Кружок родной край в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания обучающихся является краеведение. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже и содержательнее будут знания обучающихся о родном крае, его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к России.

Программа призвана познакомить учащихся со знаниями об историческом прошлом, культурных традициях прошлого и настоящего посёлка Неболчи, Любытинского района, Новгородской области; воспитывать обучающихся на примерах мужества и героизма любытинцев, новгородцев; развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся; воспитывать чувства гражданства и патриотизма.

Цель программы : формирование гражданско-патриотических ценностей обучающихся посредством знакомства с историческим и культурным наследием своей малой Родины.

Задачи программы :

- приобрести знания по истории посёлка Неболчи, Любытинского района, Новгородской области;

- способствовать воспитанию таких личностных качеств как доброта, честность, взаимопомощь; воспитание культуры труда и этики общения; воспитание бережного отношения к природе, родному краю;

- развивать у обучающихся наблюдательность, способность проявлять теоретические, практические навыки.

Основные принципы, положенные в основу программы :

- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

- принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников;

- систематичности и последовательности: знания в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, обучающиеся могут применять их на практике;

- принцип наглядности: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной и справочной литературы.

При реализации программы используются следующие методы:

- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, фотозарисовок, мультимедийных презентаций;

- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.

Обучение по программе может проводиться в виде теоретических и практических занятий с учащимися, а также в форме экскурсий, викторин, походов, встреч с интересными людьми, бесед.

Технологическая составляющая программы обеспечивается использованием современных технологий: развивающего обучения, здоровье сберегающих, игровых, компьютерных и др.

Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы также могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на классных часах и внеклассных мероприятиях.

Программа рассчитана на учащихся 2 - 4 классов. Срок реализации 1 год.

Занятия проходят 1 раз в неделю, 34 часа в год.

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.

3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.

1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.

2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.

3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.

1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.

2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.

3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.

4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.

5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы

7. Находить необходимую информацию в Интернете.

1. Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).

2. Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.

3. Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).

Обучающиеся будут знать

- название страны, региона, района, родного посёлка;

- символику области, района, посёлка;

- даты основания п. Любытино и п. Неболчи;

- особенности жилища древних славян;

- особенности одежды древних славян;

- основные занятия славян;

- два семейно–бытовых обряда;

- правила двух игр древних славян;

- исторические места п. Любытино;

- названия самых распространённых растений, произрастающих на территории п. Неболчи;

- названия животных, обитающих на территории Любытинского района;

- названия промышленных и сельскохозяйственных предприятий п. Неболчи;

- места захоронений войнов, защищавших п. Неболчи в годы Великой Отечественной войны.

- показывать Россию, Новгородскую область, Любытинский район; Москву, Великий Новгород, Любытино, Неболчи на соответствующих картах;

- различать гербы Новгородской области, п. Любытино и п. Неболчи;

- объяснять особенности строения жилища древних славян;

- называть виды одежды древних славян;

- соотносить событие крестьянской жизни с обрядом;

- играть в одну из игр древних славян;

- определять названия растений и животных Любытинского района по изображению (описанию)

Обучающиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по нужной тематике;

- составлять небольшие рассказы о своей малой Родине, ее истории и великих людях

занятия Тема занятия Количество часов

1 Введение (3ч)

1 Наша область на карте России 1

2 Любытинский район на карте Новгородской области 1

3 Символика области, района, посёлка 1

2 Край мой древний – земля Любытинская (10ч)

4 История посёлка Любытино. Сопки – древние памятники археологии 1

5 История посёлка Неболчи 1

6 Поселения и жилища древних славян 1

8 Одежда древних славян 1

9 Основные занятия славян 1

10 Промыслы. Из истории льна. Обработка льна 1

11 Семейно – бытовые обряды предков 1

12 Устное народное творчество. Игры древних славян 1

3 Исторические места п. Любытино (6 ч)

14 Усадьба И. Л. Горемыкина 1

15 Исторические объекты п. Любытино 1

16 Церковь Успения Богородицы – памятник архитектуры и истории 1

17 Имение А. В. Суворова в деревне Каменка 1

19 Знаменитые земляки 1

4 Изучаем природу родного края (7 ч)

20 Природа нашего края. Экскурсия в лес 1

21 Растительный мир Любытинского района 1

22 Животный мир Любытинского района 1

25 Памятники природы Любытинского района 1

26 Экскурсия в Любытинский краеведческий музей 1

5 Настоящее родного края (8 ч)

27 Промышленные и сельскохозяйственные предприятия Любытинского района 1

28 Экскурсия на предприятия п Неболчи: ГОК "Неболчи", деревообрабатывающий комбинат Stora Enso Timber и др. 1

29 Наши земляки – неболчане 1

30 Великая Отечественная война в истории моего посёлка 1

33 Учимся работать с краеведческой литературой 1

Список использованных источников

Литература для педагога:

1. Методика историко-краеведческой работы в школе / Под ред. Н. С. Борисова. – М. : Просвещение, 1982.

2. Серова В. Н. Наша Новгородская земля: Учеб. пособие по краеведению для мл. шк. – 2-е изд., перераб. и доп. – Л. : Лениздат, 1982.

4. Бытописание земли Новгородской: Учеб. -хрестоматия по краеведению : 1-4 кл. / Авт. -сост. Барашкова В. И., Скобочкина Ю. В. ; Комитет образования администрации Новгор. обл. Новгор. регион. центр развития образования. - Обнинск: Духовное население, 2001.

Литература для обучающихся:

Фотоотчёт о художественных работах учащихся начальных классов по внеурочной деятельности за 3 четверть

Фотоотчёт о художественных работах учащихся начальных классов по внеурочной деятельности за 3 четверть С января текущего года и до середины марта на базе школы возобновил свою работу кружок "Я рисую", куда с огромным интересом и желанием ходят.

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 5–9 классов по ФГОС Содержание учебного предмета. ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских.


Рабочая программа кружка "Мой край родной рассчитана на 35 занятий. Занятия проводятся в часы внеурочной занятости учащихся.

Содержимое разработки

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

На заседании ШМО

Заместитель директора по УР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

Учитель Гитерман Людмила Викторовна.

Пояснительная записка

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Основные принципы, положенные в основу программы:

принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Требования к результатам обучения

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на занятии и в жизни.

Узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;

Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему своей Родины;

Оценивать правильность поведения людей в природе.

Содержание курса:

Введение (2 часа)

Моя семья (7 часов)

Наша школа (5 часов)

Мой край на карте Родины (3 часа)

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. Саратов – моя малая Родина. Работа с географической картой.. Флаг, герб, гимн Саратова.

Природа нашего края (17 часов)

Город, в котором я живу (9 часов)

Мой край родной – мой Саратов (10 часов)

Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. Исторические корни нашего края. Легенды и предания.. Саратов - сокровищница культурно – исторических памятников. Современный Саратов. Географические названия населенных пунктов нашей местности.

Культура и быт родного края (8 часов)

Музей- хранилище истории. (6 часов)

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Музеи Саратова.. Знакомство с разделами экспозиции городского краеведческого музея.

Итоговые занятия (2 часа)

Итоговая конференция. Что узнали о родном крае и городе? Экскурсия на природу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время возникла необходимость духовно-нравственного воспитания для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, его семьи. Знакомясь с жизнью своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции. Чтобы дети стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.

Цель программы:

Приобщить первоклассников к традиционной культуре народа, сформировать представление о себе как представителе своего народа, развивать чувство национального самосознания, миролюбия, толерантности, умение жить и работать в сотрудничестве и согласии с другими людьми.

Задачи программы:

- Вызвать у ребенка стремление быть полноправным членом семьи, иметь свои права и обязанности.

- Воспитывать уважительное отношение к взрослым и сверстникам

- Формировать толерантное отношение к народным традициям, обычаям, особенностям других народов, проживающих в регионе.

- Знакомить с достопримечательностями Бурятии

- Приобщать к этнической культуре бурятского народа (традиции, обычаи, национальная одежда, традиционные народные игры, праздники и др.)

- Развивать интерес школьников к народному искусству, начальные ключевые компетентности, творческие способности.

Ожидаемые результаты

Планируемые результаты реализации программы :

В результате прохождения программного материала дети должны

Историю своей семьи;

семья и школа, их место в жизни ребёнка в семье, классе, школе;

природу родного края

значение природы в жизни человека;

правила охраны природы.

выполнять отдельные и постоянные обязанности в семье;

соблюдать общепринятые правила в семье, школе, общественных учреждениях;

узнавать в окружающей природе изученные растения и животных;

соблюдать правила охраны природы, выполнять некоторые природоохранные меры (например, подкармливать птиц).

Способы определения результативности

Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:

Педагогический анализ результатов: - тестирования; - опросов; - выполнения диагностических заданий;

Формы подведения итогов реализации программы

Участие в выставках, конкурсах, соревнования, презентации

Планируемые результаты:

Личностными результатами в 1-м классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им

Программа рассчитана на 33 часа (33 учебные недели).

Содержание программы 1 класс

Программа первого года обучения направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живет младший школьник. На данном этапе происходит накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры.

знакомство детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города) и людьми, живущими в нашем городе.

Программа включает в себя 5 разделов.

В ходе изучения этого раздела первоклассники учатся составлять рассказы о своей семье, о своем доме, используя семейные фотографии, осуществлять поиск информации с помощью взрослых о традициях семьи

- с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного зала, библиотеки, компьютерных классов, актового зала и др. помещений); руководством школы, ее учителями;

- с объектами, расположенными вокруг школы.

- с историей образования города Улан- Удэ

В ходе изучения этого раздела дети учатся рассказывать о себе: кто я, чем люблю заниматься, чем особенно интересуюсь. Под руководством родителей и учителя приучаются к режиму дня школьника, осознают значение соблюдения режима дня для здоровья.

-с достопримечательностями родного города;

- с населением и почетными людьми города;

- с историей названия улиц.

Четвёртый раздел- Моя родная природа (6 ч) знакомит:

-с растениями Бурятии

-с животными Бурятии

-с озером Байкал

-с лекарственными растениями

-с охраной природы родного края

Пятый раздел – «Моя родина Бурятия (7 ч) знакомит:

- с государственной символикой ;

- с обычаями и традициями народов Бурятии

- с национальными костюмами;

- с народными играми;

Этот раздел развивает у школьников умение задавать вопросы, умение работать по предложенному плану, умение в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на занятии, в жизни, побуждает осознавать себя гражданином Отечества, уметь ценить в других людях положительные качества .

Кружок предназначен для учеников 1-3 классов. Цель - знакомство с малой Родиной. Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков. Основная задача программы - формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии, воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина.
В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым края, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного края.
Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей.
Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.

Оценить 1232 0

Протокол № 1 от 29. 08. 2016г.

Авторская программа

Составитель:

Федорова С. В.

учитель начальных классов

первой квалификационной

Мой край! Моя Россия, Русь!
Мне Родины другой совсем не надо!
Я здесь училась, здесь живу и здесь учусь,
Улыбке мамы, солнцу здесь я рада!
Россия, ты у каждого своя,
То место малой Родиной зовется,
А вот Российская Держава есть одна,
От этих слов с волненьем сердце бьется!

“ Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие “Отечество”.
В. Песков.

Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного города, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории и, конечно, это люди, гордость и слава родного города.

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Творческое объединение младших школьников “Моя малая Родина” помогает формированию у учащихся целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально – экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.

Это способствует развитию:

креативных способностей учащихся,

становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям,

формированию толерантности и толерантного поведения,

укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями;

наличие богатых возможностей для большого количества учащихся;

изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг писателей, семейные экскурсии;

общая работа родителей и детей в деле охраны и восстановления природы; города, памятников истории и культуры;

совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье),

формированию экологической культуры,

способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности,

развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,

стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае,

интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы,

формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни,

видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности.

“Мира не узнаешь, не зная края своего!”

Пояснительная записка.

“Нельзя только призывать к патриотизму, его нужно воспитывать”.
Д. С. Лихачев.

“Концепция модернизации российского образования” одним из приоритетных направлений образовательной политики определяет личностную ориентацию содержания образования, усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика.

В настоящее время возрастает интерес к вопросам поиска наиболее эффективной формы программы патриотического воспитания школьников. Это связано, прежде всего, с тем, что выпускники школ должны иметь сформированную устойчивую гражданскую позицию, развитое чувство любви к Родине.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление учащихся 1 класса с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств проводится через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся — идет интенсивное умственное развитие.

Некоторые элементы этой деятельности дети получают уже в детском саду в своих прогулках и экскурсиях на природу, на занятиях и уголках природы. Закрепить и продолжить эту деятельность в начальной школе необходимо, так как иначе потеряется и навык, и интерес к этой деятельности в подростковом возрасте, менее эффективным будет воздействие природной и социальной среды на развитие личности учащегося. А специфичность краеведческой деятельности как раз и заключается в непосредственном "столкновении" учащегося с окружающей его социальной средой, с действительностью, с жизнью.

Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств учащихся в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.

Цель программы :

– формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
– воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

Образовательные:

Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность.

Развитие мотивации к сбору краеведческого материала.

Изучение истории и природы (флоры и фауны) своего родного края.

Воспитательные:

Формирование потребности в саморазвитии.

Формирование активной жизненной позиции.

Развитие культуры общения.

Воспитание любви к своей малой Родине;

Развивающие:

Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

Развитие вкуса к родному слову.

Учебно-методическое сопровождение:

Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.– М.: Просвещение, 2011г.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и среднее образование/ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под. ред. В.А. Горского.– 2-изд.– М.: Просвещение, 2011

Е.Медведев, М. Виданов. “Край родной, навек любимый” – пособие по историческому краеведению.

Участники внеурочной деятельности:

Возраст учащихся.

Программа “ Моя малая Родина” предназначена для проведения кружка в начальной школе. Она рассчитана на детей школьного возраста 7 лет. В кружок принимаются все желающие без специального отбора.

Режим занятия.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 33часа.

Занятия предполагается проводить 1 раз в неделю.

Формы проведения занятий:

Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения:

Экскурсии (по городу);

Экскурсии на предприятия города;

Уроки – лекции; уроки – встречи;

Работа с документами; СМИ;

Методы работы:

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, презентаций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знаниянапрактике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.

Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, окружающему миру.

Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.

Условия для реализации программы.

Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:

Проведение занятий вне класса: в краеведческом музее имени Невельского, в библиотеке, на экскурсии в природу; на экскурсии на предприятия города.

Привлечение к работе старшего поколения (родителей, бабушек и дедушек).

На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Предметные результаты:

историю своего имени;

свой домашний адрес;

что такое семья, обязанности члена семьи;

имена, отчества членов своей семьи, учительницы, директора школы;

профессии своих родителей;

правила поведения в общественных местах;

адрес своей школы, школьный стадион, пришкольный участок;

историю происхождения своего города;

достопримечательности города и края;

несколько растений и животных города;

человек является частью природы;

символику своего города, его историю.

называть своих ближайших родственников;

выполнять некоторые поручения в своей семье;

соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;

соблюдать правила личной гигиены;

хранить старинные семейные вещи;

поддерживать чистоту в школе и дома;

работать на пришкольном участке и у себя на огороде;

заботиться и ухаживать за домашними животными;

ориентироваться в микрорайоне школы и выбирать наиболее безопасный путь из школы домой и из дома в школу;

ориентироваться по карте Костромской области и находить свой город.

Работа с родителями.

-организация встреч с интересными людьми города.

На первом году обучения ребята изучают историю своей семьи, семейные традиции, семейные реликвии. Важно начать процесс патриотического воспитания с семьи. Не секрет, что чем старше становятся дети, тем больше они отдаляются от семьи, тем больше их притягивает улица. Необходимо не пропустить момент, когда дети еще готовы обращаться за помощью к своим близким людям, родителям, бабушкам и дедушкам. Взрослые члены семьи всегда готовы прийти на помощь малышам. Происходит укрепление семейных отношений, укрепляется связь поколений, бабушки и дедушки чувствуют свою необходимость. Растет уровень нравственности в семье. Появляется чувство общей гордости за членов своего рода. Родители, бабушки и дедушки – активные участники всех итоговых мероприятий, помощники педагога.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

- сформировать положительное отношение к школе и учебную мотивацию,

- способствовать снижению школьной тревожности,

- развивать коммуникативные навыки и сплоченность классного коллектива,

-способствовать формированию внутренней позиции школьника, - развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.

- учить детей называть членов семьи;

-внушать детям чувство гордости за свою семью; -прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. -формировать интерес к своей родословной.

Читайте также: