Кукольный театр в школе цель

Обновлено: 05.07.2024

Цель: развитие у учащихся творческих способностей, формирования коммуникативных навыков, повышения уровня активности школьников.

Основное содержание проектных действий: обсуждение возможных вариантов действий, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, актуализация знаний, продумывание хода деятельности, подбор ресурсов.

Планируемые образовательные результаты: актерами театра станут мальчишки и девчонки моего класса. Здесь они будут учиться работать с куклами, разучивать роли, делать декорации и шить костюмы.

Используя все возможные методы и ресурсы, я сумею достичь поставленной перед собой цели – научу детей творчески мыслить, фантазировать. Дети научаться работать в коллективе – без этого нет театра – понимать друг друга без слов.

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно – технологические умения.

Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Акцент образовательной деятельности переноситься на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.

Обучение, воспитание и развитие – три составляющих образовательного процесса и воспитательная направленность уроков и всех мероприятий образовательного процесса приобретает первостепенное значение.

Весной 2007 года я поехала в СИПКРО на курсы воспитателей пришкольного лагеря дневного пребывания и познакомилась с коллегой из Новокуйбышевска, которая занимается кукольным театром в своей школе. Мне стало интересно, даже любопытно, а почему об этом мы молчим. и почему не действуем? У меня есть класс, а нем любимые дети которым хочется дать как можно больше. Есть знания, а самое главное есть желание работать. И я начала действовать.

В целях развития у учащихся творческих способностей, формирования коммуникативных навыков, повышения уровня активности школьников создать в школе Кукольный театр.

Кукольный театр является элементом одного из разделов педагогики – артпедагогики т.е. вовлечение учащихся в различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение и речь). Сущность артпедагогики заключается, во-первых, в ее воспитательной функции, она воздействует на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует социокультурной адаптации с помощью искусства. Кроме того, артпедагогика реализует еще и психотерапевтическую функцию, помогая детям справляться со своими психологическими проблемами, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.

После совместной работы мы поставили перед собой следующие задачи:

Пришлось много изучить, много и вспомнить. Ведь я сама была участником кукольного театра под руководством очень увлеченного и творческого человека – Рукас Розы Георгиевны.

Если все задуманное нами будет выполнено, то актерами театра станут мальчишки и девчонки моего класса. Здесь они будут учиться работать с куклами, разучивать роли, делать декорации и шить костюмы.

Используя все возможные методы и ресурсы, я сумею достичь поставленной перед собой цели – научу детей творчески мыслить, фантазировать. Дети научаться работать в коллективе – без этого нет театра – понимать друг друга без слов.

Проблема активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретает всё большую актуальность. И это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой : подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся.

Также одной из важных проблем современной школы выступает проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей и потери интереса к учению. Для привития обучающимся положительных мотивов учения необходимо максимально приблизить школьное образование к их жизни, к их потребностям и интересам. В. А. Сухомлинский призывал к тому, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребёнка до школы, не закрыли перед ним двери класса. Ребёнок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше.

Необходимо также отметить, что преобразования познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно большое значение для активизации познавательной деятельности. Без учета психических процессов младших школьников невозможно правильно активизировать познавательную деятельность учащихся начальной школы. Занятия младших школьников в кукольном театре могут способствовать развитию указанных выше психических процессов.

Необходимо отметить, что игра - один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Кукольный театр и участие детей младшего школьного возраста в нем может сыграть большую роль в формировании личности ребенка и в активизации его познавательной деятельности. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Введение театрального искусства в общеобразовательную школу способно повлиять на эффективность учебно-воспитательного процесса. Активизация познавательной деятельности, сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через обучение и творчество в школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т. к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, который постоянно перерастает в работу (обучение).

В современной методике возможности школьного кукольного театра трудно переоценить. Этот вид деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох и имеет глубокие исторические корни. Еще в начале XII века в Киевской духовной академии существовал школьный театр, где силами воспитанников ставились интермедии, строившиеся на бытовом материале. В XVIII веке школьные театры создавались в Москве в Славяно-греко-латинской академии, хирургической школе, в Петербургском Шляхетском корпусе, в некоторых провинциальных учебных заведениях.

Занятия детей в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка, развивают моторику рук и пальцев, двигательную активность ребёнка.

Сцена обладает уникальной особенностью: здесь ты можешь быть самим собой, можешь высказать свою боль и обиду, мысли и переживания, причем не от своего имени, а от имени героя. Театральная педагогика и театральные технологии имеют определенные возможности в разрешении таких важных проблем, как активизация интереса к учебе, нравственное и духовное просвещение, совершенствование форм внеурочной деятельности, повышение эффективности урока. Искусство является тем видом человеческой деятельности, который в системе эмоционально-художественных образов создает целостную картину [25].

Кукольный театр охватывает разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, танцы, художественное слово и игру артистов. Все это оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, как на зрителей, так и на исполнителей ролей. Мысли и идеи, заложенные в сценарии и исходящие со сцены, воспринимаются гораздо острее и полнее, чем те же мысли прозвучавшие в обычной беседе или на уроке.

В начальной школе театральное творчество приобретает особое значение. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т. к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Театрализованные игры пользуются у детей любовью. Младшие школьники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, всегда готовы прийти к ним на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Ребенку нравится играть, особенно со сверстниками. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Создание театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов (режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т. д.). Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начало ребенка. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением. Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания “школы переживания” и “ школы представления” в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать). Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи.

При использовании на уроках элементов театрализации, инсценировки стихов и произведений, задач в стихах, заданий в занимательной форме количество отвечающих детей возрастает. Очевидно, что интерес к учебной деятельности и познавательная деятельность школьников возрастает.

Таким образом, можно говорить о том, что при использовании элементов театрализации, инсценировки, кукольного театра активность учащихся возрастает, развиваются психические процессы, формируется интерес. Все это способствует активизации познавательной деятельности младших школьников.

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2005.

2. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие. / под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2002.

3. Школьный театр в начальной школе / А. А. Кияновский, С. Н. Санько. – М. : Чистые пруды, 2007

4. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М., Просвещение, 1979.

Автор: Сергеева Анна Владимировна, воспитатель группы продленного дня МБОУ Сукромленская СОШ имени М.Н. Виноградова село Сукромля Торжокский район Тверская область.
Данная разработка может быть интересна учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования, воспитателям детского сада.
Цель: Обмен опытом.
Задачи: Развитие коммуникативных, творческих способностей у учащихся младших классов. Занятость младших школьников во внеурочное время.









При этом старались для каждой сказки сделать героев, чтобы у них было визуальное соответствие и по размеру они подходили друг другу.
Сказка о попе и его работнике Балде





Так как нет места для хранения, ширма у нас простая: две самодельные деревянные стойки, деревянная двухметровая перекладина и занавес, который крепится на перекладину при помощи кнопок. На стойках просверлено несколько отверстий на разной высоте, на винт болтом закрепляется перекладина. Детей для сказки подбираем приблизительно одного роста, чтобы могли водить кукол на ширме, а самих не было видно.



Автор: Бондарь Светлана Николаевна

Организация: МБОУ Аннинская СОШ № 3

Населенный пункт: Воронежская область, п.г.т. Анна

Проблема

Низкая посещаемость детьми школьной библиотеки.

Обоснование проблемы

Падение престижа чтения у детей, потребности в чтении художественных произведений, не знание фонда детской и юношеской литературы, поверхностное чтение, не умение доходить до самой сути произведения.

Актуальность проекта

Как привлечь детей в библиотеку, пробудить и развить интерес к чтению, превратить встречу с книгой в праздник? Помогут куклы! С помощью кукол можно в эмоциональной, наглядной, доходчивой форме познакомить ребенка с писателем, его творчеством, привлечь внимание к лучшим произведениям автора. Через театр кукол — в мир книги!

Кукольный театр — это мир сказки и волшебства, мир добра и таланта. Он поможет вырастить прекрасных детей и сделать их более счастливыми. Ведь театр – это всегда чудо. Быть актером, человеком, творящим это чудо, пусть даже на маленькой и скромной сцене – что может быть более увлекательным?

Конечно, кукольный театр в библиотеке – это очень хлопотно, требует много работы, дополнительных усилий. Но все это окупается горящими глазами детей, которые с радостью бегут в библиотеку и с восторгом наблюдают за действиями спектакля. Театр - есть не только великолепная школа творчества, художественного вкуса и фантазии, но главное — школа чувств.

Тип проекта

По доминирующему в проекте методу или виду деятельности –

ролево - игровой, творческий.

По уровню контактов – внутришкольный.

По продолжительности – долгосрочный.

По количеству участников – индивидуально-групповой.
По характеру координации – с открытой координацией.

Сроки реализации проекта

Срок реализации проекта – 2 года.

Возраст детей, на которых рассчитана реализация проекта: 9-12 лет.

Цель проекта

  1. Формирование любви к чтению и книге через театральную деятельность.
  2. Привлечь читателей в школьную библиотеку.
  3. Максимальное раскрытие фондов и продвижение книги.
  4. Расширение круга интересов детей.
  5. Раскрытие их творческих возможностей, как актёров.

Задачи проекта

  1. Расширять представления детей о кукольном театре, его видах, атрибутах, костюмах.
  2. Создание творческой мастерской по изготовлению кукол, костюмов, декораций.
  3. Привитие навыков в области театрального искусства (кукловождение, диалог персонажей)
  4. Развитие эмоциональной и выразительной речи.
  5. Формирование эстетического вкуса, культуры мышления, навыков коллективной работы.
  6. Приобщать детей к художественному и литературному творчеству.

Необходимое оборудование

Продукт проекта

Работа над проектом

Перспективный план

1-ый этап – организационный или подготовительный

(сентябрь 2017)

1. Изучение литературы по организации театрализованной деятельности у детей 9-12 лет.

2. Разработка программы.

4. Разработка сценариев, методических и дидактических материалов.

2-ой этап - основной (работа над проектом)

(октябрь – декабрь 2017)

3. Обыгрывание этюдов с обучением детей вождению кукол и их общению со зрителями и между персонажами хорошо знакомых сказок, потешек, мини-сценок и т. д. в индивидуальной работе.

5. Изготовление кукол и декораций для пьесы. Проведение мастер - класса по изготовлению перчаточных кукол из папье-маше.

6. Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.

7. Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. Создание сценического пространства, умение ориентироваться за ширмой, определять основное место действия и его границы, знать стороны, определять середину и края.

(январь – май 2018)

10. Изготовление кукол и декораций для пьесы. Формирование актерского состава. Распределение ролей. Отработка чтения каждой роли .

11. Репетиция пьесы.

(сентябрь – декабрь 2018)

15. Формирование актерского состава. Распределение ролей. Отработка чтения каждой роли . Изготовление кукол и декораций для пьес.

16. Репетиция пьес.

(январь – апрель 2019)

20. Формирование актерского состава. Распределение ролей. Отработка чтения каждой роли . Изготовление кукол и декораций для пьесы.

21. Репетиция пьесы.

3-ий этап - заключительный (май – октябрь 2019)

1. Анализ результатов внедрения проекта на основе анкетирования среди детей, родителей, педагогов.

2. Фотомонтаж и видеозапись сказок кукольного театра.

3. Выпуск печатной продукции по материалам проекта.

4. Видеозапись мастер - класса по изготовлению перчаточных кукол из папье-маше.

5. Видеоролик с фотографиями кукол и кукольных театров, проводимых в школьной библиотеке.

Предполагаемые результаты

1. Привлечение читателей в библиотеку.

2. Появится интерес к книгам.

3. Познакомятся с фондом библиотеки.

4. Повысится эмоциональность и выразительность речи у школьников.

5. Освоят технологии работы по созданию кукол и первичные навыки в области театрального искусства.

6. Появятся новые кукольные спектакли.

7. Сформируется эстетический вкус, культура мышления, навыки коллективной работы.

Читайте также: