Кураев ночной дозор краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Книги не читал, и анализ буду делать только на основе фильмов, которые являются самостоятельными реальностями. Причем мощными и магическими. Чтобы понять истоки всей истории, нужно понять предыисторию, которая рассказывается в анимированной притче о Девственнице, нарисованной Гесером на полях книги в фильме первом. Девственница жила в Византии. Византия- это христианская Империя, христианство провозгласило Культ Девственницы Богоматери Марии, как одну из основных теологических Доктрин. И провозгласило Девственность- святостью. И вот с одной такой Девственницы все и началось.

Кто-то пожелал этой Девственнице Зла и наслал на нее Проклятие. Девственница стала сеять смерть вокруг себя. В городе воцарилась тьма и разорение и из этой тьмы восстали Воины Тьмы. А из людей против них восстали Воины Света. Значит, делаем вывод- конец Света в фильме втором произошел из за Девственности одной девушки. Которая, как потом выяснилось- сама себя прокляла. А прокляла она себя, потому что у нее есть Мать, которая больна и из которой она не вышла замуж. Значит, у нас есть Мать - без мужа и ее Дочь Девственница. Так это же история Арктиды! И дочь Девственница- это Душа - Атма, заброшенная в христианский мир из Арктиды - на съедение волкам. А поскольку у нее нет Мужа - Елисея, да еще в этом мире, в котором она живет, проповедуется Культ Девственности, то все ее магические силы обращаются в свою противоположность - во зло и разорение.
Потому что Женщина НЕ ДОЛЖНА быть Девственницей - ее миссия - продолжать Жизнь, порождать ее, рожать и выкармливать. А когда она - Девственница - она идет против Природы, становится кармически Черной и сеет вокруг себя Зло, Тьму и Разорение - и из этой субстанции, вернее даже сказать из этой почвы и восстают Воины Тьмы.
Хотя не ясно все же - той, первоначальной Девственнице действительно Кто-то наслал проклятие, и она осталась Девственницей? Или она была Девственницей, и Кто-то наслал на нее проклятие? А если Девственница- это наша Мировая Душа? Богиня Нут, у которой уже нет супруга Геба? И Кто-то пожелал этой Мировой Душе зла и наслал на нее проклятие? И по моему мы знаем кто этот Кто- то! Паучки! Которые ползают на протяжении обоих фильмов то тут то там, ненавязчиво так, почти не заметно. И игрушка резиновая гражданки Шульц в паучка превращается, а главное силы Тьмы - они ведь Вампиры, Хищники, жизненную силу из людей высасывают, и Пауки - тоже- поймают мушку в сети, в кокон замотают, парализуют и еще из живой жизненные соки высасывают!
И колдунья, которую поймали Воины Света, очень уж похожа на Наину из поэмы "Руслан и Людмила". Колдуны и ведьмы, истязающие Род Человеческий. Но против Воинов Света выступили Воины Тьмы, которые как мы помним, взошли, как посеянные зубы Дракона, из Тьмы и Разорения, посеянного прОклятой Девственницей. Шлем Гесера в этой битве- с двумя крыльями - а это, между прочим, шлем солярных богов - Вотана, Гермеса, Осириса. А против него Завулон в звериной шкуре в качестве эгиды. Причем битва идет не на Земле, а на мосту между мирами и когда эта битва достигла небес- то есть Астрала, Гесер остановил Великую Битву и Светлые Бессмертные и Темные Бессмертные заключили между собой Договор о Равновесии сил. Которое будет нарушено через тысячи лет, когда придет Великий Иной, который перейдет на сторону Тьмы. Под конец анимированной истории Девственницы этим Великим Иным показан Городецкий, но как мы знаем из фильма второго - это на самом деле его сын - Егор. А Егор - это почти Гор.

Зачинается основной рассказ тем, что Антон, самый что ни на есть Лох и Чайник, решил вернуть жену, обратившись к Черной Магии, которую любезно согласилась осуществить вышеупомянутая потомственная ведьма гражданка Шульц. Какая у нее корысть, помимо денежной оплаты ритуала? Городецкий навечно повязан убийством своего ребенка и кармически становится либо клиентом, либо сотрудником, либо жертвой Темных. Как карта ляжет. Душа убиенного, нерожденного дитяти попадает в распоряжении гражданки Шульц. Обряду не дает свершиться Ночной Дозор, о нарушении Договора составляется Протокол, в котором зафиксированы все детали и обстоятельства несостоявшегося ритуала, в частности то, что гражданка Шульц обманула своего клиента, сказав ему, что ребенок - не его. Но это в данном случае несущественно, а существенно то, что Антон хотел убить ребенка. Который жил в это время в утробе его жены. С которой у него произошла размолвка и она ушла к другому. И это ни в малейшей степени не есть причина травить плод. Чей бы он не был. Протокол, между прочим - существует вечно в Архивах Акаши и любой, кому доступны эти архивы, сей протокол может прочесть.

Антон оказывается Иным и становится сотрудником Ночного Дозора. Дальнейшее развертывание событий - лишь следствие его звонка в дверь гражданки Шульц. Которое в итоге закончилось Концом Света - не в христианском, а в кармически-космическом смысле, в смысле торжества Темных в данном месте мироздания.

В каком смысле Иные - не такие как все? По моему обоснование элементарное - это самородные Люди, с высоким эволюционным статусом, долгой кармической историей, достигшие Бессмертия в одной из прежних жизней и ставшие на защиту других самородных людей. Об этом Егору говорит Ольга в фильме первом - Иные - это те, кто прошел через нечеловеческие испытания и обрел нечеловеческие способности. В частности - умение проходить в плотном теле в иные мерности пространства - времени, хотя в силу специфики их деятельности, проходить им приходится в основном в иные мерности Сумрака - пространства, в которых хозяйничают Темные. А когда Егор спрашивает, он какой Иной, ему отвечают- это ты решишь САМ.
В этой фразе заключен один из главных онтологических смыслов фильма - нет никакой предопределенности, никакого Замысла и Промысла, Вселенная творится в каждое мгновении времени и все решает Выбор каждого конкретного человека. Даже Темные, Твари имеют некоторую свободу выбора.

Антон свой выбор сделал, когда ударил по рукам и взял на себя грех убийства детеныша, тем самым запустил колесо кармы, оно же Колесо Фортуны, которое покатилось в итоге в фильме втором. Вопрос только в том - это индивидуальный Конец Света или всеобщий? Можно трактовать разрушение Москвы - как разрушение индивидуального, субъектного пространства-времени, которое почти закончилось гибелью Личности, Духа, если бы Гесер не остановил Время.

Тут еще одна идея заключена - убийство своего потомства - есть самоубийство. Хотя сын Антона - Егор родился, но само покушение на его убийство, зафиксированное навечно в Протоколе - перевесило чашу весов и предопределило его выбор - Великий Иной стал Темным и виноват в этом оказался сам Городецкий.
Можно, конечно, рассматривать все это как грамотную интригу Завулона, но в том-то вся проблема, что Завулон не вмешивается в сам Выбор, он использует результаты Выбора - в данном случае - выбором Антона Городецкого ударить по рукам и вытравить детеныша.
Это важная идея, которая в корне противоречит христианским представлениям о функциях Темных сил в Мироздании. С точки зрения христианской демонологии - Дьявол - он активный провокатор, постоянно искушает человека, чинит ему козни. И человек, может избежать этих козней только под защитой Бога.
На самом деле, дело обстоит прямо противоположным образом - сам Человек, делая неправильный Выбор, становится провокатором Темных сил, он как бы активизирует их, впускает их в свое индивидуальное пространство, дает им возможность и право управлять своей судьбой.

Светлана-Девственница в свои 29 лет и это ненормально. Это против Природы. По сути - воронка проклятия начинает раскручиваться и набирать силу именно потому что она - Девственница. Мать у нее умирает, у самой у нее - детей нет - а это означает, что Род - пресекается и Душа - гибнет. Вот и получается Воронка, у Гомера - Харибда.
Поначалу к ней посылают Великого Соблазнителя Игната, но тот терпит фиаско. Тогда посылают Антона, который силой Духа добивается ее признания. А по сути это была Инициация, поскольку Гесеру уже сразу стало ясно, что она - Иная, если любая ее мысль неизбежно материализуется. Причем всегда с разрушительной модальностью. Потому что она не знает о своей избранности и не умеет контролировать мысль, что обязан уметь делать Иной.

Во втором фильме - она уже стажер Дозора, но и Гесер и Завулон, которые существуют вне времени, знают, КТО она. События развиваются в полном соответствии с законами причинно-следственных связей - поскольку вселенская гармония мужского-женского начала разрушена и провозглашена святость Девственности, то дальним следствием этого является то, что Светлана уже будучи стажером Дозора - по-прежнему Девственница, а у Антона уже 12 лет не было женщины - что по меньшей мере странно для молодого человека.
Вместо того, чтобы творить Любовь и новую Жизнь, они едут ловить Вампиров, одним из которых оказывается сын Антона Егор, который в одном из пространств Сумрака втыкает в Светлану-Исиду заряженную иглу для высасывания жизненной силы, но в ее руках остается важная улика - Шапка Егора. Если его вычислят по этой шапке - его ликвидируют по решению Инквизиции. Антон, чтобы спасти сына от ликвидации, выкрадывает шапку из хранилища вещественных доказательств и попутно узнает о существовании Мела Судьбы и решает с его помощью переиграть ситуацию. Но в итоге получается еще хуже.

Мел Судьбы - это магический инструмент, который возвращает твою индивидуальную Вселенную в ситуацию того самого критического Выбора - точку бифуркации, с которой и началось разветвление судьбы. Но попытка изменить с его помощью чужую судьбу заканчивается трагически, о чем Зоар и сообщает Антону. Он говорит, что чужую судьбу вообще изменить нельзя - можно это понимать и так - чужую судьбу нельзя изменять. Ты просто на это не имеешь права.

То, как Зоар, Бессмертный хранитель, буднично отдает Мел Городецкому - не должно вводить в заблуждение - Мел достается только Великим. Обычный человек просто не попадет в ситуацию, когда в его руки попадается этот мел, даже если он возьмет его случайно в руки, он не будет знать, что это Мел Судьбы. Потому что этот Мел Судьбы - он всегда рядом. Надо только достигнуть высокого уровня, чтобы увидеть это.

Егор выкрадывает мел и показывает его Завулону, но тот и не собирается к нему прикасаться. Интересный момент. Из контекста - неясно почему, может объяснение есть в книге?
Могу только предположить, что и Завулон и Гесер находятся на таком уровне организации Вселенной, на котором уже нет Судьбы или Кармы как таковой. Поэтому и изменить ничего невозможно. А произвольно менять чужую судьбу - это даже Темные не позволяют себе делать. Поэтому он Мел и не берет в руки, а предлагает отдать его Алисе.

В этом из главных смыслов фильма - не совершай непоправимых действий!
Пространство - время возвращается к своему первоначальному варианту - ну что по рукам? Да нет, сами разберемся, по человечески. Ну, на НЕТ и СУДА НЕТ.


Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Комментарий удален

Не удалось добавить комментарий, содержащий нецензурные выражения

'); return HTML.join(''); > if ( (Screened && !Screenable && !ScreenedAndVisible) || !Readable ) < HTML.push('

Михаил Кураев - интересный писатель. Тем, кто совсем его не читал, рекомендую начинать с повести "Капитан Дикштейн".В 1987 году Кураев дебютировал как прозаик с этой повестью. Ещё рекомендую повесть "Петя по дороге в царствие небесное", по ней был снят фильм ( режиссёр Николай Досталь). Лично меня о многом заставила задуматься книга М.Кураева "Похождения Кукуева. Сентиментальное путешествие". Едкая сатира, в которой Кураев, как мне кажется, горько обобщает:, что великая мещанская революция состоялась, зло торжествует, старое зло обнимается с новым, а человеком будущего оказался реальный Кукуев. Ждите эру Кукуевых, перед которыми Чичиков - мелкий "ангел"

Как я уже говорила, книгу, а точнее книги, я читала после того, как посмотрела кино. Вообще, до выхода фильмов я понятия не имела, кто такой Лукьяненко и что за Дозоры такие. Потому многие мысли легли на благодатную почву и стали лишь подтверждением тому, о чем я размышляла уже давно.

Отзыв опять будет сумбурный, но по-другому просто не получается. Более того, запомнить многие нюансы просто невозможно, не потому ли некоторые книги я перечитываю через некоторый промежуток времени и нахожу в них то, что подтверждает мои мысли на текущий момент.

Каждая книга состоит из трех частей, в каждой вроде бы отдельные события, но все они сходятся именно в конце. И вот тогда все становится понятно. В книге в отличие от фильма Антон Городецкий вполне нормальный молодой человек, очень даже жизнерадостный, даже когда ловил вампиров. Никто его не мутузил, в депрессию он не впадал, конечно, размышлял о многом и много, но отнюдь не был какой-то жертвой или загнанным в угол.

Короткое описание сюжета

Егор — просто мальчик, Иной с неопределенной судьбой, и сыном Городецкого, конечно же, не является. Светлану Антон также встретил совершенно случайно, хотя позже окажется, что случайностей все-таки не бывает.

В это же время мы знакомимся с Ольгой, великой волшебницей, которая действительно была лишена свих способностей и последние 80 лет пребывала в теле полярной совы. Думаю, стоит почитать книгу, дабы узнать, чем все закончится. А я просто пройдусь по самым интересным местам, которые вызвали определенные мысли.

Вампиры: чего боятся и откуда взялись

Начнем с вампиров и их зова, который лишает человека воли и ведет на верную погибель. Это только в кино вампиры нападают на людей из-за угла, но на самом деле это им не нужно. Все куда проще и опаснее для людей.

А вот то, что вампиры не переносят водку, куда интереснее. Не чеснок, не святую воду, а именно водку. Оказывается, этот продукт губителен не только для людей, но и для кровопийц. Не зря же нас так упорно убеждают в том, что спиртное очень полезно для организма. Наверное, это защита от вампиров.

Я давно подозревала, что крест, чеснок и серебро никоим образом не защищает от вампиров. А с недавних пор я вообще стала сомневаться, что и сами кровососы существуют. Точнее, вампиры это некая легенда, выросшая на совсем другой правде. И хотя я совсем не согласна с Лукьяненко, вот какую версию предлагает он.

Дети и животные

Понравилась способность Иных видеть ауру, а еще то, что дети имеют совсем не такую ауру, что взрослые. Возможно, этим в том числе объясняются способности детей видеть больше взрослых, а также их связь с Творцом. А это уже говорит о том, что дети по определению Иные.

у Лукьяненко получились настоящие маги, всего пара фраз и обыватели подчиняются им молниеносно. Очень интересна реакция животных. Собаки боятся и одновременно ненавидят нечисть, любят светлых, к темных относятся плохо. А вот кошки те естественно живут сразу во всех мирах.

Общение во сне и фишка про песни

Понравилось, что Гесер читает мысли на расстоянии, да еще проводит встречи и дает инструкции во сне. И это очень гармонично вписывается в мои представления о сновидениях. Вот только почему-то автор считает, что это нечто неприятное и противоестественное. Как по мне, так самое нормальное и уместное.

Очень понравилась фишка с самопроизвольным выбором песни. Как это ни странно, но они действительно частенько заранее определяют характер ситуации и даже целого дня, отражают сиюминутные мысли.

Интересно, что я заметила это гораздо раньше, чем прочла в книге. А с некоторых пор у меня лично сразу же после пробуждения начинает звучать в голове пара фраз из какой-нибудь песни. Именно они, что называется, делают мой следующий день.

Проклятье и его последствия

В книге гораздо больше описываются воронки от проклятия, их происхождение и следствие. Например, воронка может появиться после недобрых слов совершенно незнакомого человека или же ее может наслать колдун. Последствия тоже бывают разные, в самых легких случаях на пару часов лишаешься удачи, в тяжелых — можно умереть нелепой смертью.

Ну, а у Светланы, естественно, воронка была такой, что могла разрушить всю Москву. Этим-то она и привлекал Антона в их самую первую встречу. Интересно подмечено, что вот такой вихрь может быть причиной болезней и депрессивного состояния. Потому вполне логично звучит следующий вывод:

Маленькие находки

Ах да, классно описана работа амулетов. Это такой себе аккумулятор силы, которую маг вбирает при необходимости, чтобы совершить некое действо. А вот отличий от фильма куда больше. Уже в первой главе Антон явно радуется победе над вампирами.

Завулон в книге — всегда ходит в костюме, хотя в сумраке выглядит как демон с чешуей. Вот так выглядит Гесер. И да, являясь уроженцем Тибета и прожив много лет на Востоке, Гесер частенько ходит в халате и штанах.

Кстати, Ольга превращается из совы в одетую женщину. Ну, хоть кто-то решил сделать правильно, а то вечно голые все. Но тут сразу нашлось и объяснение, вполне нормальное.

Сумрак и сны

Ах да, мое внимание привлекло следующее событие. Если это хоть чуточку правда, то могу с уверенностью заявить — я тоже Иная. Это конечно же, шутка, но в говорят в шутках слишком много правды. Но сны про не загорающиеся лампочки я вижу довольно часто. Может и вправду, по ночам гуляю в сумраке?

Отличие Темных от Светлых

В очередной раз ответ, чем Темные отличаются от Светлых. Мне пришлось немало поломать над этим голову, но Лукьяненко дает вполне исчерпывающий ответ.

И да, Иные особенно светлые плетут такие интриги, что королевские дворы средних веков могут только позавидовать. Это отличительная особенность всех Дозоров. В конце вечно оказывается, что Гесер и Завулон что-то такое придумали, подстроили, организовали….

Обучение Иных

Во второй части первой книги Ольга уже человек, ей вернули ее тело и частично сняли наказание. Есть даже Галина Рогова, как в кино, но история совсем не та. Уже в первой книге Городецкий приходит к выводу, что не только темные, так скажем, плохие.

Но и светлые не отличаются чистоплотностью в достижении целей. Не все конечно, речь идет именно о Гесере. И да, сам Антон потихоньку начинает наращивать силу, а все инициированные иные проходят курс обучения. Это конечно, не Хогвартс, но все же.

Спасение людей и роль Творца

Очень понравился эпизод, когда маги рассуждают о правильности своего вмешательства в жизнь людей. Увы, чаще всего оказывается, что делать этого не стоит. Даже маги и волшебники не властны над тем, что называется задумкой Творца.

И снова ошибочное понимание Бога. Не хочу даже начинать свои рассуждения на эту тему, но теперь я вижу, насколько неправильно мы воспринимаем саму суть Творца и его роль в нашей жизни. Думаю, такое отношение мы тоже получили искусственным путем и не в последнюю очередь благодаря кинематографу и литературе.

Лот: 14171872. Фото: 1. Михаил Кураев, Ночной дозор: Повести. Художественная

Михаил Кураев. Ночной дозор: Повести. Москва. Современник 1990г. 332с. Твердый переплет, обычный формат.

Первые же публикации Михаила Кураева - `Капитан Дикштейн`, Ночной дозор` - вызвали самое широкое читательское внимание. В своих произведениях, будь то эпизоды Кронштадского мятежа или монолог бывшего сотрудника НКВД, писатель воссоздает напряженную взаимосвязь отдельной человеческой судьбы с течением истории, с судьбой народа. Проза М.Кураева исполнена точными реалиями, глубокими раздумьями о жизни, о времени. Содержание: `Жестокость: Из семейной хроники`, `Ночной дозор: Ноктюрн на два голоса при участии стрелка ВОХР тов.Полуботова`, `Капитан Дикштейн: Фантастическое повествование о мятежном кондукторе`, `Семь монологов в открытом море: Мирная хроника военно-морской жизни с тремя прологами без эпилога`.

Условия передачи

Читайте также: