Кружок здоровячок в начальной школе
Обновлено: 05.07.2024
3 Цели и задачи программы Цель данного курса: обеспечит возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Задачи: сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечить физическое и психическое саморазвитие; научить использовать полученные знания в повседневной жизни; добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Особенности программы Данная программа строится на принципах: Научности, в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников. Доступности, которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. Системности, определяющей взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса. При этом необходимо выделить практическую направленность курса. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга. Обеспечение мотивации Быть здоровым значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни. Занятия носят научно-образовательный характер. Основные виды деятельности учащихся: навыки дискуссионного общения; опыты; игра. Режим проведения занятий: 1-й год обучения: 1 час в неделю, 4 часа в месяц. 2-й год обучения: 1 час в неделю, 4 часа в месяц. 3-й год обучения: 1 час в неделю, 4 часа в месяц. 4-й год обучения: 1 час в неделю, 4 часа в месяц. Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности: - чтение стихов, сказок, рассказов; - постановка драматических сценок, спектаклей; - прослушивание песен и стихов; - разучивание и исполнение песен; - организация подвижных игр; - проведение опытов; -выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Программа внеурочной деятельности кружка "Здоровячок" составлена на 4 года.Дети с интересом посещают кружок.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЛУНДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
СОГЛАСОВАНО
методический совет школы
протокол от 25.08.2015 г.№
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2015-2016 учебный год
Бабичева Светлана Александровна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
В современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.
Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок. Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% - на генофонд и экологию, и лишь 10% - на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.
Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Задача кружка - помочь ребенку задуматься о своем здоровье. Решить ее путем простой передачи знаний невозможно. Ребенок должен научиться думать, рассуждать, рассматривать рисунки, выполнять предлагаемые задания и упражнения доступные для него, разбирать различные игровые ситуации.
Работа кружка начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.
Цели программы:
1. Организация благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности
2. Воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью.
1. Создать правильные представления о здоровом образе жизни.
2. Формировать у младших школьников ценностного отношения к здоровью.
3.Сформировать представление о рациональной организации режима дня; научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.
4.Сформировать представление о правильном ( здоровом ) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.
5. Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрация, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребёнку, исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.
Результатом практической деятельности по программе формирования здорового и безопасного образа жизни можно считать следующее:
Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.
Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников.
Повышение приоритета здорового образа жизни.
Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
Сформированность первоначальных навыков по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Ожидаемые результаты.
Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.
Обучающиеся должны уметь правильно строить режим дня и выполнять его; распознавать и анализировать опасные для здоровья ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; применить общепринятые правила коммуникации; взаимодействовать экологически с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни.
Программное содержание
Я и мое здоровье. Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью. Режим дня. Гигиенические навыки: уход за зубами, ушами, кожей. Помощники человека. Правильная осанка - стройная спина. Лекарственные растения. Положительные эмоции - хорошее настроение. Сон – лучшее лекарство.
Мы за здоровый образ жизни. Основные способы закаливания. Спорт в моей жизни. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Лекарственные растения. Домашняя аптечка. Оказание первой медицинской помощи.
Разговор о правильном питании и правилах поведения.
Осознанно о правильном и здоровом питании. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины. Пищевые отравления. Волевое поведение. Правила оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения
Быть здоровым – это здорово!
Нет вредным привычкам. . Курение – это плохо. Злой волшебник – алкоголь. Наркотик - болезнь и гибель человека. Как отучить себя от вредных привычек. Мальчишки и девчонки. Я принимаю и отвечаю за свое решение. В здоровом теле – здоровый дух!.
Организм защищает сам себя, Охрана здоровья и жизни детей. Потребность расти здоровым. От чего зависит утомляемость, как организовать учебный и физический труд. Двигательная активность. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат человека, мышцы, значение, какие нарушения могут быть, как с этим бороться. Как мы дышим, заболевания дыхательной системы и их профилактика. Кожа, её функции, заболевания кожи и их профилактика. Функции глаза, профилактика глазных заболеваний, повторить известные упражнения для глаз, выучить новые. Заболевания органов слуха и их профилактика. Органы чувств, для чего они нужны. Для чего нужно умываться и купаться. Где скапливается грязь на теле человека, что способствует скоплению грязи, что случается с грязнулей. Что может случиться с глазами и зрением, комплекс зарядки для глаз. От чего защищает кожа, заболевания кожи, правила ухода за ней. Молочные и постоянные зубы, болезни зубов, как чистить зубы, чем питаться, чтобы зубы были здоровыми. Зачем человеку сон, сколько надо спать, что делает сон полноценным. Какие нарушения в осанке, от чего это бывает, как сохранить осанку, разучивание физических упражнений для сохранения осанки.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рабочая программа
по внеурочной учебной деятельности
для учащихся 1- 4-х классов
учитель начальных классов
Северск - 2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 06.10.2009 г. № 373.
Учебного плана МБОУ СОШ № 90 на 2016-2017 учебный год.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. №81 « О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях".
Примерной программы по внеурочной учебной деятельности.
Актуальность программы.
Поступление ребёнка в школу – первая большая и серьёзная ступень в его жизни.
От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к постоянному напряжённому учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни.
Все мы хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно.
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Цель курса: формирование у младших школьников основ здорового образа жизни.
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
создать условия для физического и психического саморазвития;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
На занятия в кружке в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю.
Курс рассчитан на 135 ч:
- во 2- 4 классах — по 34 часа.
Возраст обучающихся – 7– 11 лет.
Данная программа строится на следующих принципах :
Научности (в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников).
Доступности (основа которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников).
Системности (определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса).
При этом необходимо выделить практическую направленность курса
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Кроме того, курс включает чтение стихов, сказок, рассказов;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание и исполнение песен;
организация подвижных игр;
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
разучивание подвижных игр на свежем воздухе.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Планируемые результаты
осознание здорового образа жизни, необходимость спортивных занятий;
навыки безопасного образа жизни;
самостоятельная организация поиска информации;
освоение основных социальных норм, ведение здорового образа жизни, поддержание физического и психического здоровья.
Коммуникативные
умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
умение решать конфликтные ситуации;
умение обмениваться информацией по темам.
Познавательные
умения и навыки планирования учебной деятельности: ставить цель, определять задачи для ее достижения, выбирать оптимальные пути решения этих задач;
умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;
умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов.
умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
Регулятивные
устойчивая мотивация к занятиям спортом и здоровому образу жизни;
умение адекватно понимать причины успехов и неуспехов учащихся.
К концу 1 класса учащиеся должны уметь:
- правила хорошего тона
- как, когда и где пользоваться сотовым телефоном
Научиться делать самомассаж лица
Выучить и правильно выполнять динамические паузы на уроках и во внеурочное время
Приобрести знания, умения и навыки, необходимые в формировании своего здоровья
К концу 2 класса учащиеся должны уметь:
- способы профилактики нарушений осанки
- способы профилактики нарушений зрения
организовать и качественно провести утреннюю гимнастику, точечный массаж лица, корригирующие упражнения на осанку, дыхание, релаксацию и закаливающие процедуры для учеников своего класса (своей параллели);
организовать и провести со сверстниками 3-5 подвижных игр
правильно выбрать продукты питания для составления меню на день
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
организовать и качественно провести утреннюю гимнастику (10 упр.), точечный массаж лица (8 точек), корригирующие упражнения на осанку (8 упр.), дыхание (6 упр.), релаксацию (8 упр.) и закаливающие процедуры для учеников своего класса (своей параллели);
- способы обеспечения психологической комфортности
- способы коррекции нарушений осанки
- способы коррекции нарушений зрения
организовать и провести со сверстниками 3-5 спортивных игр
обоснованно выбрать продукты питания для составления меню на день (с учетом калорийности, энергетической ценности, аллергопереносимости)
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
организовать и качественно провести утреннюю гимнастику, точечный массаж лица, корригирующие упражнения на осанку, дыхание, релаксацию и закаливающие процедуры для учеников своего класса (своей параллели);
применять в жизненных ситуациях:
- способы обеспечения психологической комфортности
- способы коррекции нарушений осанки
- способы коррекции нарушений зрения
организовать и провести со сверстниками 5 спортивных игр
обоснованно выбрать продукты питания для составления меню на неделю (с учетом калорийности, энергетической ценности)
Планируемые результаты на конец изучения курса
повышение уровня знаний о своём организме, здоровье;
устойчивость к стрессовым ситуациям;
овладение основами культуры и здоровьесбережения;
предупреждение непонимания основных понятий здорового образа жизни;
добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения;
Развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз.
Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Уметь воспринимать и перерабатывать информацию.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
Получат возможность научиться:
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
правилам и основам рационального питания;
соблюдать гигиену питания;
выбирать полезные продукты питания;
составлять ассортимент наиболее типичных продуктов питания;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
Слушать и понимать речь других.
Воспитание ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Получат возможность научиться:
формулирование собственного мнения;
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Содержание программы в 1 классе.
Защита человека в чрезвычайных ситуациях (4 ч)
Чрезвычайные ситуации. Общие понятия. Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие.
Основы здорового образа жизни (6ч)
Основы правильного питания(14ч)
Основные принципы организации здорового питания. Какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день. Традиции разных народов. Понятие рационального и сбалансированного питания. Белки, жиры и углеводы.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (6 ч)
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Ожоги. Как уберечься от ожогов. Оказание медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых. Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах, укусах насекомых.
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (20 ч)
Спорт любить – здоровым быть(16ч)
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность ( составлять режим дня, составлять комплекс упражнений для утренней зарядки, организовывать подвижные игры и т.д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Читайте также: