Кружок умка в начальной школе
Обновлено: 05.07.2024
Интеллектуальное развитие детей направленно на развитие умственных способностей ребенка в процессе различных дошкольных видов деятельности, в основном – в увлекательной игровой.
Одна из важных задач этого кружка воспитания маленького ребенка – развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Развитие начал логического мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребенка к поступлению в школу и последующему обучению. Ребенок с достаточно высоким уровнем развития логического мышления не будет испытывать затруднения в ходе освоения более абстрактного учебного содержания, более успешно устанавливает связи, зависимости, закономерности, не просто запоминает, а понимает содержание, что позволит ему более успешно осваивать учебный материал.
Интеллектуальное развитие наших воспитанников включает в себя комплексное развитие сенсорных способностей (восприятие, познавательных когнитивных способностей (мышление) и творческих креативных способностей (воображение) с учетом возрастных особенностей психического развития ребенка.
Успешному интеллектуальному развитию детей способствует последовательная организация опытно-экспериментальной деятельности ребенка, как индивидуально, так и в группе. С раннего возраста дети знакомятся с объектами живой и неживой природы, учатся делать правильные умозаключения, вдумчиво устанавливать причинно-следственные связи процессов и явлений, логически рассуждать, связно и убедительно излагать свои мысли.
Дети занимаются 1 раз в неделю, занятия включают 2 игры. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Цель программы:
1. Развитие зрительного восприятия (величина, форма).
2. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).
3. Развитие мышления, навыков конструирования по образцу.
4. Развитие внимания и памяти.
5. Развитие зрительной и слуховой памяти.
Задачи программы:
1. Способствовать развитию умственных способностей ребенка старшего дошкольного возраста.
2. Формировать мыслительные умения.
1. Развитие начал логического мышления.
2. Развитие мелкой моторики ребенка дошкольного возраста.
Воспитательные задачи:
1. Совершенствование навыков общения.
2. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
3. Воспитание нравственно-волевых качеств.
Принципы реализации программы
- принцип развивающего обучения, направленный на всестороннее развитие личности и индивидуальности ребёнка;
- принцип интеграции образовательных областей (познание, коммуникация, социализация) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- принцип комплексно – тематического построения воспитательно – образовательного процесса;
- принцип связи обучения с жизнью, практикой, предусматривающий решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной экспериментальной деятельности ребёнка;
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.
Программа рассчитана на 3 года, 108 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность занятий:
Младший возраст – 15-20 мин
Средний возраст – 20-25 мин
Старший возраст – 25 – 30 мин
С учётом предусмотренного учебного плана.
Способ организации
Способ организации детей в процессе дополнительного образования зависит от поставленной цели и задач воспитательно – образовательной деятельности. Используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой и индивидуальный.
Наиболее часто встречающаяся рекомендация – проводить занятия групповым методом по 10-12 человек. На наш взгляд, дифференцированный подход принесет более высокие результаты.
Методы проведения обучения
- самостоятельной экспериментальной деятельности
- совместной деятельности педагога с детьми
Условия реализации программы:
Ожидаемые результаты: 1. Повышение интеллектуального уровня развития детей.
2. Умение анализировать.
3. Формирование абстрактного мышления.
4. Подготовка руки к письму.
5. Успешное обучение в школе.
Диагностика.
Проводится 2 раза в год: в начале (октябрь) и в конце обучения (апрель) .
Старшая группа.
Учебно-тематический план. На 1 год / 36 часов
сентябрь 1. Адаптационный период.
3. Занятие. Цель: развивать умение решать простые логические задачи; комбинировать и составлять ряды предметов; развивать зрительное внимание, мышление, навыки конструирования по образцу. (см. конспект).
октябрь 5. Занятие 1. Цель: развитие зрительного восприятия; развитие мышления и речи; внимания и памяти; мелкой моторики рук. Совершенствование навыков общения. (Шарохина стр. 7)
ноябрь 9. Занятие №2. Цель: развивать зрительное восприятие (цвет, форма, величина); развивать мышление и речь; целенаправленное внимание. (Шарохина стр. 11)
декабрь 5. Занятие №3. Цель: развивать слуховое и зрительное восприятие; внимание, наблюдательность; память; общую и мелкую моторику рук; совершенствовать навыки общения. (Шарохина, стр. 16).
2. Занятие 4. Цель: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память; развивать двигательные навыки; совершенствовать коммуникативные навыки. (Шарохина стр. 20)
3. Работа с блоками Дьенеша. Упражнение на внимание. Цель: учить на ощупь узнавать предмет.
6. Занятие №6. Цель: развивать зрительное восприятие, мышление, навыки конструирования по образцу; уточнять представление детей о квадрате; продолжать воспитывать нравственно-волевые качества.
7. Занятие №7. Цель: развитие зрительного и слухового восприятия; мышления и речи; общей и мелкой моторики. (Шарохина, стр. 31)
4. Занятие. Цель: продолжать учить детей находить отличия в изибражении предметов; закреплять умение выбирать предметы по одному признаку. (см. конспект)
май 1. Занятие. Цель: учить детей сравнивать предметы, отмечая различные признаки;; активизировать и развивать словарный запас; развивать умение пользоваться фразовой речью.
2. Викторина. Цель: обобщить знания детей, полученные за год.
Методическое обеспечение:
Вторая часть программы в соответствии с ФГТ Имея опыт сотрудничества с другими садами района, заметила, что при разработке программы на учреждение и на группу возникает трудность в.
Соколова Елена Борисовна
Цели программы : создание условий для формирования интеллектуальной активности
Задачи программы :
способствовать расширению кругозора
развивать мотивацию к познанию и творчеству
формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
обучать младших школьников работе с различными источниками информации
развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу
Отличительные особенности программы :
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний : русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
Основные виды деятельности :
решение логических задач по разным отраслям знаний
работа с различными источниками информации
составление собственных логических задач, ребусов, головоломок
Полный текст материала Программа кружка " Умка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
0 Спам
0 Спам
Спасибо за работу. Я буду вести кружок "Развитие логического мышления". Ваш материал будет мне очень полезен в составлении программы этого кружка. У вас есть все, что необходимо
0 Спам
0 Спам
Как раз собираюсь вести кружок в следующем учебном году. Вы меня просто выручили. Очень хороший материал. Спасибо.
0 Спам
0 Спам
0 Спам
Елена Борисовна, спасибо. Работа очень большая. Вы молодец! Всё так чётко расписано: цели, задачи, виды деятельности, формы занятий. Удачи Вам!
0 Спам
0 Спам
1 Спам
1 Спам
Очень полезный материал для тех, кто намеревается вести кружок или спецкурс для уч-ся 1-2 кл.
Есть пояснительная записка с целью, задачами, предполагаемыми результатами.
Календарно-тематическое планирование на 17 ч/год: знакомство детей с анаграммами, "логическими" квадратами, рисуночными ребусами и мн.др. Богатый список дополнительной литературы.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Рабочая программа по внеурочной деятельности научно-познавательного направления для учащихся 3-4 классов. Срок реализации программы - 2года.
Рабочая программа составленав соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 села Фёдоровка
Зам.дир. по УВР Директор МБОУ СОШ№1
_______/О.К.Халитова/ с. Фёдоровка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(МОДИФИЦИРОВАННАЯ)
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАУЧНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
для учащихся 3-4 классов
Срок реализации программы – 2 года
учитель начальных классов:
с. Федоровка – 2011 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Занятия помогут детям успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Цель и задачи программы:
Цель:
развитие у школьников математических и творческих способностей; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой.
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
Программа ориентирована на воспитанников 7-10 лет.
Сроки реализации:
Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
1 занятие в неделю по 45 минут.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
проведение математических игр,
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- творческие работы учащихся;
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Продолжительность и общая характеристика рекомендуемых составляющих занятия.
2. Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей - памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.
4. Весёлая переменка (3—5 минут). Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
6. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
7. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут). В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Поступление ребенка в школу-это ответственный и сложный момент в его жизни. И, конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает вопрос: как подготовить их к школе, к предстоящему труду?
Зачастую подготовка к школе рассматривается как можно более ранее изучение узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, творческого самовыражения.
Необходимо формировать у ребенка те качества характера, которые помогут ему найти контакт с учителем и одноклассниками. К таким качествам можно отнести: умение ребенка построить общение со сверстниками, умение при необходимости подчиниться требованиям взрослых. Эти качества определяются социальной зрелостью дошкольника.
Возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание и уменьшение импульсивных реакций в основном понимается как эмоциональная зрелость.
Под интеллектуальной зрелостью понимают развитость восприятия, проявляющегося в его избирательности, осмысленности, предметности, произвольности, концентрации внимания, памяти, аналитического мышления, воображения. Речевая готовность детей к обучению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами.
Кроме того, следует обратить особое внимание на развитие двигательных способностей, в частности на те из них, которые проявляются в индивидуальных видах творческой деятельности: конструирование, рисование, лепка, изготовление поделок. Во всех этих видах деятельности, кроме трудовых умений и навыков, у ребенка должна быть развита еще одна способность, от которой более чем от других, зависят его будущие успехи. Это - работоспособность. Без нее вряд ли можно рассчитывать на прочное усвоение достаточно большого объема знаний, на формирование сложных умений и навыков.
Далеко не каждая семья может самостоятельно полноценно подготовить ребенка к обучению в школе. Детям с разным уровнем подготовки к обучению в новых для них условиях одинаково трудны смена привычной обстановки, встреча и общение с многочисленным коллективом детей и взрослых, привыкание к иному режиму, большей статичности двигательной активности и т.п.
Актуальность дополнительной образовательной программы в том, что данная программа ориентирована на подбор оптимально допустимых технологий и методик, обеспечивающих наибольшую интеграцию познавательной и двигательной деятельности детей дошкольного возраста.
Цель программы: всесторонняя и планомерная подготовка детей к обучению в школе; сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Реализация программы будет способствовать решению следующих задач:
- развитие познавательной сферы ребенка через организацию занятий по ознакомлению с окружающим миром;
-интеллектуальное развитие ребенка через организацию занятий по формированию элементарных математических представлений;
- формирование речевой активности детей через организацию специальных занятий;
- развитие творческих способностей ребенка через организацию художественно-продуктивной деятельности;
- сохранение здоровья детей;
- формирование эмоциональной сферы, коммуникативных умений;
- нравственное, духовное воспитание детей.
Основные принципы работы:
- учет индивидуального уровня и темпа развития дошкольников;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- ориентировка педагога на успешность ребенка, выполняющего задание;
Программа рассчитана на 1год обучения.
которые способствуют: развитию познавательной активности детей; формированию чувства любви к родному краю, своей малой Родине; обобщению, систематизации знаний о природе и единстве человека и природы как основы человеческого сознания; охране и укреплению здоровья дошкольников.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, тестирование. Большое значение при проведении диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к занятиям, желания заниматься.
В 2016 году программа была переименована с некоторыми изменениями и дополнениями.
Занятия в объединении проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения.
При приеме детей учитываются как возрастные особенности, так и объем знаний, интеллектуальное развитие ребенка. С этой целью проводится предварительная индивидуальная диагностика уровня развития познавательных способностей каждого ребенка.
В зависимости от объективных условий, состояния материально технической базы, желания детей – возможно варьирование тем, корректировка часов, отведённых на изучение тех или иных тем и разделов программы.
Читайте также: