Кружок в школе умники и умницы 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (вводный урок).

Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Тренировка зрительной памяти.
Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать.

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

Развитие логического мышления.
Решение логических и творческо-поисковых задач.

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Проверка знаний и умений.

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

Развитие логического мышления.

Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Курс "Умники и умницы" направлен на развитие у учащихся логического мышления, интеллектуальных способностей.

Содержимое разработки

Пояснительная записка

Данная авторская программа внеурочной деятельности реализует научно-познавательное направление.

Нормативно-правовая база:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Актуальность и педагогическая целесообразность Программы

Отличительные особенности программы внеурочной деятельности

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

Цель и задачи реализации данной Программы:

- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

Задачи программы:

— освоение эвристических приёмов рассуждений;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— наблюдение, сравнение, обобщение и нахождение простейших закономерностей, использование догадок, построение и проверка простейших гипотез;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Сроки реализации Программы -1 год

Режим, формы проведения занятий

Занятия проводятся с детьми 1 класса 1 раз в неделю, всего 33 часа в течение года.

Формы занятий: программа внеурочной деятельности предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

решение занимательных задач;

оформление математических газет;

Принципы реализации Программы

принципе сознательности, так как нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности;

принципе систематичности и последовательности, что проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. принципе повторения знаний, умений и навыков, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий;

принципе непрерывности, что выражается в закономерностях построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха;

принципе цикличности, который способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения;

принципе учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, который является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровье сберегающих технологий.

принципе активности, что предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества;

принципе всестороннего и гармонического развития личности, который содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.

Планируемые результаты освоения Программы

Учащиеся должны знать:

основные базовые знания по математике, её ключевые понятия;

знать самого себя и свои возможности.

Учащиеся должны уметь:

овладеть способами исследовательской деятельности;

решать занимательные задачи;

оформлять математические газеты;

работать в парах, группах.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности:

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Предметные результаты отражены в содержании программы.

Универсальные учебные действия:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Формы подведения итогов реализации Программы

Учет знаний и умений для контроля освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов:

выставки творческих работ;

итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние обучающихся.

Автор: Хасанович Ольга Александровна

Населенный пункт: Иркутская область, г. Бодайбо

Аннотация к занятию

1. Тема, в рамках которой создан данный материал: "Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС на начальной и основной ступени обучения по направлению: научно-познавательная деятельность, что актуально на сегодняшний день.

2. Область применения: начальная ступень образования.

3. Цель:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие внимания;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: чётко излагать свои мысли;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, в группе;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Личностные результаты: В предложенных ситуациях делать выбор как поступить при поддержке других участников группы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в паре.

Коммуникативные УУД: - довести свою позицию до других:

- оформлять свою мысль в устной речи;

- слушать и понимать речь других;

Предметные результаты: выделять существенные признаки предметов;

- обобщать, делать несложные выводы.

4. Краткое содержание: Занятие направлено на развитие познавательных способностей учащихся 1 класса. Применяются различные формы работы: фронтальная, самостоятельная, работа в паре.

Оборудование: рабочие тетради, карточки для работы в паре, цв. карандаши, презентация.

Ход занятия

1. Организация класса.

Мы умные ребята

И не любим мы скучать,

С удовольствием мы с вами

2. Разминка.

а). Мозговая гимнастика

- Опустите голову вперед, расслабьте плечи и медленно качайте головой из стороны в сторону (выполнять 30 сек);

- Нужно нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости по 3 восьмёрки каждой рукой, затем двумя руками.

- Наденьте шапочку, мягко заверните ушки от верхней точки до мочки уха 3 раза.

б). Разминка для ума (по рабочей тетради)

- Как жужжит шмель? (жжж)

- Сколько ног у жука? (6)

- Сколько ног у червяка? (нет)

- Чем ловят бабочек? (сачком)

- Назови дни недели, в названии которых есть звук (с)? (среда, суббота)

- Чем больше из меня берут, тем шире и глубже я становлюсь. Что это? (яма).

- Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие.

- Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют цифрам. Задание. №1.


- Итак, это слово – красота.

4. Упражнения для тренировки памяти, внимании и логически – поисковые задания.

1. Расшифруем следующее слово: - Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют цифрам - это мелодия.

- С каким видом искусства связано это слово? (музыка)

- Красота в музыке, в каждом звуке, в каждой нотке, в каждом музыкальном произведении.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт –

В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

- Что вы почувствовали? Какое настроение передает музыка? Что вы представили себе? Какую картину природы? (слайд Весна) Появляются первоцветы.

2. Графический диктант.

- Но сначала Федоренко Мирослава прочитает нам стихотворение.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

- Сегодня вы нарисуете весенний цветок.

От начальной точки 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, соединяем в начальной точке.

- Поднимите руки, у кого получился цветок. Раскрасьте. Если у вас не получился цветок, нарисуйте свой, в следующий раз обязательно получится!

3. Физкультминутка

И вдруг проснулся

Больше спать не захотел.

И за парту тихо сел.

5. Упражнения для тренировки памяти, внимании и логически – поисковые задания.

Посмотрите, как художники изобразили цветы на своих картинах:

Винсент Ван Гог, Жак Линар, Игорь Левашов,

- Очень красиво! Не правда ли?!

- Красота может быть не только в музыке, в изобразительном искусстве, но и в человеке.

- Каждый из нас не похож на другого. Чем же мы отличаемся друг от друга? (внешность, характер, привычки).

А) Внешность: в первую очередь мы обращаем внимание, когда встречаемся с человеком на его лицо, на одежду.

- Какой должен быть у человека внешний вид, чтобы с ним хотелось общаться? (привлекательным, добрым, аккуратным).

- Мы все разные, но все замечательные и талантливые, а если немного постараемся, то все сможем стать красивыми людьми!

- Рассмотрим добрые, весёлые лица детей. Лица красивы, когда добры, приветливы, радостны.

- Раскрасьте мальчика, которому принадлежит машинка. № 3.(мальчик 2)


- Как мы уже выяснили, что мы отличаемся не только внешностью, но и характером. Не зря в народе говорят: Встречают по одёжке, а провожают по уму.

- Многие авторы литературных произведений высмеивают отрицательные черты характера человека через героев сказок, рассказов.

Отгадайте загадки и раскрасьте героев:

1). Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее. (лиса) - Кому звонит лиса? (Колобку)

2). Этот милый, странный душка
Безымянною игрушкой
Был когда - то в магазине,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены - . (ЧЕБУРАШКУ) Кому звонит чебурашка? (Крокодилу Гене)

3). Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - …(волк) Кому звонит волк? (Зайцу)

4). Острые ушки,
На лапах подушки,
Усы, как щетинка,
Дугою спинка.
Днем спит,
На солнышке лежит.
Ночью бродит,
На охоту ходит. (Кот) Кому звонит кот? (Собаке)

- Среди наших героев кто является положительным героем, кто отрицательным?


6. Коррегирующая гимнастика для глаз.

А). Моргания (полезно при всех нарушениях зрения). Моргать на каждый вдох и выдох.

Б). Письмо носом (снижает напряжение в области глаз). Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите и рисуйте что-нибудь в воздухе, глаза закрыты при этом.

7. Работа в парах.

- А теперь поработаем в парах и немного поиграем.

Игра называется “ Берем – не берем”. Перед вами на карточках черты характера, вы должны подумать берёте или нет эту черту характера себе. (Карточки с названиями черт характера на парте)


Скромность
Отзывчивость
Рассеянность
Грубость
Доброта
Жадность
Трудолюбие

Болтливость
Лживость
Аккуратность
Вежливость
Честность
Зависть

- Решите в паре, кто будет отвечать! (Проверка)

7. Рефлексия. Самооценка.

- Оцените свою работу: Раскрасьте флажок: красный – получилось всё отлично; жёлтый – получилось всё хорошо; зелёный – только часть заданий выполнена, так как хотелось; синий – не получилось, так как хотелось. Поднимите руки у кого красный флажок, жёлтый, синий, зелёный – в следующий раз у вас всё получится.

- Что понравилось на занятии? Какие задания для вас были трудными?

Мы отказались ходить к учительнице на доп.занятия Умники и умницы. Дочка ходит на допы вне школы. Обожает свои кружки. Учительница явно разозлилась, когда мы отказались. Из класса на Умники не ходят три человека. И вот сегодня была олимпиада в классе. Дочка не сделала два задания, говорит не поняла заданий. В одном из них надо было придумать существительные. Что это такое они еще не прошли. Учительница мне выговаривает: а вот знаете, мы вчера все подобные задания, как в олимпиаде, на доп.занятии прорешали и сегодня практически весь класс сделал отлично олимпиаду .вот вы и еще двое, кто не ходит, не сделали. Я поняла ее намек. Вот думаю: есть ли какие-то следующие этапы этой московской школьной олипиады, куда отличившихся посылают и дети делают уже без присутствия учителя и без подготовки аналогичных занятий за день до этого? Очковтирательство какое-то. Интересно, такие же отличные будут результаты в этом случае?

Читайте также: