Кутзее осень в петербурге краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Писатель из далекой ЮАР без какой-либо доли снобизма и пренебрежения развертывает очень интересный эпизод в биографии Достоевского (естественно вымышленный): приезд писателя в Петербург из-за границы, связанный со смертью его приемного сына, который в свою очередь был связан с политической деятельностью Нечаева.На фоне реальных и вымышленных персонажей, разворачивается картина исторических и нравственных исканий русской интеллигенции 70-х г.г. xix века. Книга читается легко и свободно,как будто написана русским классиком.

Не знаю, заслуга это автора или переводчика, но меня поразило то, как иностранец проникся эпохой, стилем речи, подробностями русского быта. Ощущение, что я читала Достоевского, а не Кутзее.

Неожиданный во всех отношениях роман-мистификация - не столько о Достоевском, сколько о том, как художественное сознание преображает мир и творит иную действительность, порой "высасывая соки" и из живых, реальных людей, и из своего сердца - чтобы ожил, налился кровью, проявился герой. Чтобы автор освободился от него (но у Кутзее - не так: скорее, персонаж всё же поглощает своего создателя, фантом, двойник становится им). Этакий "художнический вампиризм".
Читать тем, кто не знает хорошо (текстуально, исследовательски - как сам Кутзее) сюжетов пяти последних романов Достоевского (начиная от "Преступления. " и до "Братьев Карамазовых", не только "Бесы") конечно же, можно, но тогда будет не понятна та блистательная игра, которую ведёт с читателем (и героем-писателем) автор. Ну и - для меня - ранний сюжет Достоевского, "Двойник", - ключ к этому роману.

Ключевые слова: писатель, читатель, писательское мастерство, интертекстуальность.

Джон Максвелл Кутзее (1940) – англоязычный писатель, критик, лингвист, уроженец Южно-Африканской Республики, ныне проживающий в Австралии, лауреат Нобелевской премии по литературе (2003) и первый писатель, дважды удостоенный Букеровской премии (1983 и 1999), известный, обласканный критикой современный автор. Он не раз обращался (как в своей художественной прозе, так и в эссеистике) к русской литературе, среди которой по степени значимости для него выделяется фигура Ф. М. Достоевского.

Роман Кутзее построен как псевдобиография русского писателя; в нём тесно сплетаются реальные, общеизвестные биографические и исторические факты с элементами вымысла. Действие происходит в октябре 1869 г., когда реальный Достоевский находился со своей молодой женой Анной Григорьевной в Дрездене. По сюжету романа он возвращается в Петербург, взволнованный загадочной смертью своего пасынка Павла Исаева.

Orlova A.O.,
student of 1 course FGBOOU IN Literary institute of A.M. Gorky, Moscow

Research supervisor:
Panfilov Alexander Mikhaylovich,
Candidate of Philology, associate professor of the latest Russian literature FGBOOU IN Literary institute of A.M. Gorky, Moscow

Осень в Петербурге, Дж. М. Кутзее - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Классическая и современная проза

О книге

  • The Master of Petersburg Название в оригинале
  • 2010 Год первого издания книги

Краткое содержание

"Осень в Петербурге" Джозеф М. Кутзее посвятил одному из величайших писателей в мировой истории культуры - Федору Достоевскому. Но Кутзее не был бы Кутзее, если бы нанисал "простую" биографию: в его романе Достоевский тайно приезжает в Петербург из-за границы и окунается в мир персонажей своих уже написанных и еще не написанных произведений. Точнейшее воссоздание топонимики и реалий Петербурга того времени, тончайшее понимание причин безумия, охватившего людей и эпоху. "Кутзее живописует тот ад в душе Достоевского, из которого повыскакивали его "Бесы"; у этого человека в голове не то что банька с пауками - целые Сандуны. Если это и детектив, то детектив петербургский - о муках души, которую писатель вынужден истязать ради литературного заработка. Кутзеевский Достоевский - аморальный Бог Отец, посылающий в мир через свои романы многочисленных страдальцев, за которыми ему и нравится, и мучительно больно наблюдать. " Лев Данилкин

Рецензия Phanta на книгу Осень в Петербурге

Федор Достоевский тайно приезжает из-за границы в Петербург и окунается в мир персонажей своих написанных и еще не написанных романов. Точнейшее воссоздание топонимики и реалий Петербурга времен Достоевского. Тончайшее понимание причин безумия, охватившего людей и эпоху. Показать

Слова его схожи с призмой: взглянешь чуть под другим углом и в них отразится совсем иное значение

Нобелевский лауреат, обладатель двух Букеровских премий Джон Максвелл Кутзее – автор определённо не для массового читателя. С его произведения надо знакомиться размеренно, вдумчиво, небыстро.

Южноафриканский автор старался максимально адаптировать стиль повествования и атмосферу написанного под стиль и атмосферу Фёдора Михайловича. И временами ему это удавалось.

Иногда же Кутзее допускал ошибки, для общей массы без примечания переводчика незаметных в принципе.

Кутзее пытается показать Петербург времён Достоевского словами Достоевского. А сам Фёдор Михайлович на страницах данного романа погружен в свои душевные метания-страдания – в занятие, которым Достоевский так любил наделять своих героев.

Вот только настоящий пасынок Достоевского пережил своего отчима. А в реальной жизни это именно Кутзее лишился сына при загадочных обстоятельствах (выпал с балкона 11-го этажа), когда молодому человеку было 23 года.

Через личину Достоевского – собрата по перу, писателя, которому важны мораль и всепрощение человеческих пороков – Кутзее пишет эпитафию отношениям с собственным сыном. В слова и поступки Фёдора Михайловича Кутзее вкладывает собственные душевные метания, связанные с ощущением вины в смерти своего ребёнка.

Достоевский в данном произведении приезжает в Петербург примириться с Павлом, своим пасынком, когда уже слишком поздно.
Так и Кутзее пытается выразить всю любовь к собственному чаду, которую не успел облечь хотя бы в слова при его жизни.

Это книга не о Достоевском и не о Петербурге. Это книга о любви отцов к собственным детям, о потёмках души человеческой. И о самопознании, которое может повлечь за собой ещё большую боль, чем потеря ребёнка.

Читайте также: