними силами с помощью совершенствования тела и духа. Следуя дэ, можно приблизиться к естественности природы, а значит – к дао. Причем он наступает спонтанно и так же естественно, как сама жизнь.
Китайская гравюра
Заключение
Лао Цзы – важная фигура в китайской философии. Он стал основоположником даосизма – одного из главных религиозно-философских течений Китая. Также он стал автором известного трактата, положившего начало всему учению о дао – Абсолюте, первопричине, начале начал.
Биография философа обросла тайнами и легендами, но это нисколько не умаляет значения его трудов. В современном мире насчитываются миллионы последователей Лао Цзы.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Многие современные исследователи ставят под сомнение сам факт существования Лао-цзы. Некоторые предполагают, что он мог быть старшим современником Конфуция, о котором — в отличие от Конфуция — в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера. Есть даже версия, что Лао-цзы и Конфуций — это одно лицо. Существуют предположения, что Лао-цзы мог быть автором Дао Дэ Цзина, если он жил в IV—III вв. до н. э.
Также рассматривается следующий вариант биографии: Лао-цзы — полулегендарный китайский мыслитель, основатель философии даосизма. По преданию, родился в 604 г. до нашей эры, эта дата принята в хронологии всемирной истории, принятой в современной Японии. Этот же год указывает и известный современный синолог Франсуа Жульен. Однако историчность его личности не подтверждается в других источниках и в силу этого вызывает сомнения. В его краткой биографии сказано, что он был историографом-архивариусом при императорском дворе и прожил 160 или даже 200 лет.
По другой легенде Мастер Лао-цзы пришёл в Китай из Индии, отбросив свою историю, он предстал перед китайцами совершенно чистым, без своего прошлого, как будто заново рождённым.
Путешествие Лао-цзы на Запад стало концепцией, разработанной в трактате Хуахуцзин в целях анти-буддийской полемики.
Центральной идеей философии Лао-цзы была идея двух первоначал — Дао и Дэ.
Непостижимое Дэ — это то, что наполняет форму вещей, но происходит оно из Дао.
Дао — это то, что движет вещами,путь его загадочен и непостижим.
… Тот, кто в делах следует Дао,
… очищающий свой дух,
вступает в союз с силой Дэ.
Наличие в обществе жестких нормативных этических систем — например, конфуцианства — свидетельствует о том, что в нём есть проблемы, которые такая система только усиливает, будучи не в силах их разрешить.
Главная добродетель — воздержание.
Идеи близки учению Адвайты — недвойственности.
Лао-цзы об истине
Читайте также: