Лафонтен басни краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Жан де Лафонтен – поэт-баснописец и литератор, великий французский классик. Несмотря на заимствования у других писателей, как древних, так и современных, он создал стиль и поэтическую вселенную, личную и универсальную, своеобразную и неповторимую, доступную для всех. Басни, благодаря которым француз приобрел известность, составляют лишь небольшую часть его сочинений. Он написал несколько пикантных рассказов в стихах, роман, пробовал себя в элегии и фантазии, в эпиграмме и комедии. Эти произведения пронизаны личными размышлениями и изящными ирониями.

Создатель басен

Критики давно говорят о том, какое огромное влияние на историю литературы оказал Жан де Лафонтен. Басни писателя действительно сравнивают с образцом нового литературного жанра. Поэт позаимствовал у древних авторов (Эзоп, Федра) внешнюю фабулу, но кардинально изменил стилистику и содержание.

Детство и юность

Жан де Лафонтен (Jean de La Fontaine) родился 8 июля 1621 года в Шато-Тьерри, провинции Шампань. Был средним сыном Чарльза де Лафонтена, лесничего герцогства Шато-Тьерри и часовых дел мастера, и Франсуазы Пиду, дочери Жана Пиду, лорда Мадуре. Его младший брат по имени Клод родился в 1623 году. Старшая сестра Энн де Жуй 1611 года рождения была ребенком от первого брака матери с торговцем Луи де Жуем.

Портрет Жана де Лафонтена


Портрет Жана де Лафонтена

Первые годы жизни он провел в Шато-Тьерри, в особняке, который его родители купили в 1617 году. Существует мало информации о годах учебы Жана. Известно, что он посещал колледж родного города, овладел латынью. Там он подружился с Франсуа де Мокруа, будущим поэтом и переводчиком, аббатом, повлиявшим на творчество Лафонтена.

Родители готовили среднего сына для семинарии и в 1641 году поместили его в Ораторийю. Через год юноша покинул религиозную стезю, предпочитая читать Оноре д’Юрфе и Франсуа Рабле вместо Святого Августина.

Дом Жана де Лафонтена в Шато-Тьерри


Дом Жана де Лафонтена в Шато-Тьерри

Произведения

Писатель Жан де Лафонтен


Писатель Жан де Лафонтен

Портрет Людовика XIV


Портрет Людовика XIV

Портреты Жана де Лафонтена


Портреты Жана де Лафонтена

В 1668 году поэт опубликовал первую книгу басен, содержащую произведения нового жанра, основоположником которого считался древнегреческий поэт Эзоп. На первый взгляд, это были сказки, но краткость, поучительный характер и аллегорический смысл отличали их от предыдущих творений Лафонтена.

Портрет Эзопа


Портрет Эзопа

После этого были напечатаны еще 5 книг басен в стихах. Эти произведения, посвященные французскому дофину, имели большой успех, принесли славу создателю. Разнообразные и свободные по форме, басни Лафонтена охватывали многие аспекты человеческого опыта. В эпоху борьбы за чистоту языка автор использовал архаические слова, коллоквиализмы, устаревшие конструкции.

Басни казались современникам произведениями второстепенного жанра, детской литературой. Обманчиво простые стихи легко запоминались, но при этом демонстрировали глубокое понимание человеческой природы. Строки из них стали фразеологизмами французского языка.

Статуи Жана де Лафонтена


Статуи Жана де Лафонтена

В 1673-1682 годах Лафонтен опубликовал множество работ: стихотворения для религиозного сборника, изданного в Порт-Рояле, эпитафию Мольеру, новые сказки, самые распутные из которых были запрещены полицией, 5 новых книги басен и другие произведения. В 1674 году писатель попробовал себя в жанре оперы, но не завершил этот литературный эксперимент.

Жан де Лафонтен в старости


Жан де Лафонтен в старости

После смерти г-жи де ла Саблиер в 1693 году мысли Лафонтена обратились к церкви. Он отказался от сказок и пообещал посвятить остаток дней созданию благочестивых произведений. Последний сборник басен появился в 1694 году.

Некоторые известные басни

  • Волк и Пес
  • Волк и Цапля
  • Волк и ягненок
  • Волк, Коза и Козленок
  • Волк-пастух
  • Ворон и лисица
  • Воры и осёл
  • Голубка и муравей
  • Два Козлика
  • Два осла
  • Две крысы, яйцо и лиса
  • Дуб и Тростинка
  • Заяц и черепаха
  • Козёл и лисица
  • Конь и осел
  • Коршун и соловей
  • Крольчонок, Ласка и Кот
  • Кузнечик и муравей
  • Купец, дворянин, пастух и королевский сын
  • Лебедь и повар
  • Лев и комар
  • Лев и Мышь
  • Лис и Козел
  • Лис и Цапля
  • Лисица и виноград
  • Лошадь и осёл
  • Любовь и безумие
  • Лягушка и крыса
  • Молочница и кувшин
  • Море и пчела
  • Мышь, превращённая в девушку
  • Ничего сверх меры
  • Обезьяна и дельфин
  • Обезьяна и кот
  • Обезьяна и леопард
  • Оракул и безбожник
  • Орлица и жук
  • Откупщик и сапожник
  • Пастух и лев
  • Пастух и море
  • Паук и ласточка
  • Петух и жемчужина
  • Подагра и паук
  • Полевой мышонок в гостях у городского
  • Рыбы и баклан
  • Учитель и ученик
  • Священник и покойник
  • Скупой и курица
  • Смерть и умирающий
  • Собака с хозяйским обедом
  • Совет мышей
  • Старик и трое молодых
  • Фортуна и мальчик
  • Цикада и муравьиха
  • Шершни и пчёлы
  • Школьник, наставник и хозяин сада

Личная жизнь

В 1647 году отец Лафонтена устроил свадьбу Жана с Мари Эрикар, дочерью Луи Эрикара, лейтенанта Бэйливика, и Агнесы Пети из Хёртебиса. Брачный договор подписали в пригороде Шато-Тьерри 10 ноября 1647 года у нотариуса Тьерри Франсуа. Поэту было 26 лет, его жене – 14 с половиной. В качестве приданого невеста принесла супругу 20 тыс. ливров. В 1652 году Мари родила сына Чарльза, больше детей у Лафонтена не было.

Жан де Лафонтен и Мари Эрикар


Жан де Лафонтен и его жена Мари Эрикар

Юная супруга поэта была красива и умна, но молодые не ладили друг с другом. Враги Лафонтена распускали сплетни о личной жизни Мари, виновной лишь в том, что она была небрежной домохозяйкой и заядлой читательницей.

Жан постоянно находился вдали от дома, имея привлекательную внешность, о которой можно судить по портретам поэта, не хранил верность жене. Постепенно Лафонтена начали преследовать финансовые трудности.

Памятник Жану де Лафонтену


Памятник Жану де Лафонтену

В 1658 году супруги разделили имущество и без всяких скандалов перестали жить вместе. Мари осталась в Шато-Тьерри, где о ней заботился повзрослевший и получивший образование Чарльз. Поэт уехал в столицу Франции.

Лафонтен дружил с принцем Конде, Ларошфуко, мадам де Лафайет. Есть версия, что он поддерживал отношения с Мольером, Буало и Расином, но она не подтверждена фактами.

Смерть

С началом болезни в 1692 году поэт обратился к библейской литературе, отрекся от самых фривольных произведений, настроился на благочестивый лад. Жан Лафонтен скончался 13 апреля 1695 года в Париже. Причиной смерти исследователи считают туберкулез. Его погребли на кладбище Святых Невинных в Париже, не сохранившемся до наших дней.

Могила Жана де Лафонтена


Могила Жана де Лафонтена

Иван и умер, как родился, — Ни с чем; он в жизни веселился И время вот как разделял: Во весь день — пил, а ночью спал.

Сюжет басни прост: проголодавшаяся лисица проходим мимо виноградника. Плутовка решает полакомиться им. Она влезает на забор, но никак не может дотянуться до заветного кушанья. Промчавшись какое-то время, лиса спрыгивать на землю и заявляет, что не увидела ни одной спелой ягоды.

Узнать в этой ситуации случай из жизни довольно легко. Часто люди, которые не смогли добиться поставленной цели или получить какую-либо вещь, говорят, что и задумка их была бесполезна, да и вещь не очень нужна.

Холодной зимой старик крестьянин набирает валежника и, кряхтя, несёт его в свою дымную лачужку. Остановившись на пути передохнуть, он опускает с плеч вязанку дров, садится на неё и принимается жаловаться на судьбу.

Испугавшись ее сурового вида, крестьянин быстро отвечает, что-де всего лишь затем, чтобы она помогла ему поднять его вязанку.

Из этой истории ясно видно: как жизнь ни плоха, умирать ещё хуже.

Дуб и Тростинка

И не успевает она это вымолвить, как с севера прилетает свирепый аквилон. Тростиночка припадает к земле и тем спасается. Дуб же держится, держится… однако ветер удваивает силы и, взревев, вырывает его с корнем.

Голубь и Муравей

Как-то молодой Голубь в полуденную жару слетает к ручью напиться и видит в воде Муравья, сорвавшегося со стебелька. Бедняжка барахтается из последних сил и вот-вот утонет. Добрый Голубок срывает побег травы и бросает его Муравью; тот влезает на травинку и благодаря этому спасается. Не проходит и минуты, как на берегу ручья появляется босой бродяга с ружьём. Он видит Голубя и, прельстившись такой добычей, целится в него. Но Муравей приходит на выручку другу — он кусает бродягу за пятку, и тот, вскрикнув от боли, опускает ружье. А Голубок, заметив опасность, благополучно улетает.

Кошка, превращённая в женщину

Давным-давно жил-был некий чудак, страстно любивший свою кошку. Он не может без неё жить: кладёт спать в свою постель, ест с ней из одной тарелки; наконец, решает на ней жениться и молит Судьбу, чтобы она превратила его кошку в человека. Вдруг чудо свершается — на месте киски появляется прекрасная девушка! Чудак без ума от радости. Он не устаёт обнимать, целовать и ласкать свою возлюбленную. Та тоже влюблена в него и на предложение руки и сердца отвечает согласием (в конце концов, жених не стар, хорош собой и богат — никакого сравнения с котом!). Они спешат под венец.

Вот свадьба кончается, гости расходятся, и молодые остаются одни. Но как только счастливый супруг, горя желанием, начинает раздевать свою жену, она вырывается и бросается… куда же? под кровать — там пробежала мышь.

Природной склонности ничем истребить нельзя.

Члены тела и Желудок

В этой басне автор говорит о величии королей и их связи с подданными, пользуясь для этого сравнением с желудком — все тело чувствует, доволен желудок или нет.

Как-то раз Члены тела, устав трудиться для Желудка, решают пожить лишь для собственного удовольствия, без горя, без волнений. Ноги, Спина, Руки и прочие объявляют, что больше не будут ему служить, и, действительно, перестают работать. Однако и пустой Желудок уже не обновляет кровь. Все тело поражается болезнью. Тут-то Члены узнают, что тот, кого они считали бездельником, пёкся об их благе больше их самих.

Так и с королями: лишь благодаря королю и его законам каждый человек может спокойно зарабатывать себе на хлеб.

Некогда люди возроптали на то, что сенату достаются почести, а им — только подати и налоги, и начали бунтовать. Но Меневий Агриппа рассказал им эту басню; все признали справедливость его слов, и народное волнение успокоилось.

Откупщик и Сапожник

Богатый Откупщик живёт в пышных хоромах, ест сладко, пьёт вкусно. Сокровища его неисчислимы, он всякий день даёт банкеты и пиры. Словом, жить бы ему да радоваться, но вот беда — Откупщику никак не удаётся всласть поспать. Ночью он не может заснуть не то из-за страха перед разорением, не то в тяжких думах о Божьем суде, а вздремнуть на заре тоже не получается из-за пения соседа, Дело в том, что в стоящей рядом с хоромами хижине живёт бедняк-сапожник, такой весёлый, что с утра до ночи поёт без умолку. Что тут делать Откупщику? Велеть соседу замолчать не в его власти; просил — просьба не действует.

Похороны Львицы

У Льва скончалась жена. Звери, чтобы выразить ему своё сочувствие, собираются отовсюду. Царь зверей плачет и стонет на всю свою пещеру, и, вторя властелину, на тысячи ладов ревёт придворный штат (так бывает при всех дворах: люди — лишь отражение настроений и прихотей царя).

Один Олень не плачет по Львице — та в своё время погубила его жену и сына. Придворные льстецы немедленно доносят Льву, что Олень не изъявляет должного горя и смеётся над всеобщей скорбью. Разъярённый Лев велит волкам убить изменника. Но тот заявляет, что ему-де явилась почившая царица, вся лучезарная, и приказала не рыдать по ней: она вкусила в раю тысячи наслаждений, познала радости блаженного чертога и счастлива. Услышав такое, весь двор единогласно сходится на том, что Оленю было откровение. Лев с дарами отпускает его домой.

Владык всегда надо тешить сказочными снами. Даже если они разгневаны на вас — польстите им, и они назовут вас своим другом.

Пастух и Король

Всей нашей жизнью владеют два демона, которым подчинены слабые человеческие сердца. Один из них зовётся Любовью, а второй — Честолюбием. Владения второго шире — в них порой включается и Любовь. Этому можно найти много примеров, но в басне речь пойдёт о другом.

Как-то раз бывшего пастуха навещает Отшельник. Он советует приятелю не вверяться монаршей милости — она ласкает, грозя опалой. Судья лишь беззаботно смеётся, и тогда Отшельник рассказывает ему притчу о слепце, который, потеряв свой бич, нашёл на дороге замёрзшую Змею и взял ее в руки вместо кнута. Напрасно прохожий убеждал его бросить Змею — тот, уверенный, что его заставляют расстаться с хорошим кнутом из зависти, отказался. И что же? Змея, отогревшись, ужалила упрямца в руку.

Отшельник оказывается прав. Вскоре к Королю приходят клеветники: они уверяют, что судья думает только о том, как бы разбогатеть. Проверив эти слухи, Король обнаруживает, что бывший пастух живёт просто, без роскоши и пышности. Однако клеветники не унимаются и твердят, что судья наверняка хранит свои сокровища в сундуке за семью печатями. В присутствии всех сановников Король велит открыть сундук судьи — но там находят только старую, заношенную пастушескую одежду, сумку и свирель. Все смущены…

Жан де Лафонтен - французский писатель, вошедший в историю литературы как создатель нового жанра – жанра басни.

Крестьянин и смерть.

Очень короткая история о том, что как бы ни была тяжела твоя жизнь, ничего не может быть хуже смерти.

Крестьянин зимним днем вынужден идти в лес за валежником, чтобы топить свою лачугу. Набрав прилично хвороста, он присел отдохнуть по дороге домой. Тяжелой ему казалась ноша. Сев на вязанку дров, бедолага жалуется на тяжкую жизнь: и нужда замучила, и оброк с боярщиной совсем непосильный стал. И вот не припоминает он ни одного радостного дня. И совсем разошёлся старик, что призвал свою Смерть.

А та не заставила себя долго ждать, тут же явилась. И пришлось деду отказываться, уж больно страшный вид был у Смерти. Попросил подать вязанку - и все. Все ж умирать то хуже…

Дуб и Тростинка.

Могучий дуб сочувствует тоненькой тростиночке, что она очень слабенькая и беззащитная, ее шатает и от маленького ветерка и от веса воробья. Это не то, что он: прямо и твердо выдерживает любую грозу, и вихрь ему не страшен.

Но Тростинка не принимает жалости к себе. Она уверена, что гибка, и ветер не ломает ее, а только гнет. И да, Дуб стоит твердо, но что будет дальше – никто не знает.

И вот уже налетает северный ветер, свирепый аквилон. Он не на шутку нападает на Дуб. Тот держится со всех сил. Но когда ветер удваивает свою мощь – вырывается с корнем. А Тростиночка припала к земле, и так и продержалась.

Голубь и Муравей.

Молодой голубь как то в жаркий полдень прилетел к ручью водички напиться. И вдруг увидел маленького тонущего Муравья, барахтающегося из последних силенок. Голубь желает помочь бедняге, кидает ему травинку – и Муравей благополучно спасается из ручья.

Но тут, откуда ни возьмись, к ручью выходит босой бродяжка с ружьем. Увидев голубя, прицеливается в него. Но благодарный Муравей кусает бродягу за пятку, и тот вскрикивает от неожиданности и боли. И Голубь смог улететь целый и невредимый.

Кошка, превращённая в женщину

Эта басня о чудаке, так любившем свою кошку, что выпросил у Судьбы ее превращение в человека. Судьба услышала его страстную просьбу, и любимая кошка превратилась в прекрасную девушку.

Радости нет предела, Чудак обнимает и целует возлюбленную, делает ей предложение. А Кошка и согласна: жених богат, хорош собой, уж лучше, чем кот в любом случае.

Вот и свадебку играют, уже и гости расходятся, молодые остаются одни: новоиспеченный супруг горит желанием.… Но жена вырывается из его рук……и под кровать, за мышью. Природу ведь не обманешь.

Члены тела и Желудок

Как то все Члены тела решили больше не работать для Желудка, а пожить своей беззаботной жизнью. Как сказали – так и сделали, перестают что-либо делать. Но и пустой Желудок ничего не делает: сил нет, кровь не обновляется. Тело поражает болезнь. Тут и Члены задумываются о роли Желудка.

В этой басне проведена параллель между королями и их подданными и Желудком и Членами тела.

Откупщик и Сапожник

Откупщик богат и живет всласть: и хоромы, и сокровища, а уж еда и питье – все ладно. А вот одна беда – не спит по ночам, все мысли то о разорении, то о Божьем суде. А под утро – вот уснул бы уже – так сосед – сапожник встает, и песни веселые поет. И никак он повлиять на Сапожника не может, поэтому решает подкупить.

Расспрашивает о житие – бытие, и дает мешок с деньгами. И вот с этих пор началась у сапожника бессонница, теперь он воров стал бояться. И не до песен стало.

Так и вернул мешок Откупщику, песни и сон ему дороже.

Похороны львицы.

У царя зверей умерла жена, он плачет и скорбит, и за ним все Звери делают то же самое. Все, кроме Оленя.

Когда то Львица погубила его семью, и он не скорбит со всеми. Тут же об этом доносят Льву. Тот разъярен, и требует наказать Оленя. Но умный Олень рассказывает небылицу, что ему явилась Львица и велела за ней не плакать. Дескать, она в раю, и с ней все хорошо. И Лев одаривает Оленя и отпускает

Мораль: льстите владыкам.

Пастух и Король

Автор вначале делает акцент на двух демонах, которым подчинены слабые человеческие сердца: Любовь и Честолюбие. Второй – шире.

Разумный Король, оценив работу Пастуха, делает его Верховным судьей. Тот, хоть и неграмотен, но обладает здравым смыслом и смекалкой, и судит справедливо.

Завистники и клеветники постоянно доносят Королю на Пастуха, говоря о богатстве, который тот нажил на этой должности. Но проверки жилища, ни одна, ни вторая ничего не дали. Кроме того, что когда открыли сундук при очередной проверке, нашли там нехитрую пастушью одежду и свирель, Пастух одевает ее, и навсегда уходит из судейских палат. Честолюбивый сон рассеялся, но кто этим не грешил?

Голубь и Муравей
Краткое содержание произведения
Как-то молодой Голубь в полуденную жару слетает к ручью напиться и видит в воде Муравья, сорвавшегося со стебелька. Бедняжка барахтается из последних сил и вот-вот утонет. Добрый Голубок срывает побег травы и бросает его Муравью; тот влезает на травинку и благодаря этому спасается. Не проходит и минуты, как на берегу ручья появляется босой бродяга с ружьем. Он видит Голубя и, прельстившись такой добычей, целится в него.

Дуб и Тростинка

Дуб и Тростинка
Краткое содержание произведения
Однажды Дуб в разговоре с Тростинкой сочувствует ей: она ведь такая тонкая, слабенькая; она клонится под маленьким воробьем, и даже легкий ветер её шатает. Вот он — он смеется над вихрями и грозами, в любую непогоду стоит прямо и твердо, а своими ветвями может защитить тех, кто растет внизу. Однако Тростинка не принимает его жалости.

Кошка, превращенная в женщину

Кошка, превращенная в женщину
Краткое содержание произведения
Давным-давно жил-был некий чудак, страстно любивший свою кошку. Он не может без нее жить: кладет спать в свою постель, ест с ней из одной тарелки; наконец, решает на ней жениться и молит Судьбу, чтобы она превратила его кошку в человека. Вдруг чудо свершается — на месте киски появляется прекрасная девушка! Чудак без ума от радости. Он не устает обнимать, целовать и ласкать свою возлюбленную.

Крестьянин и Смерть

Крестьянин и Смерть
Краткое содержание произведения
Холодной зимой старик крестьянин набирает валежника и, кряхтя, несет его в свою дымную лачужку. Остановившись на пути передохнуть, он опускает с плеч вязанку дров, садится на нее и принимается жаловаться на судьбу.
В обращенной к самому себе речи старик вспоминает о том, какую он терпит нужду, о том, как измучили его "подушное, боярщина, оброк", о том, что за всю жизнь у него не было ни единого радостного дня, и в унынии призывает свою Смерть.

Откупщик и Сапожник

Откупщик и Сапожник
Краткое содержание произведения
Богатый Откупщик живет в пышных хоромах, ест сладко, пьет вкусно. Сокровища его неисчислимы, он всякий день дает банкеты и пиры. Словом, жить бы ему да радоваться, но вот беда — Откупщику никак не удается всласть поспать.

Пастух и Король

Пастух и Король
Краткое содержание произведения
Всей нашей жизнью владеют два демона, которым подчинены слабые человеческие сердца. Один из них зовется Любовью, а второй — Честолюбием. Владения второго шире — в них порой включается и Любовь. Этому можно найти много примеров, но в басне речь пойдет о другом.

Похороны Львицы

Похороны Львицы
Краткое содержание произведения
У Льва скончалась жена. Звери, чтобы выразить ему свое сочувствие, собираются отовсюду. Царь зверей плачет и стонет на всю свою пещеру, и, вторя властелину, на тысячи ладов ревет придворный штат (так бывает при всех дворах: люди — лишь отражение настроений и прихотей царя).
Один Олень не плачет по Львице — та в свое время погубила его жену и сына.

Члены тела и Желудок

Члены тела и Желудок
Краткое содержание произведения
В этой басне автор говорит о величии королей и их связи с подданными, пользуясь для этого сравнением с желудком — все тело чувствует, доволен желудок или нет.
Как-то раз Члены тела, устав трудиться для Желудка, решают пожить лишь для собственного удовольствия, без горя, без волнений. Ноги, Спина, Руки и прочие объявляют, что больше не будут ему служить, и, действительно, перестают работать. Однако и пустой Желудок уже не обновляет кровь.

УкрЛіб — скорочення від Ukrainian Library (українська бібліотека). Метою створення цього сайту було зробити українську літературу доступною для всіх, хто бажає її читати.

УкрЛіб © 2000 — 2022, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов'язкове.

В одну из холодных зим бедный крестьянин отправился в лес за дровами. Набрав огромную вязанку, по пути в свою хату, всю пропитанную дымом, мужчина устал, поэтому он решил передохнуть. Усевшись на заготовленные дрова, крестьянин стал вслух жаловаться на свою непутевую жизнь.

В разговоре с самим собой мужчина говорит, что в его жизни нет ничего светлого, уже не хватает сил терпеть оброк, боярщину и подушное. Полностью отдавшись во власть мрачных мыслей, несчастный мужик зовет Смерть.

Не прошло и минуты, как Смерть, появившись перед крестьянином, стала спрашивать, зачем он так настойчиво ее зовет. Мужик не на шутку испугался и ответил, что ему нужна помощница, чтобы получше перевязать дрова.

Мораль истории проста: как бы ни было в жизни тяжело, смерть – не лучший выход.

Дуб и Тростинка.

Как-тораз дуб заговорил с тростинкой, сочувствуя ей. Дескать, любой ветерок может ее побеспокоить, а любая птица – согнуть до земли. То ли дело он сам – даже в самый сильный ветер он твердо стоит на земле, а своей мощной кроной создает тень, которая защищает всех, кто ниже ростом. Тем не менее, тростинка не понимает его снисходительности. Она замечает, что ветер действительно колышет ее, но сломать не может. Что до дуба, то следует подождать, чтобы выяснить, все ли ему нипочем.

Едва стихли эти слова, как явился ужасный аквилон. Тростинка сумела спастись, как обычно, наклонившись до самой земли. Дуб держался из последних сил, но мощный ветер, в конце концов, сумел с корнем вырвать великана.

Голубь и Муравей.

Однажды голубь в жаркий летний день решил напиться из ручья. Вдруг он увидел, что муравей. Сорвавшись с травинки, упал в воду и, если ему не помочь, скоро утонет. Голубь был добрым, поэтому он спас беднягу, бросив ему травинку, на которую тот смог забраться. В этот момент на берег вышел невесть откуда взявшийся бродяга, в руках которого было ружье. Он заметил голубя и решил подстрелить его. Однако муравей, укусив человека за пятку, выручил из беды своего спасителя. Таким образом, охотник не смог выстрелить, а счастливый голубь улетает.

Кошка, превращённая в женщину.

Однажды жил на свете человек, который страстно любил свою кошку. Он не мог прожить без нее ни минуты: укладывал с собой спать, кормил из своей тарелки и рассказывал кошке сказки. Наконец, он решил взять кошку в жены и принялся просить Бога, чтобы тот сделал его любимицу человеком. Неожиданно его желание воплотилось в жизнь – кошка становится красивой девушкой. Парень очень обрадовался и принялся обнимать и целовать ее. Совсем скоро чудак предложил девушке стать его супругой, и та согласилась. Она считает, что жених красив, богат и весьма приятен внешне. Влюбленные отправились жениться.

Наконец, свадьба подошла к концу, и дело идет к первой ночи любви. Вот счастливый мужчина принимается раздевать свою возлюбленную, но та неожиданно вырывается от него и скрывается подкроватью, увидев там мышь.

Природное предназначение изменить невозможно.

Члены тела и Желудок.

Басня помогает понять, что любые правители тесно связаны со своими подданными. В качестве примера взят желудок, ведь любая часть тела чувствует, если он недоволен.

Однажды руки, ноги, спина и прочие части тела решили, что хватит им уже работать, чтобы наполнить желудок, пора пожить для себя, ничего не делая. И на самом деле, все они дружно отказались от всей работы. Естественно, желудок лишился возможности обновлять кровь, в результате чего все тело постигла серьезная болезнь. Только тогда все части тела сумели понять, что желудок – вовсе не такой бездельник, как они привыкли думать.

Так же обстоят дела и с правителями: они создают законы, соблюдая которые. Любой может заработать на пропитание.

Когда то люди устроили бунт против короля. Они говорили, что делают всю черную работу, когда правительству достаются слава и почет. Тогда перед людьми выступил Меневий Агриппа, который прочел эту историю. Люди признали ее справедливость и перестали волноваться.

Откупщик и Сапожник.

Откупщик был сказочно богат. Он живет, нив чем не нуждаясь, в шикарном доме, и умудряется чуть ли не каждый день устраивать балы и светские приемы. Единственное, что омрачает его жизнь – человек не может выспаться. Всю ночь откупщик не смыкает глаз: то ему кажется, что он разорится, то мерещится Божий суд. Утром заснуть также не выходит – за стеной поет сосед. Соседом богача является бедный мужик-сапожник, который радуется жизни и целыми днями поет. Как же найти выход? Откупщик пытался уговорить соседа, чтобы тот не пел, но из этого ничего не вышло.

В конце концов, выход нашелся. Откупщик ласково спросил своего соседа, хочет ли тот стать богачом. Мужик ответил, что от такого предложения никто не откажется. Тогда откупщик вручил сапожнику мешок денег и проговорил, что теперь и он может жить богато, так как является очень честным человеком. Бедный сапожник спрятал деньги и также лишился покоя. Ему стало не до песен: приходилось постоянно прислушиваться, не лезут ли к нему воры. Сапожника уже не радовала ни молодая жена, ни деньги.

Прошло совсем немного времени, и он вернул деньги своему соседу, Сказав ему, что ему не нужны никакие миллионы, если это лишает его возможности радоваться своей жизни.

Однажды лев потерял свою жену. Все лесные обитатели собрались, чтобы разделить горе своего царя. Рев ревет на всю округу, лежа в своей пещере, а многочисленные жители леса вторят ему. Обычно такое случается и в королевских дворах – придворные являются всего лишь отражением настроения своего правителя.

Только олень не высказывает никаких признаков горя – не так давно по вине львицы погибла его жена. Конечно же, данная весть мигом становится известной льву. Тот вне себя от злости, что кто-то смеет смеяться над его горем, поэтому приказывает волкам лишить негодяя жизни. Однако олень сказал, что к нему приходил дух покойной, который сказал, что не следует грустить, так как львица живет в раю, и познала все высшие радости. Узнав такие вести, все дружно решили, что олень видел чудо, а сам лев, щедро одарив его, отпустил на волю.

Любого, кто стоит у власти, следует радовать лестью. Так можно добиться того, что гнев будет быстро сменен на милость.

Пастух и Король.

Вся людская жизнь целиком подчинена влиянию двух демонов, имена которых – честолюбие и любовь. Что примечательно, первый обладает большей властью, иногда используя и любовь. В жизни немало тому примеров, но речь в басне не о том.

Когда-то давно король увидел, что пастух очень старается выполнять свою работу достойно, поэтому его стада постоянно увеличиваются. Тогда он позвал мужика к себе и сказал ему, что тот должен быть пастырем. После этого он назначил пастуха главным судьей. Бывший пастух груб и не образован, но обладает отличным здравым смыслом, который помогает ему принимать справедливые решения.

Однажды к судье пришел отшельник и завел разговор о том, что не следует слишком доверять королевской милости, так как в любой момент она может смениться гневом. Бывший пастух только посмеялся в ответ. Тогда гость поведал ему поучительную историю о том, как слепой человек потерял кнут, а вместо него взял с земли замерзшую змею. Люди говорили ему, чтобы он бросил свою ношу, но тот думал, что над ним потешаются и шел своей дорогой. Как только змея немного согрелась, она тут же укусила слепого.

Окзалось, что слова отшельника были справедливы. Очень скоро клеветники стали говорить правителю, что у его нового судьи лишь одна цель – как можно скорее стать богатым. Царь решил проверить, так ли это, и увидел, что мужик живет очень скромно. Тем не менее, клеветники не успокоились и сказали, что судья наверняка спрятал свои богатства. Тогда при свидетелях король требует открыть единственный сундук, который есть в доме судьи. Там обнаруживается лишь его старая одежда, плетка и дудочка. Это немало смутило присутствующих.

Пастух же невозмутимо надел все это и навсегда ушел с судейского поста. Мужик всем доволен: он познал славу и падение. Прекрасное время честолюбия прошло, но кто же прожил всю жизнь, избежав соблазна?

Читайте также: