Культурно гигиенические навыки в доу литература

Обновлено: 07.07.2024

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Данная программа рассчитана на работу с детьми второй младшей группы (3-4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным требованиям.

Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.

  • способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
  • познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
  • приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
  • формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
  • создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
  • формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.
  • прямое обучение;
  • показ;
  • упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
  • систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Содержание программы представлено циклом игровых тематических занятий (9 занятий на учебный год) – 1 занятие в месяц, занятия включены в серию познавательных, проводятся в I половине дня. Работа, проводимая на специально организованных занятиях, продолжается в совместной деятельности взрослых и детей, и самостоятельной деятельности детей, где педагог создаёт и предлагает игровые проблемные ситуации, совместно с детьми проживает события и, в то же время, решает свои педагогические задачи. В календарно-тематическом планировании представлена система работы с детьми и родителями по вопросам воспитания к.г.н. у детей второй младшей группы. В приложении представлены примеры дидактических игр на формирование гигиенических навыков, вопросы для анкетирования родителей, подборка потешек, используемых в режимных моментах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение


1. Пояснительная записка………………………………………….4

Стихотворные инструкции. 5

Для кормления малышей. 10

Для укладывания спать, для подъема. 11

Пояснительная записка

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (приём пищи, санитарно-гигиенические нормы, раздевание, одевание и т.д.). Культурно-гигиенические навыки и самообслуживание очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявится уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Цель сборника: оказать помощь педагогу в организации самообслуживания и формирования культурно-гигиенических навыков с использованием художественного слова.

Задачи сборника:

1) отбор информации художественной литературы в соответствии с темой сборника;
2) анализ и систематизация информации по разделам сборника;
3) оформление сборника произведений художественной литературы в сборнике "Художественное слово"

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Художественная литература по формированию КГН у дошкольников

Ты не трогай, Машенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится.

С. Капутикяи

Сам я встал сегодня рано,

Сам умылся из-под крана.

Чистить зубы сам пошел И расческу сам нашел . Перед зеркалом стою,

Сам себя не узнаю.

Нет, такому молодцу Быть неряхой не к лицу.

Любит плавать Ваня В белом море-ванне.

Только вот обидно:

Берега не видно —

Мыло в глаз попало.

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым Трубочистам —

Да здравствует мьио душистое, И полотенце пушистое.

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться В ушате, в корыте, в лохани.

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане,

Вечная слава воде!

К. Чуковский

Умывальная песенка

Водичка серебристая Струится из-под крана.

И мыло есть душистое,

Как дома в нашей ванной.

Ты как сюда попала?

— Через луга росистые Я в детский сад бежала.

Зачем ты к нам бежала?

— Чтоб все вы были чистыми. Чтоб все у вас сверкало!

Мягкое, пушистое, Чистое-чистое.

О него мы руки вытираем И на место убираем.

Зубов много, А ничего не ест. (Гребешок, расческа)

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

Белая пена Хлопьями летела,

— Взяла в руки Мила душистое.

Резинка Акулинка Пошла гулять по спинке.

А пока она гуляла,

Спинка розовою стала.

Дождик теплый и густой. Этот дождик непростой:

Он без туч, без облаков Целый день идти готов.

«Знаем, знаем, да, да, да!

Где тут прячется вода! Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку.

Нет, не понемножку — посмелей,

Эту игру с сопровождением потешек можно включить в проведение режимных моментов, воспроизводит эти действия.

Цель: формировать и закреплять у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания Задачи:

Способствовать формированию и закреплению у детей культурно­гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Развивать основы социального взаимодействия.

Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе. Форма проведения: занятие-беседа. Ход занятия.

Режим дня является основой здорового образа жизни ребёнка. Если от индивидуальных особенностей, то правила личной гигиены, напротив, универсальны.

Всем нам хочется, чтобы ребёнок вырос крепким, красивым, здоровым. Поэтому с раннего детства и на протяжении всей жизни человек должен тщательно ухаживать за своим телом, кожей, волосами, ногтями, зубами и т.д.

Соблюдение правил личной гигиены - непременное условие здорового образа жизни. Среди правил личной гигиены первостепенное значение имеют правила ухода за кожей. Старший воспитанник. Кожа не только защищает ваш организм от жары, холода и инфекций.

Она помогает человеку дышать и избавляться от шлаков. Лучший способ ухода за кожей - это еженедельная баня. Воспитатель. В правилах личной гигиены важное место отводится мерам по уходу за ногами.

Старший воспитанник. Ноги необходимо мыть тёплой водой с мылом ежедневно (перед сном).

После мытья их надо досуха вытереть чистым полотенцем. Во избежание заболевания ног следует чаще менять носки и не ходить в тесной обуви. Воспитатель. Очень важно научить ребёнка правильно ухаживать за зубами и полостью рта.

Старший воспитанник. Зубы необходимо чистить ежедневно утром яркой, привлекательной для детей. Она двигается вертикально от десны к зубам. С помощью придуманной мной сказки я приучила свою дочь чистить зубы.

Воспитатель. Тщательного ухода требуют лицо, шея и уши. У детей эти части тела загрязняются особенно сильно, поэтому их надо мыть не реже двух раз в день - утром и перед сном. Появляется девочка, грязная, неопрятная.

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

На локтях - дорожки.

Я на солнышке лежала,

Руки кверху держала.

Вот они и загорели.

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты носик так измазала?

Кончик носа чёрный, будто закопчённый.

Я на солнышке лежала,

Нос кверху держала.

Вот он и загорел.

Ах ты, девочка чумазая,

Ноги в полосы измазала.

Не девочка, а зебра,

Ноги - как у негра.

Я на солнышке лежала,

Пятки к верху держала.

Вот они и загорели.

Так ли дело было?

Отмоем всё до капли.

Ну-ка, дайте мыло!

Воспитатель. Ребята, давайте вымоем девочку чумазую. Принесите все принадлежности. (Дети приносят) Расскажите, как нужно правильно умываться? Что было бы, если бы не было воды? (Дети отвечают) воду мы приготовили, а что нужно еще, чтобы отмыть такую грязнулю? (мыло)

й ребенок (загадывает загадку)

Мыльной пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Воспитатель. Ребята расскажите для чего нужно мыло (дети отвечают) Ну вот, теперь вода есть, мыло то же. Можно мыть нашу чумазую девочку. Да вот только, я думаю, что мылом нам не отмыть такую грязнулю. Как вы думаете, что нам еще надо.

й ребенок, (загадывает загадку)

Резинка Акулинка

Пошла гулять по спинке.

И, пока она гуляла,

Спинка розовою стала.

Дети. Губка Дети моют девочку.

Громко девочка кричала,

Как увидела мочало.

Царапалась, как кошка.

Не трогайте ладошки!

Они не будут белые:

Они же загорелые!

А ладошки-то отмылись.

Оттирали губкой нос - Разобиделась до слёз.

Ой, мой бедный носик!

Он мыла не выносит!

Он не будет белый:

Он же загорелый!

Воспитатель. А нос отмылся.

й ребёнок. Кричала громким голосом!

Ой, боюсь щекотки!

Не будут пятки белые:

Они же загорелые!

Дети. А пятки тоже отмылись.

Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

Воспитатель. Ребята, давайте вытрем её полотенцем и оденем в чистое платье. Но посмотрите на волосы, какие они растрёпанные! Что нужно сделать?

Воспитатель (загадывает загадку).

Частый, зубастый

Вцепился в чуб вихрастый .

Дети. Гребешок, расчёска.

Старшая воспитанница (в роли мамы). Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят- Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся- Маму, дочка, слушайся.

Воспитатель. Вот теперь всем нам приятно посмотреть на нашу девочку. И опрятная, и чистая, и с красивой причёской. Всем девочкам хочется иметь красивые причёски. Давайте проведём конкурс причёсок.

Воспроизведение всех этих этапов действия при мытье рук требует от ребенка высокого уровня восприятия и развития моторики.

Тема «Мыльные перчатки.

Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.

Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.

Воспитатель: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые "белые перчатки". Воспитатель поэтапно объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у них получились модные "белые перчатки".

Затем воспитатель предлагает детям совместить ладошки, сделать маленькую щелочку (отверстие) и тихонько подуть в это отверстие, у нас с другой стороны ладоней выходит мыльный пузырь. Воспитатель эмоционально фиксирует появление у детей пузырей. Если дотронуться до них пальчиком, то пузыри лопаются потому, что они нежные и воздушные. Если у детей не получается надуть мыльный пузырь, воспитатель проводит совместные действия с ребенком, помогая ему почувствовать радость от предвкушения появления этого пузыря. После этого мыло смывается под струей теплой воды и руки вытирают насухо полотенцем.

В работе целесообразно использовать различные стихи и потешки. Например.

«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

«В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Варианты занятий, игр и упражнений для формирования культурно­гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей.

Чистоплотные дети

Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении. Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитательница говорит: "Руки". Дети, которых она вызывает, отвечают: "Мыло, щетка, полотенце". Подобным же образом дети реагируют на слова "волосы" (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), "купание" (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.). Вариант. Воспитательница задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром встаем?" Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, плато Что нужно кукле!

Задачи игры. Упражнять культурно­гигиенические навыки.

Пособия. Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

Ход игры. Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: "Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?" Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: "Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?"

Что ты можешь о них сказать!

Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Пособия. Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.

Воспитательница называет по имени одного ребенка: "Петя, скажи, что ты видишь здесь?" Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.

Далее воспитательница задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: "Яна, есть у вас дома мыло?"

Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы с ним делаем? Для чего нам мыло?"

Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.) Воспитательница может задать и наводящие вопросы: "Для чего мама купила мыло?" (Она хочет стирать.) "Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?" (Выстирает его.) "Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?".

В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.

Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение. Оборудование: кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.

Читайте также: