Культурологический подход в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

В современный период развития общеобразовательной школы языковое образование младшего школьника и его речевое развитие все более основательно и обоснованно сливаются в единый учебно-познавательный процесс. Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание.

Работа по развитию речи начинается с первых дней обучения и ведется систематически не только на уроках русского языка, но и на других уроках. Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений.

Наибольший интерес у учащихся вызывает специальным образом организованная словарная работа как часть общей работы по развитию и обогащению речи. К сожалению, в настоящее время большинство родителей, а по инерции и детей, недостаточно ценят знания, не считают необходимым развивать речь. А дети беспомощны в языковом отношении, потому что они беспомощны в своей жизни. В ней мало материала, о котором бы они могли говорить вдохновенно, чувственно. Отсюда и убогость их языка, убогость их общения.

Основными целями при обучении детей родному языку являются:

- обогащение речи ребенка;

- приобщение его к духовно-нравственным ценностям русского народа;

- формирование высокой культуры речевого общения.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком определенных ценностей культуры. Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. [2]

Проблема расширения словарного запаса детей, обогащения их речи исконно русскими словами носит актуальный и перспективный характер, так как в последние годы русский язык активно “засоряется” иностранными словами, словооборотами жаргонного характера, поэтому задачей каждого учителя является сохранение языка Пушкина, Толстого.

Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей.

В целях приобщения детей к народным традициям, воспитания любви к своему народу необходимо широко вводить в уроки русского языка и литературного чтения народоведческие понятия: фольклор, обряды, обычаи русского народа, народный календарь. [6] Можно дополнительно использовать учебники М. Ю. Новицкой “Введение в народоведение”, где отражены взаимосвязь человека и природы, самобытность русской культуры, народный календарь. [5] Кроме чисто познавательного, курс “Введение в народоведение” имеет важное воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути любого народа. Учащиеся дополнительно получают знания о народных традициях, обычаях, праздниках, предметах декоративно-прикладного искусства, о произведениях фольклора (словесного, музыкального, танцевального).

Применяя эти знания, дети работают над этно-педагогическими текстами. Например:

Всяких считалок на Руси было великое множество. Многие из них живут среди ребят и сегодня. Откуда взялись считалки? В разные времена сочиняли их сами дети. Наиболее удачные передавались из поколения в поколение. Так и дошли считалки до наших дней. При помощи считалки без споров выбирают водящего в игре.

Этно-педагогические тексты содействуют воспитанию у учащихся уважения к своему народу, развивают интерес к историческому прошлому. [5, 6]

Дидактический материал“Лексическая работа на уроках родного языка”

Выбрать 2 группы глаголов-синонимов. Составить предложение с фразеологизмом.

Составить ряды по возрастанию размеров.

К выделенным словам подобрать синоним.

1. Я читал интересную книгу. 2. Пограничники стреляют метко. 3. Лиса обманула медведя. 4. Мальчик споткнулся и упал.

Перестроить предложения так, чтобы они имели противоположный смысл.

Пустой колос легок, он стоит прямо.

Наступила холодная снежная зима.

Заяц бегает быстро.

На юге нашей страны уже цветут сады, а . .

В поле холодно, ветер свищет, а в беличьем домике . .

Летом дни увеличиваются, зимой же . .

Свежий хлеб – . (черствый, мягкий)

Свежий ветер – . (теплый, прохладный)

Свежие яблоки – . (сушеные, сочные)

Старый дом – . (новый, ветхий)

Старый человек – . (молодой, пожилой)

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (нос)

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (уши)

Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда что-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (ветер)

Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов

№1. Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?

Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.

(I – засучив рукава, в поте лица, не покладая рук – фразеологизмы близки по значению, “усердно, старательно трудиться, работать”; II – палец о палец не ударить, сложа руки, пальцем не пошевелить – фразеологизмы с общим значением “бездельничать”.)

№2. Прочитайте. На сколько групп можно распределить фразеологизмы? Какие это группы?

Сломя голову, и дело с концом, во всю прыть, и след простыл, дело в шляпе, поминай как звали. (I – сломя голову, во всю прыть; II – и дело с концом, дело в шляпе; III – и след простыл, поминай как звали.)

№3. Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом противоположный ему по значению фразеологизм.

Рукой подать. За тридевять земель. Хоть пруд пруди. Повесить голову. Взять себя в руки. С гулькин нос. Воспрянуть духом. Выйти из себя.
(За тридевять земель – рукой подать; повесить голову – воспрянуть духом; с гулькин нос – хоть пруд пруди; выйти из себя – взять себя в руки. Данные фразеологизмы-антонимы представлены во “Фразеологическом словаре русского языка” Е.А. Быстровой, А.П. Окуневой, Н.М. Шанского.)

№4. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите предложения.

1. Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

2. Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.

3. Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.

4. Мы дружно работали сложа руки.

5. Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

6. У лягушки дух захватило от страшной высоты.

7. Яшка сломя голову остановился.

Упражнения, способствующие усвоению школьниками категориального признака фразеологизма – устойчивости

№1. Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибки?

Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос.

Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы.

№2. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.

Держать . востро (уши, ухо). Смотреть сквозь . очки (розовые, темные). С . нос (голубиный, гулькин). Делать из . слона (комара, мухи). Не в своей . (чашке, тарелке).

Упражнения, направленные на формирование образности речи младших школьников

№1. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему так считаете.

Ничего не помню, все вылетело из головы. – Ничего не помню, все забыл.

Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. – Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.

№2. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

1. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

2. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

3. Кирилл целый день бездельничал.

4. Мы догадывались, что он нас обманывает.

5. Первого сентября Уля проснулась очень рано.

Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

Таким образом, вся система работы по обогащению речи учащихся позволяет сделать вывод, что школьники используют богатство языковых средств для выражения одной и той же мысли, не допускают однообразия, повторения в одном отрезке речи одних и тех же слов и оборотов. Ведь именно овладение языком, запасом слов и грамматических форм и есть предпосылка для развития творческого мышления. Психолог Н.И. Жинкин писал: “Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем богаче, тем легче и полнее будут усваиваться знания”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время утверждается то направление в образовательной практике, которое обеспечивает его подлинную гуманизацию и гуманитаризацию и которое представляет иную концепцию процесса образования. В ее основе лежит принцип культурологический подход в образования, никоим образом не противоречащий, а дополняющий и необходимо обогащающий научное содержание образования. Философское и психолого-педагогическое обоснование формирования личности в культуре дано в трудах С.И. Гессена [3, с.7]. Исходным для него является признание множественности целей, которые стоят перед человеком, и выбора – адаптивно-приспособительного поведения или того пути, который открывается перед личностью как путь ее бесконечного развития. Точнее, это иерархия целей, стоящих перед человеком. Осуществление первых – практических – лишь необходимое средство для выполнения целей второго порядка, которые выдвигает перед человеком культура. Это цели-задания, т.е. задачи наивысшего порядка, открывающие путь для бесконечного развития личности.

Выработанные в культуре ценности только тогда могут быть органично восприняты индивидом и присвоены им на личностно-смысловом уровне, если они пережиты личностью, приняты ею эмоционально, а не только поняты и усвоены рационально. Отличаясь по самой своей сути от знаний, выражая межсубъектные отношения, ценности предполагают иной способ распредмечивания - процесс духовного общения, при котором и происходит приобщение другого к тем или иным ценностям. Ценностями личность овладевает самостоятельно, а не усваивает в готовом виде. Приобщение к ценностям культуры составляет сущность процесса воспитания [5, с.284].

Всестороннее развитие личности младшего школьника не может получить, если у него не будет сформировано определенных ценностей, норм, правил поведения. Учитель, именно в начальной школе, должен привить и закрепить в детях эти составляющие их внутреннего мира, т.к. нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека в будущем. Все люди должны придерживаться норм поведения — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Детям нужно объяснять что такое гуманизм, патриотизм, для чего нам нужен труд и многое другое. Ребенок должен знать все эти вещи с самого детства для своего всестороннего развития.

Культурологический подход – это, прежде всего, принципиальная нравственная гуманистическая позиция, признающая человека субъектом культуры, ее главным действующим лицом [6, с.227]. С помощью культурологического подхода личность младшего школьника приобретает разнообразные знания, умения, навыки и качества, такие как: любовь к Родине, уважение к старшим, чувство долга, вины, доброта, честь, ответственность и т.д.

Таким образом, культурологический подход является одной из основных составляющих всестороннего развития личности младшего школьника.

Бабосов Е.М. Нравственная культура личности. - Минск: Наука и техника, 1985. – 184 с.

Гессен С.И. Основы педагогики М., 1995. – 7 с.

Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. - М.: Политиздат, 1974. – 328 с.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М.: Мысль, 1983. – 284 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

РОЛЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Кудинова Н.В.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

В настоящее время утверждается то направление в образовательной практике, которое обеспечивает его подлинную гуманизацию и гуманитаризацию и которое представляет иную концепцию процесса образования. В ее основе лежит принцип культурологический подход в образования, никоим образом не противоречащий, а дополняющий и необходимо обогащающий научное содержание образования. Философское и психолого-педагогическое обоснование формирования личности в культуре дано в трудах С.И. Гессена [3, с.7]. Исходным для него является признание множественности целей, которые стоят перед человеком, и выбора – адаптивно-приспособительного поведения или того пути, который открывается перед личностью как путь ее бесконечного развития. Точнее, это иерархия целей, стоящих перед человеком. Осуществление первых – практических – лишь необходимое средство для выполнения целей второго порядка, которые выдвигает перед человеком культура. Это цели-задания, т.е. задачи наивысшего порядка, открывающие путь для бесконечного развития личности.

Выработанные в культуре ценности только тогда могут быть органично восприняты индивидом и присвоены им на личностно-смысловом уровне, если они пережиты личностью, приняты ею эмоционально, а не только поняты и усвоены рационально. Отличаясь по самой своей сути от знаний, выражая межсубъектные отношения, ценности предполагают иной способ распредмечивания - процесс духовного общения, при котором и происходит приобщение другого к тем или иным ценностям. Ценностями личность овладевает самостоятельно, а не усваивает в готовом виде. Приобщение к ценностям культуры составляет сущность процесса воспитания [5, с.284].

Всестороннее развитие личности младшего школьника не может получить, если у него не будет сформировано определенных ценностей, норм, правил поведения. Учитель, именно в начальной школе, должен привить и закрепить в детях эти составляющие их внутреннего мира, т.к. нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека в будущем. Все люди должны придерживаться норм поведения — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Детям нужно объяснять что такое гуманизм, патриотизм, для чего нам нужен труд и многое другое. Ребенок должен знать все эти вещи с самого детства для своего всестороннего развития.

Культурологический подход – это, прежде всего, принципиальная нравственная гуманистическая позиция, признающая человека субъектом культуры, ее главным действующим лицом [6, с.227]. С помощью культурологического подхода личность младшего школьника приобретает разнообразные знания, умения, навыки и качества, такие как: любовь к Родине, уважение к старшим, чувство долга, вины, доброта, честь, ответственность и т.д.

Таким образом, культурологический подход является одной из основных составляющих всестороннего развития личности младшего школьника.

Бабосов Е.М. Нравственная культура личности. - Минск: Наука и техника, 1985. – 184 с.

Гессен С.И. Основы педагогики М., 1995. – 7 с.

Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. - М.: Политиздат, 1974. – 328 с.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М.: Мысль, 1983. – 284 с.

Как отличить культурологический урок от урока, в котором просто использовано культурное наследие планеты? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать – какие принципы лежат в основе культурологического урока. Сегодня мы с вами рассмотрим три основные позиции, формирующие культурологическое пространство урока, их реализацию на отдельных предметах. А также попытаемся разработать модель культурологического урока на примере литературного чтения.

Оценить 1369 0

Цель: дать представление об особенностях культурологического аспекта в образовании, как средства формирования культурного поля обучающихся, воспитания гармоничной личности.

1) показать возможную реализации основополагающих принципов культурологического подхода в преподавании разных дисциплин;

2) рассмотреть один из принципов культурологического урока через практическую работу с группами.

В настоящее время культурологические знания выступают как ценностно-ориентационная основа деятельности учителя. В условиях использования новых идей, технологий, систем обучения и воспитания культурологическая подготовка учителя является особенно актуальной. Современный учитель должен обладать системными знаниями о взаимодействии человека с природой, обществом, государством; отчетливо представляет себе роль образовательных процессов и систем, своей деятельности в мировом культурном процессе, в контексте народной культуры.

Сегодня культурологические дисциплины являются обязательным компонентом высшего образования. Кроме того, многообразные курсы по изучению культуры являются необходимым элементом профильного обучения в общеобразовательной школе.

Уроки культурологической направленности способны возбудить интерес учащихся к урокам, а значит сделать процесс обучения более интересным и увлекательным.

Как отличить культурологический урок от урока, в котором просто использовано культурное наследие планеты? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать – какие принципы лежат в основе культурологического урока. Сегодня мы с вами рассмотрим три основные позиции, формирующие культурологическое пространство урока, их реализацию на отдельных предметах. А также попытаемся разработать модель культурологического урока на примере литературного чтения.

Принцип 1. Работа с неадаптированными материалом.

Не секрет, что практически все тексты в учебниках так или иначе методические обработаны, с одной стороны – это значительно упрощает процесс познания, но с другой стороны, работа с такого рода текстами не увлекает детей. Если спросить ученика, помнить ли он о чем был текст упражнения по русскому языку, узнал ли он для себя что-то новое, то ответ, скорее всего, будет неутешительным.

В тоже время, работа с неадаптированными текстами может легко перерасти в увлекательную дискуссию во время занятия.

Примером работы с неадаптированным материалом такого рода будут, нетрадиционные тексты, написанные самим учителем или иным автором.

Такие тексты можно сделать содержательными не только с точки зрения орфографии и пунктуации, но и точки зрения формирования культурного пространства обучающегося. Например:

Вилкой сейчас никого не удивишь. Но до семнадцатого века люди на Руси чай пили из чашки, а пищу брали всегда руками. Вилку использовали только в приготовлении еды. Часть людей попробовала есть вилкой! Но их приняли за чудаков!

Пришла Аня в Эрмитаж. Какая кругом красота! Как много старинных и удивительных экспонатов. Устала Аня, подошла к большому креслу и присела отдохнуть. Но вдруг подошел дежурный и вежливо попросил девочку встать. Оказалось, что это трон Петра І!

Петропавловская крепость строилась в Петербурге на маленьком острове. Зайцев в ту пору на нем было много.

По легенде, Петр І приплыл туда проверить строительство крепости. Когда он выходил из лодки, один заяц прыгнул ему на сапог. Это очень развеселило царя. А остров получил свое интересное название.

Семья – это мастерская, в которой живут радости и горести, успехи и неудачи, но главное – это взаимная любовь и уважение. Традиции создают атмосферу нашего дома…

Опять пять ребят нашли у пенька по пять опят.

Вопрос: сколько опят наши ребята? (5 ∙ 5 = 25 опят)

Три сороки – три трещотки

Потеряли по три щетки:

Три – ещё позавчера.

Вопрос: сколько трещоток потеряли сороки? 3 ∙ 3 ∙ 3 = 27 трещоток)

Пошел Ипат лопаты покупать.

Купил Ипат пять лопат.

Зацепился за прут

Упал в пруд Ипат,

Пропали пять лопат.

Вопрос: сколько лопат купит Ипат за 4 дня? (5 ∙ 4 = 40 лопат)

Сколько лопат пропадут за неделю? (5 ∙ 7 = 35 лопат)

Или прогулка по историческим местам нашего города.

С обору огромному равного нет.

Его возводили почти ____ лет!

К акой многотрудной

должна быть работа,

Чтоб стали вокруг _________колонн

И купол в лучах засверкал золотой!

Н о кто ж архитектор? Известен вам он.

Построил в столице собор-великан

Зодчий великий Огюст ____________.

Чтобы узнать, сколько лет строился собор, определи, используя таблицу ниже, чему равен каждый фрукт и ягода, и реши пример:

Чтобы определить, сколько колонн использовано при строительстве собора, отгадай загадки и подставь ответы в соответствующие клетки.

Палочка, но с завитком,

Как кочерга — такая же на вид.

Эта цифра первая во всём,

И в счёте впереди других стоит!

На стебелёк она похожа,

Стоит почтенно, как вельможа.

Прямая, ровная всегда,

После нуля идёт она.

Лебедь плавает в тетрадке,

Значит что-то не в порядке.

Если ты совсем Незнайка,

Цифру эту получай-ка.

Чтобы узнать фамилию скульптора, построившего собор, реши ребус.

Если ты не смог разгадать загадку и узнать название собора, реши примеры и подставь нужные буквы в клетки.

Читайте также: