Кружок умка в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Интеллектуальное развитие детей направленно на развитие умственных способностей ребенка в процессе различных дошкольных видов деятельности, в основном – в увлекательной игровой.

Одна из важных задач этого кружка воспитания маленького ребенка – развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Развитие начал логического мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребенка к поступлению в школу и последующему обучению. Ребенок с достаточно высоким уровнем развития логического мышления не будет испытывать затруднения в ходе освоения более абстрактного учебного содержания, более успешно устанавливает связи, зависимости, закономерности, не просто запоминает, а понимает содержание, что позволит ему более успешно осваивать учебный материал.

Интеллектуальное развитие наших воспитанников включает в себя комплексное развитие сенсорных способностей (восприятие, познавательных когнитивных способностей (мышление) и творческих креативных способностей (воображение) с учетом возрастных особенностей психического развития ребенка.

Успешному интеллектуальному развитию детей способствует последовательная организация опытно-экспериментальной деятельности ребенка, как индивидуально, так и в группе. С раннего возраста дети знакомятся с объектами живой и неживой природы, учатся делать правильные умозаключения, вдумчиво устанавливать причинно-следственные связи процессов и явлений, логически рассуждать, связно и убедительно излагать свои мысли.

Дети занимаются 1 раз в неделю, занятия включают 2 игры. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Цель программы:

1. Развитие зрительного восприятия (величина, форма).

2. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).

3. Развитие мышления, навыков конструирования по образцу.

4. Развитие внимания и памяти.

5. Развитие зрительной и слуховой памяти.

Задачи программы:

1. Способствовать развитию умственных способностей ребенка старшего дошкольного возраста.

2. Формировать мыслительные умения.

1. Развитие начал логического мышления.

2. Развитие мелкой моторики ребенка дошкольного возраста.

Воспитательные задачи:

1. Совершенствование навыков общения.

2. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

3. Воспитание нравственно-волевых качеств.

Принципы реализации программы

- принцип развивающего обучения, направленный на всестороннее развитие личности и индивидуальности ребёнка;

- принцип интеграции образовательных областей (познание, коммуникация, социализация) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

- принцип комплексно – тематического построения воспитательно – образовательного процесса;

- принцип связи обучения с жизнью, практикой, предусматривающий решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной экспериментальной деятельности ребёнка;

- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.

Программа рассчитана на 3 года, 108 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность занятий:

Младший возраст – 15-20 мин

Средний возраст – 20-25 мин

Старший возраст – 25 – 30 мин

С учётом предусмотренного учебного плана.

Способ организации

Способ организации детей в процессе дополнительного образования зависит от поставленной цели и задач воспитательно – образовательной деятельности. Используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой и индивидуальный.

Наиболее часто встречающаяся рекомендация – проводить занятия групповым методом по 10-12 человек. На наш взгляд, дифференцированный подход принесет более высокие результаты.

Методы проведения обучения

- самостоятельной экспериментальной деятельности

- совместной деятельности педагога с детьми

Условия реализации программы:

Ожидаемые результаты: 1. Повышение интеллектуального уровня развития детей.

2. Умение анализировать.

3. Формирование абстрактного мышления.

4. Подготовка руки к письму.

5. Успешное обучение в школе.

Диагностика.

Проводится 2 раза в год: в начале (октябрь) и в конце обучения (апрель) .

Старшая группа.

Учебно-тематический план. На 1 год / 36 часов

сентябрь 1. Адаптационный период.

3. Занятие. Цель: развивать умение решать простые логические задачи; комбинировать и составлять ряды предметов; развивать зрительное внимание, мышление, навыки конструирования по образцу. (см. конспект).

октябрь 5. Занятие 1. Цель: развитие зрительного восприятия; развитие мышления и речи; внимания и памяти; мелкой моторики рук. Совершенствование навыков общения. (Шарохина стр. 7)

ноябрь 9. Занятие №2. Цель: развивать зрительное восприятие (цвет, форма, величина); развивать мышление и речь; целенаправленное внимание. (Шарохина стр. 11)

декабрь 5. Занятие №3. Цель: развивать слуховое и зрительное восприятие; внимание, наблюдательность; память; общую и мелкую моторику рук; совершенствовать навыки общения. (Шарохина, стр. 16).

2. Занятие 4. Цель: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память; развивать двигательные навыки; совершенствовать коммуникативные навыки. (Шарохина стр. 20)

3. Работа с блоками Дьенеша. Упражнение на внимание. Цель: учить на ощупь узнавать предмет.

6. Занятие №6. Цель: развивать зрительное восприятие, мышление, навыки конструирования по образцу; уточнять представление детей о квадрате; продолжать воспитывать нравственно-волевые качества.

7. Занятие №7. Цель: развитие зрительного и слухового восприятия; мышления и речи; общей и мелкой моторики. (Шарохина, стр. 31)

4. Занятие. Цель: продолжать учить детей находить отличия в изибражении предметов; закреплять умение выбирать предметы по одному признаку. (см. конспект)

май 1. Занятие. Цель: учить детей сравнивать предметы, отмечая различные признаки;; активизировать и развивать словарный запас; развивать умение пользоваться фразовой речью.

2. Викторина. Цель: обобщить знания детей, полученные за год.

Методическое обеспечение:

Вторая часть программы в соответствии с ФГТ Имея опыт сотрудничества с другими садами района, заметила, что при разработке программы на учреждение и на группу возникает трудность в.

Соколова Елена Борисовна
Цели программы : создание условий для формирования интеллектуальной активности
Задачи программы :
 способствовать расширению кругозора
 развивать мотивацию к познанию и творчеству
 формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
 обучать младших школьников работе с различными источниками информации
 развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу
Отличительные особенности программы :
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний : русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

Основные виды деятельности :
 решение логических задач по разным отраслям знаний
 работа с различными источниками информации
 составление собственных логических задач, ребусов, головоломок
Полный текст материала Программа кружка " Умка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

0 Спам

0 Спам

Спасибо за работу. Я буду вести кружок "Развитие логического мышления". Ваш материал будет мне очень полезен в составлении программы этого кружка. У вас есть все, что необходимо

0 Спам

0 Спам

Как раз собираюсь вести кружок в следующем учебном году. Вы меня просто выручили. Очень хороший материал. Спасибо.

0 Спам

0 Спам

0 Спам

Елена Борисовна, спасибо. Работа очень большая. Вы молодец! Всё так чётко расписано: цели, задачи, виды деятельности, формы занятий. Удачи Вам!

0 Спам

0 Спам

1 Спам

1 Спам

Очень полезный материал для тех, кто намеревается вести кружок или спецкурс для уч-ся 1-2 кл.
Есть пояснительная записка с целью, задачами, предполагаемыми результатами.
Календарно-тематическое планирование на 17 ч/год: знакомство детей с анаграммами, "логическими" квадратами, рисуночными ребусами и мн.др. Богатый список дополнительной литературы.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности научно-познавательного направления для учащихся 3-4 классов. Срок реализации программы - 2года.

Рабочая программа составленав соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 села Фёдоровка

Зам.дир. по УВР Директор МБОУ СОШ№1

_______/О.К.Халитова/ с. Фёдоровка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(МОДИФИЦИРОВАННАЯ)

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАУЧНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

для учащихся 3-4 классов

Срок реализации программы – 2 года

учитель начальных классов:

с. Федоровка – 2011 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Занятия помогут детям успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

Цель и задачи программы:

Цель:
развитие у школьников математических и творческих способностей; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой.

Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

Программа ориентирована на воспитанников 7-10 лет.

Сроки реализации:

Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Формы и режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:

1 занятие в неделю по 45 минут.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

проведение математических игр,

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

занятия-конкурсы на повторение практических умений,

занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

творческий подход к знаниям,

степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,

при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- творческие работы учащихся;

Занятия построены таким образом, что один вид дея­тельности сменяется другим. Это позволяет сделать рабо­ту детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличива­ется объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

Продолжительность и общая характе­ристика рекомендуемых составляющих занятия.

2. Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положи­тельного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку вклю­чены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопро­сы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятель­ности.

3. Тренировка и развитие психических механизмов, ле­жащих в основе творческих способностей - памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут). Исполь­зуемые на этом этапе занятия задания не только способ­ствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.

4. Весёлая переменка (3—5 минут). Динамическая па­уза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различ­ных заданий одновременно.

6. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз помо­жет как повышению остроты зрения, так и снятию зри­тельного утомления и достижению состояния зрительно­го комфорта.

7. Логические задачи на развитие аналитических спо­собностей и способности рассуждать (5 минут). В це­лях развития логического мышления предлагаются зада­чи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Поступление ребенка в школу-это ответственный и сложный момент в его жизни. И, конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает вопрос: как подготовить их к школе, к предстоящему труду?

Зачастую подготовка к школе рассматривается как можно более ранее изучение узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, творческого самовыражения.

Необходимо формировать у ребенка те качества характера, которые помогут ему найти контакт с учителем и одноклассниками. К таким качествам можно отнести: умение ребенка построить общение со сверстниками, умение при необходимости подчиниться требованиям взрослых. Эти качества определяются социальной зрелостью дошкольника.

Возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание и уменьшение импульсивных реакций в основном понимается как эмоциональная зрелость.

Под интеллектуальной зрелостью понимают развитость восприятия, проявляющегося в его избирательности, осмысленности, предметности, произвольности, концентрации внимания, памяти, аналитического мышления, воображения. Речевая готовность детей к обучению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами.

Кроме того, следует обратить особое внимание на развитие двигательных способностей, в частности на те из них, которые проявляются в индивидуальных видах творческой деятельности: конструирование, рисование, лепка, изготовление поделок. Во всех этих видах деятельности, кроме трудовых умений и навыков, у ребенка должна быть развита еще одна способность, от которой более чем от других, зависят его будущие успехи. Это - работоспособность. Без нее вряд ли можно рассчитывать на прочное усвоение достаточно большого объема знаний, на формирование сложных умений и навыков.

Далеко не каждая семья может самостоятельно полноценно подготовить ребенка к обучению в школе. Детям с разным уровнем подготовки к обучению в новых для них условиях одинаково трудны смена привычной обстановки, встреча и общение с многочисленным коллективом детей и взрослых, привыкание к иному режиму, большей статичности двигательной активности и т.п.

Актуальность дополнительной образовательной программы в том, что данная программа ориентирована на подбор оптимально допустимых технологий и методик, обеспечивающих наибольшую интеграцию познавательной и двигательной деятельности детей дошкольного возраста.

Цель программы: всесторонняя и планомерная подготовка детей к обучению в школе; сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

Реализация программы будет способствовать решению следующих задач:

- развитие познавательной сферы ребенка через организацию занятий по ознакомлению с окружающим миром;

-интеллектуальное развитие ребенка через организацию занятий по формированию элементарных математических представлений;

- формирование речевой активности детей через организацию специальных занятий;

- развитие творческих способностей ребенка через организацию художественно-продуктивной деятельности;

- сохранение здоровья детей;

- формирование эмоциональной сферы, коммуникативных умений;

- нравственное, духовное воспитание детей.

Основные принципы работы:

- учет индивидуального уровня и темпа развития дошкольников;

- вариативность содержания и форм проведения занятий;

- ориентировка педагога на успешность ребенка, выполняющего задание;

Программа рассчитана на 1год обучения.

которые способствуют: развитию познавательной активности детей; формированию чувства любви к родному краю, своей малой Родине; обобщению, систематизации знаний о природе и единстве человека и природы как основы человеческого сознания; охране и укреплению здоровья дошкольников.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, тестирование. Большое значение при проведении диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к занятиям, желания заниматься.

В 2016 году программа была переименована с некоторыми изменениями и дополнениями.

Занятия в объединении проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения.

При приеме детей учитываются как возрастные особенности, так и объем знаний, интеллектуальное развитие ребенка. С этой целью проводится предварительная индивидуальная диагностика уровня развития познавательных способностей каждого ребенка.

В зависимости от объективных условий, состояния материально технической базы, желания детей – возможно варьирование тем, корректировка часов, отведённых на изучение тех или иных тем и разделов программы.

Читайте также: