Культура общения предмет в школе
Обновлено: 07.07.2024
Директор школы ___________ /Латышова Е. И./
Рабочая программа
учитель русского языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная особенность курса культуры общения по данной программе – его ориентация на повышение культуры поведения и общения молодежи, интенсивное речемыслительное развитие ребенка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Рабочая программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
Изучение культуры общения в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование коммуникативной грамотности учащихся;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний об основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
В соответствии с целями преподавания культуры общения основные задачи курса сводятся к следующему:
1.Сформировать коммуникативную грамотность учащихся
2. Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации
3. Вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи.
4. Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной компетенции.
Программа по культуре общения под редакцией И. А. Стернина в 6 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), Рабочая программа, составленная на её основе, соответствует требованиям регионального учебного плана и учебного плана школы и рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю). Разница в 17 часов - объединение учебного материала отдельных тем (реализуется в учебно-тематическом плане).
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, публичная защита результатов учебной или исследовательской работы, выступление на конференции, защита реферата, мультимедийной презентации, учебный диалог.
Для реализации Рабочей программы используется:
Лазуренко Е.Ю., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. 6 класс: Пособие. - Воронеж: ВОИПКРО, 2006.
М.Е.Новичихина, И.А. Стернин. Культура делового общения. Воронеж.2005.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу 6-го класса учащиеся должны знать:
понятие диалога, монолога, вербального и невербального поведения, тезиса и аргумента, спора;
активного и пассивного слушания;
общие правила ведения диалога;
правила говорящего, правила слушающего;
виды побуждений (приказ, просьба, пожелание, призыв);
виды спора, основные правила ведения спора;
приемы установления и поддержания речевого контакта с гобеседником на разных стадиях беседы;
общие правила телефонного разговора;
виды монологов, основные требования к монологу, правила подготовки ответа-монолога;
правила подготовки пересказа;
приемы запоминания.
К концу 6-го класса учащиеся должны уметь:
правильно ставить ударение в словах:
введенный, ввезенный, углубленный, рожденный, осужденный, поднял, подняло, подняла, дефис, конечно, тембр, темп, термин, балую, некролог, алфавит, щавель, шофер, украинский, инструмент, ремень, средства, директора, профессора, внутрь, езжайте, даром, сгибаться, глубоко, занята, красивее, мельком, не ба-чуйся, принят: принялась, академия, декада, кофе, музей, шоссе, шинель, афера, опека, гренадер одновременно, свекла, маневры, гололед, гололедица, документ, кухонный, намерение, обеспечение, призыв, средства, свободнее, случай, упрочение, медикаменты, документ.
различать значение слов невежа-невежда, оба-обе; дипломат-дипломант; ванна-ванная; окончить-закончить;
определять родовую отнесенность слов тюль, моль, санда-пия, мозоль, багет, кофе, шимпанзе, алоэ, мочало, повидло, щупальце;
уметь образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных солдаты, простыни;
вести диалог с соблюдением основных правил для говорящего и слушающего, правил вербального и невербального поведения в диалоге;
делать замечания, реагировать на замечания, вести спор;
приводить не менее трех аргументов к предложенному учителем или выдвинутому учащимся самостоятельно тезису;
активно слушать собеседника;
поддерживать разговор со сверстником и старшими, использовать речевые поддержки в разговоре;
выразительно прочитать рассказ, стихотворение;
сжать предложенный письменный текст с использованием приемов сжатия теста;
самостоятельно подготовить устный ответ; пересказ письменного текста; пересказ текста, воспринятого на слух.
Рабочая программа разработана в рамках учебного предмета "Культура общения". Программа построена от "простого" к "сложному", предполагает усвоение учащимися норм культуры поведения, норм культуры ведения диалога, ведения спора, умения готовиться публично выступать и вести эффективное бесконфликтное общение.
СОГЛАСОВАНО Рассмотрена на педсовете Утверждена директором школы
Зам. директора по УВР протокол № 1 приказ № 87
__________ Кузьменко О.И. от 31.08.2016 от 1.09.2016г.
по культуре общения
2.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
3.Общая характеристика учебного предмета, курса.
Требования к уровню подготовки учащихся.
5.Содержание учебного предмета, курса.
1.Статус документа.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса культуры общения для 5 – 8 классов являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
Культура общения. Дошкольники. 1 – 11 классы: Программа. Нормативные документы. Основные требования к уроку. Литература для учащихся и учителя. Издание 5-е, перераб. / Под ред. И.А.Стернина. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009.
2.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
3.Общая характеристика учебного предмета, курса.
4.Цели обучения.
Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:
- устойчивых риторических навыков;
- Устойчивых навыков культуры устной речи;
- Навыков эффективного общения.
Преподавание культуры общения в школе призвано решить такие основные задачи:
Научить учеников осмысливать свою речевую практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, выработать навык ответственного коммуникативного поведения.
Сформировать коммуникативную компетентность учащихся, проявляющуюся в следующем:
-знании учащимися функций и тенденций развития общения в современном обществе, роли общения в современном мире;
-понимании учащимися причин затруднений и конфликтов в сфере человеческого общения в целом и в личной коммуникативной практике;
-овладении учащимися правилами и приемами эффективного и бесконфликтного общения с различными собеседниками в различных коммуникативных ситуациях;
-умении учащихся использовать общение как средство воздействия и средство психической саморегуляции личности.
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу 5 класса учащиеся должны знать:
- понятия вежливость, воспитанность, тактичность, этикет, мода, ансамбль, речевой этикет, этикет личной переписки, языковый паспорт говорящего, интеллигентный человек; законы общения и правила общения; понятие ролевого поведения, виды ролей; понятия похвала, лесть;
- принципы этикетного поведения и общения;
- функции и виды этикета;
- национальные особенности этикета;
- составляющие внешнего вида человека;
- функции одежды, виды одежды по назначении.;
- функции речевого этикета;
- формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях (приветствие, прощание,, просьба, извинение, отказ, благодарность, поздравление; дома, на уроке, в транспорте, в общении с незнакомыми людьми);
- функции письма, виды писем;
- правила оформления и написания писем;
- правила выполнения стандартных ролей -ученика, сына, дочери, внука, брата, сестры, друга, подруги, одноклассника, мальчика и девочки, соседа, пассажира, покупателя, зрителя, гостя и хозяина, туриста и отдыхающего.
- причины конфликтов с ровесниками.
К концу 5 класса учащиеся должны уметь:
- анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм этикета;
- строить собственное поведение в стандартных ситуациях в соответствии с нормами этикета, ситуацией общения, возрастом собеседника, его положением; использовать формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях;
- определять и исправлять нарушения в этикете своего внешнего вида;
- соотносить внешний вид и ситуацию общения;
- произнести похвалу, комплимент и ответить на них;
- правильно оформлять письма различных типов в соответствии с адресатом и поводом;
- четко произносить не менее 25 скороговорок;
- не допускать ошибок в словах и выражениях, входящих в минимум по культуре речи для 5-тиклассника;
- правильно ставить ударение в словах: баловать, балует, избалованный, избалован, избалована, банты, включить, включишь, включит, включим, включите, включат, договор, задал, задали, задала, занял, заняли, заняла, звонит, каталог, квартал, класть, начаться, началась, начался, начал, начали, облегчить, понял, поняли, поняла, создал, создали, создала, туфля, шарфы, шофер, шоферы;
- различать значение слов и правильно их употреблять: невежа – невежда, этикет – этикетка, надеть – одеть, оплатить – заплатить;
- определять родовую отнесенность слов: шампунь, тапка (тапочка), туфля, мышь, гель;
- уметь образовывать форму множественного числа существительных: инженер, свитер, столяр, шофер;
- уметь правильно образовывать глагольные формы: поезжай, положить, ляг (лягте), мерить, меришь, мерим, мерите, мерят);
- объяснять смысл поговорок и пословиц:
В гостях хорошо, а дома лучше.
В своем болоте и лягушка поет.
В тихом омуте черти водятся.
В чужой монастырь со своим уставом не ходи.
Видно птицу по полету. Глаза – зеркало души.
Дареному коню в зубы не смотрят.
Делу время, потехе час.
Держать язык за зубами.
Доброе слово сказать – посошок в руки дать.
Дорога ложка к обеду.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Ищи ветра в поле.
Когда рак на горе свистнет.
Кончил дело - гуляй смело.
Ласковое слово и кошке приятно.
Лучше поздно, чем никогда.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
На языке медок, а на сердце ледок.
Не рой другому яму – сам в нее попадешь.
Недруг поддакивает, друг спорит.
Первый блин комом.
По секрету всему свету.
Порядок время бережет.
С волками жить – по волчьи выть.
С миру по нитке – голому рубашка.
Сам заварил кашу, сам и расхлебывай.
Слово не воробей – вылетит – не поймаешь.
Слово не стрела, а пуще стрелы разит.
Старый друг лучше новых двух.
Тебя только за смертью посылать.
У короткого ума длинный язык.
Утро вечера мудренее.
Хорошее слово всегда к месту.
Что с возу упало, то пропало.
Язык до Киева доведет.
Язык мой – враг мой.
5.Содержание учебного предмета, курса.
Этикет и речевой этикет.
I. Понятие этикета (3 часа).
Понятие поведения.
Понятие вежливости и воспитанности. Признаки воспитанного человека. Происхождение и значение слов вежливый, невежа. Зависимость поведения человека от возраста собеседника, ситуации общения, культуры собеседников.
Принципы правильного общения: кому? как? что? - говорить. Принципы правильного поведения: где? с кем? как? - поступать. Тесная взаимосвязь понятий поведения и общения.
Понятие и функции этикета.
6.Материально-техническое обеспечение.
Учебно-методический комплекс:
1.Грищук Е.И., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. 5 класс..Воронеж, ВОИПКиПРО,2009г.
2.Культура общения.5 класс. Книга для учителя. вып.1-4. Под.ред.Стернина И.А.,Воронеж, ВОИПКиПРО, 2001-2002гг.
Культура общения — один из относительно новых учебных предметов, введённых в большинстве средних школ Российской Федерации после 2000 года, в особенности в школах с гуманитарным уклоном. Культура общения изучает не только традиционную для российской (ранее советской) науки культуру речи, но и другие смежно-практические, внеязыковые аспекты общения, такие как тематика светской беседы, внешний вид, деловая одежда, жесты и движения при общении в разных ситуациях, основы деловой переписки, составление факса, этикет электронной почты, правила телефонных переговоров, межкультурная комминикация, нормы поведения в ресторане, театре, культура общения за столом и др.
Культура общения многогранна, так как имеет множество субжанров, какими, например, являются деловая или корпоративная культура, межкультурная коммуникация.
Источники
- Елена ЧЕРНОГРУДОВА. Культура общения – это важно, Начальная школа. Проверено 21 декабря 2009.
- Учебные предметы в России
- Среднее образование в России
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Культура общения" в других словарях:
Культура общения — сложное интегральное понятие, определяющее качество и степень совершенства О. К. о. является неотъемлемой частью культуры личности. К. о. характеризует ценностные ориентации и нормативные парадигмы О., содержание и сущность нравственно психол.… … Психология общения. Энциклопедический словарь
культура общения — bendravimo kultūra statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žmonių tarpusavio santykių tobulumo laipsnis. atitikmenys: angl. communication culture vok. Kommunikationskultur, f rus. культура общения … Sporto terminų žodynas
Культура общения — система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения … Педагогический словарь
Культура общения — см. Коммуникативная грамотность … Педагогический терминологический словарь
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ — – система знаний и навыков тактичного поведения в различных ситуациях общения, одно из социально психологических условий предупреждения конфликтов. П. к. о. характеризует способность индивида не переносить деловые конфликты на эмоционально… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ — совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетич. культуре. К. п. выражает, с одной стороны, нравств. требования общества,… … Российская педагогическая энциклопедия
культура — ы, ж. 1) Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом; совокупность таких достижений в определенную эпоху у какого л. народа. История мировой культуры. Древняя культура. Европейская культура. Культура древних… … Популярный словарь русского языка
Культура поведения — высокая степень соответствия повседневных поступков и действий человека нормам нравственности, этики, эстетики. Культура поведения достигается путем сформированности социально значимых нравственных качеств личности, сознательного принятия… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Культура поведения — совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. К.п. выражает, с одной стороны, нравственные требования… … Педагогический терминологический словарь
Культура мышления — высокий уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности, характеризующийся достоверным восприятием текстов (устных и письменных) в соответствии с замыслом, соблюдением законов построения речевых произведений, владением… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Снижение культуры поведения и общения, культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общества, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений, рост эмоционального общения – все это свидетельствует о том, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей.
Читайте также: