Куда пойти учиться слабослышащему после школы

Обновлено: 23.07.2024

Сегодня мы с вами поговорим о том, какой документ дают ребёнку при окончании коррекционной школы, куда можно поступать дальше и какие документы для этого понадобятся. Также вы узнаете о том, каким профессиям обучают в коррекционной школе.

Сразу скажу, что мы говорим с вами сейчас о коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта. Есть и другие коррекционные школы, и нюансы при поступлении, после их окончания, сводятся в основном к несколько ограниченному кругу профессий, который такие выпускники могут выбрать.

Чем же отличается коррекционная школа для детей с нарушением интеллекта от других коррекционных школ (например, для детей с нарушениями слуха, зрения, речи)?

Я уже говорила в своих статьях о каждой из таких школ и подробно разбирала их специфику.

Сейчас скажу кратко: отличие заключается в том, что образование, полученное в данной коррекционной школе, является нецензовым.

Что это значит? Нецензовое - значит не соответствующее образовательному стандарту по объёму и содержанию, т.е. не соответствующее программе массовой школы. Для установления требований к обучению таких детей, разработан отдельный образовательный стандарт - ФГОС О УО.

Но так как у нас в стране предусмотрены определенные ступени школьного образования - начальное, общее и среднее, и ни одну из ступеней, дети с нарушением интеллекта не осваивают в полном объеме, то говорить о том, что такой ребёнок получил "образование" - нельзя. В этом случае, говорят лишь о пройденном ребёнком "обучении". Т.е. ребёнка с нарушением интеллекта обучают - практическим навыкам, навыкам общения, бытовым навыкам, развивают мышление и стараются максимально скорректировать имеющиеся недостатки развития.

Таким образом, мы плавно переходим к документу, который выдаётся ребёнку по окончании школы, и это - свидетельство об обучении . Свидетельство об обучении выдаётся только тем детям, которые имеют диагноз "умственная отсталость" любой степени тяжести. Всем остальным детям, не имеющим нарушений интеллекта, и обучающимся в массовой, или других видах коррекционных школ, выдаётся аттестат - это дети с ЗПР, РАС, нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения.

Как я уже писала ранее в своих статьях, в коррекционной школе реализуется два варианта программы (в заключениях ПМПК могут обозначаться как 9.1 и 9.2):

1 вариант - для детей с лёгкой умственной отсталостью

2 вариант - для детей с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью и тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Отражается ли вариант программы в свидетельстве об обучении?

Диагноз и степень тяжести нарушений интеллекта, конечно, в нём не указывается. Но отличие состоит в том, что детям, обучающимся по 2 варианту программы, не выставляются оценки. Внешне свидетельства об обучении у выпускников 1 и 2 варианта ничем не отличаются, разница заключается в наличии оценок, а также в предметах, который ребёнок осваивает на протяжении всего периода обучения. Подробно о том, какие предметы изучаются по обоим вариантам, я писала в своей статье "1 и 2 вариант обучения в коррекционной школе" .

Итак, ребёнок окончил школу, получил свидетельство об обучении, что дальше?

Дальше нужно поступать в учреждение, которое реализует профессиональное обучение лиц с нарушениями интеллекта по адаптированным образовательным программам. Называться такие учреждения могут по-разному - это и центры профессионального обучения, и техникумы, и колледжи, и училища.

Если у ребёнка есть статус ребёнка-инвалида (в сочетании с нарушением интеллекта), то в зависимости от степени ограниченности его возможностей для дальнейшего профессионального обучения, можно найти в своём городе центры социальной адаптации инвалидов, которые также занимаются формированием начальных профессиональных навыков.

Чему обучают в центрах социальной адаптации инвалидов?

Как таковые, подобные центры не являются образовательными учреждениями, и получение профессии не считается главной целью пребывания в нём ребёнка или взрослого человека. Главная цель заявлена в названии учреждения - это социальная адаптация или реабилитация человека, имеющего инвалидность. То есть в таких центрах проводятся занятия по социально-бытовой ориентировке, обучению коммуникации, правилам этикета и общения, занятия по художественному развитию (творческие мастерские), проводятся различные культурные мероприятия.

Также можно записаться на одно из профессиональных направлений - рабочий зелёного хозяйства, сиделка, уборщик, пользователь персонального компьютера (спектр может меняться, нужно узнавать в конкретном центре). Обучение по таким направлениям будет полезно для дальнейшей жизни человека, даже если он не сможет устроиться на работу.

Если ребёнок имеет инвалидность и более тяжёлую степень умственной отсталости (умеренную), значит ли это, что ему нужно обучаться только в центрах для инвалидов, и путь в техникумы и центры профессионального обучения для них закрыт?

Совершенно нет. Нужно звонить и узнавать в конкретном учреждении. В большинстве учреждений, реализующих адаптированные программы профессионального обучения, принимают как детей с лёгкой, так и детей с умеренной умственной отсталостью (имеющих инвалидность).

Разница в обучении детей будет состоять в возможности выбора будущей профессии.

Дети с умеренной умственной отсталостью могут освоить менее квалифицированные профессии, не требующие высокого развития чёткости и точности движений, мелкой моторики, навыков самоконтроля. Это такие профессии, как цветовод-овощевод, штукатур-маляр, возможно - сборщик изделий из древесины и другие профессии, не требующие работы на производстве.

Дети с лёгкой умственной отсталостью могут освоить любую из предложенных им профессий, это столяр (плотник), сборщик изделий из древесины, слесарь, швея, каменщик, маляр, овощевод и т.д.

Каким профессиям обучают в коррекционной школе?

В коррекционной школе, в зависимости от её возможностей, могут быть следующие направления профессионального обучения:

  • столярное дело (столяр, плотник),
  • слесарное дело (слесарь механо-сборочных работ, слесарь по изготовлению узлов и деталей санитарно-технических систем),
  • швейное дело (швея-мотористка женской и детской легкой одежды),
  • переплётно-картонажное дело (переплётчик, картонажник),
  • цветоводство и декоративное садоводство (рабочий-озеленитель),
  • сельскохозяйственный труд (работа в коллективных фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах),
  • подготовка младшего обслуживающего персонала (уборщик служебных и производственных помещений, мойщик посуды, дворник, рабочий прачечной, санитар в больнице или поликлинике).

Зачастую, на такие направления, как переплётно-картонажное дело и подготовка младшего обслуживающего персонала, распределяют детей, которые не могут (в силу своих особенностей) работать с деревом, металлом, тканью, т.е. выполнять сложные операции и работать на производстве. Специалисты школы, при выборе направления трудового обучения, учитывают особенности и возможности детей, учитывают их поведение. Также, если ребенок обладает ярко выраженными психопатологическими чертами, эпилептическими приступами – то его нельзя направлять на обучение санитаром, или уборщиком помещений, в котором расположено оборудование повышенной опасности.

Будет удачно, если по окончании школы, вы найдете возможность продолжить обучение ребёнка по тому же направлению, которое он осваивал на протяжении нескольких лет. Но, конечно, это не всегда осуществимо.

Чем отличаются адаптированные программы от обычных?

Профессиональное обучение (после школы) по адаптированным образовательным программам отличается от обычных программ тем, что при поступлении не предъявляются требования к уровню образования ребёнка (помним о свидетельстве об обучении, а не об образовании), его знаниям, умениям и навыкам. Другая особенность состоит в том, что осваивая такие программы, дети также не получают образования, а проходят профессиональное обучение.

Учащимся, успешно сдавшим экзамен, присваивается квалификационный разряд, класс или категория, и выдаётся свидетельство установленного образца о профессии рабочего или должности служащего.

А где учится ваш ребёнок с нарушением слуха ,после школы?

Всем здравствуйте! Моя дочь заканчивает 10 класс школы для глухих и нужно совсем скоро сделать выбор учебного заведения. Дочь творческая личность,но найти себе нужное применение никак не может. Поваром или швеёй быть желания нет совсем. В Павловск ,там дизайнер компьютерной графики,тоже душа не лежит. Вообщем Пожалуйста, напишите где учатся ваши детки (девочки) ? Или может кто захочет посоветовать что.

Всем здравствуйте! Моя дочь заканчивает 10 класс школы для глухих и нужно совсем скоро сделать выбор учебного заведения. Дочь творческая личность,но найти себе нужное применение никак не может. Поваром или швеёй быть желания нет совсем. В Павловск ,там дизайнер компьютерной графики,тоже душа не лежит. Вообщем Пожалуйста, напишите где учатся ваши детки (девочки) ? Или может кто захочет посоветовать что.

На ВО есть специальное училище для инвалидов, там тоже что=то типа художника, ещё есть реставрационное отделение.

Не разговаривают в смысле.Соседи у меня есть, насколько знаю нигде, мужик вообще не разговаривает, потому как лодырь был в школе,у него приобретенное, жена сносно говорит, понять можно, ц ней врожденное.Он не работает, её по квоте для таких устроили, сумки шила, не страдают оба, в деньгах не особо нуждаются.Про спец.обр. не знаю, но больше склоняюсь , что после школы не учились.Да, у каждого по хорошей машине.

Моя племянница. Окончила школу поступила в училище по проф маляр. Все сидит дома и получает пенсию . Ей хватает и ладно. Девочка с тяжелым характером.

племяшка работала дизайнером . очень успешно . но к сожалению умерла в 28 лет от рака . если хоть работать . отсутствие слуха не помеха

сестра бывшего мужа глухонемая, много с ней общаюсь, она закончила кулинарный техникум, уговаривала ее закончить курсы медсестер по забору крови, но она поленилась.

Я не в России. Тут есть специальные учебные заведения и дальше.. И фирмы, которые их потом на работу берут. У меня со старшей дочкой так

Моя дочь глухая ,сейчас учится в пед универе . В школе ,где мы учились , много глухих учителей ,воспитателей . У нас глухой тренер по плаванию .Знаю,что наши ребята в такси работают.

у сына два диплома о высшем образовании. Один он получил в Нью -Йорке , в университете для студентов с особыми потребностями. Второе образование получал в институте искусства в Иерусалиме. По первому образованию он ветеринар, по второму - художник оформитель книг для детей. Работает по второму образованию. С трудоустройством проблем не было. Как инвалид получает пособие от государства.

Сурдопедагог

Сурдопедагог (от лат. surdus — глухой.) – педагог, специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, проводящий реабилитацию детей с кохлеарными имплантантами. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.


Особенности профессии

Сурдопедагогика – это раздел специальной педагогики (раньше её называли коррекционной педагогикой и дефектологией). Но суть сурдопедагогики – не исправление недостатка слуха, а помощь ребёнку в преодолении барьера между ним и окружающим миром. Сотни тысяч людей по всему миру не слышат звуков музыки, человеческих голосов, звуков природы и работающих машин. Этим людям сложно адаптироваться в мире. Не все из них глухи с рождения, и трудно сказать, кому приходится тяжелее: тем, кто оглох, будучи взрослым, или тем, кто не слышал никогда.

Если глохнет взрослый человек, у него есть одно важное преимущество: он умеет говорить, читать и писать, а порой он уже владеет профессией, при которой глухота – дополнительная трудность, но не катастрофа. И самое главное – он уже умеет учиться, целенаправленно нарабатывая новые умения, облегчающие жизнь.

У ребёнка – всё иначе. Глухой ребёнок должен осваивать мир только с помощью зрения, осязания и обоняния. Ему недоступны обычные школьные занятия, сказки по телевизору, непринуждённые разговоры с ребятами во дворе.

В России обучать людей с нарушением слуха начали XVIII – начале XIX века. В это же время появились и первые учителя для глухих и слабослышащих детей.

Слабослышащему человеку может помочь слуховой аппарат. Но иногда и он уже бессилен, и тогда требуется другая помощь – кохлеарная имплантация (в ухо вживляется устройство, стимулирующее слуховой нерв).

В последнее воскресенье сентября отмечается Международный День глухих. Он учрежден по инициативе ООН в 1951 г. В России День глухих отмечается с 1998 г.

Но даже если кохлеарный имплантат установлен, человек может остаться глухим: ему ещё нужно научиться слышать. Без привычки мозг воспринимает окружающие звуки как сплошной поток шумов, не различая ни звуков речи, ни весенней капели, ни шума автомобиля. И на этом этапе ребёнку тоже нужен сурдопедагог.

Высококвалифицированный сурдопедагог выполняет ряд профессиональных задач:

Читайте также: