Курсив мой берберова краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Писательница русского зарубежья, авторка отличных мемуаров о Серебряном веке (она была женой поэта Ходасевича и, будучи сама поэтессой, общалась со многими) и об эмиграции.

Более подробно о творчестве

Год издания: 2011
Издательство: АСТ, Астрель
Серия: Проза: женский род

Аннотация: "Нина Берберова, автор знаменитой автобиографии "Курсив мой", летописец жизни русской эмиграции, и в прозе верна этой теме.
Герои этой книги - а чаще героини - оказались в чужой стране как песчинки, влекомые ураганом. И бессловесная аккомпаниаторша известной певицы, и дочь петербургского чиновника, и недавняя гимназистка, и когда-то благополучная жена, а ныне вышивальщица "за 90 сантимов за час", - все они пытаются выстроить дом на бездомье."

"Пронзительная и исполненная безысходности книга. Десять историй об эмигрантах "первой волны", вышвырнутых из России ураганом революции, гражданской войны, голода и террора. Они бегут разными путями и конце концов большинство оседает в Париже, городе романтики и счастья.

Они больше не могут распоряжаться своей судьбой - никому не нужные, обнищавшие. Теперь над этими людьми не нависает угроза смерти, но что это за жизнь, которую они ведут! Выживание - любыми способами. Главное, эмигранты оказались абсолютно не готовы к такому. Далеко не все на родине имели дворцы, экипажи и прислугу, но большинство - непривычны к труду, не имеют ремесла, не готовы к лишениям. А хуже всего то, что они страшно растеряны и беспомощны на чужбине. Стараются сохранить видимость прежней респектабельной жизни, прежние знакомства и обычаи - а ведь прошлое ушло навсегда, и чем скорее забудешь и перечеркнешь его, тем легче! Но мало кто из них способен на это. И всегда перед глазами Париж - город, в которым эмигранты застряли в безвременьи между двумя войнами.

Как когда-то, глядя на темный, военный Париж, я думаю: сколько здесь было страданий, мировых и русских страстей; есть тут капля и моего, самого маленького и самого большого страдания."

"Главную героиню вопреки всему очень жаль.
Невзрачная дочь такой же невзрачной матери, незаметная до горечи, не награжденная никакими талантами ни профессиональными, ни душевными. Молодость без молодости, жизнь без жизни, тихое существование, успехи не замечаются, а горести раздуваются до исполинских размеров.

Быть статистом в собственной жизни довольно печально, но на фоне людей, которые горят, получают удовольствие от самого факта существования, имеют возможность совершенствоваться в любимом деле, жить на широкую ногу, окруженные друзьями, заботой и пониманием, способные любить всем сердцем, делать ошибки, терпеть полный крах, а потом восставать, как феникс из пепла, просто смерти подобно.
Особенно, когда те, которым так "незаслуженно" повезло, люди хорошие и порядочные. Были бы подлецами, так и не душила бы, не сотрясала, как в лихорадке, эта борьба чувств, эту почти прозрачную фигурку.
Чувство зависти, жгущей изнутри соревнуется с восхищением, с рабской услужливостью, а стремление отомстить за то, что лишена сама с трусостью, мнительностью, желанием вернуться в свой темный уголок и затаиться, покрывшись пылью. Равнодушие к собственной семье, неудовлетворенность окружением, нулевая жизнестойкость, даже подлый поступок, так тщательно вынашиваемый и обдуманный, остается лишь в мечтах, в сером существовании ничего не меняется."

"Прекрасный русский язык, по которому я, последнее время увлёкшись современной литературой, сама того не осознавая, видимо, всё же скучаю. Красивый своей правильностью, грамотностью и лёгким налётом старины. Сейчас так уже не говорят, да и не пишут. Может быть, стоит чаще возвращаться к классической литературе?

Н.Н. Берберова владела даром словом, да и писательского таланта не лишена была. Повести её я прочла даже не без некоторого наслаждения, но герои их, в большинстве своём, мне показались неприятными. А может быть, неприятно было отношение к ним автора? Ведь перед моими глазами они предстали такими, какими она их описала. Другой о тех же самых людях мог сказать совсем по-другому, возможно, добрее, хотя бы о некоторых из них.

Печальной и тусклой была жизнь большинства эмигрантов первой волны в изгнании, пусть добровольном. Череда унылых, потерянных, жалких образов проходит перед читателем - сердце сжимается. Грустно осознавать сколько трагических, в своей обыденности, судеб кануло в безвестность в пьянящем и чарующем городе мечты Париже. Но было же, наверняка было и что-то светлое, радостное?! Об этом я немного читала в воспоминаниях других эмигрантов.
У Нины Берберовой если и встречаются счастливые персонажи, то только как декорации, на фоне которых ещё отчётливей проступает вся беспросветная убогость жизней главных героев. И дело ведь не только в окружающей их нищете, некоторые пребывают во вполне себе сытом довольстве. Они изнутри нищие, им нечего дать этому миру, а получить что-нибудь хочется. Так и живут без корней, без тепла и привязанностей, без смысла, озлобленные, завистливые, одинокие. Ничего кроме брезгливого сострадания у меня испытать не получилось.
Устала я от этих маленьких людей и от их ничтожества. Такие истории нельзя подряд в больших количествах. Поэтому приятным исключением стали повести "Мыслящий тростник" и "Чёрная болезнь", тоже грустные, но при этом какие-то лёгкие, с симпатичными, в большинстве своём, персонажами. Благодаря этим двум повестям я узнала, что Н. Берберова умеет писать и так тоже."

"Одна из самых странных героинь, о которых я узнала за последнее время. Сонечка - внебрачная дочь немолодой учительницы музыки - живет в Петербурге в 1910-1920 годах вместе с мамой, перебивается с ячменной каши на воду, ходит в обуви из перешитого ковра и из одежды из перешитых гардин. И, как и мама, играет на рояле (закончила консерваторию). Работы нет, денег нет, еды нет. Есть только постоянный холод и голод. И тут Сонечке невероятно везет: ее приглашает аккомпанировать к себе певица, известная в Петербурге. Главная героиня начинает нормально питаться, знакомится со многими людьми, ее жизнь наконец-то становится более похожей на жизнь. Приходит время, и она вместе с семьей певицы уезжает жить в Париж, где и живет в их доме. К Сонечке прекрасно, тепло и по-дружески относятся. Казалось бы, все у тебя устроилось. Но Соня мучительно завидует певице. Завидует ее красоте, ее положению в обществе, известности, ее любви, ее счастью. Она одновременно любит Марию Николаевну (певицу) и одновременно ненавидит ее. И мечтает наказать ее за то, что та неприлично счастлива.
Удивительные бури в душе героини, сочетание ее противоположных чувств и эмоций, одиночество, а также холодность по отношению к матери и ее судьбе - все это сложно проанализировать. Это странно, это отталкивает, это интересно."

"Курсив мой" (1972)

Аннотация: "'Курсив мой' - самая знаменитая книга Нины Берберовой (1901-1993), снискавшая ей мировое признание. Покинув Россию в 1922 году, писательница большую часть жизни прожила во Франции и США, близко знала многих выдающихся современников, составивших славу русской литературы XX века: И.Бунина, М.Горького, Андрея Белого, Н.Гумилева, В.Ходасевича, Г.Иванова, Д.Мережковского, З.Гиппиус, Е.Замятина, В.Набокова и др. Мемуары Н.Н.Берберовой, живые и остроумные, порой ироничные и хлесткие, блестящи по форме"

Буду кратка: РЕКОМЕНДУЮ. Я прочитала ее мемуары лет 20 назад, но что-то помню до сих пор, а это показатель.

“Курсив мой” Н. Н. Берберовой читается так же легко, как роман, хотя эта книга полностью автобиографична и построена исключительно на фактах и действительно происходивших событиях. Большая часть книги рассказывает о жизни русской послереволюционной эмиграции во Франции, Германии, Италии, о встречах Нины Николаевны с Горьким, Ахматовой, Цветаевой, Буниным, Мережковским, Гиппиус, Милюковым, Керенским и другими хорошо известными нам сегодня

литераторами и уже забытыми политическими деятелями. Конечно, “Курсив мой” – это прежде всего автобиография, и поэтому центральное место в книге занимает сама Н. Н. Берберова. Ока рассказывает читателю свою жизнь, впускает его в свой внутренний мир, но не раскрывает до конца своих тайн, откровенно говорит о своем личном отношении к людям и событиям, ни в коем случае не навязывая свою точку зрения.

Перечисляя факты, но не оценивая их, Н. Н. Берберова предоставляет читателю самому сделать выводы. Она учит нас думать, говоря о том, что сама научилась этому только к сорока годам.

читается легко не только потому, что заинтересовывает с первых страниц, но и потому, что написан он великолепным русским языком. Н. Н. Берберова прожила за границей более шестидесяти лет, но она не написала ни одного художественного произведения на французском языке, хотя большую часть своей эмигрантской жизни провела вместе со своим мужем Н. Ф. Ходасевичем во Франции. В тексте подчас можно встретить такие выражения, как “либестраумы”, “амнистировали”, “хакенирейц” (. ), но даже эти слова, взятые из немецкого, английского или французского, органически вписываются в повествование и ничуть не мешают чтению и восприятию.

Нина Николаевна сама так охарактеризовала свое отношение к русскому языку: “Русский язык для меня – все… должна сказать, что никогда не могла утерять полнейшей связи с русским языком, то есть я вросла в этот язык”. Так мог сказать только человек, действительно знающий язык и, главное, чувствующий его.

Книга разделена на семь глав – семь глав жизни Н. Н. Берберовой. В этих главах есть и трагические страницы (смерть Ходасевича, война, аресты), но есть и такие, которые рассказывают о “рождении заново” (первый напечатанный рассказ, отъезд в США). “Курсив мой”, по словам самой Н. Н. Берберовой, – это книга о людях, о времени, о влиянии времени на людей и людей на время. Читая его, видишь живых людей: Ивана Бунина, живущего в нищете, с его бесконечными капризами и ненавистью к футуристам, Владислава Ходасевича, мечтающего о возвращении в Россию, но уже тяжело больного, Леонида Андреева, душевнобольного человека, все-таки уехавшего в СССР.

За литературными произведениями постепенно вместо абстрактных “авторов” встают живые люди со всеми их достоинствами и недостатками.

Сегодня к нам возвращаются книги и Н. Берберовой (хотя одно из лучших ее произведений “Люди и Ложи” до сих пор не издано в России), и В. Ходасевича, и М. Цветаевой, и многих других; но ведь каждая книга пишется в свое время и для своего читателя, и неизвестно, будут ли через несколько десятков лет интересоваться жизнью эмиграции начала века и произведениями, написанными в то время.


Книга Нины Николаевны Берберовой полностью автобиографична, поэтому большая часть произведения посвящена самой писательнице. В книге большое внимание уделено встречам писательницы с Горьким, Ахматовой, Цветаевой, Буниным, Мережковским, Гиппиус, Милюковым, Керенским и другими литераторами и политическими деятелями. Берберова рассказывает своих взглядах и об отношении к некоторым людям и событиям, не пытаясь навязать читателю свою точку зрения.

4. Примеры интересных языковых явлений или необычных слов

Вельтшмерц - мировая скорбь.

Деклассированный - утративший всякую связь со своим классом, не принимающий никакого участия в общественном производстве, морально опустившийся и разложившийся.

Триумвират - политическое соглашение, союз влиятельных политических деятелей и полководцев в Риме в период гражданских войн I века до нашей эры, направленный на захват государственной власти.

Флердоранж - принадлежность свадебного убора невесты — белые цветы, обычно искусственные, похожие на цветы померанцевого дерева.

Вицмундир - форменный фрак гражданских чиновников.

Мезальянс - неравный брак (с лицом низшего социального положения, происхождения).

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Писательница рассказывает читателю о своей жизни, раскрывает многие тайны своей биографии, повествует о своих взглядах, но поручает писателю делать выводы самому. В этом и состоит великая мудрость Берберовой. Она позволяет нам размышлять, анализировать и, читая, может быть, с чем-то не соглашаться, обсуждать со знакомыми и высказывать свою точку зрения. Именно это так завлекает читателя в ее книге.

Нина Берберова

Недавняя студентка историко-филологического факультета

В одну из встреч Гумилев пишет стихотворение, после публикации которого Берберова будет удивлена - он заметил, что на ней платье, сшитое из дешевой занавески.

Глубокое произведение - ни в коем случае не воспоминания, а детальная автобиография начинающей поэтессы, ставшей частью уничтожаемой режимом интеллигенции. Нина Берберова описывает свою боль и общие внутренние ощущения всего Дома Литераторов, когда умер А.Блок, были расстреляны С. Ухтомский, проф. Лазаревский, Гумилёв.

Берберова и Ходасевич

Нина Берберова выйдет замуж за Владислава Ходасевича, эмигрирует в Париж. С этого момента когда-то юная ученица Гумилёва взрослеет, начинает анализировать окружающие поэтические личности.

Симона де Бовуар и Анна Ахматова

В 40-х годах русская эмигрантка случайно издалека видит сидящую на лавочке постаревшую Симону де Бовуар и через полвека наконец вновь встретится в купе поезда с Анной Ахматовой.

Читайте также: